Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников
p align="left">- поиск путей консолидации мирового сообщества и диалога культур;

- появление идеи духовно ориентированной российской цивилизации в качестве «национальной идеи. В данном случае духовность интерпретируется как «исторически сформировавшийся тип культурной ориентации, при котором неутилитарные (человеческие, «постматериальные») ценности занимают высокое (или даже ведущее место) в ценностной иерархии общества и человека».

Вариативный характер подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников обусловлен следующими предпосылками:

- существование различных ценностных систем. Как известно, только сознательное самостоятельное принятие тех или иных моральных норм, ценностных установок способствует формированию личностного отношения к ним и включению их в систему мировоззрения личности. Единообразие в культуре, идеологии, мировоззренческих установках часто приводит к неустойчивым ценностным ориентациям, неосознанному выбору жизненной позиции или открытому неприятию самых высших ценностей;

- появление в последние годы научных исследований в области профессиональной подготовки к духовно-нравственному воспитанию, отражающих различные позиции ученых в решении исследуемой проблемы;

- противоречивость информационного пространства современного общества. В условиях высокой доступности информации молодые люди, с одной стороны, испытывают серьезные затруднения при ее анализе, встречаясь с альтернативными точками зрения, позициями. С другой стороны, противоречивость информационного пространства создает условия для осознанного самостоятельного формирования взглядов, создает ситуацию выбора, что приветствуется многими молодыми людьми;

- «феномен разнотипности мировоззрения» (термин В.С. Шубинского), когда в сознании человека начинают сосуществовать разные, а порой противоположные типы мировоззрения (материалистический и идеалистический, научный и мифологический и т.д.). В прошлом веке причиной возникновения этого феномена стала закрытость образования для разных типов мировоззрения. Она привела к тому, что, входя в мир других распространенных мировоззренческих ценностей, человек мировоззренчески разрушался, терял привычные позиции, что снижало известный с древности терапевтический эффект философского знания.

Во второй главе «Эмпирические основания концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников» приведены результаты констатирующего эксперимента, характеризующие состояние духовно-нравственной сферы личности учащихся общеобразовательных школ, состояние готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, рассмотрены особенности этого воспитания в современных условиях. Полученные данные учитывались при разработке концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

В результате анализа накопленного в последние десятилетия опыта организации духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи выделены его особенности в современных условиях:

- существование нескольких, альтернативных направлений деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию (гуманистическое, историко-культурологическое, этническое и религиозное). Эта особенность обусловлена разнообразием педагогических концепций, ценностных установок;

- разнообразие программ духовно-нравственного воспитания, которые можно классифицировать по разным основаниям: в зависимости от принятой авторами иерархии ценностей - гуманистические, этнопедагогические, историко-культурологические, религиозные; по характеру взаимоотношений участников воспитательного процесса - субъект-субъектные и субъект-объектные; в зависимости от наличия связей преемственности - программы, предназначенные для определенной возрастной группы, и программы, рассчитанные на весь период школьного образования; по соотношению духовного и нравственного аспектов в содержании воспитания - программы духовного воспитания, программы нравственного воспитания; программы духовно-нравственного воспитания;

- взаимопроникновение светской и религиозной педагогических традиций, которое выражается прежде всего в обогащении содержания образования в светских образовательных учреждениях и изменениях методики воспитания в конфессиональных учебных заведениях (воскресных школах, православных гимназиях, мусульманских лицеях и т.п.). На смену схоластическим методам преподавания постепенно приходит диалог воспитателя и воспитуемого, исключающий пассивное восприятие получаемой информации;

- разработка содержания духовно-нравственного воспитания на основе принципа учета региональных особенностей;

- наличие интеграционных процессов в содержании, как специальных программ, так и программ общеобразовательных дисциплин;

- создание различных типов учебных заведений, ставящих в качестве главной своей цели духовно-нравственное воспитание детей;

- особое состояние внешней среды, наполненной духовным влиянием разной направленности.

Большинство выявленных особенностей свидетельствует о вариативности современного духовно-нравственного воспитания школьников, что требует адекватного содержания профессиональной подготовки будущего учителя.

Результаты исследования духовно-нравственной сферы личности, в котором приняло участие 2064 школьников, являются следующим эмпирическим основанием концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию. Они показали неравномерность развития этой сферы личности, его возможности, не полностью реализованные в работе педагогов.

Духовно-нравственная сфера личности младшего школьника характеризуется недифференцированностью духовно-нравственных понятий, пониманием детьми их положительного или негативного значения, способностью выделять в основном внешние признаки понятия, образностью нравственного мышления, неосознанностью существующей у них иерархии ценностей, ситуативностью в стремлении к нравственному поведению. Ограниченность словарного запаса, неразвитость логического мышления детей этого возраста препятствуют более объективной оценке развития духовно-нравственной сферы личности ребенка.

Духовно-нравственная сфера личности подростков отличается более полными знаниями о значении духовно-нравственных понятий, для большинства из них характерна дифференцированность понятий, способность к выделению их существенных признаков. Несмотря на наличие сформированной иерархии духовно-нравственных ценностей, в поведении подростков реализуется незначительное количество общественно значимых ценностей. А среди усваиваемых ценностей присутствуют как положительно, так и негативно направленные. У большинства подростков мотивы поступков в ситуации нравственного выбора определяются эмпатийными проявлениями. Таким образом, для них характерна противоречивость развития духовно-нравственной сферы личности.

Духовно-нравственная сфера личности старшеклассников отличается более высоким уровнем развития. Повысилась доля реализуемых и усваиваемых духовно-нравственных ценностей. Увеличилось количество смысловых единиц, выделяемых старшеклассниками при характеристике соответствующих понятий. Однако вне сферы их внимания оказались многие существенные проявления тех или иных духовно-нравственных ценностей, составляющих их содержание. Для них более остро стоит проблема нравственного выбора, они более открыты к обсуждению и осмыслению нравственных вопросов.

Оценка готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию на констатирующем этапе эксперимента, в котором приняли участие 2188 студентов педагогических специальностей, складывалась из оценки педагогической направленности личности студента на данную сферу воспитательной работы и оценки соответствующей педагогической компетентности. Основными показателями педагогической направленности явились: отношение к целесообразности духовно-нравственного воспитания школьников в современной школе; наличие стремления осуществлять деятельность по духовно-нравственному воспитанию школьников; проявление интереса к значению ценностей, принятому в разных социальных сообществах. Кроме того, показателем стали и ценностные ориентации как элемент педагогической направленности личности будущего учителя и как ядро его духовно-нравственной сферы. При оценке педагогической компетентности в области духовно-нравственного воспитания школьников использовались следующие показатели: знание студентами значений духовно-нравственных ценностей, принятых в различных сообществах; знание будущими учителями механизмов духовно-нравственного воспитания; владение методами духовно-нравственного воспитания.

Исследование показало, что общечеловеческие ценности являются приоритетными для 67,6% студентов, религиозные - для 8,45%, этнические - для 1,1%. 30,95% студентов определили свои ценности как складывающиеся под влиянием жизненных обстоятельств. Последнюю группу респондентов мы охарактеризовали как не имеющую направленности на духовно-нравственное воспитание, т.к. житейские ценности чаще всего изменяются под влиянием социально-экономических условий и по существу становятся материальными. Для 15% студентов оказалось сложным назвать приоритетные ценности, и они сделали двойной выбор. Большинство будущих учителей (72,2%) считает необходимым духовно-нравственное воспитание детей в современной школе. Но только у 26,8% студентов сформировано стремление осуществлять соответствующую деятельность.

Состояние готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников характеризуется разнотипностью мировоззрения, неустойчивостью ценностных приоритетов (преобладание материальных или духовных ценностей в зависимости от периода жизнедеятельности); признанием необходимости духовно-нравственного воспитания школьников, с одной стороны, и отсутствием стремления к соответствующей деятельности у большинства студентов, с другой стороны; недостаточным уровнем сформированности духовно-нравственных понятий; несформированностью способности к переносу общепедагогических умений в сферу духовно-нравственного воспитания. Характерной чертой является наличие разнородных процессов профессиональной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.) при общей тенденции образовательного процесса к целостности.

В третьей главе «Концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников» представлены сущностные характеристики этой подготовки, оформленные в основных положениях авторской концепции. В качестве структурных компонентов она имеет: методологические, теоретические и эмпирические основания интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; понятийный аппарат, источники и цели концепции; закономерности и принципы подготовки, составляющие ядро концепции; модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, интегративные и вариативные характеристики основных компонентов исследуемого процесса; условия автономии различных направлений подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников как частей интегрированного целого; этапы формирования этой готовности (содержательно-смысловое наполнение).

Вопреки распространенной тенденции рассматривать подготовку к духовно-нравственному воспитанию как единичный процесс, который в каждом конкретном случае имеет специфические черты, обусловленные приоритетными ценностными установками, в исследовании выявлены общетеоретические основы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников. Сопоставление различных направлений профессионально-педагогической подготовки позволило определить повторяющиеся признаки в каждом из них, имеющие своим следствием как положительные, так и негативные результаты. Это создало предпосылки для поиска интегративных характеристик подготовки, которые обеспечивают целостность и эффективность данного процесса в сложных условиях существования различных систем ценностей, разнотипности мировоззрения, противоречивости информационного пространства и т.п.

В ходе анализа философской и психолого-педагогической литературы выявлены исходные общетеоретические основы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, которые представляют собой общепризнанные в науке методологические подходы, выступающие в качестве опоры для исследования проблемы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию. К ним отнесены системный, синергетический, интегративный, культурологический и компетентностный подходы.

Общенаучной основой исследования является системный подход. В соответствии с положениями, разработанными Ю.А. Конаржевским, мы использовали системный анализ в нескольких его аспектах. Нами была определена совокупность элементов, составляющих процесс подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (морфологический аспект), выделена внутренняя организация системы и определен способ, характер связи элементов (структурный аспект). Реализуя функциональный аспект системного анализа, мы определили механизм динамичного и эффективного функционирования процесса подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, выявили современные особенности внешней среды, влияющие на содержание и технологию как самого духовно-нравственного воспитания, так и процесса подготовки к нему.

Использование положений синергетического подхода к разработке системы подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников позволило заложить условия для прогнозирования эволюции этой сложной системы, которая во многом определяется существующими в современном обществе системами ценностей и приобретением личностного смысла этих ценностей каждым участником педагогического процесса. С позиций интегративного подхода была преодолена изолированность изучения сущностных связей исследуемой подготовки, обеспечено обобщение знаний об исследуемом процессе. Культурологический подход являлся системообразующим при разработке содержания профессионально-педагогического образования, обеспечивающего подготовку студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников. Его использование обеспечило взаимосвязь знаний о духовной сущности человека, о различных системах ценностей, о существующих концепциях духовно-нравственного воспитания, источниками которых являются различные, порой противоположные культуры (светская, религиозная и т.п.). С помощью аксиологического подхода определены ориентиры в содержании профессионально-педагогической подготовки. В соответствии с личностно-ориентированным походом созданы условия для осознания будущим педагогом себя как субъекта профессиональной подготовки.

С позиций компетентностного подхода акцентировано внимание на результате подготовки к духовно-нравственному воспитанию школьников, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность будущего учителя действовать в новых, проблемных ситуациях, связанных со сложными явлениями в духовно-нравственной сфере жизни человека и общества.

Применение данных научных подходов позволило нам сформулировать концептуальные основы духовно-нравственного воспитания и соответствующей профессионально-педагогической подготовки будущего учителя с точки зрения требований модернизации образования в условиях разнотипности мировоззрения, многообразия систем ценностей; разработки механизмов подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников в изменившихся социально-экономических условиях развития российского общества и условиях существования различных направлений в духовно-нравственном воспитании; определения компетенций будущего педагога в сфере духовно-нравственного воспитания школьников.

Основными источниками создания концепции подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию школьников являются:

- социальный заказ общества, сформулированный в нормативных документах и выраженный в существующих потребностях общества и отдельной личности;

- международный и отечественный педагогический опыт, его традиции и тенденции развития;

- фундаментальные теории современной общей педагогики;

- теоретические концепции, фиксирующие современный уровень развития духовно-нравственного воспитания;

- практический опыт осуществления духовно-нравственного воспитания;

- результаты проведенного исследования особенностей духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях.

Основную направленность концепции определили такие положения правовых документов, как: принцип светского характера государственной и муниципальной систем образования, принцип культуросообразности содержания образования, принцип субъектности образовательного процесса, положение о равенстве религий перед законом, включение в общую образовательную программу учебных заведений не только базового федерального, но и национально-регионального и вариативного компонентов и др.

Важнейшими составляющими разработанной концепции подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников являются ключевые положения, представленные ее закономерностями и принципами. На основе анализа количественных результатов исследований Р.Г. Гуровой, Е.И. Исаева, Н.А. Коваль, А.А. Орлова и др., а также результатов, полученных автором диссертации, были выявлены устойчивые, повторяющиеся связи (закономерности) между отдельными состояниями и компонентами изучаемого процесса, которые обусловливают их упорядоченное изменение. Часть педагогических закономерностей выявлена путем анализа психологических закономерностей (Н.А. Коваль, Р.Х. Шакуров и др.). В результате были определены три группы: закономерности обусловленности, закономерности эффективности и атрибутивные закономерности. К первой их них относятся детерминированность степени активности процесса формирования педагогической направленности личности будущего учителя его компетентности в сфере духовно-нравственного воспитания школьников социально-экономическими условиями жизни общества: чем противоречивее эти условия, тем выше активность; обусловленность вариативного компонента содержания подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников реальными (актуальными) и потенциальными возможностями студентов высших педагогических учебных заведений; взаимосвязь вариативного компонента содержания данной подготовки и особенностей современного состояния духовно-нравственного воспитания школьников; обусловленность результативности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников неравномерностью духовного развития личности. Закономерностями эффективности являются зависимость продуктивности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников от целесообразной реализации психологических и педагогических механизмов, лежащих в основе воспитания; детерминированность результатов исследуемой подготовки типом духовно-нравственных ценностей, выбранных педагогами, учебным заведением в качестве основы для целей профессионального воспитания будущего учителя.

Атрибутивные закономерности, отражающие качества и специфику каждого конкретного направления подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, являются сущностными вариативными характеристиками исследуемого процесса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать