Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников
p align="left">Выявленным закономерностям соответствуют принципы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: принцип обеспечения ценностного самоопределения личности; принцип активизации смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; принцип опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; принцип учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; принцип использования полярных ценностей.

В ходе исследования нами были выявлены несколько противоречий исследуемого процесса. Среди них: противоречие между признанием будущими учителями необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у них стремления к осуществлению данного вида деятельности. 93 % педагогов и 96,61% будущих учителей положительно относятся к осуществлению духовно-нравственного воспитания в современной школе. Однако менее 25 % и 30 % соответственно выразили желание осуществлять данную деятельность. Такое отношение педагогов и студентов педагогических вузов к деятельности по духовно-нравственному воспитанию связано с осознанием ими высокой ответственности за духовный мир молодого человека, признанием своей некомпетентности, несовпадением ценностных ориентаций педагогов, родителей, общества и т.п. Противоречие между признанием будущими учителями необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у них стремления к осуществлению данного вида деятельности является движущей силой процесса подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников. Это субъективное внутренне противоречие самого процесса подготовки.

Процесс подготовки как система оказывается перед выбором путей разрешения этого противоречия. Оно может быть разрешено путем исключения из числа субъектов системы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников тех студентов, которые имеют серьезные основания для отказа от участия в этом процессе: понимание высокой ответственности за духовное развитие ребенка, боязнь педагогических ошибок, осознание личной мировоззренческой неопределенности и др. Этот вариант неминуемо приведет к разрушению системы и не даст возможность достичь поставленных целей. Противоречие может быть разрешено посредством формирования у будущего учителя мотивов долженствования, что сделает систему упорядоченной, жесткой, а, следовательно, препятствующей движению вперед, прогрессу. Третий путь связан с реализацией принципа дополнительности (комплиментарности), главной идеей которого является взаимопроникновение, взаимодополнение противоположностей друг друга. Он поможет системе перейти из одного качества в другое. Как известно, в критической точке бифуркации система становится крайне чувствительной к внешним воздействиям, которые могут быть самыми разными. Следовательно, четвертый путь - это развитие системы благодаря воздействию извне (например, в результате реализации государственных документов, регламентирующих процесс подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников). Это воздействие также придаст системе большую упорядоченность и жесткость.

В разработанной концепции разрешение основного противоречия связано с реализацией ряда принципов: обеспечение ценностного самоопределения личности; активизация смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; опора на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; учет актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; использование полярных ценностей.

Нами сформулировано положение о зависимости готовности будущего учителя к данному направлению воспитания от его интереса к различным видам педагогической деятельности в этой сфере (информационно-аналитической, исследовательской, художественно-творческой, конструктивной, комплексной), отличающихся востребованностью разных аспектов профессионально-педагогической компетентности. Каждый из этих видов деятельности имеет свои функции и предполагает освоение будущими педагогами соответствующих компетенций.

В качестве содержательно-смыслового наполнения концепции интегративно-вариативной полготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников выступают представленные в тексте диссертации структурно-функциональная модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, интегративные и вариативные характеристики процесса, этапы соответствующей подготовки.

В четвертой главе «Верификация концепции в процессе реализации системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников» представлены структура системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, механизм ее функционирования и результаты изучения динамики готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

Основными компонентами реализованной системы являются цель и задачи, содержание, виды деятельности, ценностные отношения, воспитывающая и развивающая среда, управление, содержание которых отражает как общие черты, так и особенности существующих направлений; ценностные установки, идеалы, семантика духовно-нравственных понятий, позиции в вопросах самоопределения личности, методы.

Ее общей целью является готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию как интегративное качество личности, обеспечивающее реализацию его задач в условиях разнотипности мировоззрения, существования различных систем ценностей. Вариативной целью - готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию как интегративное качество личности, обеспечивающее реализацию его задач в рамках конкретного направления (гуманистического, этнопедагогического, культурологического, религиозного и др.).

Первая группа задач направлена на развитие духовно-нравственной сферы личности будущего учителя:

– освоение студентами значения духовных ценностей для конкретной общности людей (социальной, этнической, религиозной и др.) и извлечение личностного смысла этих ценностей, который заключает в себе субъективное эмоционально-оценочное отношение к их значению;

– развитие у студентов интереса к поиску личностных смыслов и т.п.

Вторая группа задач ориентирована на формирование педагогической направленности личности студента на деятельность по духовно-нравственному воспитанию школьников: формирование мотивации деятельности будущих педагогов по духовно-нравственному воспитанию (понимание духовности как видового признака человека; интерес к внутреннему миру своих воспитанников; ценностные установки личности будущего педагога: право воспитанника на личностное самоопределение, принятие ребенка таким, каков он есть; интерес к различным видам педагогической деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания школьников и др.).

Третья группа задач связана с формированием компетентности студентов в сфере духовно-нравственного воспитания школьников, которая представляет собой совокупность образовательных компетенций, необходимых будущему учителю для осуществления соответствующей деятельности (ценностно-смысловой, общекультурной, субъектной, информационной, коммуникативной, компетенции личностного совершенствования).

Содержательный компонент системы имеет три составляющие. Аксиологическая составляющая: знания о существующих системах духовно-нравственных ценностей и о ценностях педагогической деятельности; способы поведения личности в соответствии с этими ценностями; опыт поведения личности в нестандартной ситуации (творческий нравственный опыт); опыт эмоционального отношения к духовно-нравственным ценностям. Информационная составляющая: сведения о теоретико-методологических основаниях духовно-нравственного воспитания школьников, характеристиках его современного состояния, возрастных особенностях духовного и нравственного развития школьников, диагностике нравственной воспитанности детей; целях, принципах, содержании, методах и формах духовно-нравственного воспитания школьников и др. Операционная составляющая: знания о механизмах, лежащих в основе духовно-нравственного воспитания, способах деятельности педагогов по реализации его задач и проблемно-практические задания с целью формирования необходимых умений и навыков.

В рамках созданной системы подготовка осуществляется как в общепедагогических традиционных и инновационных методах и формах: диалог, метод проектов, дебаты, метод парадокса, исследовательский метод, метод свободы выбора в системе ограничений, лекции, семинары, практические занятия, профессиональная проба, научно-исследовательские лаборатории, спецкурсы, так и в формах, специфических для отдельных направлений: этнические праздники и обряды, игра, устное и прикладное народное творчество, паломнические поездки и т.п.

Важнейшими компонентами системы также являются вариативная деятельность субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении (информационно-аналитическая, исследовательская, художественно-творческая, организаторская и др.); ценностные отношения, возникающие в процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; вариативная воспитывающая и развивающая среда, которая обеспечивает учет индивидуальных интересов, способностей будущих учителей; управление системой подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников.

В соответствии с разработанной концепцией процесс профессиональной подготовки проходил поэтапно: адаптационный, базовый (инвариантный), ориентировочный, вариативно-практический, оценочно-результативный этапы, в содержании которых нашли отражение как логика профессионально-педагогической подготовки в целом, так и особенности духовно-нравственного развития будущих учителей. Каждому из них соответствовало конкретное звено механизма эффективного и динамичного функционирования системы, который представляет собой определенную последовательность реализации взаимосвязанных функций (адаптивной, функции культурного наследования, информационно-аналитической, мотивационно-целевой, креативной, оценочно-прогностической).

Формирующий этап педагогического эксперимента включал:

- использование методики приобретения студентами личностных смыслов духовно-нравственных ценностей на основе обогащения учебных дисциплин ценностным содержанием (посредством включения знаний о различных значениях нравственных и духовных понятий);

- обеспечение единства аксиологического, информационного и операционного компонентов содержания образования;

- организацию различных видов деятельности студентов: информационно-аналитической, исследовательской, эмоционально-творческой, конструктивной и комплексной в процессе внеаудиторной воспитательной работы и педагогической практики;

- введение в процесс профессионально-педагогической подготовки методов духовно-нравственного воспитания;

- организацию многоступенчатого выбора изучаемых спецкурсов, факультативов: спецкурсы по различным направлениям воспитательной работы в школе («Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях»), спецкурсы по различным аспектам духовно-нравственного воспитания, («Русские народные традиции воспитания», «Этнокультурное развитие детей на основе башкирских народных традиций», «Православные традиции в отечественной педагогике», «Воспитание этической культуры школьников»);

- создание условий для реализации программ дополнительного педагогического образования и др.

Эксперимент, проведенный на базе Челябинского, Башкирского педагогических университетов, Шадринского педагогического института позволил в соответствии с моделью готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников и критериями ее сформированности установить:

- положительную динамику как в развитии педагогической направленности студентов экспериментальных групп на деятельность в данной сфере воспитания, так и в формировании соответствующей профессиональной компетентности (процент прироста - 25,9% и 44,5%);

- изменение соотношения ценностных ориентаций студентов педагогических вузов (духовно-нравственных и материальных) на различных этапах профессиональной подготовки в зависимости от жизненных обстоятельств и неизменность иерархии духовно-нравственных ценностей как самостоятельной группы ценностей;

- тенденцию, появившуюся в результате экспериментальной работы к увеличению количества будущих учителей, считающих целесообразным духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения;

- укрепление положительного отношения к результативности духовно-нравственного воспитания у будущих учителей, входящих в экспериментальные группы и рост негативного отношения среди студентов контрольных групп;

- положительную динамику в стремлении участников экспериментальных групп к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников, достоверно подтвержденную при использовании - критерия Пирсона. Эмпирическое значение критерия оказалось равным 13,784, что больше критического значения критерия = 9,210 для степени свободы =3-1=2 и уровня значимости 0,01. Это значит, что эмпирическое значение критерия попало в зону значимости;

- преобладание в студенческой среде представления о результатах духовно-нравственного воспитания школьников как об их возможности самостоятельно сформировать собственную позицию в ситуации духовного и морального выбора;

- глубокое понимание будущими учителями основных нравственных категорий, что свидетельствует об осмысленном принятии исследуемых ценностей;

- увеличение количества студентов, оценивших свою компетентность в сфере духовно-нравственного воспитания школьников положительно; что достоверно подтверждено результатами использования критерия - угловое распределение Фишера;

- положительную динамику в формировании всех компонентов знания в сфере духовно-нравственного воспитания школьников, в частности, знаний о видах эмоционального отношения к духовно-нравственным ценностям; о теоретико-методологических основаниях духовно-нравственного воспитания школьников; о диагностике нравственной воспитанности детей; о целях, содержании, методах и формах духовно-нравственного воспитания школьников; о механизмах, лежащих в основе духовно-нравственного воспитания, способах деятельности педагогов по реализации его задач. Менее яркие изменения произошли в знаниях будущих педагогов о существующих системах духовно-нравственных ценностей; опыте поведения личности в нестандартной ситуации; о возрастных особенностях духовного и нравственного развития школьников; принципах их духовно-нравственного воспитания;

- проявление стремления осуществлять деятельность по духовно-нравственному воспитанию в ситуации определения конкретного вида деятельности в данной сфере: исследовательской, конструктивной, творческой и т.д.).

В заключении обобщены основные результаты проведенного исследования, которые можно сформулировать следующим образом:

1. В изменившихся социально-экономических условиях развития российского общества одной из актуальных проблем стала проблема разработки концепции, определяющей сущность целостной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, учитывающей разнообразие существующих позиций, и реализации ее в системе, обеспечивающей готовность будущего учителя к этой деятельности в постоянно меняющихся условиях духовной жизни российского общества.

2. Сложившиеся в настоящее время теоретические и эмпирические предпосылки, существующие в науке методологические подходы, законодательные и правовые акты, состояние научного решения вышеназванной проблемы, современной практики духовно-нравственного воспитания школьников и соответствующей профессионально-педагогической подготовки будущего учителя определили возможность построения педагогической концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

3. Разработанная концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в структурном плане включает преамбулу, ядро и содержательно-смысловое наполнение. В преамбуле определены правовые источники и цели концепции. Ядро отражает закономерности и принципы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в условиях модернизации образования, содержательно-смысловое наполнение - модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, способы разрешения основного противоречия процесса подготовки, его интегративные и вариативные характеристики, этапы.

4. В качестве теоретико-методологического основания подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию школьников целесообразно использовать совокупность системного, синергетического, интегративного, культурологического и компетентностного подходов.

5. Закономерности и принципы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников определяют его направление и результативность. Они фиксируют связи между основными компонентами, характеристиками процесса подготовки и типом духовно-нравственных ценностей; актуальными и потенциальными возможностями духовного и нравственного развития будущего учителя; целесообразным использованием психологических и педагогических механизмов; неравномерностью развития личности; особенностями духовно-нравственного воспитания как педагогического явления.

6. В состав системы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников входят следующие компоненты: цели и задачи этой подготовки, ориентиром для которых является модель готовности студента к соответствующей деятельности; содержание профессионально-педагогической подготовки; деятельность субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении; ценностные отношения, возникающие в процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; воспитывающая и развивающая среда системы; управление системой подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, содержание которых отражает как общие черты, так и особенности существующих направлений: ценностные установки, идеалы, семантика духовно-нравственных понятий, позиции в вопросах самоопределения личности, методы.

7. Проведенное исследование полностью не решает всех проблем подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников. Направлениями исследования могут стать проблемы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в системе дополнительного педагогического образования, выявление педагогических условий становления у студентов педагогических вузов разных типов духовности, определение степени влияния духовности педагога на духовно-нравственное развитие личности школьников. Требуют дополнительного исследования проблемы подготовки будущего учителя к каждому из направлений педагогической деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания.

Список основных публикаций автора по теме исследования

Монографии

1. Шитякова, Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования / Н.П. Шитякова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. - 172 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать