Карнозова Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации.// Вопросы психологии, 1990.- №6, с. 75-82.
Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. - СПб., Алетейя, 2000. - 463 с.
Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации. - Ярославль, ЯГУ, 1997. - 100 с.
Кашапов М.Н., Серафимович И.В. Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в деятельности учителя.// Психология педагогического мышления: теория и эксперимент / Под ред. М.М. Кашапова.- М., ИП РАН, 1998. - С. 36-49.
Киселева Т.Г. Оценивание как показатель уровня педагогического мышления учителя. // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент / Под ред. М.М. Кашапова.- М., ИП РАН, 1998. - С. 92-100.
Ковалев Б.П. Рефлексивная регуляция педагогической деятельности.// Психология учителя. М., 1989. - 178 с.
Когнитивные стили и их диагностика: методические рекомендации. - М., МГПИ, 1988.- С. 23-31.
Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., Высшая Школа, 1989.- 167 с.
Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.: Зна-ние, 1985.
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990.
Кузьмина Н.В. Педагогическая деятельность мастера.// Проблемы дидактики производственного обучения. - М., 1978. С. 233-270.
Кузьмина Н.В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии, 1984, №4. С. 24-25.
Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя. // Вопросы психологии, 1986, №2. С. 21-30.
Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., Просвещение, 1985.- 128 с.
Макаренко А.С. Из опыта работы.// Педагогические соч.: В 8 т. Т. 4, М., 1984.- С. 368-369.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение, 1993. - 192 с.
Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., Знание, 1996.- 401 с.
Матюшкин А.М., Понукалин А.А. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалистов в вузе.// Вопросы психологии, 1988, №2. - С. 76-82.
Метельский Г.И., Чикова О.М. О некоторых особенностях рефлексии учителя. // Психология учителя. М., 1989. - 178 с., С.16-21.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.- 216 с.
Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя./ Под ред. Кулюткина Ю.Н., Сухобской Г.С. - М., Педагогика, 1981. - 120 с.
Наумов С.В. Организационно-деятельностные игры // Природа.-1987-№4.-С.24-33.
Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. - М.: Высшая школа,1995.-207с.
Неверкович С.Д., Тюков А.А. Теоретические проблемы исследований процесса принятия решений в организационно-управленческой деятельности // Вопросы психологии,-1981-№1.- С.43-58.
Осипова Е.К. Структура педагогического мышления учителя.// Вопросы психологии. 1987, №5.- С. 144-146.
Основы педагогического мастерства. / под ред. Зязюна И.А. - М., Просвещение, 1989.- 303 с.
Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб., Питер.2000.- 304 с.
Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности.- Ростов-на-Дону, Феникс, 1996. - 512 с.
Петровский В.А. Психология неадаптивной активности.- М., Горбунок, 1992. - 244 с.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: РПА, 1996.- 270 с.
Попов С.В. ОДИ: мышление в «зоне риска»//Кентавр. - М., 1994.-№2.-С.53-66.
Попов С.В., Щедровицкий Г.П. Конкурс руководителей. - М.: Прометей, 1989. - 97 с.
Практическая психодиагностика.- Самара, 1998.- С. 470-476.
Проблемы рефлексии / отв. ред. Ладенко И.С. - Новосибирск: Наука,1987. - 238 с.
Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога.// Вопросы психологии. 1990, №2. - С. 77-81.
Розин В.М. Методологический анализ деловой игры как новой области научно-технической деятельности и знаний.//Вопросы философии,1986-№6.- С.37-51.
Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-на-Дону, РГПУ, 1994.- 240 с.
Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии.- СПб.,1999.-С.56-59.- 720 с.
Рю М.Ю. Заметки о ситуации в игропрактике.// Новое в социальной практике. - М., ИС РАН,1996.- С.143-156.
Семенов Е.В. Кооперация деятельности - система с рефлексией.// Проблемы рефлексии/ отв. ред. Ладенко И.С.-Новосибирск: Наука,1987.-С.228-235.
Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении//Проблемы рефлексии в научном познании.-Куйбышев,1983.-С.76-82.
Семенов И.Н., Степанов С.Ю., Ладенко И.С. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Новосибирск: АН СССР, Наука,1990. - 65 с.
Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., Логос, 1999. - 272 с.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки данных в психологии.- СПб.,1996.-349 с.
Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М., 1983.- 267 с.
Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя.// Психология труда и личности учителя. Л., 1976, Вып. 1.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.,1995.- С.199-204.
Степанов С.Ю, Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Хрестоматия по психологии творчества.-М.,1999.-С.78-87.
Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. // Вопросы психологии. - 1983. - № 3.
Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф. Проблемы рефлексивно-творческой педагогики. // Развитие творческой личности в условиях непрерывного обра-зования. Т. 3. - Казань, 1990.
Степанов С.Ю. ,Семенов И.Н. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии //Исследование проблем психологии творчества. - М.: Наука, 1983.-С. 154-182.
Траилин Г.Н. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессиональной подготовки на примере специальностей социономического типа.// Диссертация... канд. психолог. наук - Краснодар: КубГУ. - 1997.
Тюков А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии.// Проблемы рефлексии / Отв. ред. Ладенко И.С. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 68-74.
Философская энциклопедия. - Т. 4. - М., 1967.- С. 324.
Чирикова А.Е., Мещерякова - Замогильная Е.А. Игра и возможности личностных изменений субъекта/ Новое в социальной практике. - М.: ИС РАН, 1996.- С. 143-156.
Чирикова А.Е. Потеря игровой реальности: механизмы и способы коррекции/Управленческие нововведения и игропрактика.- М., 1990. - С. 131-153.
Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности// Нововведения в организациях (труды семинара).- М., 1983.- С. 33-54.
Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности// Вопросы методологии, 1994 - № 3-4.- С. 4-21.
Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М., 1995. - С.485-495.
Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия /Исследования речемыслительной деятельности.- Алма-Ата, 1974.- С. 12-28.
Щедровицкий П.Г., Попов С.В. Игровое движение и организационно-деятельностные игры// Вопросы методологи, 1994 -№ 1-2.- С. 112-153.
Эльконин Б.Д. Об одном из путей психологического изучения рефлексии/ Проблемы рефлексии/ Отв. ред. Ладенко И.С.- Новосибирск: Наука, 1987.- С. 44-54.
Энциклопедический социологический словарь. / Под ред. Осипова Г.В., М.: ИСПИ РАН, 1995.- 939 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для изучения рефлексии
Инструкция.
Вашему вниманию предлагается ряд позиций. В каждой паре выберите одну позицию, являющуюся для Вас более предпочтительной. В соответствующей клетке на бланке для ответов поставьте крестик.
Спасибо за работу!
1.-1- ориентация на сохранение знания-2- ориентация на изменение знания
2. -1- опора на абстрактное знание
-2- опора на конкретное знание
3.-1- применение знаний с опорой на норму
-2- применение знаний без опоры на норму
4.-1- импульсивное действие
-2- действие на основе анализа
5.-1- усиление проблемности
-2- ослабление проблемности
6. -1- сохранение нормы
-2- изменение нормы
-1- познавать себя
-2- познавать других
-1- реконструкция содержания
-2- конструирование содержания
-1- зависимость от ситуации
-2- зависимость от собственной цели
-1- опора на часть
-2- опора на целое
-1- сохранение ценностей
-2- изменение ценностей
-1- ориентация на себя
-2- ориентация на норму
-1- опора на личностные ценности
-2- опора на требования ситуации
-1- познавать себя в действии
-2- познавать себя в анализе действий
-1- стихийный успех
-2- запланированный успех
-1- ценность однозначности
-2- ценность вариативности
-1- реагирование на прогноз неудачи
-2- реагирование на факт неудачи
-1- усложнение нормы
-2- упрощение нормы
-1- анализ действий другого
-2- анализ собственных действий
-1- познавать других в обычной ситуации
-2- познавать других в конфликте
-1- сведение нового к известному
-2- поиск новизны
-1- постоянно познавать себя
-2- познавать себя в проблемной ситуации
-1- углубление проблемы
-2- упрощение проблемы
-1- рациональность
-2- интуитивность
-1- ориентация на себя
-2- ориентация на ситуацию
-1- ориентация на актуальное
-2- ориентация на принципиальное
-1- зависимость от ситуации
-2- зависимость от сущности происходящего
-1- проблемная ситуация как зло
-2- проблемная ситуация как добро
-1- усовершенствование способа решения задачи
-2- быстрое решение задачи
-1- ориентация на себя
-2- ориентация на образец
БЛАНК ОТВЕТОВ НА «Анкету для изучения рефлексии».
Ф.И.О._______________________________________________________ Пол_________________________________________________________ Место работы____________________________________________Должность___________________________________________________Специальность по диплому_____________________________Разряд оплаты труда_________________________________________Стаж работы_______________________________________________Зачеркните, пожалуйста, крестиком номера выбранных Вами ответов (цифры 1 или 2) напротив номера вопроса (цифры от 1 до 30).
1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 5 | 1 | |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
6 | 1 | 7 | 1 | 8 | 1 | 9 | 1 | 10 | 1 | |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
11 | 1 | 12 | 1 | 13 | 1 | 14 | 1 | 15 | 1 | |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
16 | 1 | 17 | 1 | 18 | 1 | 19 | 1 | 20 | 1 | |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
21 | 1 | 22 | 1 | 23 | 1 | 24 | 1 | 25 | 1 | |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
26 | 1 | 27 | 1 | 28 | 1 | 29 | 1 | 30 | 1 | |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Обработка данных. Подсчитывается сумма баллов - правильных ответов по шкалам, соответствующих «ключу»:
вопросы: 1(2), 2(1), 3(1), 4(2), 5(1), 6(2), 7(1), 8(2), 9(1), 10(2), 11(2), 12(2), 13(1), 14(2), 15(2), 16(2), 17(1), 18(1), 19(2), 20(1), 21(2), 22(1), 23(1), 24(1), 25(2), 26(2), 27(2), 28(2), 29(1), 30(1).
После получения ответов по анкете производится подсчёт баллов. Ответы сравниваются с ключом. В случае совпадения ответов испытуемого по данной оппозиции с ответом ключа, ему присваивается 1 балл, в случае несовпадения - 0 баллов. Затем происходит суммирование всех баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Опросник на выявление доминирующего уровня решения педагогических проблемных ситуаций»
Ф.И.О.______________________________________________________ИнструкцияВам будут предложены две группы педагогических проблемных ситуаций - с указанием вариантов выхода из них в группе «1» и без указания - в группе «2».
В группе «1» Вы должны выбрать наиболее приемлемый для Вас вариант ответа, букву выбранного Вами ответа обведите кружком.
Большое спасибо Вам за проделанную работу! Группа «1»
Ситуация № 1.
Обстоятельства предыдущего дня не позволили Вам подготовиться к сегодняшнему занятию, на котором предполагалось объяснить новую тему. Ваши действия.
А/ Отложите рассмотрение новой темы и повторите предыдущий материал.
Б/ Объясните новый материал, не имея плана занятия.
Ситуация № 2.
Вы построили занятие в форме деловой игры, разбив группу студентов на микрогруппы. Вам нужны помощники в проведении игры из числа студентов - руководители подгрупп и игротехники. Желающих помочь нет. Ваши действия.
А/ Вы назначаете себе помощников по своему усмотрению.
Б/ Освящаете привлекательные стороны предлагаемой деятельности и ждете инициативы.
Ситуация № 3.
К зачетному занятию было задание подготовить реферат. У двух студентов оказываются одинаковые тексты рефератов. Ваши действия.
А/ Возвращаете работы студентам и требуете написать реферат на другую тему.
Б/ Проводите собеседование по источникам реферата и при необходимости отдаете на доработку с сохранением темы.
Ситуация № 4.
В ходе семинара студентами высказываются противоречащие друг другу мнения. Группа разбивается на противоборствующие подгруппы, одна отстаивает ошибочное мнение. Ваши действия.
А/ Задаете вопросы, подводя студентов к лучшему пониманию проблемы.
Б/ Выделяете правильное мнение, объясняя, почему это так.
Ситуация № 5.
Студент задает на занятии вопрос, на который Вы не знаете ответа. Ваши действия.
А/ Сохраняя свой авторитет, пытаетесь ответить, опираясь на собственное мнение.