Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры)
p align="left">В этой связи, досуг является сферой максимального проявления образа жизни молодежи, эмоционального состояния, культурной и других форм деятельности, а динамика его форм - показателем реальных изменений в обществе.

2.3. Работа с молодежью как способ решения проблем молодежной

субкультуры

В современной России проблемам такой многочисленной группы как молодежь уделяется с каждым годом все большее внимание. В настоящее время в России четвертая часть жителей находятся в возрасте от 14 до 29 лет. При этом Удмуртия не исключение. По последним данным в республике проживает 414990 человек, относящихся к категории молодежи.

Молодые люди в процессе социализации и самореализации личности сталкиваются с большим количеством проблем. При этом как сама социальная группа молодежи, так и проблемы различны.

Проблема наркомании считается очень актуальной. Об этом пишут в средствах массовой информации, показывают по телевидению, много говорят. Наркотики стали актуальной проблемой, как алкоголь, курение. Антинаркотическая работа ведется везде и почти во всех возрастных группах. Но она, к сожалению, не всегда эффективна.

Иногда родители сами подталкивают своих детей на такие поступки. Дети видят, как родители пьют, курят и в будущем перенимают их поведение на себя.

Решать проблему нужно, но это сложно. Взрослым нужно создать соответсвующую атмосферу для детей, а особенно когда они становятся подростками: чтобы занятия были по их интересам, чтобы им были рады, их уважали, прислушивались к ним и считались с их мнением. Тогда риск уменьшается.

Невозможно полностью обезопасить подростков от наркотиков, поэтому нужно научить их безопасно существовать рядом с ними, противостоять давлению сверстников.

Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться катастрофической. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту потребления наркотиков и токсических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. По данным информационно-аналитического центра социологических исследований Министерства образования Российской Федерации, доля потребляющих наркотик или пробовавших его хотя бы один раз в составе возрастной группы молодежи от 12 до 22 лет составляет 14,8%. Молодежь начинает пробовать наркотик в среднем возрасте 15,4 года.

Наркомания - это тяжелая, трудноизлечимая, а зачастую и неизлечимая болезнь, разрушающая мозг, психику, физическое здоровье человека и оканчивающаяся преждевременной смертью[30,С.10].

Алкоголизация и ранний алкоголизм - опасность, которая распространена очень широко. Начинают употреблять алкоголь в нашей стране с 13 лет, выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играет также стремление к экспериментированию и особенности норм юношеской субкультуры, где «выпивка» традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. Во многом действует и отрицательный пример родителей. Употребление пива и легких алкогольных напитков в подростковом возрасте является весьма популярным. Специалисты отмечают увеличение больных «пивным алкоголизмом», так как пиво потребляет сегодня 80% юных граждан страны[35,С.50].

Одним из ведомств, занимающихся первичной профилактикой употребления психоактивных веществ и пропагандой здорового образа жизни, является Государственный комитет УР по делам молодежи, который развивает такое направление, как социальная работа с молодежью. Появилась идея ведения профилактической работы силами самих детей, подростков и молодежи, объединившихся в отряды волонтеров.

Волонтерство - это добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимися в сложных жизненных условиях.

В1999 году Госкомитетом и Республиканским центром «Психолог-плюс» была разработана программа «Подари себе жизнь», целью которой явилось создание комплексной системы первичной профилактики всех видов зависимостей, пропаганда здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи с привлечением добровольцев.

Привлечение подростков к данной деятельности одновременно решает несколько задач: позволяет охватить профилактической работой большую подростковую аудиторию, сформировать устойчивые антиалкогольные, антинаркотические установки как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с которыми они занимаются, развить у них чувство уважения и ответственности, через общественно полезное дело сформировать навыки, необходимые для взрослой жизни.

Для реализации программы «Подари себе жизнь» в 6 районах Удмуртии (г.г.Воткинск, Глазов, Сарапул, п.Игра, п.Дебесы,школа №83 г.Ижевска) в 1999 году были созданы первые волонтерские отряды. Волонтеры применяют полученные знания в работе со сверстниками, участвуя в классных часах, акциях, месячниках, викторинах, проводя классные часы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике всех видов зависимости. Волонтеры выходят с беседами и консультациями в школы, образовательные учреждения. Ведущими методами их работы стали деловые игры, театрализованные представления.

Благодаря деятельности первых волонтеров, программа «Подари себе жизнь» получила широкое распространение на территории Удмуртии.

Проводимая Государственным комитетом УР по делам молодежи работа, направленная на формирование системы молодежного волонтерского движения, имеет огромное значение для жизни молодежи.

Данные проблемы необходимо решать также для будущего страны и региона, так как приблизительно к 2015 году нагрузка на молодежь сильно возрастет. Именно поэтому положить начало активных действий по развитию потенциала молодого поколения необходимо уже сейчас. Прогрессивным моментом является создание и введение в государственные образовательные стандарты специальности «организация работы с молодежью». К 2009 году в нашей стране и республике (данных специалистов готовит Удмуртский государственный университет) будут подготовлены специалисты, которые смогут помочь молодым людям, как в обыденной жизни, так и трудовой. Эти специалисты будут способствовать внедрению механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую результативность и оперативность в управлении процессами, протекающими в молодежной среде. Введение этой специальности является своевременным и перспективным, так как к концу первого десятилетия XXI века в категорию молодежи будут вступать дети уже «рыночной экономики», то есть люди чье воспитание происходило в «новой» России.

Таким образом, для полноценного развития данной категории граждан и общества в целом, активной интеграции молодежи в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство, необходима, с одной стороны, постоянная поддержка государства, как в материальном, так и идеологическом отношении, с другой стороны, создание партнерских отношений, то есть условий и возможностей, стимулирующих самостоятельную деятельность молодежи. Необходимо развивать и реализовать творческий и трудовой потенциал молодежи, использовать в нужном направлении способности молодого поколения к освоению новых технологий, развитию новых идей.[35,С.61].

3.АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

3.1. Социо-культурная среда современной сельской местности

Сельская жизненная среда включает в себя все, что создано человеком: пространство деревень, усадьбы и другие застройки, архитектуру, дороги, поля, леса, возделанные и обработанные человеком. В 70-е годы идея укрупнения хозяйств привела к объединению колхозов, совхозов, районов, объектов социально - культурного назначения, в результате чего расширялись центральные усадьбы и разрушались многие деревни, лишившись школ, больниц, магазинов, клубов. Отсутствие строительства дорог привело к ограничению связей между деревнями, появилась скрытая безработица, обусловленная концентрацией производства в крупных поселениях и его ликвидацией в так называемых неперспективных, мелких деревнях. Сейчас сократилась миграция жителей деревни в город, случаются переселения из города в деревню. Но это не может разрешить проблему деревни[25.,с.106].

Идея распространения городского образа жизни породила новую архитектуру и застройки городского типа - многоэтажные дома с удобствами. Но оказалось, что сельский житель не хочет жить в таких домах. Причина в том, что главная ценность жизни в условиях села - это земля, которая должна быть при усадьбе, чего лишен человек, живущий в многоэтажном доме.

Происходящие в стране реформы внесли много нового в жизненную среду, в производственные процессы, социальную и культурную сферу. Жизненная среда села стала объектом купли - продажи - это жилой фонд государственной и колхозно - совхозной собственности, объекты сферы услуг, учреждения культуры. Произошло падение объемов производства, ухудшение экономического положения коллективных хозяйств, снижение инвестиций. Неустойчиво функционируют новые хозяйственные субъекты, в том числе фермерские хозяйства, снизился уровень жизни сельского населения.

Перестроечные процессы показали неразвитость, отсталость материально - технической базы социальной сферы, недоучет специфики села. Тревогу вызывают здравоохранение, образование, товарооборот, общественное питание, обеспеченность предметами культурно - бытового и хозяйственного назначения. Социальная сфера оказалась не подготовленной к реформам, которые высветили множество проблем. Развитие фермерских хозяйств привело к повышению роли семьи, которая стала замкнутой, обособленной. Совместный труд укрепляет внутрисемейные отношения, но в то же время ограничивает возможности отдыха. Не поддается контролю и регламентации использование детского труда. А большая доля физического труда сокращает не только возможности, но и потребности повышения культурно - образовательного уровня подрастающего поколения. Важной становится проблема увеличения свободного времени через облегчение труда и создание соответствующих условий для его использования. Необходимо расширение сети культурно - оздоровительных объектов, создание нормальных условий труда и отдыха, улучшение всей социальной среды, которая включает в себя материальные и духовные факторы жизнедеятельности людей.

Культурная среда - это часть социальной среды, та часть, которая характеризует содержательную, качественную, ценностную сторону социальных процессов воздействующих на личность. Имеется несколько определений культурной среды, и почти все они едины в том, что это вещественные и личностные элементы культуры, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые оказывают влияние на его жизнедеятельность, формируют потребности, интересы и ценностные ориентации[4.,с.5].Некоторые ученые выделяют в культурной среде три слоя: материальный (вещественный), социальный и духовный(личностный).

К вещественным элементам относятся предметы культуры общественного пользования - учреждения социокультурного назначения, материально - технические средства, а также предметы личного пользования - домашние технические средства, музыкальные инструменты. Социальный слой представляет собой совокупность норм, правил, установленных человеком и регулирующих поведение, деятельность людей. Эти нормы и правила могут быть формально закреплены в законодательствах и иметь предметную форму. Но они могут существовать и неформально, негласно, например, народные традиции, обычаи, ритуалы, которые определяют жизнедеятельность, устойчивость трудовых, семейных и других взаимоотношений. Личностные, или духовные, элементы культурной среды выделяются как специфически духовное начало. Они включают в себя ценности присущие как отдельной личности, так и группе людей, той или иной общности.

Вещественные элементы сельской культурной среды во всем их многообразии непосредственно воздействуют на духовный мир сельского жителя. В широком смысле слова сюда можно отнести и окружающую природу с ее широкими просторами полей, лесов и лугов, особенности сельских построек в виде отдельных усадеб в составе деревни. Все это, в том числе близость культурных учреждений, и многое другое определяет спокойный, размеренный ритм жизни, формирует особое мироощущение, отношение ко всей окружающей действительности, к другим людям и себе.

Существенное воздействие оказывают на человека сами социокультурные учреждения, технические средства и предметы культуры. В условиях села многое сделано для их развития. За весь предыдущий период были построены клубы, библиотеки, школы и различного рода внешкольные учреждения, созданы парки культуры и отдыха. В село пришло электричество, радио, телевидение и другие технические средства, население получило возможность приобретать книги, музыкальные инструменты и другие предметы культуры. Улучшились материально - техническое оснащение и условия деятельности. Но этого было крайне недостаточно, к тому же в 70-е годы в результате политики на укрупнение хозяйств оказались разрушенными многие образовательные и культурные учреждения.

В связи с переходом к рыночным отношениям на фоне экономического спада, разрушения коллективных форм деятельности и обнищания населения высветились и усугубились проблемы развития вещественных элементов культуры. Ситуация еще больше ухудшилась: здания в аварийном состоянии, многие и вовсе закрыты из-за отсутствия финансовых ресурсов или специалистов, их материально-техническая оснащенность не соответствует запросам населения. Низкий уровень материального благосостояния семьи не позволяет ей приобретать предметы культурного назначения - телевизоры и другую аппаратуру, подписываться на газеты, журналы, покупать книги, кассеты, произведения искусства. Однако справедливости ради следует сказать, что не во всех хозяйствах дело обстоит так уж плохо. Там, где действительно проводятся реформы, уделяется внимание и улучшению вещественных элементов культурной среды. Развиваются культурные, спортивно-оздоровительные подразделения, укрепляется их материальная база.

Социальный слой культурной среды села - это тесное взаимодействие традиционных, дошедших из глубины веков, и современных, рационально созданных человеком, элементов. В условиях сельской общины испокон веков складывались и передавались из поколения в поколение нормы и правила, определяющие жизнедеятельность. Они существовали в виде народных обычаев, традиций, образцов поведения, которые жестко, но негласно регулировали действия и поступки людей. Эти нормы и правила передавались устным способом в процессе самой деятельности и общения на уровне обыденного сознания. Они сохранились до наших дней в разной степени в различных регионах страны и продолжают функционировать в сельской культурной среде, воздействуя на ее личностные элементы через подсознательные структуры.

К личностным элементам культурной среды относятся отдельные люди, различные группы и общности. Их духовный мир зависит от социально - профессиональных, возрастных и других особенностей. Сегодня довольно сложная социальная структура сельского населения. Кроме крестьянства, в селах проживают сельскохозяйственные рабочие, интеллигенция, служащие сферы бытового обслуживания, инженерно - технические работники, фермеры, арендаторы, коммерсанты и другие. Все они в совокупности образуют социокультурную общность, объединенную в пределах небольшой территории. Именно социально - территориальная общность является для жителя села ближайшей культурной средой. Она определяет особенности жизнедеятельности, мотивы действий и поступков, влияет на мировоззрение и поведение, формирует потребности и интересы, ценностные ориентации, весь духовный мир личности. Чем более сплочена эта общность, тем сильнее совпадают мнения и оценки, крепче нравственные позиции людей, что, в свою очередь, способствует соответственному отношению к труду, побуждает к повышению образования и культуры.

В воздействии культурной среды на личность особое место в селе принадлежит молодежи, интеллигенции, квалифицированным специалистам. Это наиболее динамичные группы сельского населения с более высоким уровнем образования, с ориентацией на городские стандарты жизни и образцы поведения. Они более требовательны к условиям труда, к руководству производственными процессами, условиям культурного обслуживания и более активно воздействуют на другие общности.

В последние годы все ярче проявляется тенденция обособления социальных групп по возрасту, уровню образования, характеру деятельности. Выделяется молодежь, ориентирующаяся на городскую культуру, и старшее поколение, являющееся носителем культурных традиций. Между ними все больше теряется преемственность. Молодежь обособляется в кругу своих сверстников, недооценивает советы старших, их знания, ценности, нормы и образцы жизни. А старшее поколение уже не решается учить молодых от растущего осознания собственного несовершенства, что приводит к постепенной утрате традиций народной культуры.

Ориентация на те или иные ценности во многом зависит от типа поселения. В крупном селе выше образовательный уровень и в целом культурный потенциал, больше интеллигенции и молодежи - носителей новых культурных ценностей, связанных с процессами преобразования. Кроме того, учреждения культуры создают возможности для проникновения сюда городской культуры. Но в то же время именно в крупных сельских поселениях из жизни и быта вытесняется этническая культура и ее место занимает массовая. Традиционные формы культуры заполняют вакуум в малых типах поселений, где особенно много верующих и сохраняются праздники и обряды, связанные с древней культурой и бытом.

Михайловой Л.И. были проведены исследования потребностей и интересов жителей сел Пермской области, а так же их отношений к народному художественному творчеству, к классическому и современному искусству. Как выяснилось, в селах сохранились и продолжают бытовать различные празднично - обрядовые формы народной художественной культуры. Это Масленица, что отмечают 84% респондентов; свадебные - 85%; похоронные и поминальные обряды - 77%; Пасха - 71%; Троица - 70%; рождение и крестины - 66%; рождественские праздники - 61% и другие. Известно, что праздники и обряды являются формой бытования народных песен, танцев, игры на музыкальных инструментах, фольклорного театра и многих видов декоративно - прикладного искусства. Именно сохранившиеся праздники и обряды во многом определяют бытование народных песен, частушек -81%; танцев и плясок - 64%; инструментальной игры - 63%. Из декоративно - прикладного творчества развиваются кройка и шитье - 76%; вышивка - 69%; узорное вязание на спицах - 68%; крючком - 54%, а также строительство домов - 67%; резьба по дереву - 64%; изготовление мебели и предметов быта - 48%. Народная художественная культура сохранилась в жизни и быту, что отмечают 53%. Однако большинство жителей видит изделия или слышит произведения по телевидению - 83%; по радио - 64%; на сценах учреждения культуры - 54%; на улицах и площадях - 46%. Эти данные свидетельствуют о приобщении респондентов в основном к вторичным формам народного творчества через их исполнение на сценических площадках, что трудно отнести к собственно фольклору, связанному с трудом и бытом.

Интересные данные получены о музыкальных предпочтениях жителей села. Среди слушателей музыки 54% предпочитают современную эстрадную, то есть массовую, песню и лишь потом народную - 46%. А вот поют прежде всего народные - 65%; популярные лирические песни прошлых лет - 49%; частушки - 45% и лишь 41% - современные эстрадные песни. Это обусловлено недостаточной доступностью прослушиваемых песен для исполнения, отсутствием певучести, что более характерно для народных и лирических песен. Другая картина наблюдается в отношении к танцам. Население смотрит самые различные танцевальные программы: народные, современные, бальные, танцы на льду. Процент ответивших колеблется от 42 до 44. Молодежь больше исполняет современные эстрадные, люди зрелого возраста - народные танцы и пляски. Данные исследования свидетельствуют о распространении в условиях села наряду с народной культурой современных видов жанров искусства, однако их возможности ограничены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать