Исследование взаимосвязи рефлексии и педагогического мастерства преподавателей
p align="left">Зак А.З. Проблемы психологического изучения рефлексии.// Исследование речи - мысли и рефлексии. Алма-Ата. КГУ. 1979.- С. 6-13.

Карнозова Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации.// Вопросы психологии, 1990.- №6, с. 75-82.

Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. - СПб., Алетейя, 2000. - 463 с.

Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации. - Ярославль, ЯГУ, 1997. - 100 с.

Кашапов М.Н., Серафимович И.В. Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в деятельности учителя.// Психология педагогического мышления: теория и эксперимент / Под ред. М.М. Кашапова.- М., ИП РАН, 1998. - С. 36-49.

Киселева Т.Г. Оценивание как показатель уровня педагогического мышления учителя. // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент / Под ред. М.М. Кашапова.- М., ИП РАН, 1998. - С. 92-100.

Ковалев Б.П. Рефлексивная регуляция педагогической деятельности.// Психология учителя. М., 1989. - 178 с.

Когнитивные стили и их диагностика: методические рекомендации. - М., МГПИ, 1988.- С. 23-31.

Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., Высшая Школа, 1989.- 167 с.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.: Зна-ние, 1985.

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990.

Кузьмина Н.В. Педагогическая деятельность мастера.// Проблемы дидактики производственного обучения. - М., 1978. С. 233-270.

Кузьмина Н.В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии, 1984, №4. С. 24-25.

Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя. // Вопросы психологии, 1986, №2. С. 21-30.

Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., Просвещение, 1985.- 128 с.

Макаренко А.С. Из опыта работы.// Педагогические соч.: В 8 т. Т. 4, М., 1984.- С. 368-369.

Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение, 1993. - 192 с.

Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., Знание, 1996.- 401 с.

Матюшкин А.М., Понукалин А.А. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалистов в вузе.// Вопросы психологии, 1988, №2. - С. 76-82.

Метельский Г.И., Чикова О.М. О некоторых особенностях рефлексии учителя. // Психология учителя. М., 1989. - 178 с., С.16-21.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.- 216 с.

Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя./ Под ред. Кулюткина Ю.Н., Сухобской Г.С. - М., Педагогика, 1981. - 120 с.

Наумов С.В. Организационно-деятельностные игры // Природа.-1987-№4.-С.24-33.

Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. - М.: Высшая школа,1995.-207с.

Неверкович С.Д., Тюков А.А. Теоретические проблемы исследований процесса принятия решений в организационно-управленческой деятельности // Вопросы психологии,-1981-№1.- С.43-58.

Осипова Е.К. Структура педагогического мышления учителя.// Вопросы психологии. 1987, №5.- С. 144-146.

Основы педагогического мастерства. / под ред. Зязюна И.А. - М., Просвещение, 1989.- 303 с.

Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб., Питер.2000.- 304 с.

Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности.- Ростов-на-Дону, Феникс, 1996. - 512 с.

Петровский В.А. Психология неадаптивной активности.- М., Горбунок, 1992. - 244 с.

Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: РПА, 1996.- 270 с.

Попов С.В. ОДИ: мышление в «зоне риска»//Кентавр. - М., 1994.-№2.-С.53-66.

Попов С.В., Щедровицкий Г.П. Конкурс руководителей. - М.: Прометей, 1989. - 97 с.

Практическая психодиагностика.- Самара, 1998.- С. 470-476.

Проблемы рефлексии / отв. ред. Ладенко И.С. - Новосибирск: Наука,1987. - 238 с.

Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога.// Вопросы психологии. 1990, №2. - С. 77-81.

Розин В.М. Методологический анализ деловой игры как новой области научно-технической деятельности и знаний.//Вопросы философии,1986-№6.- С.37-51.

Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-на-Дону, РГПУ, 1994.- 240 с.

Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии.- СПб.,1999.-С.56-59.- 720 с.

Рю М.Ю. Заметки о ситуации в игропрактике.// Новое в социальной практике. - М., ИС РАН,1996.- С.143-156.

Семенов Е.В. Кооперация деятельности - система с рефлексией.// Проблемы рефлексии/ отв. ред. Ладенко И.С.-Новосибирск: Наука,1987.-С.228-235.

Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении//Проблемы рефлексии в научном познании.-Куйбышев,1983.-С.76-82.

Семенов И.Н., Степанов С.Ю., Ладенко И.С. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Новосибирск: АН СССР, Наука,1990. - 65 с.

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., Логос, 1999. - 272 с.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки данных в психологии.- СПб.,1996.-349 с.

Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М., 1983.- 267 с.

Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя.// Психология труда и личности учителя. Л., 1976, Вып. 1.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.,1995.- С.199-204.

Степанов С.Ю, Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Хрестоматия по психологии творчества.-М.,1999.-С.78-87.

Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. // Вопросы психологии. - 1983. - № 3.

Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф. Проблемы рефлексивно-творческой педагогики. // Развитие творческой личности в условиях непрерывного обра-зования. Т. 3. - Казань, 1990.

Степанов С.Ю. ,Семенов И.Н. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии //Исследование проблем психологии творчества. - М.: Наука, 1983.-С. 154-182.

Траилин Г.Н. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессиональной подготовки на примере специальностей социономического типа.// Диссертация... канд. психолог. наук - Краснодар: КубГУ. - 1997.

Тюков А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии.// Проблемы рефлексии / Отв. ред. Ладенко И.С. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 68-74.

Философская энциклопедия. - Т. 4. - М., 1967.- С. 324.

Чирикова А.Е., Мещерякова - Замогильная Е.А. Игра и возможности личностных изменений субъекта/ Новое в социальной практике. - М.: ИС РАН, 1996.- С. 143-156.

Чирикова А.Е. Потеря игровой реальности: механизмы и способы коррекции/Управленческие нововведения и игропрактика.- М., 1990. - С. 131-153.

Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности// Нововведения в организациях (труды семинара).- М., 1983.- С. 33-54.

Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности// Вопросы методологии, 1994 - № 3-4.- С. 4-21.

Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М., 1995. - С.485-495.

Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия /Исследования речемыслительной деятельности.- Алма-Ата, 1974.- С. 12-28.

Щедровицкий П.Г., Попов С.В. Игровое движение и организационно-деятельностные игры// Вопросы методологи, 1994 -№ 1-2.- С. 112-153.

Эльконин Б.Д. Об одном из путей психологического изучения рефлексии/ Проблемы рефлексии/ Отв. ред. Ладенко И.С.- Новосибирск: Наука, 1987.- С. 44-54.

Энциклопедический социологический словарь. / Под ред. Осипова Г.В., М.: ИСПИ РАН, 1995.- 939 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для изучения рефлексии

Инструкция.

Вашему вниманию предлагается ряд позиций. В каждой паре выберите одну позицию, являющуюся для Вас более предпочтительной. В соответствующей клетке на бланке для ответов поставьте крестик.

Спасибо за работу!

1.-1- ориентация на сохранение знания-2- ориентация на изменение знания

2. -1- опора на абстрактное знание

-2- опора на конкретное знание

3.-1- применение знаний с опорой на норму

-2- применение знаний без опоры на норму

4.-1- импульсивное действие

-2- действие на основе анализа

5.-1- усиление проблемности

-2- ослабление проблемности

6. -1- сохранение нормы

-2- изменение нормы

-1- познавать себя

-2- познавать других

-1- реконструкция содержания

-2- конструирование содержания

-1- зависимость от ситуации

-2- зависимость от собственной цели

-1- опора на часть

-2- опора на целое

-1- сохранение ценностей

-2- изменение ценностей

-1- ориентация на себя

-2- ориентация на норму

-1- опора на личностные ценности

-2- опора на требования ситуации

-1- познавать себя в действии

-2- познавать себя в анализе действий

-1- стихийный успех

-2- запланированный успех

-1- ценность однозначности

-2- ценность вариативности

-1- реагирование на прогноз неудачи

-2- реагирование на факт неудачи

-1- усложнение нормы

-2- упрощение нормы

-1- анализ действий другого

-2- анализ собственных действий

-1- познавать других в обычной ситуации

-2- познавать других в конфликте

-1- сведение нового к известному

-2- поиск новизны

-1- постоянно познавать себя

-2- познавать себя в проблемной ситуации

-1- углубление проблемы

-2- упрощение проблемы

-1- рациональность

-2- интуитивность

-1- ориентация на себя

-2- ориентация на ситуацию

-1- ориентация на актуальное

-2- ориентация на принципиальное

-1- зависимость от ситуации

-2- зависимость от сущности происходящего

-1- проблемная ситуация как зло

-2- проблемная ситуация как добро

-1- усовершенствование способа решения задачи

-2- быстрое решение задачи

-1- ориентация на себя

-2- ориентация на образец

БЛАНК ОТВЕТОВ НА «Анкету для изучения рефлексии».

Ф.И.О._______________________________________________________

Пол_________________________________________________________

Место работы____________________________________________

Должность___________________________________________________

Специальность по диплому_____________________________

Разряд оплаты труда_________________________________________

Стаж работы_______________________________________________

Зачеркните, пожалуйста, крестиком номера выбранных Вами ответов (цифры 1 или 2) напротив номера вопроса (цифры от 1 до 30).

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

2

2

2

2

2

6

1

7

1

8

1

9

1

10

1

2

2

2

2

2

11

1

12

1

13

1

14

1

15

1

2

2

2

2

2

16

1

17

1

18

1

19

1

20

1

2

2

2

2

2

21

1

22

1

23

1

24

1

25

1

2

2

2

2

2

26

1

27

1

28

1

29

1

30

1

2

2

2

2

2

Обработка данных. Подсчитывается сумма баллов - правильных ответов по шкалам, соответствующих «ключу»:

вопросы: 1(2), 2(1), 3(1), 4(2), 5(1), 6(2), 7(1), 8(2), 9(1), 10(2), 11(2), 12(2), 13(1), 14(2), 15(2), 16(2), 17(1), 18(1), 19(2), 20(1), 21(2), 22(1), 23(1), 24(1), 25(2), 26(2), 27(2), 28(2), 29(1), 30(1).

После получения ответов по анкете производится подсчёт баллов. Ответы сравниваются с ключом. В случае совпадения ответов испытуемого по данной оппозиции с ответом ключа, ему присваивается 1 балл, в случае несовпадения - 0 баллов. Затем происходит суммирование всех баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Опросник на выявление доминирующего уровня решения педагогических проблемных ситуаций»

Ф.И.О.______________________________________________________

Инструкция

Вам будут предложены две группы педагогических проблемных ситуаций - с указанием вариантов выхода из них в группе «1» и без указания - в группе «2».

В группе «1» Вы должны выбрать наиболее приемлемый для Вас вариант ответа, букву выбранного Вами ответа обведите кружком.

Большое спасибо Вам за проделанную работу! Группа «1»

Ситуация № 1.

Обстоятельства предыдущего дня не позволили Вам подготовиться к сегодняшнему занятию, на котором предполагалось объяснить новую тему. Ваши действия.

А/ Отложите рассмотрение новой темы и повторите предыдущий материал.

Б/ Объясните новый материал, не имея плана занятия.

Ситуация № 2.

Вы построили занятие в форме деловой игры, разбив группу студентов на микрогруппы. Вам нужны помощники в проведении игры из числа студентов - руководители подгрупп и игротехники. Желающих помочь нет. Ваши действия.

А/ Вы назначаете себе помощников по своему усмотрению.

Б/ Освящаете привлекательные стороны предлагаемой деятельности и ждете инициативы.

Ситуация № 3.

К зачетному занятию было задание подготовить реферат. У двух студентов оказываются одинаковые тексты рефератов. Ваши действия.

А/ Возвращаете работы студентам и требуете написать реферат на другую тему.

Б/ Проводите собеседование по источникам реферата и при необходимости отдаете на доработку с сохранением темы.

Ситуация № 4.

В ходе семинара студентами высказываются противоречащие друг другу мнения. Группа разбивается на противоборствующие подгруппы, одна отстаивает ошибочное мнение. Ваши действия.

А/ Задаете вопросы, подводя студентов к лучшему пониманию проблемы.

Б/ Выделяете правильное мнение, объясняя, почему это так.

Ситуация № 5.

Студент задает на занятии вопрос, на который Вы не знаете ответа. Ваши действия.

А/ Сохраняя свой авторитет, пытаетесь ответить, опираясь на собственное мнение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать