Лингвистические основы формирования развития письменной речи в связи с развитием речи учащихся 5–6 классов дагестанской национальной школы
Лингвистические основы формирования развития письменной речи в связи с развитием речи учащихся 5–6 классов дагестанской национальной школы
2
Оглавление
- Введение
- Глава I Лингвистические основы формирования письменной речи в связи с развитием речи учащихся 5-6 классов дагестанской национальной школы
- 1.1 Лингвистический аспект формирования письменной речи в процессе обучения русскому языку
- 1.2 Взаимосвязь устной и письменной речи в условиях дагестанско-русского двуязычия как основа анализа письменной речи учащихся
- Выводы
- Глава II Знания, умения и навыки учащихся-дагестанцев по русской письменной речи
- 2.1 Анализ учебно-программной литературы
- 2.2 Ошибки учащихся - дагестанцев в письменных работах и их причины
- Выводы
- Глава III Методика формирования и развития русской письменной речи учащихся дагестанцев
- 3.1 Дидактические основы формирования умений и навыков в области русского письма
- 3.2 Основные методы и приёмы развития письменной речи
- 3.3 Система упражнений по развитию письменной речи
- 3.4 Основные принципы организации работы над ошибками в письменной речи учащихся-дагестанцев
- Выводы
ВведениеАктуальность исследования. Проблема преодоления и предупреждения ошибок в письменной речи учащихся-дагестанцев до сих пор остаётся актуальной. Актуальность её заключается в том, что устная и письменная речь учащихся-дагестанцев изобилует речевыми недочётами, преодолеть которые крайне сложно. Актуальность ещё заключается в том, что с этой проблемой соотносится целый ряд трудных методических вопросов, таких как: вопрос о классификации ошибок, об их причинах, устойчивости, типичности, о необходимости преодоления межъязыковой интерференции в разных областях языка и т.д.Обучение правописанию в национальной школе должно содействовать привитию учащимся умений и навыков правильного использования теоретических знаний как при построении своей письменной речи, так и при выполнении разного рода учебных заданий и упражнений. Обучение письменной речи в дагестанской школе связано со многими трудностями. Трудности в обучении правописанию обусловлены специфическими особенностями фонетического, грамматического и лексико-семантического строя родного языка и межъязыковой интерференцией.В связи с этим при обучении правописанию необходимо опираться на системную ценность языка и изучать те или иные явления в связи со всеми языковыми уровнями, а также в сопоставлении с фактами родного языка.Таким образом, актуальность вопроса о преодолении и предупреждении ошибок в письменной речи учащихся дагестанцев, а также неразработанность системы упражнений по развитию правописных умений и навыков послужили основанием выбора темы дипломного исследования "Лингводидактические основы формирования навыков письменной речи учащихся 5-6 классов в условиях дагестанско-русского двуязычия ".Объектом исследования являются русская устная и письменная речь учащихся.Цель исследования. На основе проведённого анализа специальной литературы по исследуемой нами проблеме, а также данных констатирующего эксперимента разработать методические рекомендации и создать специальный комплекс упражнений, способствующих развитию письменной речи учащихся.Цель исследования предопределила решение следующих задач:1) установить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в научно-методической литературе;2) проанализировать действующие учебники и программы по русскому языку для национальных школ с точки зрения обучения письменной речи и её взаимосвязи с устной;3) выявить типичные ошибки учащихся-дагестанцев в письменных работах и установить их причины;4) разработать систему упражнений, способствующих развитию письменной речи учащихся.В ходе исследования данной проблемы использованы следующие методы1) социолого-педагогический (анализ учебного комплекса по русскому языку для 5-6 классов национальных школ);2) констатирующий эксперимент (с целью выявления ошибок в письменной речи);3) статистический (качественная и количественная обработка результатов экспериментальных работ).
Глава I Лингвистические основы формирования письменной речи в связи с развитием речи учащихся 5-6 классов дагестанской национальной школы1.1 Лингвистический аспект формирования письменной речи в процессе обучения русскому языкуМетодика преподавания русского языка тесно связана с наукой о русском языке - с языкознанием.Содержание и характер изучаемого в школе по русскому языку в целом определяется, прежде всего, языкознанием.Вот почему и методика преподавания русского языка в школе не может ни существовать, развиваться безотносительно к лингвистической науке в её совершенном состоянии.Для методики преподавания русского языка как в русской, так и в нерусской (национальной) школе первостепенное значение имеют исходные положения языкознания о языке как общественном явлении, как в средстве общения, как об определённой системе, включающей в свой состав звуки, слова, словосочетания, предложения, из которых складывается речь.Всё это находит отражение в школьном курсе в виде речевых образцов, посильных для учащихся описания звуковой системы, грамматического строя, лексических, орфографических и других норм современного русского литературного языка.Степень полноты сведений по русскому языку, даваемых учащимся, зависит от этапов обучения, от характера учебного материала.Наука о языке развивается, совершенствуется, что оказывает влияние и на развитие методики обучения русскому языку, в том числе методики преподавания русского языка в национальной школе.Влияние достижений науки о языке особенно заметно в настоящее время. В этом отношении характерно, что в программах и учебниках русского языка даётся не только материал по фонетике и грамматике, как это было некоторое время назад, но и по лексике, синтаксисе, а орфография и пунктуация изучаются в тесной связи с грамматикой; в школьном курсе как особая тема выделяется словосочетание; более чётко даётся понятие о частях речи; усилено внимание к вопросам словообразования и т.д.Перечисленные факты, отражая достижения языкознания, полнее раскрывают задачи развития речи учащихся, а поэтому большое значение и для национальной школы. В современном языкознании серьёзное внимание обращается дифференциацию языка и речи. Это находит прямое отражение в методике преподавания русского языка в национальной школе, где во главу угла ставится задача выработки речевых умений. Решению этой задачи подчиняется отбор языкового материала (образцов предложений, слов и т.д.), приёмы его подачи, соотношения языковой теории и речевой практики, характер упражнений.В практической реализации исходных положений языкознания применительно к обучению русскому языку в национальной школе особую актуальность приобретает задача установления взаимосвязи между явлениями языка на различных его уровнях (фонетическом, лексическом, грамматическом) при неослабном внимании к каждому из них в отдельности.
1.2 Взаимосвязь устной и письменной речи в условиях дагестанско-русского двуязычия как основа анализа письменной речи учащихсяУстная и письменная речь - это два равнозначных способа выражения средствами языка одного и того же содержания.Устная речь является важным и необходимым условием общей языковой культуры учащегося."Письменная речь - это графическая передача устной речи (её звукового потока) и вместе с этим смыслоинтонационного содержания, заключённого в ней." (
Шанский, 1988, С.159-165).Устная и письменная речи тесно между собой связаны, но каждая из них имеет ряд отличий.Знание этих отличий, как и знание стилистических средств, которыми развивается речь устная и письменная практических навыков в использовании богатств русского языка.Устная речь представляет собой звуковое оформление слов и зависит от говорящего.Устная речь экспрессивна, в ней большую роль играют такие факторы, как интонация, тон, темп.В устной речи широко употребляются присоединительные и вставные конструкции, вводные слова, перифразы и риторические вопросы.Для успешной речи характерны внелингвистические средства выражения определённого смысла: мимика, жесты. Устная речь включает в себя аудирование (слушание и понимание речи на слух) и говорение (порождение высказывания, речи). Аудирование и говорение на русском языке представляют для учащихся-дагестанцев большие трудности, обусловленные различиями в фонетических системах контактирующих языков. Умение понимать и говорить на неродном языке у двуязычных школьников формируется в результате выработки фонематического слуха (способности различать звуки на слух).Письменная речь, в процессе пользования которой собеседник отсутствует, требует максимальной полноты языковых средств.Необходимым условием является умение свободно сочетать предложения в нужной для раскрытия содержания последовательности. В письменной речи не должно быть конструкций, которые могли бы вызвать непонимание той или иной мысли. Кроме того, учащиеся должны знать закономерности синтаксиса связного текста.Однако, несмотря на существенные отличия, между устной и письменной речью есть непосредственная связь и взаимозависимость. Как устная, так и письменная речь являются средством общения, обе формы языка используют один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и словосочетаний.Устная речь подготавливает учащихся к овладению навыками письменной речи. Письменная речь способствует закреплению навыков устной речи, облегчая сознательное овладение ими. Кто умеет ясно, точно и последовательно выражать свои мысли в устной речи, тот обнаруживает эти умение и в речи письменной.Для практического усвоения правописания в национальной школе большое значение имеет выработка произносительных навыков. Подавляющее большинство ошибок в письменных работах обуславливается нарушением норм произношения. Ученик пишет так, как воспринимает на слух и произносит, поэтому усвоение произносительных норм является обязательным условием грамотного письма.Основное внимание следует уделить выработке навыков произношения трудных для учащихся-дагестанцев звуков и их обозначения на письме.Определённые трудности вызывает усвоение произношения и правописания тех слов и грамматических форм, у которых произношение и написание не совпадают: безударные гласные, оглушение и озвончение согласных и др.При этом нарушение норм произношения в пользу правописания, то есть орфографическое проговаривание, не даёт желаемых результатов. Учащиеся должны параллельно усвоить нормы произношения и правописания. Отсюда следует логический вывод: необходимо развивать речь учащихся путём чтения вслух, выразительного чтения, пересказа прочитанного и т.д.Устные самостоятельные рассказы детей представляют собой прекрасную базу для письменных сочинений.Велико значение устной речи ученика даже для овладения навыками пунктуации: "Кто научается говорить человеческой речью с расстановками и выражением, а не бормотать, говоря от себя, не лепить слово к слову при чтении книги, у того знак препинания сам просится встать на своё место при изложении живого слова на бумаге." (
Чернышев В.И. В защиту живого слова. СПб. - 1912. - С.45)Материал, подбираемый учителем для чтения, должен отвечать требованиям развития речи учащихся, быть содержательным со стороны воспитательной и художественной.Вопросы о взаимосвязи в развитии устной и письменной речи приводят к следующим выводам: успехи в овладении культурой письменной речи стоят в большой зависимости от умения слышать как речь, так и особенности речи других; замечать в ней хорошее и недостатки; подобные умения приобретаются на уроках русского языка в связи с изучением грамматики.Искусство слышать звучание написанного воспитывается учителем умелой постановкой письменных работ и выразительного чтения; выразительное чтение может служить способом проверки правильности синтаксической конструкции, созданной учениками. Таким образом, формирование у учащихся-дагестанцев умений и навыков в области правописания предполагает взаимосвязанное обучение устной и письменной речи.
ВыводыМетодика преподавания русского языка в школе не может существовать и развиваться безотносительно к лингвистической науке в её современном состоянии.Практическое усвоение правописания в национальной школе в большей степени зависит от выработки произносительных навыков, так как подавляющее большинство ошибок в письменных работах обуславливается нарушением норм произношения.Несмотря на существенные отличия, между устной и письменной речью есть непосредственная связь и взаимозависимость. Как устная, так и письменная речь являются средством общения, обе формы языка используют один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и словосочетаний.Формирование у учащихся-дагестанцев умений и навыков в области правописания предполагает взаимосвязанное обучение устной и письменной речи.
Глава II. Знания, умения и навыки учащихся-дагестанцев по русской письменной речи2.1 Анализ учебно-программной литературыСреди различных средств обучения в условиях национальной школы учебник по русскому языку является "основным пособием, которое в принципе определяет всю совместную работу учителя и учащихся в сложном процессе обучения их речевой деятельности и изучения ими языка как общественного явления и семиотической системы" (
Шанский, 1974, с.3). Именно учебник определяет в деталях содержание предмета, раскрывает сущность понятий, названных в программе.Учебник русского языка для национальной школы строится на основе обще-дидактических принципов обучения, но вместе с тем характеризуется всеми теми специфическими особенностями, которые свойственны содержанию и структуре курса русского языка в национальной школе.Преподавание русского языка в V-VI классах дагестанской школы в настоящее время осуществляется по учебникам для национальных школ Российской Федерации:
Русский язык. Учебник для 5 класса национальных школ-СПб, 2001;Русский язык. Учебник для 6 класса национальных школ-СПб, 2001/ Под ред.Х. Х. Сукунова, Л.А. Тростенцовой.Они достаточно полно дают необходимые теоретические сведения о разных ярусах языка: фонетике, лексике, грамматике, культуре речи. Материал излагается в доступной форме.Разнообразные упражнения при умелом их использовании должны способствовать выработке учебно-языковых, речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков. Многие тексты призваны решать и воспитательные задачи, формировать у учащихся познавательные интересы, расширять их кругозор.Особенностями являются учёт взаимоотношения системы русского и родного языков и опора на знания учащихся по родному языку, которые в учебнике осуществляются в различных формах. С одной стороны, это выражается в более сокращённом изложении в учебнике того, что известно учащимся из курса родного языка (например, понятие о предложении, о главных и второстепенных членах предложения, об обращении и т.д.). В данном случае лишь термина родной грамматики уже многое объясняет учащимся. С другой стороны, учёт особенностей родного языка осуществляется путём более детального освещения изучаемого явления (например, рода имен существительных, видов глагола и т.д.), подачей его небольшими частями, введением особой системы упражнений, более частым повторением данного явления в последующих упражнениях. Такой путь учёта особенностей родного языка называется скрытым сопоставлением.Отличительными чертами учебника для V-VI классов национальной школы являются специальные задания с новыми для учащихся словами, со словами, трудными для произношения.Наглядность, имеющая большое значение в учебнике языка вообще, в условиях обучения русскому языку в национальной школе приобретает особую значимость как одно из средств осуществления практической направленности курса.Схемы, рисунки, репродукции картин русских художников должны быть направлены на то, чтобы помочь учащимся в составлении предложений и связных текстов. Но их количество в учебниках для национальных школ ограничено, а репродукции картин и вовсе отсутствуют.Аппарат ориентировки учебника невелик сравнительно с учебниками для русских школ: нет предисловий к учебнику, различных указателей. Отсутствуют в учебнике для национальной школы и справочные материалы типа словариков "
Пиши правильно ","Произноси правильно", памятки.Содержание и построение курса по русскому языку в национальной школе устанавливается программой. Программа - это основной государственный документ, который определят содержание и объём курса, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету.Национальные школы занимаются по программам, составленным в регионах с учётом специфики родных языков на основе типовой.Программа по русскому языку для V-ЧI классов дагестанской школы (1995) составлена на основе "
Типовой программы по русскому языку для национальных школ РФ " (1993). При расположении материала в них учитывались как концентрический, так и линейно-ступенчатый принципы. Программа по русскому языку для школы призвана максимально содействовать решению воспитательных, образовательных и коммуникативных задач. Устанавливая взаимосвязь различных уровней языка (лексики, грамматики, фонетики и т.д.), программа должна обеспечить такое содержание и построение курса, которое способствует в наиболее короткие сроки с лучшими результатами развивать русскую речь учащихся.Программа по русскому языку состоит из объяснительной записки и собственно программы.В объяснительной записке раскрываются важнейшие задачи курса русского языка, кратко обосновываются его содержание и структура, в общем и отдельно по разделам, указывается связь между ними.Объяснительная записка помогает учителю ориентироваться в содержании курса, последовательности материала.Содержание и композиция программ, создавая лучшие условия для решения образовательных, воспитательных и коммуникативных задач, должны как можно полнее отвечать цели обучения-овладенияучащимися русским языком.Основные задачи преподавания русского языка в дагестанской национальной школе состоят в том, чтобы:дать определённый знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки составлять предложения различных конструкций и умения построения различных конструкций и умения построения функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использования их с учётом стилистических норм в речевой практике;выработать прочные орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные навыки различных видов чтения;пробудить интерес к изучению русского языка, стремление овладеть им.В качестве методических принципов обучения, на которые опирались авторы программы при её составлении, выступают: принцип коммуникативной направленности обучения; комплексного овладения всеми видами речевой деятельности и уровнями языковой системы; принцип учёта особенностей родного языка; осуществления межпредметных связей; активизации развивающего обучения устной и письменной речи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5