Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников
p align="left">1. Концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников базируется на идеях системного и синергетического (общенаучный уровень), интегративного, культурологического и компетентностного подходов (конкретно-научный уровень). Их взаимосвязь и взаимодополняемость обусловлены необходимостью рассмотрения исследуемого явления в нескольких аспектах: морфологическом, структурном, функциональном, эволюционно-прогностическом, технологическом, с позиций целостности и многообразия его частей.

2. Сущностными интегративными характеристиками подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, необходимо принадлежащими всем ее модификациям, являются выявленные нами закономерности обусловленности и закономерности необходимости, фиксирующие связи между основными компонентами процесса подготовки и типом духовно-нравственных ценностей; актуальными и потенциальными возможностями духовного и нравственного развития будущего учителя; целесообразным использованием психологических и педагогических механизмов; неравномерностью развития личности; особенностями духовно-нравственного воспитания как педагогического явления. В совокупности со сформулированными на их основе принципами они обеспечивают целостность созданной системы. Сущностными вариативными характеристиками исследуемого процесса являются атрибутивные закономерности, отражающие качества и специфику каждого конкретного направления подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.).

3. Движущей силой процесса интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников является обострение и разрешение противоречий, главным из которых является противоречие между признанием будущим учителем необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у него соответствующей компетентности, а также стремления к осуществлению этого вида деятельности. Способом разрешения этого противоречия является реализация принципов: обеспечения ценностного самоопределения личности; активизации смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; использования полярных ценностей.

4. Готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию - динамическая, интегративная характеристика личности, обеспечивающая способность педагога к приобщению школьников к одной из существующих в обществе систем духовных ценностей, к созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов во взаимосвязи с воспитанием нравственных чувств и нравственного поведения.

5. Интегративно-вариативная подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников - это процесс, объединяющий несколько однородных процессов: подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе гуманистических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе экзистенциальных ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе этнических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе религиозных ценностей, развивающийся в соответствии с закономерностями и имеющий движущие силы, присущие всем его модификациям. Это процесс развития педагогической направленности личности студента на духовно-нравственное воспитание, соответствующей профессионально-педагогической компетентности на основе осмысления личной системы ценностей, выбора направления и вида деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников.

6. Основными компонентами интегративно-вариативной подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников как системы являются:

- цели и задачи подготовки (развитие духовно-нравственной сферы личности будущего учителя, формирование мотивационно-ценностного отношения, мотивов деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников, совокупности соответствующих компетенций);

- содержание подготовки, вариативный компонент которого отражает разнообразие идеалов, систем ценностей, семантику духовно-нравственных понятий, позиций в выборе средств воспитания, присущее отдельным направлениям духовно-нравственного воспитания;

- вариативная деятельность субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении (информационно-аналитическая, исследовательская, художественно-творческая, организаторская и др.);

- ценностные отношения, возникающие в процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;

- вариативная воспитывающая и развивающая среда, которая обеспечивает учет индивидуальных интересов, способностей будущих учителей;

- управление системой подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников.

7. Особенностями духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях как воспитания, интегрирующего задачи, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания, и особенности его реализации в современных условиях являются: существование нескольких, в том числе альтернативных, направлений в деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию; разнообразие программ духовно-нравственного воспитания; взаимопроникновение светской и религиозной педагогических традиций; учет региональных особенностей в содержании духовно-нравственного воспитания; наличие интеграционных процессов в содержании как специальных программ, так и программ гуманитарных дисциплин; создание различных типов учебных заведений, ставящих в качестве главной своей цели соответствующее воспитание детей; особое состояние внешней среды, наполненной духовным влиянием разной направленности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством участия:

- в Международных научно-практических конференциях: «Образование как средство развития личности, общества, государства» (Витебск, 1997); XI Международные рождественские образовательные чтения (Москва, 2003); «Инновационные процессы в образовании» (Челябинск, 2004); «Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в сферу образования» (Москва, 2004); «Эффективность образования в условиях его модернизации» (Новосибирск, 2005); «Образование и наука без границ - 2005» (Днепропетровск - Белгород, 2005); «Православная культура на Урале: контексты истории и современность» (Челябинск, 2006); «Воспитание в начальной школе: проблемы и пути их решения» (Челябинск, 2007); «Проблемы классического образования и духовные ценности современной России» (Челябинск, 2007), «Проблемы подготовки учителя для современной российской школы» (Москва, 2007);

- во Всероссийских научно-практических конференциях: «Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и вуза» (Челябинск, 1994); «Воспитание этической культуры детей и молодежи» (Москва, 2002); «Воспитание как социокультурный феномен» (Москва, 2003); «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2004); «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 2004); «Традиции. Духовность. Правосознание» (Тюмень, 2006);

- в межрегиональных научно-практических конференциях: «Управление педагогическим процессом в учебном заведении» (Омск, 1992); «Дети - молодежь - общество» (Челябинск, 1995); «Проблемы обновления начальной школы в условиях модернизации и свободного развития российского образования» (Красноярск, 2002); «Социальная работа с молодежью: психологические и социальные аспекты» (Омск, 2003); «Модернизация начального общего образования» (Пермь, 2003); «Духовно-нравственное воспитание детей и учащейся молодежи: проблемы и перспективы» (Челябинск, 2003); «Теория и практика развивающего и личностно ориентированного обучения: модернизация образовательного процесса» (Челябинск, 2003);

- в региональных научно-практических конференциях: «Новые системы обучения в начальной школе» (Челябинск, 1994); «Пути обновления системы среднего профессионально-педагогического образования области» (Челябинск, 1997); «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 1998); «Проблемы сущности человека и типа личности» (Челябинск, 2000, 2004); «Актуальные проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи» (Челябинск, 2001); «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2002); «V Екатерининские образовательные чтения» (Екатеринбург, 2002); «Томинские чтения» (Челябинск, 2002) и др.

Программа духовно-нравственного воспитания старших дошкольников нашла применение в образовательных учреждениях г. Нарвы (Эстония), г. Минска (Белоруссия), г. Печоры, г. Канска, г. Екатеринбурга, Томской области (Россия) в 2000 - 2005гг. Концепция духовно-нравственного воспитания школьников - в образовательных учреждениях Челябинска и Екатеринбурга, Концепция подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников - в высших учебных заведениях Челябинска, Уфы, Шадринска.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии, включающей 449 источников. Текст занимает 357 страниц, содержит 32 рисунка и 21 таблицу.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования; определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования; изложена методологическая основа исследования; описаны этапы его осуществления; констатирована достоверность полученных результатов; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; изложены положения, выносимые на защиту, показаны направления апробации и внедрения полученных результатов.

В первой главе «Теоретические основания концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников» анализируется современное состояние научного решения исследуемой проблемы в педагогической теории, понятийный аппарат исследования, характеризуются предпосылки интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

Современное состояние научного решения проблемы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников характеризуется следующим:

- в качестве результатов профессиональной подготовки будущих учителей исследователи выделяют профессиональную готовность, профессиональную компетентность, духовность, духовную культуру, нравственную культуру, духовно-нравственную культуру, духовно-нравственное и духовно-творческое становление личности;

- обоснованы концепция развития и саморазвития духовно-нравственной культуры педагога на рефлексирующей и диагностической основе В.И. Андреева, концепция духовно-нравственного становления и развития личности учителя В.А. Беляевой, концепция духовно-творческого становления личности в процессе социализации и в условиях реализации В.В. Игнатовой, концепция духовного становления специалиста Н.А. Коваль и др.;

- определены сущностные характеристики понятий «профессиональная готовность», «профессиональная компетентность», «духовность», «духовная культура», «нравственная культура», «духовно-нравственная культура», «духовно-нравственное» и «духовно-творческое становление личности» при отсутствии единства в их трактовке;

- исследованы психологические особенности юношеского возраста, стимулирующие развитие духовно-нравственной сферы личности (И.С. Кон, Э. Шпрангер, Э. Эриксон и др.);

- выявлены педагогические условия эффективной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, которые мы объединили в четыре группы: личностно ориентированные, культуро-ориентированные, ценностно-ориентированные, деятельностно-ориентированные (В.А. Беляева, Т.П. Грибоедова, Л.В. Сибилева, Н. Татаркина и др.);

- определены критерии профессиональной готовности будущего педагога к воспитательной деятельности;

- доказана необходимость поиска путей взаимообогащения светской и религиозной педагогических культур.

Оценивая результаты исследований наших предшественников как серьезный вклад в решение проблемы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, мы пришли к выводу о том, что полностью они ее не решают в силу направленности концепций на конкретную систему ценностей, отсутствия системы соответствующей профессионально-педагогической подготовки и механизма ее функционирования, неразработанности совокупности компетенций будущих учителей в сфере духовно-нравственного воспитания. Для ее решения необходимо создать концепцию подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, которую отличает целостность и в то же время многообразие направлений, модификаций исследуемого процесса.

В систему научных понятий, раскрывающих сущность исследуемых процессов, вошли понятия «подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию», «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «готовность к духовно-нравственному воспитанию», «духовно-нравственная сфера личности будущего учителя» и др.

Наша позиция основывается на понимании духовности как показателя существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов, как способности к самоопределению, самореализации, самообразованию и саморазвитию, способности личности на основе этой иерархии создавать свой внутренний мир, благодаря которому реализуется гуманистическая сущность личности, ее свободный нравственный выбор в постоянно меняющихся жизненных ситуациях. В рамках такого понимания воспитание нами рассматривается как важнейший фактор приобщения личности к духовным ценностям, приобретения личностных смыслов и потребности в самообразовании и саморазвитии.

Опираясь на точку зрения Г. Гегеля в определении нравственности и считая, что духовные ценности являются связующим звеном в содержании понятий «духовность» и «нравственность», установлена взаимосвязь понятий «духовное воспитание» и «нравственное воспитание», духовно-нравственное воспитание определено как воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Оно направлено на приобщение школьников к одной из существующих систем духовных ценностей (гуманистической, этнической, религиозной и др.), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними.

Работы В.А. Беляевой, Н.А. Коваль и др. послужили основой для определения понятия «духовно-нравственная сфера личности будущего учителя» как совокупности духовно-нравственных идеалов и ценностей; личностных смыслов, отражающих субъективное отношение к ним; духовных потребностей и нравственных мотивов поведения; нравственных чувств; стремления личности к поведению в соответствии с принятыми ценностями; способностей к духовно-нравственному самоопределению, самореализации, самосовершенствованию. Понимание сущности духовно-нравственных ценностей сложилось на основе анализа близких по значению понятий «духовные ценности» и «нравственные ценности». Духовно-нравственные ценности расположены сразу в двух областях: в сфере отношений «человек-общество» и в сфере отношений «человек-духовный мир». Это значимые для человека нравственные идеалы, понятия, нормы межличностного общения и поведения в обществе, в которых отражено понимание и отношение к абсолютным категориям: Бог, Добро, Красота, Истина, Любовь.

Результатом исследуемого процесса является готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, которая рассматривается как динамическая, интегративная характеристика личности, включающая профессиональную компетентность в области духовно-нравственного воспитания и соответствующую направленность личности, обеспечивающая способность педагога к приобщению школьников к одной из существующих в обществе систем духовно-нравственных ценностей, к созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов во взаимосвязи с воспитанием нравственных чувств и нравственного поведения.

Опираясь на трактовки вышеназванных понятий, сформулировано следующее определение исследуемого процесса: подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников - это процесс, представляющий собой развитие и саморазвитие педагогической направленности личности студента на духовно-нравственное воспитание, соответствующей профессионально-педагогической компетентности на основе осмысления личной системы ценностей, выбора направления деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников. В настоящее время она включает в себя несколько однородных процессов (подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе гуманистических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе экзистенциональных ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе этнических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе религиозных ценностей и др.), которые обладают как общими, так и специфическими характеристиками, свойствами.

Интегративный характер этой подготовки обусловлен следующими предпосылками:

- необходимость разрешения противоречия между целостной природой образовательного процесса в вузе и наличием разнородных процессов профессиональной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.);

- тенденция педагогического знания к интеграции, необходимость построения знания о разнообразных направлениях духовно-нравственного воспитания школьников в едином ключе: система ценностей, семантика духовно-нравственных понятий, задачи, закономерности, принципы, механизмы, методы, формы воспитания;

- потребность в обобщенном педагогическом знании, позволяющем строить образовательный процесс, направленный на формирование готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, от общего к частному, обеспечив их способность осуществлять профессиональную деятельность в постоянно меняющихся условиях духовной жизни российского общества;

- утвердившийся в философии взгляд на человека как целостное существо, в котором взаимосвязаны разум и чувство, духовность и нравственность, и признание философами взаимосвязи понятий «духовность» и «нравственность». Современные исследователи подчеркивают такую особенность целостности человека, как «голографичность»: в любом проявлении человека, каждом его свойстве, органе и системе объемно представлен весь человек. Например, во всяком эмоциональном проявлении человека обнаруживается состояние его физического и психического здоровья, развитость воли и интеллекта, генетические особенности и приверженность определенным ценностям и смыслам; в человеке взаимосвязаны разум и чувство, духовность и нравственность;

- выявленная психологами взаимосвязь духовных способностей и нравственных качеств личности. «Духовное поведение безгрешно и добродетельно. Оно определяется добродетелями личности. С этих позиций духовные способности выступают как добродетели личности. Добродетели же есть качества личности, выражающиеся в желании делать добро, в умении делать добро, в реальных добродетельных поступках. Добродетель всегда нравственна» (В.Д. Шадриков);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать