Исследование взаимосвязи рефлексии и педагогического мастерства преподавателей

Исследование взаимосвязи рефлексии и педагогического мастерства преподавателей

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (КубГУ)

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По теме: Исследование взаимосвязи рефлексии и педагогического мастерства преподавателей

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном российском обществе формируются критерии оценки эффективности педагогических технологий, разрабатываются новые требования к способам построения педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, как и другие сферы человеческой деятельности, в начале ХХ века претерпевает изменения. В этих изменениях современные исследователи выделяют следующие тенденции: педагогическая деятельность утрачивает черты спонтанности и стереотипичности, преподаватели стремятся к рефлексии оснований, процесса и результатов своей деятельности, возрастает наукоемкость педагогической деятельности и в то же время происходит становление творческой позиции педагога в профессиональной деятельности, наметился переход от знаний к личностной парадигме. (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.)

Выявленные тенденции нашли отражение в новых государственных стандартах высшего профессионального образования: для специалистов, которым присваивается квалификация «преподаватель», в них к выпускнику предъявляются, в частности, следующие требования: должен знать научные основы организации образовательного процесса в вузе, педагогическом колледже, училище; должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации; должен уметь применять прогрессивные методы преподавания, различные формы организации творческой деятельности, методы психолого-педагогических исследований, обработки и анализа материалов, способы их оформления, способы профессиональной и личностной рефлексии.

В сложившейся ситуации педагогу, стремящемуся работать профессионально, творчески необходимо переосмысливать собственную деятельность с целью ее усовершенствования, искать и открывать эффективные пути и способы педагогической деятельности.

Описанная ситуация актуализирует потребность социума в профессионально компетентных преподавателях, педагогах-мастерах, проектирующих учебно-воспитательный процесс, осознающих свою профессиональную деятельность, средства и методы ее осуществления, обладающих профессиональным педагогическим мышлением. Это предполагает развитие профессионально-педагогического мастерства, что должно стать приоритетной целью современного вузовского и послевузовского педагогического образования.

Сложившаяся традиционная концепция педагогического образования, будучи не в состоянии отразить целостную ситуацию педагогической деятельности, определяет профессиональную подготовку преподавателей с опорой на трансляцию предметных знаний, внешние процессуальные характеристики: отбор учебного материала, контроль и оценку знаний, сопоставление деятельности учащихся с программными образцами и т.п. Это приводит к тому, что преподаватель оказывается неподготовленным к осуществлению эффективной педагогической деятельности. В результате, решая профессиональные педагогические задачи, он воспроизводит применительно к конкретной педагогической ситуации неадекватный ей опыт коллег, либо свой личный «ученический» опыт.

Сущность сложившейся ситуации раскрывается в следующих противоречиях:

во-первых, противоречие между сложившимися способами и средствами педагогической деятельности и требованиями ситуации к осуществлению этой деятельности;

во-вторых, противоречие между необходимостью преобразования имеющихся способов педагогической деятельности и устоявшимися, стереотипичными способами и средствами мышления педагога;

в-третьих, противоречие между необходимостью формирования качественно иного уровня профессионального педагогического мышления (нестереотипичного, творческого, рефлексивного) и несоответствием данному требованию сложившихся технологий педагогического высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, обеспечивающих, в основном, трансляцию знаний, умений и навыков.

Профессиональное мастерство, эффективная педагогическая деятельность невозможны без творческой самореализации, анализа и преобразования педагогической деятельности, неотъемлемым компонентом которой является рефлексия.

Таким образом, возрастает актуальность исследования рефлексивных процессов, позволяющих осознать собственные способы мышления, неэффективность их применения, провести анализ и преобразование оснований собственных действий, что позволяет увидеть отдалённую перспективу своей деятельности, выработать эффективные стратегии её реализации.

Разрешение выявленных противоречий предполагает организацию условий мышления, коллективной деятельности, коммуникации, развивающих процессы целеполагания, постановку и формулирование педагогических задач. Таким условием может стать специально спроектированный процесс переподготовки или повышения квалификации преподавателей, с применением активных форм обучения, создающих возможность для организации выхода слушателей в рефлексивную позицию, осмысления и преобразования собственной педагогической деятельности. Пространством для создания вышеперечисленных условий, а, следовательно, для развития рефлексии, является организационно-деятельностная игра (ОДИ).

В процессе ОДИ происходит переструктурирование деятельностных систем, создание особых многопозиционно-деятельностных отношений; предъявление в проблемной форме организации деятельности, мышления, коммуникации, рефлексии; формирование такого мышления, которое может программировать, планировать и осуществлять любой тип социокультурных преобразований в обществе.

Изучение результатов исследований (Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щедровицкий, С.В. Попов, О.С. Анисимов, С.Ю.Степанов, И.Н. Семёнов, С.Д. Неверкович, А.А. Тюков, В.В. Давыдов, А.З. Зак и др.) выявило высокую степень разработанности теоретических и методологических основ исследования рефлексии, но недостаточную - методических.

Теоретический анализ литературы по проблеме педагогического мастерства (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Петровский, Ю.П. Азаров, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.) показал множественность и неоднородность подходов к пониманию сущности педагогического мастерства, наличие проблемы его формирования и развития, а также - не разработанность методических основ его исследования.

В процессе изучения литературы по проблемам рефлексии и педагогического мастерства было обнаружено отсутствие исследований, выявляющих взаимосвязь рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей; возможность развития профессионального педагогического мастерства преподавателей через целенаправленное развитие рефлексии.

Объект: слушатели центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей системы среднего и высшего профессионального образования КубГУ.

Предмет: рефлексия и педагогическое мастерство преподавателей среднего и высшего профессионального образования.

Проблемы исследования: исследование взаимосвязи рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей; выявление возможности развития профессионального педагогического мастерства преподавателей через целенаправленное развитие рефлексии.

Гипотезы:

Можно предположить, что существует взаимосвязь между уровнем рефлексии и педагогическим мастерством преподавателей (уровнями решения проблемных педагогических ситуаций).

Можно предположить, что целенаправленное развитие рефлексии (с помощью специально организованного процесса обучения в активной форме, ОДИ) влияет на изменение уровня решения проблемных педагогических ситуаций.

Цель: исследовать взаимосвязь рефлексии и педагогического мастерства слушателей центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей системы среднего и высшего профессионального образования КубГУ.

Задачи:

Теоретический анализ проблем рефлексии, профессионального педагогического мастерства преподавателей, профессионально-педагогического мышления и ОДИ.

Разработка, подбор и обоснование методик исследования рефлексии и уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций.

Конструирование методики «Анкета для изучения рефлексии» и «Опросник на выявление доминирующего уровня решения педагогических проблемных ситуаций»

Разработка программы и сценария ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций», целенаправленно создающей условия для развития рефлексии.

Проведение ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций» со слушателями центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей системы среднего и высшего профессионального образования КубГУ.

Осуществление диагностики рефлексии и уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций на начальном и конечном этапах формирующего эксперимента.

Осуществление экспериментальной проверки гипотез.

Анализ результатов проведенного исследования.

Методы исследования:

В процессе работы была использована комплексная методика исследования:

Теоретический анализ литературы по проблемам рефлексии, профессионального педагогического мастерства преподавателей, профессионально-педагогического мышления, ОДИ.

Эмпирические методы (формирующий и констатирующий эксперимент, анкетирование).

Методы обработки и интерпретации данных (математическая статистика: G - критерий знаков, корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена); U-критерий Манна-Уитни; сравнительно-сопоставительный анализ, синтез данных.

Краткая характеристика результатов исследования: подтвердились теоретические предположения и выдвинутые на их основе экспериментальные гипотезы:

О наличии взаимосвязи между уровнем рефлексии и педагогическим мастерством преподавателей (уровнями решения педагогических проблемных ситуаций).

О том, что целенаправленное развитие рефлексии (с помощью специально организованного процесса обучения в активной форме, ОДИ) влияет на изменение уровня решения проблемных педагогических ситуаций.

Научная новизна и теоретическая значимость:

В данной работе впервые была поставлена проблема исследования взаимосвязи рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей.

Уточнено понятие педагогического мастерства и разработан собственный подход к его измерению (через выявление ситуативного - надситуативного уровня решения педагогических проблемных ситуаций).

Показана возможность развития педагогического мастерства преподавателей через развитие рефлексии в ходе целенаправленно организованной ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций».

Сконструирована и апробирована методика для измерения рефлексии («Анкета для изучения рефлексии» на основе «Анкеты для изучения рефлексивно-мыслительных качеств государственных служащих» (О.С. Анисимов)) и методика для выявления уровня педагогического мастерства («Опросник на выявление доминирующего уровня решения педагогических проблемных ситуаций»).

Раскрыта необходимость и показана возможность развития рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей в процессе дополнительного профессионального педагогического образования.

Практическая значимость:

Разработанные и апробированные методики («Анкета для изучения рефлексии» и «Опросник на выявление доминирующего уровня решения педагогических проблемных ситуаций») можно использовать в различных сферах учебной и практической деятельности.

Предложенная программа ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций», проведенной со слушателями центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей системы среднего и высшего профессионального образования КубГУ может быть использована для развития рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей, может выступать одним из средств совершенствования профессиональной психолого-педагогической переподготовки взрослых.

Раздел 1. Рефлексия

1.1 Понятие и функции рефлексии. Основные подходы

Анализ проблемы рефлексии восходит к работам Локка и Лейбница, которые трактуют рефлексию как «сознание сознания», или самопознание, как «поворот духа к «я»». В настоящее время, несмотря на последующую длительную историю исследования рефлексивных процессов, существующие значения понятия рефлексии в той или иной степени отражают трактовку мыслителей нового времени.

Так в философской литературе под рефлексией понимают способность разума обращать свой "взор" на себя; мышление о мышлении, «осмысление своих собственных действий и их законов» (45., с. 499-502); специфическое явление в сфере духовного освоения человеком мира, предметом которого выступает отношение внутреннего опыта к опыту внешнему (6., с.24,25).

Исследование и разработка проблем рефлексии в психологии характеризуется наличием разнообразных ее трактовок и определений.

Так С.Л. Рубинштейн с появлением рефлексии связывает особый способ существования человека и его отношения к миру: «...рефлексия как бы пpиостанавливает, прерывает этот непрерывный пpoцесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы... С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни» (34., с.351-352).

В социальной психологии, в контексте исследования проблемы взаимопонимания в процессе общения, «...под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению» (5., с.361).

Кроме того, в психологии существует взгляд на рефлексию, как на необходимое условие или особенность теоретического мышления (А.З. Зак; Л.К. Максимов.). Рефлексия рассматривается здесь как познавательная активность субъекта, направленная на него самого: при теоретическом решении задачи предметом анализа становится рассмотрение оснований собственного способа решения.

В методологических разработках теории деятельности рефлексия рассматривается с точки зрения механизмов и закономерностей естественного развития деятельности. Здесь с явлениями рефлексии связывают обращение к основаниям своих собственных действий, анализ способов и результатов деятельности, проектирование и создание новых образцов деятельности. В данном контексте рефлексию можно определить как «анализ осуществлённой деятельности, направленный на выявление причин затруднений и коррекцию способа деятельности» (4., с.8).

В исследовании познавательной деятельности человека в ситуациях решения творческих задач рефлексия рассматривается как существенный компонент мышления. Так И.Н. Семёнов и С.Ю. Степанов (42.) выделяют четыре уровня процесса мышления: личностный, рефлексивный, предметный, операциональный, среди которых рефлексивно-личностный уровень представлен как важный элемент познавательной деятельности. В данном контексте рефлексия понимается как осознание оснований и средств решения задачи, способов мышления.

На основании приведённой модели мышления И.Н. Семёнов(43) и С.Ю. Степанов выделяют два вида рефлексии: личностную, как осмысление себя и своей мыслительной деятельности (связана с оценкой себя и поднятием мотивации), и интеллектуальную, как доступный для сознания поиск способов и средств для регуляции мышления, решения задач. Здесь необходимо выделить некоторые параметры «рефлексивного-нерефлексивного» мышления, которые будут необходимы в дальнейшем для понимания содержания, выделенной в методике для изучения рефлексии, шкалы рефлексии способа мышления. Это следующие параметры: гибкость-ригидность, рефлексивность (как осознание цели, способов, процесса мышления) - импульсивность (предполагает интуитивный процесс мышления), абстрактность (ориентация на целое) - конкретность (ориентация на части), способность к обобщению (схематизации), использование логических критериев, каузальность.

В целом анализ отечественных конкретно-экспериментальных работ, посвященных изучению рефлексии, показывает, что она исследуется в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном. Выделяют соответствующие типы рефлексии. При этом первые два аспекта выделяются в исследованиях коллективных форм деятельности и опосредствующих их процессах общения, а другие два - в индивидуальных формах проявления мышления и сознания. Данное разделение позволяет различить коллективную и индивидуальную формы осуществления рефлексии.

На выявление специфики кооперативного аспекта рефлексии направлены работы Г.П. Щедровицкого, П.Г. Щедровицкого, Н.Г. Алексеева, В.В. Рубцова, А.А. Тюкова, О.С. Анисимова и др. Психологические знания о кооперативном аспекте рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности с учетом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а главное, кооперации их совместных действий. При этом рефлексия трактуется как "высвобождение" субъекта из процесса деятельности, как его "выход" во внешнюю позицию по отношению к ней (52, 54, 44,4).

В рамках кооперативного аспекта рефлексии мы считаем необходимым обратиться к исследованиям Г.П. Щедровицкого (53, с. 13-23), который в рамках «теории деятельности» разработал собственно научные теоретические описания и модели рефлексии. Рефлексия в этих работах рассматривается, во-первых, как процесс и структура деятельности и, во-вторых, как механизм естественного развития деятельности, как принцип развёртывания схем деятельности. Г.П. Щедровицкий выдвигает гипотезу о рассмотрении рефлексии с точки зрения «идеи кооперации деятельностей». На основании этой идеи строится схема «рефлексивного выхода» за рамки деятельности в случае невозможности ее осуществления. Перейдя в позицию новой деятельности, индивид обретает средства «строить смыслы», исходя из которых понимает и описывает прежнюю деятельность. Вторая деятельность рефлексивно «поглощает» первую как материал. Механизм поглощения позволяет строить системы кооперации деятельностных позиций.

Таким образом, рефлексия в данном подходе выступает как специальным образом организованная деятельность (которая может быть использована в проблемной ситуации), направленная на способы собственного мышления и деятельности, которая предполагает выход из своей позиции и рассмотрение её со стороны. По нашему мнению, такая попытка более углублённого представления о рефлексии является недостаточной. Но, с другой стороны, Г.П. Щедровицкий первым рассмотрел рефлексию как деятельность и выделил этапы в развитии рефлексии; использовал, открытый Локком, метод интроспекции в игропрактике, спроецировал рефлексию на плоскость профессиональной деятельности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать