Лингвистические основы формирования развития письменной речи в связи с развитием речи учащихся 5–6 классов дагестанской национальной школы
p align="left">Утром солнышко встало, озабоченное очень. Думает солнышко: "Наверное, пропал озорной солнечный зайчик, остыл и умер". Глядь, а он вот где, на щеке у большой девочки. Бросились к солнечному зайчику быстрые солнечные лучи. Подхватили его, подбросили. Нашелся! Как выжил?

А девочка повернулась на другой бок, вздохнула сладко и проснулась здоровая.

Р. Погодин.

Перед проведением изложений мы с ребятами повторили правила о постановке знаков препинания в диалоге и при обращении.

При написании изложений учащиеся обоих классов допустили следующие морфологические и синтаксические ошибки: "привезла много астров", "солнечных лучов", "буду прыгнуть"; "садовый ножом", "солнце садился", "больной девочка" и т.д.

Причинами морфологических и синтаксических ошибок являются интерферирующее влияние грамматического строя родного языка и отсутствие навыков русской связной речи.

Лексические ошибки. Это употребление слов не в тех значениях, которые им свойственны в данном контексте, употребление одного слова вместо другого, нарушение норм словообразования, употребление лишних слов, пропуск слов. Лексические ошибки обусловлены расхождениями в семантических значениях слов русского и родного языков.

При написании сочинений на свободные темы "Чем я занимаюсь в свободное время" и "Мои друзья" учащиеся 5-6 классов допустили следующие ошибки: неправильное употребление видов глагола: "я каждый день сделал уроки", "мы очень долго поспорили" и т.д., ошибки в употреблении невозвратных и возвратных глаголов: "мы игрались на улице" и т.д., ошибки в образовании слов: "соседская улица", "дружеские ребята" и др. V К этой группе ошибок примыкают лексико-словообразовательные ошибки. Они обусловлены тем, что учащиеся образуют слова, не свойственные для русского языка, чаще по ложной аналогии: "грустность" (ср. нежность).

Результаты анализа изложений и сочинений обобщены в таблице 2.

Таблица 2. Речевые ошибки учащихся - дагестанцев 5-6 классов в творческих работах (изложениях и сочинениях).

Классы

Кол - во учащ-ся

Количество ошибок

всего

Сред. кол-во ошибок на 1 уч-ка

фонет-кие

Морф-кие

синтак-кие

Лекс-кие

5

22

89

45

27

11

172

8

6

20

71

39

20

6

136

7

Выводы

Учебник русского языка для национальной школы строится на основе общедидактических принципов обучения, но вместе с тем характеризуется всеми теми специфическими особенностями, которые свойственны содержанию и структуре курса русского языка в национальной школе.

Программа по русскому языку для V?ЧI классов дагестанской школы (1995) составлена на основе "Типовой программы по русскому языку для национальных школ РФ" (1993).

Отбор и подача языкового материала в программе определяется с учётом задач развития национально-русского двуязычия, особенностей русского и родных языков.

Проведённый нами констатирующий эксперимент позволил сделать вывод, что наиболее полно отражающей состояние грамотности учащихся является следующая классификация ошибок: 2) орфографические,

2) пунктуационные,

3) речевые (фонетические, морфологические, синтаксические, лексические).

Ошибки, допускаемые учащимися в письменных работах, обусловлены следующими факторами:

? незнанием правил правописания или неумением пользоваться ими при письме;

? нарушением норм литературного произношения, что является причиной фонетических ошибок;

? интерферирующим влиянием грамматического, лексического и фонетико-фонологического строя родного языка и отсутствием навыков русской речи.

Глава III. Методика формирования и развития русской письменной речи учащихся дагестанцев

3.1 Дидактические основы формирования умений и навыков в области русского письма

Дидактическими основами являются принципы, реализуемые в зависимости от характера учебного материала по русому языку.

Общедидактическими принципами обучения являются: принцип научности, преемственности, систематичности и последовательности в обучении; принцип связи теории с практикой; принцип взаимосвязанности различных разделов, входящих в состав школьного курса русского языка 9 грамматики с орфографией, пунктуацией и т.д.); принцип сознательности, активности, принцип наглядности, прочности и доступности; принцип индивидуального подхода к учащимся.

Все эти принципы взаимообусловлены и не изолированы один от другого.

Принципы научности, систематичности и последовательности.

Говоря о реализации дидактических принципов научности, систематичности и последовательности в национальной школе, необходимо подчеркнуть три основных положения:

а) вся организация процесса обучения основывается на учёте данных современной науки (лингвистики, психологии и др.);

б) все сведения, сообщаемые учащимся, должны

соответствовать современному уровню развития науки о русском языке;

в) весь изучаемый языковой материал преподносится учащимся в строгой методически продуманной и научно обоснованной системе.

систематичность и последовательность в формировании умений и навыков в области русского правописания предполагает обязательное соблюдение такого требования, как связь предыдущего с последующим, повторение ранее пройденного при обучении новому.

Принцип связи теории с практикой на русского языка.

В системе обучения русскому языку принцип связи теории с практикой формулируется как принцип практической направленности всего процесса обучения.

Вопрос о связи теории с практикой в применении к учебной деятельности ученика на русского языка имеет принципиальное и практическое значение.

При решении вопроса о характере зависимости и связи между знанием учащимися теоретического материала по грамматике и их навыками (орфографическими, пунктуационными и речевыми) необходимо исходить их того, что теоретические знания по грамматике или орфографии и пунктуации ещё не обеспечивают ни достаточного развития, недостаточной грамотности учащихся, точно также как и навыки без ясного понимания и прочного усвоения теоретического материала по грамматике, орфографии и пунктуации не могут быть как прочными и всесторонними.

Хорошо организованными с этой точки зрения занятия по русскому языку могут считаться в том случае, если: а) учащиеся в результате длительной практики приобретают прочные навыки свободного применения теоретических знаний как при построении своей письменной речи, так и при выполнении разного рода учебных заданий и упражнений (грамматического разбора и т.п.)

б) орфографические и пунктуационные правила закрепляются на большом практически материале в процессе выполнения упражнений различного типа (развивающих самостоятельность, мышление, инициативу и творческое начало в сознании учащихся);

в) все системы занятий по развитию письменной речи (навыки связной речи, стилистические навыки) основывается на требованиях жизни, практики, удовлетворяет потребности учащихся в речевом общении.

Принцип взаимосвязанности различных разделов русского языка.

Одним из больших недостатков в постановке занятий по русскому языку в школе является то, что грамматика, орфография, пунктуация, а иногда и стилистика изучаются как совершенно самостоятельные разделы.

При таком подходе разрушаются естественные, заложенные в природе самих языковых явлений связи, а это, в свою очередь, губительно сказывается на результатах работы учеников. Большую роль в обучении русскому языку играют правильно осуществляемые внутрипредметные связи. Усвоение правописания в значительной мере обусловливается знанием учащимися грамматики, поэтому орфография и пунктуация изучаются одновременно с грамматикой, в их взаимной связи.

Изучение морфологии не может быть совершенно обособленно от синтаксиса, так как многие явления морфологии (части речи, изменяемые окончания и др.) должны рассматриваться и как явления, обладающие синтаксическими признаками.

На успешное обучение русскому языку можно рассчитывать только, если учитывать специфику каждого из разделов курса, учитывать взаимообусловленность их как различных сторон одного и того же явления (языка).

При этом имеется в виду не механическое, искусственное соединение разных элементов, а органическая связь между, например, грамматикой и орфографией, когда то или иное орфографическое упражнение подсказывается самим грамматическим материалом, вытекает из него.

В целях формирования навыков правильной письменной речи могут быть использованы все уроки русского языка. Так, при прохождении существительных нужно обратить внимание на ошибки, связанные с неправильным отнесением отдельных существительных к категории рода: "хлеб с повидлой", "высокой деревой" и т.д. При изучении глаголов необходимо обратить внимание на случаи неправильного образования личных форм от некоторых глаголов: "хочем", "бежат" и т.д.

Формирование грамматических понятий и образований орфографических, пунктуационных и речевых навыков - процесс сложный, многие стороны которого взаимообусловлены. Так, трудно представить, чтобы выделение понятия об обособленных членов предложения не повлияло в положительном смысле на усвоение правил пунктуаций при обособлении, не сказалось на усовершенствовании стилистических навыков усвоение падежных окончаний существительных и их основных значений не сказалось бы на орфографических навыках, на усвоение норм связей слов в предложений.

Принципы сознательности и активности при обучении русскому языку.

Было бы неправильным со стороны учителя принимать за действительные знания учащихся по грамматике лишь их умение быстро называть при разборе ту или иную грамматическую форму (например, форму дательного или предложного падежа имени существительного) при отсутствии у них прочных навыков правильного употребления ее в письменной речи (если ученик пишет "в дому" вместо в доме и т.п.).

Заученное, но не усвоенное правило или определение не является подлинным знанием. Поэтому нужно стремиться, чтобы в момент объяснения нового учащиеся поняли по-настоящему то, что им объясняется, и потом вполне сознательно бы использовали данный материал на практике. Бывает так, что запоминание чего-либо поступает раньше, чем пришло подлинное знание данного явления. Ускорить процесс осознания школьниками ранее усвоенного можно путем постоянного возвращения к одному и тому же вопросу на последующих уроках.

Степень сознательности усвоения в большой мере определяется степенью активности и заинтересованности учащихся в выполняемой работе. Творческое, нешаблонное применение учителем разнообразных приемов и методов, использование заданий и упражнений различной трудности, картин, таблиц, занимательных задач по грамматическому материалу, по стилистике способствует повышению активности учащихся на занятиях по русскому языку.

При активной работе во время урока, насыщенного различного рода письменными упражнениями - задачами, повышается степень формирования правописных умений и навыков учащихся.

Применение принципа наглядности на уроках русского языка.

Конкретизация отвлечённого и обобщение значительного по объёму, но в том или ином отношении сопоставимого материала являются существенно важными условиями усвоения школьниками знаний и формирования навыков по русскому языку. конкретизация же и обобщение достигаются путём использования различных способов наглядного преподнесения материала, подлежащего усвоению,? таблиц, схем, графиков и т.п. применение принципа наглядности - одно из важных условий сознательного усвоения учащимися программного материала и формирование навыков письменной речи.

Принцип прочности знаний учащихся.

Знания только тогда могут быть действенными, т.е. могут приносить пользу в деятельности и служить основой для получения новых знаний, расширения и углубления их, если они прочны. Прочность же знаний обеспечивается:

а) ясным пониманием нового материала, который изучается в данный момент;

б) качеством и постоянством (прочностью, устойчивостью) ассоциаций между новым и ранее изученным;

в) совокупностью самостоятельных работ и заданий, которые выполнил ученик в классе и дома в связи с изучением раздела;

г) системой повторения в целых наивысшего усвоения учащимися учебного материала.

Необходимо систематически прививать учащимся навыки самостоятельной и по возможности творческой работы. Самостоятельной работой может считаться только такая работа, которая требует от учащихся известного напряжения мысли, творческих усилий, преодоления трудностей.

Такими упражнениями по русскому языку могут быть:

а) подыскивание в указанных учителем источниках (учебнике, учебных пособиях) примеров (слов, словосочетаний и предложений) удовлетворяющих определённым грамматическим, орфографическим или стилистическим признакам (например, глаголов 1 и 2 спряжения, прилагательных женского рода единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах вместе с определяемыми словами и т.п.);

б) придумывание собственных примеров по тем же признакам и анализ их;

в) упражнения с видоизменением текста (замена в тексте времён или наклонений глаголов, замена одних слов другими (синонимами), подыскивание к данным учителем словам антонимов, омонимов с введением их в придуманные учащимися предложения);

г) разнообразные упражнения по грамматике (выделение в тексте слов с одним корнем, образование слов с данными приставками или суффиксами и т.п.).

Успешное решение проблемы прочности знаний учащихся по русскому языку в значительной мере зависит от того, насколько правильно организованно повторение пройденного.

Основной целью повторения является закрепление знаниё и навыков учащихся.

Повторяться должен весь пройденный материал, но не все разделы программы с одинаковой степенью углублённости. Хорошо усвоенное учащимися повторяется бегло; то, что усваивается с трудом, быстро забывается и в то же время относится к основным сведениям по предмету, должно повторяться тщательно и неоднократно.

Различают такие виды повторения:

1. Обобщающее повторение по темам типа: правописание ь после шипящих, слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи. Надёжные окончания существительных и т.д. Обобщающее повторение реализуется в двух вариантах: повторение пройденного предыдущем классе, повторение пройденного в данном классе.

2. Сопутствующее повторение, связанное с изучением нового материала по очередной теме, имеет в виду восстановление в памяти учащихся знаний по русской письменной речи, полученных ими ранее и необходимых для усвоение нового (сведений из курса 5 класса попутно с прохождением соответствующей темы в 6 классе).

3. Повторение пройденного при подготовке к контрольной работе (диктанту, грамматическому разбору, изложению и т.п.).

Обобщающее повторение одно не может решить вопрос о повторении по предмету в целом.

Повторение сопутствующее, связанное с прохождением текущего материала, а также повторение в начале урока для установления связи объясняемого нового материала с предыдущим играют решающую роль в создании прочных навыков.

Для повторения могут быть использованы самые разнообразные методические приёмы, задания, упражнения и другие виды учебных занятий, например: повторение по индивидуальным орфографическим словарикам учащихся, в которые систематически заносятся слова, ошибочно написанные когда-либо учениками; нахождение в тексте по заданию учителя слов, предложений, словосочетаний, орфограмм, частей речи, членов предложений, повторение которых посвящается урок.

Домашние задания - существенное звено в системе повторение. При помощи домашних заданий можно организовать систематическое повторение всего ранее пройденного.

Принцип доступности.

Большей или меньшей степени доступности материала определяется возрастными возможностями учащихся, уровнем их развития, характером материала, а также способом его разложения.

Трудными в курсе русского языка для усвоения, а следовательно и для формирования умений и навыков считается, например, сведения о видах глаголов, о причастиях и деепричастиях, о некоторых типах простого предложения (односоставных), об обособленных второстепенных членах предложения; правило правописания не и ни с различными частями речи, правило пунктуации и т.п.

Принцип индивидуального подхода к учащимся. При применении в процессе обучения языку единых для всех учащихся требований, использование одних и тех же методов, приемов и видов упражнений одновременно должны учитываться и индивидуальные особенности учащихся (способности, степень подготовленности и т.п.).

Знание учителем индивидуальных особенностей каждого ученика, внимательное наблюдение за работой его из урока урок дают учителю возможность во время прокорректировать свою работу, в одних случаях замедлить ее темпы, в других - сосредоточить внимание на более детальных и доступных для учащихся объяснениях нового, в третьих - обстоятельнее повторить пройденное, в четвертых - в большей мере разнообразить упражнения, в пятых - обратить внимание на навыки письменной речи учащихся и т.д.

Индивидуальные задания должны рассматриваться как дополнительные к тому, что даётся всему классу по текущему материалу.

Если контрольные письменные работы за определённый промежуток времени показывают, что весь материал усвоен и классом, и отдельными учениками не достаточно хорошо, то упражнения необходимо проводить в виде индивидуальных заданий "по вариантам". Учащимся даются упражнения в соответствии с допущенными ими ошибками.

В проблеме борьбы с неуспеваемостью учащихся-дагестанцев по русскому языку существуют две стороны - проблема предупреждения неуспеваемости и проблема ликвидации пробелов в навыках учащихся. Для нормальной организации индивидуальных занятий необходимо:

а) иметь ясное представление о подготовленности по русскому языку каждого ученика и о том каковы иго орфографические, пунктуационные, речевые навыки;

б) внимательно следить за изменениями в характере знаний и навыков каждого учащегося по русскому языку (в лучшую или в худшую сторону), т.е. за тем, когда и какие ошибки исчезают у того или иного ученика, когда появляются новые или после определённого интервала старые (для этого необходим учёт индивидуальных ошибок);

в) располагать достаточными материалами для упражнений, отвечающими нужной теме занятий, орфографически насыщенными и разнообразными.

Широко применяется в дагестанской школе в настоящее время работы по карточкам.

3.2 Основные методы и приёмы развития письменной речи

Как известно, выработка у учащихся-билингов навыков грамотного письма во многом определяется эффективностью тех методов и приёмов, которые используются на уроках русского языка.

"Выбор методов обучения должен быть подчинён закономерностям и вытекающим из них принципам обучения, что представляет направленность методов на комплексное решение задач образования, воспитания и развития; научность применяемых методов, их доступность для учащихся, на обеспечение прочности знаний, умений, навыков и др." (Бабанский, 1985, с.50)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать