Игровые технологии в начальной школе
ладение основными мыслительными операциями требуется от учащихся уже в первом классе. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности.

Загадки

Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения.

Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (мяч, книга, карандаш и др.).

Гуляю по свету,

Жду ответа,

Найдешь ответ --

Меня и нет. (Загадка)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек. (Собака)

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото)

Сидит на окошке кошка.

Хвост как у кошки,

Лапы как у кошки,

Усы как у кошки,

А не кошка. (Кот)

Два гуся -- впереди одного гуся,

Два гуся -- позади одного гуся,

И один гусь -- посередине.

Сколько всего гусей? (Три)

У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех? (Восемь)

Два отца и два сына нашли

Три апельсина и разделили поровну,

Каждому досталось по целому. Как?

(Дед, отец, сын)

Кто носит шляпу на ноге? (Гриб)

Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей? (Спит)

Как назвать пять дней, не называя чисел и названий дней?

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Составление предложений

Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Берутся наугад три слова, не связанных по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Исключение лишнего

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное -- больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному. Лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

Поиск аналогов

Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

§2.3. Задания, упражнения, игры для развитиям мышления

Великий А.Эйнштейн утверждал, что «фантазия важнее знания». Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ.

Воображение -- психический процесс, сущностью которого является отражение реальной действительности в непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. С помощью воображения создаются образы таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Различают воображение воссоздающее и творческое. Основу воссоздающего воображения составляет создание образа предмета по его описанию, рисунку, рассказу и т.д. Этот вид воображения особенно важен в учебной деятельности, поскольку позволяет учащимся (по рассказу учителя, тексту учебника и пр.) создавать правильное и достаточно полное представление о новом учебном материале.

Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Такое воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личностный потенциал.

Однако все образы воображения, как бы оригинальны и причудливы они ни были, базируются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. По словам Л.С.Выготского, «первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека» Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. Просвещение. 1991, с. 8-9..

Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, в рисовании и других видах творчества.

Вместе с тем было бы ошибкой утверждать, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого. Как отмечает Л.С.Выготский, «чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта» Л.С. Выготский, Воображение и творчество в детском возрасте. М. Просвещение.1991, с. 10..

Отсюда следует важный педагогический вывод: для того, чтобы создать благоприятные условия для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения» Там же с. 11..

Завершение рассказа

Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы -- 10 мин.

Рассказ можно оценить по следующим критериям: -- законченность рассказа; -- яркость и оригинальность образов; -- необычность поворота и сюжета; -- неожиданность концовки.

Составление рассказа с использованием отдельных слов

Детям предлагаются отдельные слова. Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе» Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза,2002. Т. Вып.3.C. 44-53., А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе» Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов.- Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 2001. и О.А.Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей» Степанова, Ольга Алексеевна Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. пособие/ О.А. Степанова.- М. : Сфера, 2003.

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали автору возможность определить теоретические основы конструирования и использования дидактических игр разных типов, предназначенных для применения на уроке русского языка.

Анализ литературы и практики преподавания подвел автора к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении нового материала.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Исследование показало, что дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение русского языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.
Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998.

2. Азаров Ю. Л. Искусство воспитывать. М., 1985.

3. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.

4. Андреева Г. Н. Социальная педагогика. М., 1996.

5. Аркин Е. А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935.

6. Асеев В. Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989.

7. Асмолов А. Г. Знаем ли мы себя? М., 1989.

8. Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.

9. Бабанский Ю. Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М., 1977.

10. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 1992.

11. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996.

12. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -- М., 1995.

13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -- М.: Педагогика, 1989.

14. Богусловская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры // Известия АПН РСФСР. Вып. 64, М., 1955.

15. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

16. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997

17. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.

18. Возникновение человеческого общества. Палеолит Африки. Спб., 1977.

19. Вуд Г. Ф. Морские млекопитающие и человек. Спб., 1979

20. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

21. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6.

22. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982.

23. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

24. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1996.

25. Гарбузов В. И. От младенца до подростка. Спб., 1996.

26. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. М., 1989.

27. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. К., 1916.

28. Давыдов В. В. Виды общения в обучении. М., 1972.

29. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

30. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.

31. Кавтарадзе Д.Н. Учеб. пособие для учителей. М., 1998.

32. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.

33. Колоцця Д. А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. М., 1909.

34. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.

35. Крутецкий В.А.Психология. М., 1986.

36. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. М., 1977.

37. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1996.

38. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

39. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.

40. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции: Конспект лекций. М., 1971.

41. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Сов. педагогика, 1944. № 8-9.

42. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1959.

43. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

44. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.

45. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. М,, 1992.

46. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1940.

47. Мухина В. С. Возрастная психология: учебник для студентов. М., 1997.

48. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.

49. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты. М., 1995.

50. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д. 2002.

51. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избр. труды. М., 1969.

52. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996.

53. Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. М., 1967.

54. Плеханов Г. В. Письма без адреса. Письмо третье // Плеханов Г. В. Соч. Т. 14. М., 1925.

55. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Сб. ст. под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1957.

56. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии / Под. ред. Ю. М. Забродина. М., 1990.

57. Психологические исследования общения. М., 1979.

58. Психология личности и деятельности дошкольников / Под. ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.

59. Психология и педагогика игры дошкольника / Материалы симпозиума. М., 1966.

60. Психология учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1982.

61. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Отв. ред. А. Пономарев. М., 1990.

62. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

63. Рудик П. А. Игры детей и их педагогическое значение. М., 1948.

64. Русский язык в школе. 1989, №4.

65. Русский язык в школе. 1992, №5.

66. Русский язык в школе. 1993 г., №3.

67. Русский язык в школе. 2000 г., №6.

68. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

69. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. М., 1988.

70. Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.

71. Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. М., 1949.

72. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1 // Ушинский К.Д. Соч. Т. 8. М., 1950.

73. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.

74. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры // Хейзинга Й. Номо Ludens : Статьи по истории культуры. М., 1997.

75. Чкаников И. Игры и развлечения. М., 1957.

76. Шмаков С.А. Игры учащихся -- феномен культуры. М., 1994.

77. Эльконин Д.Б. Возрастная психология. М., 1991.

78. Эльконин Д.Б. Игра // Педагогическая энциклопедия / Гл. Ред. И.А. Каиров и Ф.Н. Петров. Т. 2. М., 1965.

79. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

80. Эльконин Д.Б. Игры и психологическое развитие ребенка-дошкольника // Тр. Всероссийская научная конференция по дошкольному воспитанию. М., 1949.

81. Эльконин Д.Б. Некоторые итоги развития детей дошкольного возраста // Психологическая наука в СССР. Т.2.М., 1960.

82. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

83. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

84. Эльконин Д.Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.

85. Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А. К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Авторские разработки уроков русского языка в начальной школе

1-й класс

В 1-м классе провожу следующую работу.

1. «Азбука» (с. 5) - речь состоит из предложений. Каждое предложение пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка. Дается схема: . Я добавляю к схеме зеленой ручкой два круга: . Дети проговаривают эти правила и показывают их.

2. «Азбука» (с. 8) - предложение состоит из отдельных слов, каждое слово в предложении пишется отдельно. Дана схема: . - Осень наступила.

Играю с ребятами: каждое предложение - это паровозик (связь с детской игрой). У паровозика есть голова, то есть дизель, есть отдельные вагоны. У паровозика может быть 2, 3, 5, … , 10 отдельных вагонов, но все они образуют один большой состав. Так и в предложении может быть 1, 2, 3, … , 10 слов, все они пишутся отдельно. В схеме добавляю:

Но по смыслу в предложении все слова взаимосвязаны, хотя может быть и их перестановка.
Дети учатся отличать большое слово - большой вагончик (то есть в схеме большой - длинный прямоугольник). Маленькое слово - маленький вагончик (маленький прямоугольник в схеме).
Например:

Мама пошла в магазин.

На этом этапе обучения у детей в игре отрабатываются правила предложения.

· Начало предложения пишется с большой буквы.

· Каждое слово (большое и маленькое) пишется отдельно.

· В конце предложения ставится точка.

3. «Азбука» (с. 9) - в конце предложения может быть и восклицательный, и вопросительный знак. Схема изменяется, а дополнения не применяются:

Игра 1. «Хлоп-хлоп»

Ребенок слушает предложение и хлопком показывает наличие каждого слова. «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь» - я это понимаю. Но игра есть игра. Здесь работают двигательные мышцы обеих рук, развиваются внимание, слух, приходит осознанность правила: предложение состоит из слов.

Игра 2. «Покажи предложение» (работают кисти рук)

Игра заключается в том, что ребенок показывает все три правила предложения, которые он уже знает.

Мама купила хлеб.

Начало предложения (ладошки на большом расстоянии) - большая буква.

Пунктиром показано движение ладошек. Ладошки вместе - показывают (в этом случае), что слово закончилось, существует промежуток, начинается другое слово - с маленькой буквы, в конце предложения звучит хлопок, то есть ставится на письме точка.

4. «Азбука» (с. 11) - деление слова на слоги, ударный слог. Использую те же самые хлопки. Сколько слогов - столько хлопков. Например: воробей - 3 гласных, 3 хлопка. Добавляю игру «Тише - громче»: воробей - 3 хлопка, ударный слог (бей - третий по счету), значит, первые два хлопка - тихие, а третий - сильный, громкий. Схема: .

Пример: чайка - 2 слога, 2 хлопка, первый слог ударный - громкий хлопок, второй слог - тихий хлопок. Схема: .

5. «Азбука» (с. 18) - гласные звуки в слове. Схема: (маRки).

Игра на пальчиках: «Лови!»На левой руке каждый пальчик - это какой-то звук (то есть левая рука - это слово). А правая рука будет считать звуки (показывать на пальчиках левой руки наличие звука), дотрагиваться и считать.

[м] - звук - показываем наличие звука соприкосновением пальцев правой руки с указательным пальцем левой.
[а] - звук - переводим соприкосновение на средний палец.
[к] - звук - переводим соприкосновение на безымянный палец.
[и] - звук - переводим соприкосновение на мизинец.

Получили 4 соприкосновения - 4 звука в слове маки, где второе соприкосновение сильнее - ударение на эту [а] гласную (больше силы голоса - больше (сильнее) соприкосновение).

6. «Азбука» (с. 25) - наличие звуков в слове больше, чем 5. Применяю игру «Уточка»: у каждого ребенка две уточки (левая - левая рука, правая - правая рука). Попутно идет развитие мелкой моторики кистей обеих рук. Кисть складывается:

Уточка клювом ловит звуки.

Например: ландыш - 6 звуков - 6 раз клюв открывается и закрывается.

7. «Азбука» (с. 31) - звук и буква И, и. Игра с конвертами.

Имена людей пишутся с большой буквы.

У каждого ребенка по 2 конверта: один - схемы слов (для работы над предложением), второй - схемы звуков, слогов, полосочки для слогораздела (для работы со словом). Дети с удовольствием двигают карточки: составляют, изменяют схемы, попутно проговаривают уже изученные правила.

Идет распространение предложения. Дети играют в паровозик. («Сколько вагонов в его составе?») Работа по развитию речи.

4. Девочку зовут Ира.

Ребята уже знают, что начало предложения пишется с большой буквы (схема), обычные слова - с маленькой (схема ).

Новое сегодня: 1) Ира - имя девочки пишется с большой буквы, да и вообще имена людей пишутся с большой буквы. Значит, нужна схема: .

2) В любом месте предложения (начало, середина, конец) имя пишется с большой буквы (схема ).

Это игра - работа со схемами из первого конверта. Работа со вторым конвертом: разноцветные схемы для работы.

Например:

Ира (с. 31) - ребенок выкладывает у себя на столе схему слова, устно проговаривая правила.

Дети. В этом слове 2 гласные - 2 слога: первый [и] - красный квадрат, второй [р] [а] - слог-слияния согласного и гласного (на этом этапе согласный - белого цвета). Ставлю слогораздел (выкладывает большую полосочку черного цвета). Первый слог ударный, ставлю ударение (выкладывает маленькую черную полосочку под наклоном) - это имя, его нужно писать с большой буквы, показываю (выкладывает большую черную полосочку на красный квадрат).

Отмечаю: ребенок уже знает много правил по русскому языку, он их проговаривает и «показывает» в игре на различных схемах, а ведь писать он еще не умеет. Я уверена, это большая подготовка к письму отдельных слов и целых предложений.

8. «Азбука» (с. 44) - обращение, оформление обращения на письме. Я работаю, играю со схемами, ребята легко запоминают запятые при обращении, двигая, переставляя слова-схемы у себя на парте. Например:

Сами посмотрите, сколько правил уже знают и показывают дети по схемам.

· Начало предложения пишется с большой буквы.

· Каждое слово (большое или маленькое) пишется отдельно.

· В конце предложений ставится точка.

· Имена людей пишутся с большой буквы.

· На письме обращения выделяются запятыми, если:

- обращение в начале предложения, то запятая справа;
- обращение в конце предложения, то запятая слева;
- обращение в середине предложения, то оно выделяется с двух сторон.

Кроме двух конвертов в помощь ребятам и их родителям я завожу тетрадочки по чтению. В этих тетрадях дети чертят схемы простым карандашом, делают зарисовки, штриховки цветными карандашами, зеленой ручкой - показывают правила предложения. Это трудная работа для малыша.

9. «Азбука» (с. 53) - появляются цветные схемы слоRва (гласный - красный, согласный - синий или зеленый - зависит от написания и произношения). И дети принимают игру с цветными схемами из второго конверта. Схемы можно поменять местами - исправить быстро-быстро, а в тетрадочке это сделать сложнее, труднее, нужно зачеркивать, исправлять, если не так… Дети больше волнуются, переживают, что у них не так, как у всех, замыкаются. А при работе с конвертом (двигающимися схемами) этого нет, ребенок переставил карточку, проговорил правило, и у него на парте перед собой такие же (как нужно!) схемы. Он такой же сразу хороший, как и все остальные.

Звуковые схемы:

Например:

10. При изучении йотированных букв, мягкого и твердого (с первого и по четвертый классы) знаков я придумала и использую игру «Плюс-минус». Игра заключается в том, что проставляется над буквой знак «+», или «++», или «-» (зависит от того, сколько звуков обозначается одной буквой). При изучении йотированных букв я, ю, е, ё использую схемы и , четко заучиваем правила (всем известные).

Звуковые схемы:

Два звука йотированная буква обозначает: в первом случае - так как стоит в абсолютном начале слова, то есть первая в слове;

в третьем случае йотированная буква стоит после гласной;

в четвертом случае йотированная буква стоит после ь и ъ знаков.

Один звук йотированная буква обозначает, когда стоит после согласной, как во втором случае.

При изучении ь и ъ знаков знакомимся с правилом: ь и ъ знаки - это только буквы, знаки, а звуков они не обозначают. Для того чтобы не забыть, не ошибиться в подсчете букв и звуков (при звуко-буквенном анализе слова), над буквами ь и ъ знаки пишем «-» (минус).

Например:

11. «Азбука» (с. 124-125) - дети знакомятся с прямой речью и ее оформлением, диалогом (с. 131, 139, 145 и т. д.) и его оформлением. Сами понятия трудные, сложные. На помощь приходит конверт 1 (схемы предложения).

Например:

Мама говорит о дедушке: «Сам стар, а душа молодая». (С. 125.)

«Будем вместе играть», - сказал Юра. (С. 131.)

Конечно, мы вернемся основательно к этой теме в 3-5-м классах. А сейчас в игре даются понятия (слова автора, непосредственно прямая речь) и знаки препинания. Со схемами легче проходят понимание и запоминание.

12. «Азбука» (с. 131) - вежливые слова. Слово пожалуйста, запись и оформление запятыми.

Например:

- Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, - просит Оля.

1) большая буква - начало предложения;
2) большая буква - имена детей;
3) оформление прямой речи;
4) Слово пожалуйста в середине предложения - запятые с двух сторон.

Эти правила ребенок видит, оформляет схемами, устно многократно проговаривает правила, а он только в первом классе, да еще не весь алфавит прошел.
Ну а почему бы еще ребят не познакомить с таким правилом: слово пожалуйста в начале предложения, в конце предложения, оформление на письме, ведь в устной речи дети употребляют слово пожалуйста не с первого класса, а гораздо раньше.

Например:

 2-й класс

Во 2-м классе ввожу для звуко-буквенного анализа следующую работу.
Делаем запись: Устно проговариваем:
Например:

- 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

Записали слово мама. Вижу гласную а, ставлю под гласной точку, вижу гласную а, ставлю под гласной а точку, получим 2 точки -
2 гласные. Гласные образуют слог, значит, у нас два слога (показываю их дугами под словом). Если два слога, то должно быть ударение (знаю: ударение не ставится в слове с одним слогом и если в слове есть буква ё, она всегда ударная). Зову (мама), ударение ставится на первый слог ма. Буквы я вижу, считаю. Получила 4 буквы. Звуки я слышу, обозначаю «+» и «-» наличие звуков у каждой буквы. Называю букву и произношу звук: буква эм - звук [м], аR - звук [аR], эм - звук [м], а - звук [а].

Получила 4 плюса - 4 звука. Записываю после тире характеристику: 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

Например:

Проговариваю:

1) всю работу как со словом мама (см. выше);

2) если есть различие между количеством букв и звуков, проговариваю еще и конкретное правило.

Например:

День - 4 б., 3 зв., так как ь знак звука не обозначает, букв больше, чем звуков.

Яблоко - 6 б., 7 зв., так как йотированная буква я стоит в абсолютном начале слова - в этом случае она обозначает два звука; поэтому букв меньше, чем звуков.

Солнце - 6 б., 5 зв., так как буква л - пишется, а звук ни [л], ни [лў] - не произносится, здесь правило непроизносимого согласного, будет букв больше, чем звуков.

3-й класс

В 3-м классе этот вид работы (звуко-буквенный анализ слова) дополняю работой, как бы это слово я перенесла, но отрабатываю все возможные случаи. Игра «Покажи перенос» с помощью ладошек и в третьем классе проходит, дети с удовольствием показывают перенос на доске.

Например:

Написано:

Работа проводится как со словом мама.
Дополнение (устно): перенос слова возможен - кар-тина и карти-на - и сопровождается движениями.

1. Кар-тина - закрывают ладошкой кар- - первый слог, остается запись -тина - ее видно, можно перенести, и правая ладошка (ребром ладони) показывает часть этого слова для переноса вправо.

2. Карти-на - закрывают ладонью карти- - часть слова, остается -на - часть, которую видно, следовательно, ее можно перенести, и правая ладонь движением вправо показывает этот перенос. А потом дети в 3-м и 4-м классах заучивают полные характеристики звуков, делают общепринятые записи. В 1-м классе вводятся три ручки (красная, зеленая, синяя) для печатания слов, где гласный звук - красный цвет, согласный твердый - синий, согласный мягкий - зеленый: . Я использую два конверта в работе над предложением, словом, звуком, считаю, что эта вся «игра» детям в помощь. И в 3-м, и в 4-м классах у ребят нет страха по работе над буквой и звуком (в полном звуко-буквенном анализе любого слова), работе с предложением (составь, запиши, оформи правила). Думаю, это хорошая база для работы на уроках русского языка в среднем звене. Попробуйте сами, ведь учиться, играя, интереснее и легче.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать