Лингвистические основы формирования развития письменной речи в связи с развитием речи учащихся 5–6 классов дагестанской национальной школы
/i>г) В доме у тебя чужих (н…) кого нет?

д) Где (то) за речкой голосисто подвывала собака, желтел огонек.

е) За одним столом сидели - хозяин с женой, машинист, (кое) кто из рабочих и в самом конце стола Фёдор с матерью.

(М. Шолохов)

Выборочный диктант требует от учеников навыка в его выполнении, поэтому в начале учителю следует провести с ними несколько раз выборочное чтение (устный диктант с выделением слов на нужное правило, разбором их написаний, но пока без записи), затем выборочное списывание (запись слов на нужное правило) и затем только проводить выборочный диктант.

Зрительный диктант. Зрительный диктант состоит в том, что перед тем как записать какой-либо текст, учащиеся просматривают его, обращая особое внимание на орфограммы, которые изучаются в данный момент. Одновременно повторяются необходимые правила, затем этот текст диктуется учителем. По окончании работы учащиеся сверяют запись с текстом книги. Такой вид диктанта иногда называют самодиктантом.

Помимо зрительного диктанта к упражнениям, основанным на зрительном запоминании, нужно отнести:

1. Выписывание (из учебника, художественного произведения) слов и терминов, которые часто искажаются учащимися. Вначале учитель записывает их на доске, затем ученики тренируются в правильном чтении записанного. После этого слова записываются в тетради.

Ценность подобных упражнений состоит в том, что одновременно с обогащением словаря школьников, с тренировкой их в правильном произношении учащиеся зрительно запоминают и написания вновь усваиваемых ими слов.

2. Чтобы обратить внимание школьников на буквенный состав слов можно использовать орфографическое чтение (медленное, книжное).

Вышеперечисленные упражнения, имея в своей основе установку на зрительное восприятия, рассчитаны на осмысливание учащимися усваиваемых написаний и развитие у них навыков письма.

Творческий диктант. Творческий диктант проводится с целью обучения орфографии и с целью развития речевых навыков учащихся.

Учитель записывает на доске слова-примеры на определённую орфограмму, из которых школьники составляют предложения. Могут быть варианты: только из данных на доске слов с добавлением других слов; без изменения слов, записанных на доске, с изменением их. Придуманные учащимися предложения записываются в тетрадях.

Творческий диктант можно использовать при изучении любого раздела. Он позволяет повторить ранее пройденное одновременно с новым материалом; способствует закреплению орфографических навыков, развитию письменной речи учащихся, усвоению грамматических сведений.

Свободный диктант. Свободный диктант близок к изложению. Вначале учитель читает текст целиком, затем проводится беседа по тексту с учащимися. Особое внимание уделяется словам, непонятным или трудным для написания учащимися. Затем текст делится на части, которые невозможно запомнить дословно. Учитель читает его по частям, а учащиеся пишут то, что запомнили (свободный диктант).

Приведём тексты свободных диктантов для учащихся дагестанской школы, взятых нами из пособия Фалиной Т. М "Русский язык. Диктанты 5-7 кл."

Вступительное слово учителя. Напоминается, что такое свободный диктант.

Чтение текста учителем (отрывок из библейской легенды "Вавилонская башня"). Напомнить. В чём смысл легенды.

Вавилонская башня.

Однажды утром вышли каменщики и плотники на работу, чтобы построить башню высотой до неба, но все говорили на разных языках, и никто не понимал друг друга, что кому надобно.

Каменщик просит подать ему камень, ему дают воду, плотник просит топор, ему дают гвоздь. Все слушают друг друга и слышат какие-то незнакомые. Непонятные слова. Никому не разобрать и не понять, что говорят другие.

Как же работать, когда люди не понимают друг друга! Вот строители башни из-за того, сто не понимали друг друга, стали ссориться, браниться. Увидели они, что уже никакого толку не будет, что им не окончить работу, бросили свою постройку.

Потом вскоре разбрелись в разные стороны. Долго стояла эта башня. Но постепенно она развалилась. А самый город назван Вавилон, что означает "смещение".

124 слова.

Подготовительная рабата. На доске записаны слова с подчёркнутыми орфограммами.

Никто не понимал.

Какие-то незнакомые,

непонятные слова,

никому не разобрать,

постепенно.

Чтение текста учителем (отрывок из произведения Л.Н. Толстого "Рассказ аэронавта").

Народ собирался смотреть на то, как я полечу. Шар был готов. Он подрагивал, рвался вверх на четырёх канатах и то морщился, то надувался. Я простился со своими, сел в лодку, осмотрел, все ли мои припасы по местам, и закричал: "Пускай!". Канаты подрезали, и шар поднялся кверху… В низу захлопали в ладоши, закричали и замахали платками и шляпами. Я взмахнул им шляпой, и не успел опять надеть её, как уже я был так высоко, что с трудом мог разобрать людей.

Первую минуту мне стало жутко, и мороз пробежал по жилам; но потом вдруг так стало весело на душе, что я забыл бояться. Мне уж чуть слышен был шум в городе. Как пчёлы, шумел народ внизу. Улицы, дома, река, сады в городе виднелись мне внизу, как на картинке. Мне казалось, что я царь над всем городом и народом, - так мне весело было наверху.

140 слов.

После чтения текста, учащимся задаются вопросы, на которые они должны ответить устно.

На что решился герой рассказа?

Как менялось его состояние?

Обратите внимание на правописание гласных в корне слов, на употребление знаков препинания в предложениях с однородными членами и прямой речь

Словарный диктант. Словарный диктант как орфографическое упражнение состоит в записи под диктовку слов с различными орфограммами. На такие диктанты обычно уходит от 3 до 5-6 минут урока, но они дают учителю богатый материал для суждения о том, насколько прочно усвоено то или иное правило и в какой степени быстро устраняются ошибки. Ранее допускавшиеся учащимися. С этой целью в словарные диктанты следует систематически включать слова, в которых школьники делали ошибки при написании сочинений, изложений или при выполнении письменных упражнений разного рода. Словарные диктанты могут быть использованы и как приём развития речи с целью обогащения словаря учащихся.

Приведём несколько видов словарных диктантов, взятых нами из пособия ФалинойТ.М. "Русский язык. Диктанты.5-7 классы"

Словарные диктанты.

1. На правописание проверяемых гласных в корне слова.

Затемнело, звонить, прикрепить, растопить, написать, наводнение, потрясение, подношение, вторжение, столовая, подпевать, обвинять, посадить.

13 слов.

2. На правописание непроверяемых гласных и согласных.

В красивом аквариуме, с надёжным аппаратом, на интересной картине, в хоккейном соревновании, находиться на вокзале,

портрет писателя, далёкий костёр, опоздать на завтрак, попасть на корабль.24 слова.

3. На правописание проверяемых согласных в корне слова.

Трубка мира, лёгкая лодка, вышивка на полотенце, меткое слово, жуткий туман, коробка конфет, гладкий асфальт, дерзкий поступок.17 слов.

4. На правописание непроизносимых согласных в корне слова

Неизвестный случай, радостное известие, в устном рассказе, проездной билет, гигантский щит, на крутой лестнице, на широком пастбище, взять под уздцы.

20 слов.

На правописание букв и, у, а после шипящих.

Новые чудеса, в старой хижине, часто навещать, наглядная ширь, чуткий человек, выдали парашют, бортовой журнал, строгое жюри.

17 слов.

6. На правописании разделительных ъ и ь.

Новое объяснение, серьёзная пьеса, спешный отъезд, мощный барьер, лисья нора, въезжаешь на мост, съехать с горки, красивое шитьё.

18 слов.

7. На раздельное написание предлогов с другими словами.

В гибком тростнике, без долгого сна, около дерева, на зелёном лугу, с большим чувством, из-за гор, прийти из школы, в детской книге, на новой странице.

25 слов.

8. На правописание ь на конце существительных после шипящих.

Вечерняя тишь, много туч, хорошая вещь, весёлый грач, новенький плащ, нервная дрожь, дружная помощь, прочный кирпич.

16 слов.

Изложение.

В системе работ по развитию речи и повышению грамотности учащихся национальной школы большая роль принадлежит изложениям. Пересказ и письменное изложение прочитанного или прослушанного являются эффективными упражнениями для развития речевых умений и навыков, так как обогащают речь учащихся новыми словами и развивают навыки понимания речи на слух. При работе над изложением учащиеся учатся грамотно, связно излагать мысли на русском языке.

По способу передачи содержания текста различают изложения, близкие к тексту, сжатые изложения, выборочные изложения, изложения с элементами сочинения.

Изложение, близкое к тексту, представляет собой письменное подробное последовательное изложение учащимся содержания прочитанного или прослушанного текста, в котором отражены все события, явления, факты и связи между ними. Это самый приемлемый на наш взгляд, вид изложения при обучении учащихся 5-6 классов дагестанской национальной школы.

Сжатое изложение требует предельно краткой передачи основного содержания текста и исключения второстепенных эпизодов или деталей. Данный вид работы является для учащихся довольно сложным, так как направлен на развитие умения излагать текст обобщённо. Поэтому следует начинать обучение сжатому изложению лишь после того, как учащиеся в какой-то степени овладели изложением, близким к тексту.

При обучении сжатому изложению текст должен быть перед глазами учащихся. Необходимо научить детей выделять в нём главное и второстепенное, существенные и незначительные подробности. Текс нужно подбирать такой, чтобы его можно было сократить.

Выборочное изложение - это такой вид изложения, при котором учащиеся передают содержание по одному из освещенных в тексте вопросов. При проведении выборочного изложения учащиеся сначала находят главы, в которых описываются определенные явления или события (например, из жизни какого-либо героя), затем выделяют в них части и озаглавливают каждую часть. Получается своеобразный план изложения, в соответствии с которым проводится пересказ и письменное изложение на указанную тему.

Изложение с элементами сочинения предполагает самостоятельную творческую работу учащихся по придумыванию начала или конца к данному отрывку, вставку каких-либо эпизодов, описаний, внесение элементов анализа, критики, оценки. Данный вид работы даёт свободу творческому мышлению учащихся, позволяет развивать навыки самостоятельно логически излагать свои мысли.

По цели проведения изложения могут быть контрольными и обучающим. Однако в практике преподавания должны преобладать творческие работы обучающего характера. Изложения обучающего характера проводится примерно по такой схеме (ЧистяковВ.М. Развитие русской речи учащихся национальных школ. - М.,-1956. - С.43):

Вступительная беседа, целью которой является подготовка учащихся к восприятию текста.

Чтение текста учителем.

Беседа по содержанию, в процессе которой учитель выясняет, понятно ли учащимся содержание текста в целом.

Составление плана, либо ознакомление учащихся с уже готовым планом.

Вторичное чтение текста и пересказ его одним или двумя учениками по плану. Исправление речевых недостатков.

Выполнение учащимися письменной работы.

При проведении контрольного изложения учащиеся приступают к самостоятельной работе сразу же после повторного чтения текста учителем. Мы рекомендуем проводить подобные изложения как можно реже, так как данный вид работ не приводит к положительным результатам. Наоборот, количество ошибок в письменных работах увеличивается. Детям необходимо выслушать упрощенный пересказ текста, другим учеником, попутно исправляемый учителем. Это помогает учащимся лучше осознавать то, какие ошибки могут быть ими допущены, способствует более серьёзному подходу к самостоятельной работе.

Письменному изложению должна предшествовать большая подготовительная работа. Материал для изложения должен быть допущен учащимся, но в то же время текст не должен быть слишком легким, чтобы учащиеся не потеряли к нему интереса. Работа должна вызывать у учащихся определенное напряжение.

В обучении изложению большое значение имеет правильный подбор текста. Для учащихся национальных школ самым доступным является рассказ, в котором развертывается какое-нибудь событие, имеется сюжет.

Подробный текст предварительно должен быть проанализирован учителем с точки зрения лексики, правописания, синтаксиса и сточки зрения доступности для учащихся. Все слова и конструкции предложений в тексте должны быть знакомы учащимся. Если же в тексте есть незнакомые слова или словосочетания, то учитель заранее намечает пути их объяснения, записывает все эти слова на доске. Текст должен быть прост и доступен также и в синтаксическом отношении.

Тексты для изложений постепенно усложняются.

Согласно требованиям программы, учащиеся 5-6 классов должны уметь писать изложения по коллективно составленному плану, объём изложений в национальных школах должен составить 60-80 слов.

При проведении изложений необходимо помнить, что только сочетание самостоятельности и активности школьников с постоянной помощью и руководством со стороны учителя будет способствовать действительному овладению навыками связной устной и письменной речи.

Сочинения.

В системе работы по развитию связной письменной речи особое место отводится сочинениям.

Школьные сочинения - это упражнения в самостоятельной связном изложении учащимся своих мыслей на заданную тему. Сочинение является более сложным видом работы, чем изложение, так как школьники должны проявить полную самостоятельность, как при раскрытии содержания темы, так и при выборе композиционной формы и соответствующих ей языковых средств.

По развитию связной речи предусмотрено проведение разных видов сочинений на основе литературно-художественного материала и на основе наблюдений и личного жизненного опыта учащихся, а также сочинений по картине.

Сочинения в основном применяются в качестве обучающих работ, но они также могут применяться как средство проверки знаний, умений и навыков учащихся, так как дают возможность выяснить, насколько свободно учащиеся владеют русской речью и умеют ли пользоваться ею при изложении своих мыслей по какой-либо теме, связанной с произведениями литературы, живописи или же с окружающей их жизнью.

В процессе обучения сочинениям в национальной школе необходимо опираться на умения, формируемые при обучении связной речи, и совершенствовать их. Эти умения следующие: умение раскрывать тему и основную мысль высказывания; умение собирать материал и систематизировать его; умение строить сочинение в определённой композиционной форме; умение правильно, в соответствии с нормами русского языка, выражать свои мысли и совершенствовать написанное.

При обучении учащихся сочинениям, самым главным, на что необходимо обратить внимание в условиях национальной школы, является тщательно продуманная языковая подготовка, которая должна проводиться на протяжении ряда уроков, предшествующих непосредственно работе над сочинением.

По месту, способу выполнения и объёму сочинения бывают классные и домашние, коллективные и индивидуальные - самостоятельные, развернутые и сочинения-миниатюры.

Сочинения могут быть с дополнительными заданиями: сочинения по опорным словам, с дополнением текста (продолжение рассказа, распространение статьи), с грамматическим заданием: по морфологии (употребление каких либо падежных форм, времен глаголов, видов глаголов), по орфографии (употребление определенной категории слов с безударными гласными) и т.д.

Ответы на вопросы - самый элементарный и в то же время очень распространённый вид связной речи. Ответы могут быть и краткими и распространёнными, на одну тему и на разные.

Сочинения по опорным словам. Имеются в виду сочинения на определённую тему, в которую били включены слова на то или иное правило. Варианты сочинений этого типа:

а) сочинения, которые проводятся главным образом с целью обогащения словаря учащихся и для которых опорными словами являются тематически подобранные учителем слова;

б) сочинения, проводимые главным образом с целью развития навыков связной речи. В этом случае опорными будут не только отдельные слова, но и их сочетания.

Очень часто на уроках русого языка ученики пишут сочинения на свободную тему и по личным наблюдениям. При подготовке к ним необходимо дать учащимся план наблюдений и проводить наблюдения на первых порах коллективно (под руководством учителя) во время экскурсий (например, на выставку, в музей, в парк и т.д.). а затем постепенно переходить к самостоятельным наблюдениям.

Сочинение по картине является одним из наиболее распространенных видов сочинения в национальной школе. Использование картин намного облегчает работу по составлению связного высказывания. Картина даёт тему, подсказывает содержание.

Урок обучающего сочинения по картине проводится по следующей схеме:

Ознакомление учащихся с темой и целью работы;

вступительное слово учителя о художнике.

Рассматривание картины.

Беседа по содержанию картины, составление рабочих материалов (запись опорных слов, словосочетаний, наиболее удачных выражений и т.д.).

Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения.

Устное сочинение одного - двух учащихся.

Выяснение правописания отдельных слов, запись наиболее трудных из них на доске.

Самостоятельная работа учащихся.

Вся работа выполняется на двух уроках: на первом проводится подготовка к сочинению, на втором написание сочинения.

Приведём план - конспект урока, на котором учащиеся 5-го класса Ахтынской средней школы писали сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине ".

Тема: Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине".

Цель:

1. Дать понятие натю

2. Научить описывать натюрморт (в частности, натюрморт с изображением цветов).

3. Научить строить сочинение - описание по картине, используя лексико - изобразительные средства.

Оборудрвание: репродукция картины П.П. Кончаловского "Сирень в корзине".

План.

Вступительная беседа.

Сообщение о художнике.

Анализ картины "Сирень в корзине".

Составление плана.

Устное сочинение по плану.

Письменная работа.

Ход урока.

I. Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, кто знает что такое натюрморт?

Натюрморт ? от франц. "натюрт- природа + "морт"- мертвый. Буквально "мертвая природа".

Натюрморт ? это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.

Родоначальники натюрморта - голландские художники ЧVII века.

II. Сообщение о художнике.

Учитель: - Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) чаще всего писал натюрморты с изображением цветов. Цветы у него сохраняются не только свежесть красок, но и как бы свой естественный аромат. Сам Кончаловский говорил, что "в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь чаще".

Посмотрите, ребята, на доску. Перед вами репродукция картины Кончаловского "Сирень в корзине".

III. Анализ картины.

Учитель: Нравится вам эта картина?

Сумел художник показать, что сирень свежая, как будто её только, что срезали и принесли в комнату?

Какие цвета сирени вы видите на картине?

Ученики (с помощью учителя):

Фиолетовый, лиловый, белоснежный, жемчужный, бледно-розовый, ярко-красный.

Учитель:

Как вы понимаете слова: нежные грозди, пышные грозди?

Можно сказать, что грозди тяжёлые? Почему вы так думаете?

Ученики:

Влажные, они как бы впитали в себя утреннюю росу; сирень будто только что срезали и принесли из сада в комнату.

Учитель:

Послушайте стихотворение В. Рождественского "Сирень". Что общего вы найдёте в изображении сирени на картине и в стихотворении?

Сирень.

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух на весеннем просторе

По откосу сбежались наугад,

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и тёмно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослась.

Ветку тронешь - дождём лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В лёгкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

IV. Составление плана.

П.П. Кончаловский - замечательный русский художник.

Сюжет картины (что изображено).

Колорит картины.

Общее впечатление от картины.

Понравилась или не понравилась картина.

V. Устное сочинение по плану (2-3 ученика устно готовят ответ по заданному плану).

VI. Письменная работа.

В качестве проверочных работ проводятся сочинения на литературные и свободные темы. Сочинения на свободные темы можно связать с общественными событиями, с событиями, в которых принимали участие сами учащиеся, можно дать возможность учащимся отразить в них свои стремления, показать своё участие в общественно полезном труде и т.д.

Урок контрольного классного сочинения проводится по такому плану:

Сообщение учителем темы и запись её на доске.

Краткие разъяснения о выполнении работы (об объёме, плане сочинения).

Обдумывание темы и самостоятельное составление плана.

Самостоятельная письменная работа.

3.4 Основные принципы организации работы над ошибками в письменной речи учащихся-дагестанцев

Работа над ошибками предполагает их объяснение, исправление и закрепление правильного написания слов. В зависимости от видов работы различают три методики организации исправления ошибок и закрепления орфографических нормы.

Организация работы над орфографическими ошибками в обучающих упражнениях.

Данный вид работы над ошибками проводится попутно с изучением новой темы после каждой проверки тетрадей. В начале урока сообщаются результаты выполнения самостоятельного упражнения. Школьники озаглавливают свою работу: Работа над ошибками. Затем ошибки исправляются, слова в исправленном виде записываются столбиком на полях тетради; вставленные орфограммы подчёркиваются, а записанные слова заключаются в рамку. Далее учащиеся ещё раз записывают эти слова в строку и обозначают в них условия выбора вставленных орфограмм на месте ошибок. В процессе закрепления новой темы используются слова, в которых ошибки, для различных видов обучающих работ.

Организация работы над орфографическими ошибками в контрольных диктантах. Она проводится на специальном уроке, который начинается с обновления темы и её записи. Учитель, сообщив результаты контрольного диктанта, раздаёт тетради, в которых учащиеся под руководством преподавателя исправляют допущенные ошибки, выписывает их в исправленном виде в тетради для контрольных работ, подчёркивая вставленную орфограмму и обозначая морфему, в которой она находится.

Организация работы над орфографическими ошибками в изложениях и сочинениях. Специальный урок вмещает только работу над ошибками в содержании и языковом оформлении. Работа над орфографическими ошибками в этих условиях заключается в следующих действиях учителя и учащихся:

? учитель сообщает общие сведения об орфографической грамотности учащихся;

? учащиеся исправляют свои ошибки и выписывают их в исправленном виде в рабочие тетради и заключают их в рамку, подчёркивают орфограммы на месте ошибок и обозначают морфемы, в которых они находятся.

Объяснение и закрепление правильного написания слов, в которых были допущены ошибки, переносятся на очередные обучающие уроки по грамматике, на каждом из них проводится комплекс работ над одним видом орфограмм. Таким образом, рассредоточено можно поработать над 5-6 видами орфограмм, наиболее затруднивших школьников. Слова с закреплёнными орфограммами будут одновременно служить лексическим материалом для изучения новой темы.

Чтобы улучшить грамотность учащихся-дагестанцев трудные разделы орфографии нужно повторять регулярно. При этом целесообразны следующие формы занятий: урок над ошибками; индивидуально-групповая работа с неуспевающими (на уроках и вне уроков); занятия по орфографии на консультациях.

Уроки работы над ошибками.

Работа над ошибками должна проводиться регулярно на каждом уроке русского языка, а также в связи с письменными работами по литературе. Однако это не исключает необходимости специальных уроков работы над ошибками.

Одно из условий успешной работы над ошибками - качественный дидактический материал. Он может включать и слова, и словосочетания, и предложения, и связные тексты.

Такой материал отбирается из письменных работ учащихся (слова, в которых учащиеся допускают ошибки), из соответствующих сборников, из произведений художественной литературы и т.д. примеры из ученических работ используются в основном для выяснения причин ошибок, тексты из других источников - для упражнений.

Проводя работу над ошибками. Следует придерживаться целесообразной последовательности упражнений, а именно:

I этап - упражнения, в ходе которых учащиеся опознают орфограммы;

II этап - упражнения, в процессе которых учащиеся объясняют орфограммы;

III этап - упражнения в дописывании слов, вставке букв и др.;

IV этап - подбор и запись учащимися своих примеров;

V этап - упражнения творческого характера.

Индивидуальная и групповая работа с учащимися вне урока.

Исходным этапом работы с неуспевающими является обстоятельное изучение пробелов в их знаниях. Диктанты, сочинения и другие письменные работы помогают установить типичные ошибки учащихся - дагестанцев. Исходя из полученных данных, учитель объединяет учащихся в специальные группы. Для этих групп разрабатываются однотипные задания, включающие как теоретические вопросы, так и упражнения.

С наиболее слабо подготовленными учащимися может проводиться индивидуальная работа. Для них также разрабатываются специальные задания.

Консультация.

Одной из эффективных форм работы по повышению грамотности учащихся являются консультация. Как правило, консультации проводятся для неуспевающих. На консультациях они получают помощь в работе над домашними заданиями. Консультации носят в основном тематический характер, причём о содержании очередной консультации учащиеся извещаются заранее.

Первая часть консультации- короткий рассказ учителя о тех вопросах, которым она посвящена, вторая часть - ответы на вопросы учащихся, помощь им в выполнении домашних заданий, третья - выполнение упражнений.

Тем учащимся, которые усвоили данные орфограммы или пунктограммы не достаточно прочно, предлагаются дополнительные, повторные задания по той же теме, но на другом дидактическом материале. Этих учащихся учитель берёт под особый контроль, проверяет их работу в индивидуальном порядке - и так до тех пор, пока они не усвоят материал. По окончании работы над темой на очередной консультации учащиеся пишут небольшой диктант, включающий отдельные слова, словосочетания на пройденную тему.

Основной задачей учителя при обучении учащихся русскому языку является выработка у них фонематического слуха, позволяющего анализировать и синтезировать речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны фонемам данного языка.

Не имея фонематического языка, учащиеся-дагестанцы одинаково слышат, например, такие звуки, как [и] и [ы] мягкие и твёрдые согласные и др.

Фонематический слух и навыки произношения русской речи у учащихся дагестанской национальной школы могут быть выработаны лишь в процессе повседневной целенаправленной тренировки. Желательно на каждом уроке проводить фонетические пятиминутки для отработки произношения тех звуков и звукосочетаний, в произношении которых учащиеся допускают ошибки.

Отклонение от произносительных норм и типичные ошибки учащихся обуславливаются трудностями произношения:

1) звуков, отсутствующих в родном языке;

2) звуков, сходных со звуками родного языка, но нетождественных им;

3) мягких и твёрдых согласных во всех позициях;

4) глухих и звонких согласных;

5) отдельных звукосочетаний в различных фонетических позициях;

6) отдельных согласных звуков;

7) безударных гласных и ассимилятивных явлений;

8) отдельных ударных гласных.

Определённые трудности связаны также с практическим овладением нормами ударения и интонации. Эти трудности характерны для всех учащихся дагестанской национальной школы. Таким образом, трудности и ошибки в произношении обуславливаются взаимодействием звуковых систем русского и родного языков в сознании учащегося.

Выводы

1. Общедидактические принципы обучения: принцип научности, преемственности, систематичности и последовательности в обучении; принцип связи теории с практикой и др. -взаимообусловлены и не изолированы один от другого.

2. Классификация методов обучения в зависимости от методических приёмов, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным (объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, проблемного обучения, эвристический и исследовательский), на наш взгляд, является наиболее целесообразной при обучении русскому правописанию учащихся-билингов.

3. Методы и приёмы обучения диалектически взаимосвязаны и при определённых условиях переходят друг в друга в зависимости от конкретных задач и специфики содержания обучения.

4. Обязательным условием успешной работы по развитию навыков письменной речи являются применение разнообразных упражнений: списывание с готового текста и осложнённое заданиями, диктанты зрительный, выборочный, словарный, творческий (в его различных вариантах), орфографические задачи, грамматический разбор, а также изложения и сочинения.

5. Успешное формирование навыков письменной речи может обеспечить только системы упражнений, составленных с учётом возраста детей, специфики русского и родного языков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать