Использование метода проектов в обучении детей старшего дошкольного возраста физическим упражнениям
p align="left">Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты).

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта. Примером таких проектов могут служить известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные в Великобритании. В одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь " научить" своих " коллег" грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок. В третьем случае для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог. Он, выступал в роли престарелого, немощного специалиста, направлял " экспедиции" участников проекта в разные регионы планеты и просил их сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками при раскопках, задавая время от времени ", провокационные вопросы", которые заставляли участников проекта еще глубже вникать в проблему.

Что касается характера контактов, то проекты разделяются на внутренние (в пределах одной страны) и международные.

По количеству участников проектов можно выделить три типа проектов.

Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных учебных заведениях, регионах, странах).

Парные (между парами участников).

Групповые (между группами участников).

В последнем типе очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта. Роль педагога в этом случае особенно велика.

И наконец, по признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам.

Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы).

Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких занятиях по программе одного предмета или как междисциплинарные.

Средней продолжительности (от недели до месяца).

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на занятиях по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и долгосрочной продолжительности, то такие проекты (обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные) являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они представляют собой программу проектов.

Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например одновременно практико - ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки всех проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При этом и здесь, как и при обучении в сотрудничестве, оценка не обязательно должна выражаться в виде отметок. Это могут быть самые разнообразные формы поощрения. В проектах игровых, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система (от 12 до 100 баллов). В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты. Но отслеживать работу все равно необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если такая помощь потребуется (но не в виде готового решения, а в виде совета). Другими словами, внешняя оценка проекта(как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов.

Метод проектов, обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их не только в сфере собственно педагогики, но главным образом в сфере социальной:

1) необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

2) актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.);

3) актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

4) значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Процессуальная характеристика

Проектная технология реализуется в несколько этапов и имеет циклический вид. В этой связи дадим краткую характеристику проектного цикла. Он определяется как отрезок времени, в которой осуществляется совместная жизнедеятельность от постановки проблемы, конкретной цели до фиксированного проявления запланированных результатов в виде конкретного продукта, а также личностных качеств, связанных с реализацией проекта ценностно-мысловой деятельности.

Проектная деятельность осуществляется с учетом последовательно выделенных этапов: ценностно-ориентационного, конструктивного, оценочно - рефлексивного, презентативного.

Первый этап проектного цикла - ценностно-ориентационный, включает в себя следующий алгоритм деятельности обучающихся: осознание мотива и цели деятельности, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта. На данном этапе важно организовать деятельность по коллективному обсуждению проекта и организации его идей по реализации проекта. С этой целью, как показывает опыт преподавателей, на доске выписывают все идеи, не отвергая их. Когда высказано значительное число предложений, совместно с учащимися следует, исходя из замысла проекта, обобщить и классифицировать основные направления выдвинутых идей в наиболее наглядной и понятной для них форме. На этом этапе строится модель деятельности, определяются источники необходимой информации, выявляется значимость проектной работы, производятся планирование будущей деятельности. Определенную роль на первом этапе играет направленность на успех предстоящего дела.

Второй этап - конструктивный, включающий собственно проектирование. На этом этапе, объединяясь во временные группы (из 4-5 человек) или индивидуально, осуществляют проектную деятельность: составляют план, осуществляют сбор информации по проекту, выбирают форму реализации проекта (составление научного отчета, доклада, создание графической модели, дневника и т.д.). Преподаватель на данном этапе осуществляет консультацию. Педагогу следует организовать деятельность таким образом, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание других участников проекта. Нередко на этапе конструирования педагог включает в деятельность консультантов, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач. В этот период учатся творческому поиску лучшего варианта решения задачи. Педагог на данном этапе помогает и приучает к поиску. Он, прежде всего, поддерживает (стимулирует), помогает выразить мысль, дает советы. Этот период самый длительный по времени.

Третий этап - оценочно-рефлексивный. Его основу составляет самооценка деятельности. Подчеркнем, что рефлексия сопровождает каждый этап проектной технологии. Однако выделение самостоятельного оценочно - рефлексивного этапа способствует целенаправленному самоанализу и самооценке. На данном этапе проект оформляется, компонируется и готовится к презентации. Оценочно - рефлексивный этап важен и потому, что каждый из участников проекта как бы " попускает через себя" полученную всей группой информацию, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта. На данном этапе на основе рефлексии может проводиться корректировка проекта (учет критических замечаний педагога, товарищей по группе). Продумывают следующее: как можно улучшить работу, что удалось, что не удалось, вклад каждого участника в работу.

Четвертый этап - презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация - результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы. Защита проекта проходит как в игровой форме (круглый стол, пресс - конференция, общественная экспертиза), так и вне игровой форме.

Представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно - нравственные ориентиры. На данном этапе приобретают и демонстрируют опыт представления итогов своей деятельности. Во время защиты проекта выступление должно быть кратким, свободным. Для привлечения интереса к выступлению используют следующие приемы: привлекают убедительную цитату, яркий факт, исторический экскурс, интригующую информацию, связь с жизненно важными проблемами, используют плакаты, слайды, карты, графики. На этапе презентации необходимо включаться в дискуссию по обсуждению проектов, учатся конструктивно относиться к критике своих суждений, признавать право на существование различных точек зрения на решение одной проблемы, осознают собственные достижения и выявляют нерешенные вопросы.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме специфики педагогической деятельности, в том числе специалистов дошкольного образования, выявил, что она имеет сложную структуру.

Анализ состава, содержания и уровней педагогического проектирования в структуре педагогической деятельности убеждает, что их структура не определена в полном объеме, не изучена содержательная характеристика, не сформулированы уровни умений педагогического проектирования, не разработана диагностика формирования данных умений у будущих специалистов дошкольного образования при обучении: не в полной мере определена структура готовности к педагогическому проектированию, не выделены условия, обеспечивающие эффективное формирование умений педагогического проектирования.

Умения педагогического проектирования необходимы специалистов для разработки новых образовательных программ и технологий, проектирования воспитательно-образовательных систем, моделирования педагогического процесса, планирования различных дидактических средств обучения и новых форм педагогического взаимодействия с детьми и их родителями, проектирования различных педагогических ситуаций и конструктов, разработки моделей и конструирования форм методической работы с педагогическими кадрами (семинары - практикумы, консультации, педагогические совещания, конференции, "круглые столы" и т.п.).

В исследовании было определено уровневое содержание педагогического проектирования, которым необходимо овладеть будущим специалистам дошкольного образования в процессе профессиональной подготовке.

Соотношение уровней и форм педагогического проектирования в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ):

Концептуальный: концепция деятельности ДОУ определенного вида, устав ДОУ, стратегический план развития ДОУ, структурно-функциональная модель какого-либо направления в деятельности ДОУ, проекты инновационной деятельности в ДОУ, договоры совместной деятельности с внешними организациями и т.д.

Содержательный: Положения о какой-либо деятельности в ДОУ: программы (образовательные, исследовательские, развития): годовые планы, проектирование воспитательно-образовательного процесса, технологии, методики: содержание тематического контроля, методических объединений, заседаний круглого стола, мастер - класса, педагогической мастерской: содержание работы педагогического совета ДОУ: направления и планы деятельности Совета педагогов и родительского комитета: обобщение педагогического опыта (собственного и педагогов ДОУ); проекты совместной деятельности педагогов ДОУ, сценарии видеофильмов, доклады, публикации: наполнение предметно-развивающей среды в группах детей раннего и дошкольного возрастов: направления деятельности и содержание методического кабинета и т.д.

Технологический: Должностные инструкции: методические рекомендации: структурно - функциональные модели и организационные схемы управления: технологии и методики: структура методических объединений, заседаний круглого стола, мастер - класса, педагогической мастерской: модели заседаний педагогического совета ДОУ, деятельности Совета педагогов и родительского комитета: алгоритмы действий в различных педагогических ситуациях, расписание занятий, дидактические средства обучения и т.д.

Процессуальный: Образовательные проекты, отдельные педагогические конструкты: планы - конспекты занятий, сценарии досугов и праздников, консультации и рекомендации для родителей и т.д.

Определение уровней позволило нам соотнести формы проектирования с должностями педагогов дошкольного образования, а именно: воспитателю детей дошкольного возраста необходимо владеть процессуальным уровнем проектирования; руководители (заведующий ДОУ, педагог - организатор, методист) должны владеть всеми уровнями педагогического проектирования. В связи с этим формирование умений педагогического проектирования у будущих специалистов дошкольного образования приобретает особую значимость в процессе профессиональной подготовки. Под умениями педагогического проектирования мы понимаем обобщенные, универсальные, сквозные и интегральные умения педагога, формирующиеся в проектировочной деятельности.

Для более полного представления того, что следует формировать у будущих специалистов дошкольного образования, мы представили проектировочные умения в виде трех групп:

1) Умения, обеспечивающие прогноз педагогической деятельности: анализ ситуации и определение противоречий; выявление и идентификация проблемы; определение целей проектирования; прогнозирование конечного результата.

2) Проектировочные умения педагогической деятельности: разработка концепции решения педагогической проблемы; осуществление моделирования и конструирования действий по созданию проекта; планирование действий; определение методов и средств в оптимальном их сочетании.

3) Технологические умения реализации проектной деятельности: использование известной информации и приобретение новых знаний, необходимых для проектной деятельности; синтез знаний из различных областей наук; систематизация и схематизация материала; определение условий и ресурсных возможностей проектной деятельности; осуществление пошаговых проектных действий, соблюдая намечаные сроки; составление и работа с документацией по проекту; рациональная организация проектной деятельности (самоорганизация и организация коллектива); создание и поддержка обстановки (коллективного) творчества; определение нестандартных решений презентации проектной деятельности; контроль и регулирование собственной и совместной проектной деятельности; корректировка проектной деятельности в соответствии с условиями; ответственность за конечный результат.

В качестве основных средств профессиональной подготовки мы определили следующие формы работы со студентами; для теоретической подготовки был разработан и реализован спецкурс "Проектная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях"; освоение технологии работы по методу проектов осуществлялось в процессе апробации практикума " Технология педагогического проектирования в дошкольных образовательных учреждениях" и на практических занятиях по дисциплинам профессиональной подготовки; в содержание педагогической практике были включены задания и ситуации, связанные с педагогическим проектированием; преподавателями кафедры осуществлялось консультирование; была организованна работа" Проектировочной мастерской"; студенты обеспечивались учебно-методическими пособиями.

В модель профессиональной подготовки были включены критериальные показатели и определены уровни формирования умений педагогического проектирования, которые являлись инструментом для проведения мониторинга:

- Высокий (креативный) - ярко выражен интерес и устойчивая мотивация к педагогическому проектированию. Студент знает методологию, теоретические основы и технологию проектирования, обладает умениями синтезировать знания из различных областей наук, отличается высокой степенью результативностью проектной деятельности, творческой активностью, самореализуется в учебно - прфессиональной и научно-исследовательской деятельности, обладает нестандартностью мышления, умеет генерировать идеи, применяет навыки педагогического проектирования в нестандартных условиях и изменяющихся педагогических ситуациях, владеет всеми уровнями проектирования, законамерности, отражающей объективные возможности повышения эффективности воспитательной деятельности. Для понимания сущности педагогического принципа важно учитывать, что закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос: каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы; принцип же отражает явления на уровне должного и отвечает на вопрос: как следует действовать наиболее целесообразным образом в решении соответствующего класса педагогических задач.

В педагогике существуют различные классификации педагогических принципов:

- принципы обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый);

- общие (стратегические) и частные (тактические) принципы (Е.В. Бондаревская);

- принципы организации учебно-воспитательного процесса (Б.Г. Лихачев, В.А. Сластенин);

-принципы ориентации на ценности и ценностные отношения, субъектности, целостности (П.И. Пидкасистый) и др.

Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы (В.И. Андреев, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, И.П. Подласый, Е.Н. Шиянов, Е.Н. Щуркова и др.), мы выделяем следующие принципы взаимодействия:

- единство воспитательных взаимодействий;

- опора на положительное в воспитании;

- личностный подход;

- принцип субъективности;

- гуманизация межличностных отношений.

Таково наше представление о проявлении всеобщих законов, закономерностей, принципов процесса взаимодействия.

Вывод. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий предполагают презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских методов, творческих по самой своей сути.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать