Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры)
p align="left">В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации. Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток.

Например, музыкальные записи можно слушать даже в городском транспорте. Однако в этом случае заметно снижен художественно-психологический эффект восприятия. Многие любители не считают данный факт препятствием для удовлетворения своих эстетических потребностей, хотя объективно его следует признать таковым, так как он сопровождается немалым числом социально-психологических, художественных и педагогических издержек в сравнении с восприятием «живого» искусства или художественных подлинников. Но наряду с издержками данный способ обращения к искусству позволяет любителям формировать личные коллекции - художественной и искусствоведческой литературы, копии картин и изопродукции, фильмотек, музыкальных звукозаписей.

К информационному типу содержательного досуга, которое развивается на основе технических средств, следует отнести обращение людей к общественно-политической и научной информации - просмотру телепередач, прослушиванию радио, работе в Интернете.

Особо следует сказать о таком варианте увлечения искусством, который связан с любительскими художественными занятиями: музицированием, участием в спектаклях, изготовлением художественных изделий, рисованием. Такой способ освоения искусства на досуге связан с глубоким и эффективным погружением человека в мир прекрасного, признанием высокой миссии искусства в общественном развитии.

Еще один вариант увлечения искусством на досуге - знакомство с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры других народов. Человек тратит свободное время на дальние поездки, посещает другие страны для осмотра интересующих его музеев, бываает на популярных кинофорумах или театральных фестивалях.

Значимое для человека и общества содержание досуга формируется на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов - общение с интересным собеседником, взаимодействия с родственниками, друзьями, проведение досуга с любимым человеком. В ходе таких контактов каждый может пережить эмоциональный подъем, расширить кругозор, углубить свои знания, получить заряд бодрости.

Особая развивающая роль принадлежит досугу, проводимому с любимым человеком. Состояние влюбленности, накал эмоций и чувств, которые юноша и девушка испытывают в эти моменты, а также их беседы, душевное и духовное взаимодействие - все это придает общению неповторимый, запоминающийся характер. Мировое изобразительное искусство, а также поэтические, художественно-прозаические и даже религиозные тексты, начиная с библейской «Песни песней» и кончая современной любовно - поэтической лирикой, полны отображением тех переживаний и мыслей, которые испытывает каждый человек, когда остается наедине с объектом своих чувств.

Специфическое и яркое содержание досуговой деятельности формируется благодаря непосредственному участию в игре, соревновании или в процессе наблюдения за их ходом.

Мы выделили основные содержательные аспекты досуга. Существуют и другие содержательные стороны, имеющие второстепенный характер. Многие специализированные виды и формы досуга включают в себя множество других возможностей. Другими словами, в том или ином виде досуга пересекается множество разных содержательных аспектов.

Рассмотрим в качестве примера деятельность фитнес-клубов, выполняющих рекреационную роль. Посетителям фитнес-клуба предлагают определенный набор услуг спортивно-оздоровительного медицинского и санитарно-гигиенического характера. Во многих случаях эти услуги могут дополняться помощью в психологической реабилитации, услугами общественного питания. В выходные дни может быть организован выезд на природу для занятий спортом на свежем воздухе. Все это способствует созданию в клубе атмосферы доброжелательности, активного дружеского общения, что мотивирует многих людей добиваться статуса постоянного члена клуба.

Вместе с тем немало досуговых занятий изначально имеют многоцелевой характер, что позволяет интегрировать в них одновременно разные содержательные компоненты. Например, насыщены многообразным содержанием такие досуговые формы, как клубный отдых, многие формы туризма, праздничные гулянья, зрелищно-массовые мероприятия. Наиболее многообразны по содержанию массовые празднества, спортивные соревнования, туристские путешествия.

Таким образом, в свободное время стремится реализовать множество неутилитарных потребностей, испытать специфические состояния, мало связанные с повседневностью, пережить благотворный эффект оздоровительных эмоций, возвышенных состояний, утонченных чувств.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА В РОССИИ И УДМУРТИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Опыт организации молодежного досуга в России

Экономические и социальные изменения в 90-е годы затронули практически все сферы жизни российского общества в целом и каждую их его социальных страт. До конца 1980-х годов государство однозначно предопределяло не только идеологию, но и репертуар всех учреждений художественного воспитания, театров, концертных организаций, музеев, клубов, регулировало их деятельность. Подобные ограничения накладывались даже на сферы специфически массовой культуры (дискотеки, магнитные записи и т.д.).

Начиная с 80-х годов государство стало постепенно отказываться от регулирующей роли в сфере культуры. В результате потребитель освободился от навязываемых ему государством культурных стандартов и стереотипов. Значительная часть культурного производства начала работать на удовлетворение разнообразных запросов как конечного потребителя, так и отдельных групп, занятых внутри самого этого производства (“богемы”, “тусовки” и т.п.). Это сформировало конкурентоспособную отрасль производства, ориентированную на потребителя, с одной стороны, и не требующую поддержки государства - с другой. Продукты этой отрасли исследователи чаще всего относят к массовой культуре. В то время сохраняется другая часть культурного производства, нуждающаяся в систематической поддержке государства (музеи, театры, художественная самодеятельность и т.п.). За этой сферой культуры закрепилось название “высокой”.

В том же направлении трансформировалась и деятельность российских книгоиздательств. Согласно данным ВЦИОМ, книжный рынок второй половины 90-х годов на 75% состоял из беллетристики и учебной литературы, причем до 90% всего рынка художественной литературы составляли книги массовых жанров ( боевики, детективы, криминальные и любовные романы, фантастика и т.д.).

Таким образом, произошедшие за последние два десятилетия изменения в культурной сфере можно охарактеризовать как переход от советской директивной культуры к открытой и массовой[11.,с.28]. Другой процесс, идущий в сфере культуры за данный период, можно назвать технической или технологической модернизацией. Под этим следует понимать как расширение технических возможностей традиционных видов культурного производства (музеи, театры, кино), так и формирование принципиально новых средств массовой коммуникации (негосударственная сеть телевещания, кабельное телевидение, видео, Интернет). Средства массовой коммуникации (СМК), существуя в рыночных условиях, ориентируются на запросы значительной массы потребителей. Телевидение, видео и другие СМК сегодня занимают главенствующее место в повседневной культурной деятельности человека и не требуют посредников[19.,с.10].

В качестве такого посредника ранее выступала культурная элита, которая производила и потребляла данный продукт, а через систему образования формировала массовый спрос на него. Государство спонсировало эту деятельность. Сегодня культурная элита (интеллигенция) утратила свое высокое место в социальной иерархии. Отчасти это проявляется в снижении интереса к театрам, музеям, чтению, музыке и потере данными институтами широких кругов заинтересованной и подготовленной публики[12.,с.25].

XX век можно считать первым веком господства «массовой» культуры на всем пространстве европейской цивилизации. Процесс «массовизации» затронул различные досуговые сферы. Повседневные вкусы, ориентиры, досуговые занятия сблизились с обычным уровнем среднего потребителя[20,С.8]. В своей деятельности средства массовых коммуникаций, книгоиздательства, различные виды искусства ориентируются на этот «проявившийся» тип потребителя, который в данных условиях открыто демонстрирует свою позицию, позицию среднего уровня.

Произошедшие культурные перемены не могли не сказаться на досуговой деятельности молодежи. Ее досуг характеризует теперь набор форм досуговой деятельности, отличный от предшествующих поколений. Расширение форм досуга связано с туризмом, путешествиями, возможностью поездок за границу, проявлением разнообразных программ (казино, экзотические театры), с новыми техническими средствами в области массовой коммуникации[40,С.46].

Помимо расширения форм досуговой деятельности, произошли изменения в направлении культурных ориентиров и потребностей молодежи. Социологи отмечают следующие тенденции: массовизацию вкусов и всего досуга молодежи; снижение интереса к высокому искусству; уменьшение роли чтения в структуре досуга молодежи; предпочтение тех форм проведения свободного времени, которые предполагают межличностное общение[2,С.71].

Кроме изменений в структуре и направленности досуга, нужно отметить и возросшее количество времени, которое теперь ему уделяется. Как свидетельствуют результаты исследований, свободное время существенно возросло за последние годы: за 1960-1990-е годы оно увеличилось на три часа[12]. Произошло это в первую очередь в результате сокращения рабочего времени: уменьшился рабочий день, неделя, возросла продолжительность отпусков и число выходных дней.

Таким образом, свободное время - неотъемлемая и значимая часть жизни молодежи. Свое свободное время человек тратит на образование, общественную работу, средства массовой информации, посещение учреждений культуры и зрелищ, чтение, общение, занятия спортом, пассивный отдых и т.д[20,С.7]. Свободное время для любого человека является временем, которое он посвящает самому себе, выражает себя наиболее полно. Досуговые формы деятельности способствуют не только усвоению норм социального поведения, но и формируют, закрепляют их в этих формах. В связи с этим оно представляет собой ценность не только для самого человека, но и для общества в целом.

Выбор того или иного развлекательного заведения для проведения досуга зависит от отношения, готовности и способности воспринимать тот или иной вид искусства. Так, массовое искусство, по определению, ориентировано на усредненный вкус, стандартное содержание и коммерческий успех. «Высокое» искусство рассчитано на группу людей, обладающих достаточным уровнем культурной и образовательной подготовки, способных воспринять и понять его[42,С.191].

Основным предположением было следующее: предпочтение досуговых учреждений высокой культуры обусловливает неприятие досуговых учреждений массовой культуры, и наоборот. Данное предположение было выдвинуто исходя из того, что в современном обществе между культурой массовой и элитарной наблюдается противостояние, причем если в некоторых странах оно было разрешено путем взаимодействия и взаимопроникновения этих двух культур, то в России оно пока неопределимо. Культурологи отрицают возможность компромисса между высоким и массовым искусством в России[18].

По определению, развлечения, которые предлагаются массовой культурой, легки для восприятия, направлены лишь на эксплуатацию человеческих эмоций, не заставляют задумываться о происходящем. В то время как восприятие продуктов культуры элитарной и получение удовольствия от них предполагает наличие определенного образования, специальной подготовки, а так же работы души и ума. Высокая культура всегда развивалась таким образом, что ее деятели ориентировались на запросы привилегированных сословий. Поэтому, по мнению социологов и культурологов, учреждения высокой культуры не будут интересны и необходимы массе с «усредненным» уровнем развития вкусов и образования. В свою очередь, приверженцы в истинной ценности культуры элитарной и не поощряют культуру «низкую»[8,С.278].

Как показывают собранные в 2001г. данные, наиболее популярными видами времяпрепровождения молодежи являлось посещение эстрадных концертов и шоу-программ(34%), ночных клубов(30%) и кинотеатров(28%), а наименее популярными видами - посещение драматического и оперного театров(табл.1). Численность молодежи в Самарской области, посещавшей оперный театр, в три раза меньше, чем тех, кто ходил в драматический театр(5и17% соответственно).

Доля «непосетителей» высока. За исследуемый период (с января по май 2001г.) рассматриваемые досуговые учреждения не посетил ни разу 41% молодежи. Можно предположить, что этой группе не хватает на это времени либо она предпочитает другие, не институциональные виды досуга, которые в данном исследовании не изучались.

Наибольшее влияние на выбор способа проведения свободного времени оказывает место жительства. Так, максимальную активность по посещению досуговых мест проявляют жители крупных городов - Самары и Тольятти. В некоторых случаях число лиц, посещающих массовые мероприятия, выше в Тольятти, а не в Самаре (посещают шоу-концерты 37 и 56%, кинотеатры - 35 и 43% соответственно). Среди участников «массовых» мероприятий доля жителей села и малых городов в полтора раза меньше, чем среди жителей Самары (15 и 24%, по сравнению с 37% посетителей шоу - концертов в Самаре).

Естественно, подобное преобладание последних обусловлено величиной городов, преобладанием доли населения с высшим образованием, по сравнению с жителями села и малых городов; уровнем развития их досуговой сферы; сосредоточенностью большого числа ночных клубов, кинотеатров, концертных залов; притягательностью для приезжих звезд и артистов более высокой квалификации. Вероятно, имеет значение большая платежеспособность населения в крупных городах.

Наличие в Самаре театра оперы и балета во многом объясняет тройной перевес числа тех, кто ходит в оперный театр, по сравнению с жителями малых городов и сел (8 и 2,3% соответственно).

Численность молодежи малых и крупных городов, посещающей драматический театр, практически не различается между собой (17 и 18-20% соответственно). Следует отметить заинтересованность жителей малых городов, не имеющих в своем городе театров, но при этом не уступающих по посещению драматического театра жителям крупных городов. Мы должны предположить более высокую заинтересованность в этом виде досуговой деятельности молодежи, проживающей вдали от центров «высокого» искусства, ведь для удовлетворения своего спроса им необходимо преодолевать большие расстояния. Согласно данным опроса, практически каждый шестой респондент, проживающий как в Самаре и Тольятти, так и в других городах посещает драматический театр. Вероятно, этот вид досуга является более значимым для жителей других, меньших по размеру, городов в сравнении с жителями Самары и Тольятти, где его воспринимают как обыденность. Отсутствие разнообразия возможностей в проведении досуга, свойственное жителям малых городов, также влияет на их заинтересованность в театральном искусстве. Доли жителей малых городов, посещающих как драматический театр, так и кинотеатры, сопоставимы (17и15% соответственно).

То, что число посещений культурных центров сельской молодежью меньше, чем в крупных городах, свидетельствует в первую очередь об ограниченности возможностей культурного досуга на селе. Очевидно, что жители крупных городов имеют более сложную структуру досуга, чем жители сельской местности. Так, численность селян, посещающих всевозможные досуговые учреждения, в два с половиной раза меньше соответствующего показателя Самары (3-17 и 8-38% соответственно). Вероятно, существует необходимость в разработке более разнообразных форм досуга для сельской молодежи.

Положение Тольятти как второго по величине города области сказывается на интересе его молодежи к культурной жизни - показатели посещаемости досуговых учреждений тольяттинцами, по сравнению с жителями Самары, практически одинаковы, а иногда и выше. Наиболее популярный способ проведения свободного времени у жителей Тольятти - посещение шоу - концертов и кинотеатров (56 и 43%), в то время как в Самаре данные досуговые мероприятия посещают 37 и 35% опрошенных.

Иначе говоря, чем крупнее город, тем больше возможностей по заполнению свободного времени он предлагает и тем больше жителей участвуют в досуговой деятельности.

Посещаемость центров массовой культуры самарской молодежью в среднем в 3-4 раза превышает посещаемость учреждений «высокой» культуры.

Как мы видим, приоритетным направлением в проведении досуга является участие в массовых мероприятиях. Предпочтение учреждений массовой культуры молодежью Самарской области подтверждает тенденция в утверждении господства массовой культуры на всем пространстве европейской цивилизации. Данные большого числа социологических исследований, причем как российских, так и западных социологов, фиксируют общую тенденцию к массовизации культурного досуга, переоценке отношения к культуре элитарной[12,с.10].

Как показали данные исследования, в своем пристрастии к чтению литературы и периодики жители как сел, малых городов, так и крупных городов не отличаются друг от друга. Иными словами, чтение остается наиболее демократичной и доступной формой досуга, хотя снабжение жителей удаленных от центра городов и сел разнообразной литературой и прессой оставляет сегодня желать лучшего.

Процессы, связанные с модернизацией культуры и образования, коснулись и отношения молодежи к чтению. Бурное расширение возможностей проведения досуга, увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения, повышение значимости информационных технологий, изменения в системе образования ведут к переоценке значения чтения. Появляется новый вид - чтение с экрана компьютера. Сегодня уже фиксируется спрос на «электронные книги», растет интерес к соответствующим библиотечным услугам. Но численность читателей книг из года в год остается практически неизменной.

Модернизация чтения сказывается прежде всего на увеличении роли периодики и нехудожественной литературы. Согласно данным исследований, наблюдается рост делового и учебного чтения [13.,с.44]. В большей степени это обусловлено изменениями в системе среднего и высшего образования. Процесс подготовки учебных заданий, особенно по гуманитарным дисциплинам, требует обращения учащихся и студентов к печатным источникам.

Бум интереса молодежи к периодике в конце 80-х - начале 90-х годов также был связан с перестройкой образования. Новая трактовка фактов, новые дисциплины не были обеспечены учебниками и пособиями, поэтому выполнять учебные задания студентам и школьникам приходилось на основе статей в периодике.

Другим условием обращений к периодическим изданиям стало появление большого числа журналов и молодежных газет. Таких изданий сегодня множество, и именно они в наибольшей мере охватывают диапазон интересов молодежи: жизнь и проблемы сверстников, работа и образование, события в стране и мире, семья, любовь, современная музыка, телевидение, видеотехника, компьютер, мода, спорт и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать