Использование метода проектов в обучении детей старшего дошкольного возраста физическим упражнениям

Использование метода проектов в обучении детей старшего дошкольного возраста физическим упражнениям

ОГОУ “ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Курсовая работа

Использование метода проектов в обучении детей старшего дошкольного возраста физическим упражнениям

Выполнила Питиримова

Екатерина Александровна

студентка 362 группы

дошкольного отделения

Руководитель

Тарабыкина Людмила Захаровна

преподаватель методики физического

воспитания

Томск - 2008

Введение

Стремительные социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, обуславливают необходимых новых подходов к осуществлению профессиональной подготовки специалистов. В “программе развития педагогического образования России на 2001-2010 гг. ” отмечается, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание, помощь в развитии, работа с родителями и т.д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование и проектирование. Эта идея широкого понимания проектирования находит все большую поддержку в научно-педагогических исследованиях.

От выпускников сегодня требуется новое профессиональное мышление, высокая мобильность и компетентность, ориентация на будущее, на созидательный творческий труд. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, активные и ответственные специалисты, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия.

Овладение умениями педагогического проектирования имеет большое значение для развития автономности мышления педагога, является источником нового педагогического знания, позволяет активизировать развитие его творческих способностей, учитывать потребности и особенности педагогического пространства, способствует формированию интеллектуальной культуры специалиста. Педагогическое проектирование как самостоятельная область в структуре педагогической деятельности объединяет в себе черты преобразовательной, познавательной и ценностно-ориентационной деятельности.

Существуют различные подходы к определению сущности педагогического проектирования. В исследовании Е.С. Заир - Бека проектирование выступает как разработка идей и программ деятельности по преобразованию того, что есть, в то, что должно и может быть: прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решении задач развития, преобразования, совершенствования, решения противоречий в современных образовательных системах. Н.О. Яковлева определяет педагогическое проектирование как открытие, педагогическое изобретательство. В.И. Слободчиков определяет проектирование как мысленное конструирование (оформление в системе представлений и понятий исходного замысла) и практическую реализацию того, что должно быть и возможно, по мнению проектировщика. Способность к проектной деятельности в современную эпоху - это “новая грань человеческой образованности” (В.Е. Радионов). Таким образом, современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования, нацеленного на преобразование будущего в сфере воспитания и образования подрастающего поколения.

Педагогическое проектирование во многом рассматривается и изучается как учебная дисциплина: внедряются спецкурсы проектировочного направления; создаются учебно-методические пособия, рассматривающие отдельные направления педагогического проектирования.

В системе образования, в том числе и дошкольного, метод проектов находится на стадии внедрения в учебно-воспитательный процесс детского сада, в том числе и в систему физического воспитания дошкольников. Именно поэтому, что технология проектной деятельности освоена еще недостаточно хорошо, мы определили ее как одну из самых актуальных проблем физического воспитания дошкольников.

Объектом нашего исследования выбрали изучение проблемы использования метода проектов в обучении и воспитании.

Предметом исследования является использование метода проектов в процессе обучения детей движениям.

Гипотезой является анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой нами проблеме выявил проектный метод как детальную разработку процесса воспитания детей, в том числе и физического, которое должно завершиться реальным практическим результатом. Данное утверждение мы выдвинули как гипотезу.

Цель: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения старших дошкольников физическим упражнениям.

Задачи:

1) изучить проектный метод в системе развития и воспитания дошкольников;

2) разработать проект и апробировать в системе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

3) сделать выводы по результатам реализации проекта по физическому воспитанию дошкольников.

Глава 1. Технология проектного обучения в системе дошкольного образования

1.1 Проектная деятельность, как технология активизации обучения

Метод проектов возник в 1920-е годы в США. Проектное обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления учащихся, чтобы научить их не только запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применять их на практике. Общий принцип, на котором базировался метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом, в активной познавательной и творческой совместной деятельности, в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельности совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

В наши дни технология проекта получила новое дыхание. Основываясь на понятиях технологии обучения, Е.С. Полат рассматривает проектную методику " как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта".

Исходя из данного определения, рассмотрим дидактическую структуру современной проектной методики. К области методики как частной теории обучения относится изучение цели, содержания, форм, средств и методов обучения по определенному учебному предмету. Метод представляет собой дидактическую категорию как совокупность теории, операций овладения определенной областью практических или теоретических знаний той или иной деятельности. При проектном обучении метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

При использовании в учебном процессе технологии проекта решаются важные задачи:

- занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация;

- получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;

- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с преподавателем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий предполагают презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских методов, творческих по самой своей сути.

Основными требованиями к использованию метода проектов являются:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная деятельность ;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода " мозговой атаки", " круглого стола", статических методов, творческих отчетов, просмотров и др.).

Особенности содержания

Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность.

Диалог в проектной технологии выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условие для принятия учащимися нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная информация становится личностно значимой.

Проблемность возникает при разрешении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявлений самостоятельности, вследствие того что они обнаруживают противоречие между известным им содержанием и невозможностью объяснить новые факты и явления. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату.

Контекстность в проектной технологии позволяет создавать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности, осознавая место изучаемой ими науки в общей системе человеческого бытия.

Учебные проекты могут быть выполнены в контексте общечеловеческой культурной деятельности. За основание могут быть взяты основные сферы деятельности человека: практико-преобразовательная, научно - познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, художественно-эстетическая. Учебные проекты в контексте практико-преобразовательной деятельности могут быть моделирующими, технико - прикладными, экспериментально-измерительными и т.д. Такие проекты наиболее характерны для предметов физики, химии, математики, технологии. Учебные проекты, имитирующие научно - познавательную деятельность, основаны на реальном и мысленном эксперименте и позволяют обучающимся представить процесс научно-исследовательской деятельности в любом учебном предмете.

Учебные проекты с элементами ценностно-ориентационной деятельности связаны с фундаментальными ценностями человечества: проблемами сохранения окружающей среды, вопросами, связанные с демографическими проблемами, энергетическими проблемами, проблемами обеспечения населения продовольствием.

Учебные проблемы, связанные с коммуникативными потребностями человека, включают проблемы связи, информатики, передачи энергии и информации. Учебные проблемы, связанные с художественно-эстетической деятельностью человека, раскрывают основы различных художественных сфер: живописи, музыки, литературы, театра, эстетических феноменов природы и др.

Любой проект тесно связан с деятельностью по его выполнению. Причем деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора способов выполнения (в форме сочинения, доклада, графических схем и т.д.), рефлексивного отношения к предмету своей деятельности.

Построение учебного процесса, ориентированного на выполнение проектов, строится не в логике изучаемого учебного предмета, а в логике деятельности. Отсюда в проектном цикле допускаются информационные паузы для усвоения содержания нового материала, предполагается выполнение проектов в индивидуальном темпе в виде опережающих самостоятельных заданий исследовательского, практического характера.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубления знаний по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Типологические признаки и типологию проектов мы рассмотрим в соответствии с классификацией Полат Е.С.

Типологические признаки проектов

Метод, доминирующей в проекте (исследовательский, творческий, ролево - игровой, ознакомительно - ориентировачный и др.).

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Характер контактов (среди участников одного учебного заведения, города, региона, страны, разных стран мира).

Количество участников проекта.

Продолжительность проекта.

Типология проектов

В соответствии с первым признаком - доминирующего метода - различают следующие типы проектов.

Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Есть аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта. Обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации. Определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

Творческие

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной организационной схемы совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата и принятым группой правилам совместной деятельности, соответственно интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр. дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.

Приключенческие, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их ограниченной частью, модулем.

Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом. Цель проекта, его актуальность. Методы получения (литературные источники, средства массовой информации, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение " мозговой атаки") и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы). Результат (статья, реферат, доклад, видеофильм) и презентация(публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и пр.).

Практико-ориентированные

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировка совместных и индивидуальных усилий, презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

По второму признаку-характеру координации-проекты могут быть двух типов.

С открытой, явной координацией

В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные и пр.).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать