Игровые технологии в начальной школе
наличие собственной деятельности;

· творчество;

· общение;

· власть;

· потребность в ином;

· самоопределение через ролевое экспериментирование;

· самоопределение через пробы деятельностей.

Условия, обеспечивающие привлекательность игр, могут быть трансформированы в требования к играм в образовании:

· Игровая оболочка: должен быть задан игровая сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей.

· Включенности каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Можно не задавать индивидуальных мотивов, если речь идет, к примеру, о соревновании. Но тогда возможность достижения выигрыша должна быть у каждого члена команды.

· Возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы он мог принимать решения, выбирать варианты способов действования, имел право отказа от действия и т.д.

· Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

· Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями.

· С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры; и, во-вторых, задания подбирать с »вилкой» от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

· Вариативность -- в игре не должно быть одного единственно возможного пути достижения цели.

· Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

§1.5. Ограничения и недостатки использования игр в образовании

Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра -- очень время- и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели ее проведение. Возможно, в будущем будет создан банк игровых образовательных технологий, что позволит экономить силы, но пока его не существует.

Игра не является педагогической панацеей. Существует большая опасность использования педагогами псевдоигровых форм. Многие замечательные образовательные технологии оборачиваются пустой оболочкой при использовании их формально. Зачастую педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос -- новый материал -- закрепление -- домашнее задание». Здесь обозначена проблема, пути решения ее можно указать только в общих чертах:

· увлечение самого педагога игровыми формами;

· запрет на «обязательность» внедрения игр;

· проработка требований к игре (наличия легенды, мотивов, структуры отношений и т.д.).

Игра -- живое явление, более широкое, чем вкладываемое в нее дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.

Существует также опасность возникновения «игровой аддикции» (зависимости от игры). Игра настолько привлекательна для школьников, что зачастую даже витальные потребности могут быть депривированы -- подростки, увлеченные компьютерными играми, могут отказывать себе в еде и питье. Происходит это, по-видимому, из-за того, что игра реализует не менее значимые потребности -- в общении, самоутверждении и т.д. Очевидно, что при возникновении зависимости необходимо выяснить, каков механизм, какую потребность ребенок реализует в игре. И попытаться найти аналог этой деятельности в других сферах жизни.

Игра -- это технология педагогики будущего, но, внедряя игры в образование, необходимо учитывать возможные опасности и ограничения игры.

§1.6. Теория и классификация игр

Наряду с трудом и ученьем игра -- один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого су-ществования. Игра -- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление по-ведением.

Как уже указывалось выше, отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной -- 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах, исследована и обоснована роль игры в онтоге-незе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процес-сах социализации -- в усвоении и использовании человеком обще-ственного опыта.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

* целеполагания;

* планирования;

* реализации цели;

* анализа результатов, в которых личность полностью реализу-ет себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее доброволь-ностью, возможностями выбора и элементами соревновательно-сти, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореа-лизации.

В структуру игры как процесса входят:

* роли, взятые на себя играющими;

* игровые действия как средства реализации этих ролей;

* игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

* реальные отношения между играющими;

* сюжет (содержание) -- область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра -- это вид деятельности в условиях ситуаций, направлен-ных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинство игр отличает следующие черты Шмаков С.А. Игры учащихся -- феномен культуры. М., 1994. с.14.:

* свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса дея-тельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

* творческий, в значительной мере импровизационный, ак-тивный характер этой деятельности («поле творчества»);

* эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

* наличие прямых или косвенных правил, отражающих содер-жание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической куль-туры игра выполняет следующие важные функции:

* Функция социализации.

Игра -- есть сильнейшее средство включения ребенка в систе-му общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

* Функция межнациональной коммуникации.

Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценнос-ти, культуру представителей разных национальностей, посколь-ку «игры национальны и в то же время интернациональны, меж-национальны, общечеловечны».

* Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне че-ловеческой практики».

Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить про-ект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ре-бенка, с другой -- выявить недостатки опыта.

* Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра -- деятельность коммуникативная, позволяющая ребен-ку войти в реальный контекст сложнейших человеческих комму-никаций.

* Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интел-лектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра -- «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и са-моутверждает себя.

* Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возника-ющих у ребенка в поведении, общении, учении.

«Эффект игровой терапии определяется практикой новых со-циальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые роле-вая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений при-нуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтичес-кому эффекту» Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999. с.124..

* Функция коррекции -- есть внесение позитивных измене-ний, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

* Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

Игра стратегически -- только организованное культурное про-странство развлечений ребенка, в котором он идет от развлече-ния к развитию.

Педагогические игры -- достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное от-личие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком -- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результа-том, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

* дидактическим целям;

* организационной структуре;

* возрастным возможностям их использования;

* специфике содержания.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К.Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. с.58.:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

· обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

· познавательные, воспитательные, развивающие;

· репродуктивные, продуктивные, творческие;

· коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

3. Согласно Селевко по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

§ 1.7. Игровые педагогические технологии

Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое при-менение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

* в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

* в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

* в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

* в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком -- наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Технология развивающих игр Б.П.Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами М. Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячом, веревками, резинками, ка-мушками, орехами, пробками, пуговицами, палками. Предмет-ные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и способствуют развитию интеллекта.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или уст-ной инструкции. Так знакомят его с разными способами переда-чи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде ри-сунка.

В развивающих играх в этом заключается их главная особен-ность -- удалось объединить один из основных принципов обуче-ния -- от простого к сложному -- с очень важным принципом творческой деятельности -- самостоятельно по способностям, ког-да ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и не-посредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжа-ют игры с предметами и появляются неимитационные игры.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправ-ленности программы игр в сочетании с обычными дидактически-ми упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охва-тывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов -- забота каждого учителя начальной школы.

В отечественной педагогике имеется целый ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, Мумми-троль, персона-жи «Волшебника Изумрудного города», «Приключения Буратино»).

ГЛАВА II. Применение игровых технологий на уроках русского языка

В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

1) игра -- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра -- один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в русской школе.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:

1) ролевые игры на уроке (инсценирование);

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок -КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока(начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

§2.1. Задания, упражнения и игры для развития речи

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим строем.

Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Развитие речи как средства общения позволяет ребенку адекватно пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью ... которая имеет большое значение для умственного развития ребенка» Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989, с. 477.. На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому -- связно, систематически, продуманно, строить и свою устную речь.

Разучивание стихотворений

Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

Пересказ и рассказ

Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.

Если ребенку трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием -- предложить разыграть в лицах прочитанный им рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися (этот прием можно с успехом применять на уроке). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.

Скороговорки

Скороговорки -- эффективное средство развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать