Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры)

Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ДОСУГ» И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ.

1.1. Определение и сущность понятия “досуг” .

1.2. Основные формы организации досуга.

2.ОРГАНИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА В РОССИИ И УДМУРТИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

2.1. Опыт организации молодежного досуга в России.

2.2. Организация молодежного досуга в УР.

2.3. Работа с молодежью как способ решения проблем молодежной субкультуры.

3. АНАЛИЗ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (на примере РОМЦ отдела культуры администрации Алнашского района УР)

3.1.Социо-культурная среда современной сельской местности

3.2.Приоритетные направления работы РОМЦ отдела культуры администрации Алнашского района УР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ДОСУГ» И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ

1.1.Определение и сущность понятия «досуг»

Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т.д.[37,С.413].

Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Раз досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье по принципу: “ что хочу, то и делаю”. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

В подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства и одновременно существует три позиции:

деление временного отрезка на рабочее и внерабочее время, где “досуг” и “внерабочее” рассматриваются как одно и то же;

отождествление понятий “досуг” и “свободное время”,

досуг - часть свободного времени, отдых и развлечения не связанные с развитием личности

Сегодня в энциклопедиях и справочниках “досуг” и “ свободное время” между собой уравнивают.

В “Толковом словаре живого великорусского языка” В.И.Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как “досужий” - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала XX века понятие «досуг» означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное время от работы время[20,С.6].

Советский энциклопедический словарь дает такое определение: “Досуг - часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное потребление; спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми”[37,С.413].

Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений[1,С.7].

Когда люди говорят о досуге, чаще всего они имеют в виду свободное от работы время. Однако ученые - исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой.

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени следует вычесть время, которое он затрачивает:

на производственно - трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно;

физиологический отдых (ночной сон);

оздоровительные и санитарно - гигиенические нужды;

покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;

приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;

воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям.

Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.

В будний день доля свободного времени у работающего человека - относительно небольшая величина, один - три часа, а в некоторых случаях - несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности.

Таким образом, человек в состоянии варьировать - увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако эти его возможности не безграничны. Если труд на производстве или многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомления. А люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.

Сравнительно небольшой объем досуга в суточном ритме характерен, как правило, для представителей делового мира, у которых рабочее время не нормировано, а так же для женщин, занятых на производстве и одновременно воспитывающих малолетних детей или имеющих большую семью. Кроме того, у многих категорий работников свободное время не четко выражено, например, у тех, кто временно не занят на общественном производстве, находясь в поисках работы, а также у тех, кто трудится нестабильно или выполняет работу по договору на дому. Эти люди располагают возможностью выбирать по своему усмотрению время для занятий, связанных либо с трудовой деятельностью, либо с семейными обязанностями, либо с досугом. Наибольшим объемом свободного времени располагают домохозяйки и чаще всего пенсионеры. У работающих и неработающих людей доля досуга в объеме суточного времени заметно возрастает в выходные дни и в отпускной период. Многие граждане стремятся использовать эти дни преимущественно с рекрационно - досуговой целью, минимизируя повседневные нагрузки и домашние дела.

В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Ценность - это повседневный ориентир, с помощью которого человек сообразует свои мысли и действия с социальной действительностью. Это то, что побуждает его и чем он руководствуется в своей жизнедеятельности. Естественно, что ценностные ориентации существуют у человека и по отношению к свободному времени.

Идеология демократических обществ в области свободного времени базируется на фундаментальном праве человека - распоряжаться своей свободой и осуществлять свою жизнедеятельность исходя из личных потребностей и интересов. В связи с тем, что обществу небезразлично, как и на что человек расходует свое свободное время, оно, с одной стороны, формирует ценностные ориентации, с другой - создает инфраструктуру его организации и проведения.

Свободное время относится к центральным ценностям человека, поэтому особое место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга. При этом сегодня необходимо учитывать прогрессирующую динамику производства, экологическую опасность существования и жизнедеятельности, влияние новых средств массовой информации, растущее количество возможностей организации свободного времени. Все это сопровождается значительным изменением жизненных ценностей, которое характеризуется стремлением к оригинальности, проявлением индивидуальности, устремленностью к самодеятельным решениям на основе собственной компетентности.

В нашем случае интерес представляет культурный досуг, который можно рассматривать как творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, туризм, самоорганизация досуга и др., т.е. время, которое люди посвящают не деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитием, а активному, ориентированному на получение удовольствий и радостных впечатлений времяпрепровождению.

Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно - организованный.[19].

Под досугом принято понимать время, свободное от профессиональной занятости и домашних обязанностей.

Виды деятельности человека в свободное время можно условно разделить на три группы:

а) просто отдых: игры, развлечения, созерцание и т.д.

б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей;

в) творчество: техническое, научное, художественное.

Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия.

Вторая группа вида деятельности в свободное время - просвещение (в широком смысле слова: приобщение к культуре). Оно включает в себя ознакомление с культурной жизнью страны, ценностями науки, искусства. Читать, слушать музыку, ходить в театр можно и для развлечения. Нужно, чтобы человек слушал музыку не только ради удовольствия, но стремился понять ее особенности, познакомиться с биографией композитора, эпохой, в которую он жил. Эстетическое воспитание играет важную роль в организации свободного времени и, в первую очередь молодежи.[33,С.102].

Одной из определяющих характеристик образа жизни молодежи являются досуговые предпочтения. Самореализация молодежи в сфере досуга свидетельствует как о личностных предпочтениях в способах проведения свободного времени, так и о структуре личности в целом. Иными словами, то, как подросток проводит свободное время, говорит о его склонностях, интересах, деятельностной направленности, отражает уровень его интеллектуального и духовного развития. То, как молодежь реализует себя в досуге, делает ее особой социальной группой. Поскольку жизнь молодежи сконцентрирована вокруг отдыха и именно в нем она проявляет себя наиболее полно, изменения в образе ее жизни лучше всего проявляются и прослеживаются в данной сфере.[13,С.110].

Как видим, понятия “досуг” и “свободное время” взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Человек в этот период может заняться хозяйством, домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффективно.

Представление которое формируется в любой этнонациональной культуре о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать это время прежде всего на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития.

1.2. Основные формы организации досуга

Существует несколько типов проведения свободного времени в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства. Очевидно, что «массовое искусство» отличается легкостью восприятия, доступностью, ориентацией на типичность, что и доказывает высокий уровень посещаемости развлекательных заведений.

Кино - промежуточный вид искусства, доступный большинству почитателей как «высокого», так и «массового искусства». Его меньшая популярность среди молодежи перекликается с общероссийскими тенденциями. После того как на протяжении нескольких десятилетий киноискусство занимало монопольную позицию по отношению к другим формам досуга, в конце 80-х годов в нашей стране произошло резкое изменение кинопосещаемости в сторону снижения[40,С.43]. На сегодняшний день интерес к данному виду искусства обострился вновь, ходить в кино становится у молодежи все более модным. Популярность его превосходит популярность драматических и оперных театров вместе взятых.

Как же соотносится между собой отношение молодежи к развлекательным учреждениям различного типа, влияет ли предпочтение одного из них на посещение другого? Рассмотрим формы проявления различных типов поведения и постараемся рассмотреть состав их аудитории.

Как показали данные исследования, больше половины посетителей ночных клубов(57%) бывают на концертах, шоу программах. Меньше всего они интересуются оперой и балетом(7%). Любителей театра в числе посетителей ночных клубов можно встретить в три раза чаще, чем любителей оперы(22,7%). Как видим, посетителям ночных клубов ближе всего массовые зрелища. Их интерес к театрам, вместе взятым, вдвое меньше, чем пристрастие к шоу - концертам и в полтора раза меньше, чем к кино.

Досуговые интересы посетителей кинотеатров по своей структуре аналогичны интересам посетителей ночных клубов. По сравнению со всеми опрошенными, они в полтора - два раза чаще посещают развлекательные учреждения. Их активность в посещении учреждений «высокой» культуры, по сравнению с позицией посетителей ночных клубов, подтверждает нашу гипотезу о промежуточном положении киноискусства по отношению к другим видам искусства.

Говоря о посетителях оперного театра, нужно обратить внимание на их пристрастие к драматическому искусству и кино, а так же на большую посещаемость массовых зрелищ.

Как мы видим, почитатели «высокого» искусства не отвергают, а скорее даже, наоборот, интересуются «массовым искусством». Их досуг не является узконаправленным: им не чуждо и кино, и концерты, и ночные клубы.

Посещение дискотек - своеобразная отличительная карточка молодежи в возрасте от 15 лет. Период взросления отмечается характерным стремлением к общению со сверстниками и желанием понравиться противоположному полу. Быть всегда в центре событий, развлекаться и получать удовольствие - это свойственно подросткам старше 15 лет, особенно в период студенчества.

Занятия спортом в свободное время являются одним их основных способов проведения досуга, и в большинстве случаев спорту отдают предпочтение юноши.

Проводить свободное время, гуляя с друзьями, больше нравится городским жителям. В большинстве случаев предпочитают проводить время с друзьями на улице подростки 15 -17 лет, в более раннем возрасте у детей несколько другие интересы.

Туризм и отдых на природе предпочитают 31,2% молодых людей, это третий по популярности вид отдыха у молодежи.

За чтением газет и журналов проводят свой досуг 20,1% опрошенных, в большинстве случаев это старшая группа подростков в возрасте 15-18 лет.

Компьютерным играм посвящают свое свободное время 22,2% подростков. Компьютер как одно из проявлений индустрии развлечений не так давно вошел в жизнь подростков и детей. Если 10 лет назад его в большинстве случаев заменяли игровые приставки, то с годами все более совершенные модели компьютеров с мультимедийными возможностями становятся мечтой детей и подростков. Появившиеся компьютерные игры с отличной графикой привлекают детей и подростков в любом возрасте. Фактор наличия компьютера дома не всегда является решающим, в большинстве случаев подростки посещают компьютерные салоны или друзей, имеющих чудо - технику дома[13,С.98].

На посещение досуговых учреждений влияет материальное положение молодых людей. Согласно данным исследованиям, материально обеспеченные чаще, чем малообеспеченные молодые люди, занимают свое свободное время различными мероприятиями.

С ростом дохода увеличивается лишь число посещений различных мероприятий. Выбор той или иной досуговой формы не связан с метериальным обеспечением молодежи.

Различия в чтении художественной литературы и периодики высокодоходной и низкодоходной группах практически не значим. Это подтверждает наше предположение о том, что все группы молодежи не зависимо от материального положения имеют равный доступ к тем общечеловеческим ценностям, знаниям, опыту, которые передаются с помощью книг и других печатных изданий.

Среди молодых людей с высшим образованием посетителей всевозможных досуговых учреждений в полтора - два раза больше, чем среди молодых людей со средним и средним специальным образованием.

В нынешней ситуации часть молодежи посещает развлекательные учреждения, а другая нет. В частности, к группе «непосетителей» развлекательных учреждений относится 20-30- летняя молодежь преимущественно со средним или средним специальным образованием, имеющая невысокий доход[40,С.46].

Таким образом, «массовое искусство» открыто для приверженцев «высокого» искусства. В свою очередь, «высокое» искусство в сознании большинства молодежи - более закрытая и малодоступная сфера культуры. Данные исследования свидетельствуют об увеличении посещаемости мест проведения досуга с ростом дохода. Причем подобная закономерность свойственна представителям любой формы досуга как «высокого», так и «массового искусства».

Укажем еще одну разновидность содержательного досуга, связанного с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры. Это одна из наиболее устойчивых и масштабных разновидностей досуговой деятельности, способная выполнять множество рекреационных функций, притягивать к себе масштабные аудитории в разные исторические периоды у разных народов.

Остановимся на восприятии произведений искусства. Люди обращаются к искусству по-разному - с неодинаковыми целями, затрачивая разный объем времени. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени. Одни группы аудитории искусства относятся к сторонникам получения художественных впечатлений от живого творческого процесса или от оригинальных произведений искусства в театре, филармонии, музее, выставочном зале. В этом ряду выделяются поклонники известных артистов, певцов, музыкантов-исполнителей.

Другие любители искусства реже взаимодействуют с авторами и исполнителями разных произведений, так как ограничиваются обращением к продукции культурной индустрии - музыкальным записям, кинофильмам. Они читают книги дома или в библиотеке, смотрят телевизор, слушают музыкальные записи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать