Логопедия. Развитие монологической речи у учащихся с нарушением интеллектуальной сферы
ети в основном хорошо понимали содержание, т. к. правильно отвечали на поставленные вопросы, но не смогли определить главную мысль и дать название рассказу.

Наблюдались отвлечения от данного задания, «соскальзывание» на другую тему, связанную с заданной, ассоциативные побуждения (Например, Таня К.: У бабушки были куры. У меня тоже есть. Они красивые).

При рассказывании дети часто сбивались, «перескакивали» с одной части на другую; имели место повторы, длительные паузы. Рассказы детей отличались невыразительностью, бедностью синтаксических конструкций и семантики.

Большинство предложений, используемых детьми, являются простыми, распространёнными одним второстепенным членом (прямым дополнением или обстоятельством места), реже встречаются простые нераспространённые предложения и односоставные; процент употребления сложных предложений очень мал. Так при анализе результатов обследования было выявлено, что в рассказах детей использовано 55% - простых распространённых предложений, 35% - простых нераспространённых предложений, 10% - односоставных, назывных предложений. Наиболее распространены предложения из 3-4 слов. Количество предложений колеблется от 3 до 11.

Структурный анализ предложений позволил выделить наиболее распространённые синтаксические ошибки - инверсии; нарушение порядка слов; фрагментарность предложений с пропуском главных членов предложения (чаще всего опускается сказуемое); многократное повторение отдельных слов из частей предложения; незаконченность синтаксических конструкций; предложения часто не согласованы друг с другом, отчего нарушается логика повествования.

Пересказы школьников свидетельствуют о нарушении лексико-грамматического строя речи, также очевидна бедность словаря у обследуемых детей. Предложения рассказов преимущественно состоят из имён существительных и обиходных глаголов. Для связи слов в предложении дети используют союзы (и, потом, но), имеют место неоправданные замены существительных личными и указательными местоимениями, прилагатёльные и наречия встрёчаются редко. Количество слов, используемых в рассказах, варьируется от 2 до 13. Только 35% обследуемых детей использовали в тексте имена прилагательные, местоимения и союзы.

Отмечается неточность употребления слов (например, слово пшено заменяется словом еда, каша; слово мисочка - словом тарелка).

Недоразвитие грамматического строя речи проявляется в наличии аграмматизмов (например, Алеша В.: «Можно, я кормить»); неправильном употреблении падежных форм (например, Миша С.: «У бабушки были много курицы»); в нарушении использования предложно-падежных конструкций, которые выражаются в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний (например, Максим К.: «Курицы ходят двором»).

Таким образом, рассказы школьников, имеющих нарушение интеллекта, показали несформированность лексико-грамматического и синтаксического стоя речи.

Испытуемые во время рассказа в основном используют простые распространенные предложения, состоящие из 3 - 5 слов.

Процент употребления сложных предложений очень мал.

Дети хорошо понимали содержание, но не могли определить главную мысль рассказа. Рассказы отличались бедностью синтаксических конструкций и семантики.

Недоразвитие грамматического строя выражалось в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний.

Поэтому результаты эксперимента доказывают необходимость поиска более эффективных форм коррекционной работы.

Глава III. Методические рекомендации по формированию монологической речи у умственно отсталых школьников младших классов

В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование устной монологической речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой, А.М. Курицыной,.

Речевой и наглядный материал для данных упражнений также должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Игра «Составь загадку».

Цель: обучить умению планировать свои высказывания, определять последовательность слов в предложении, воспитывать умение сравнивать, аргументировать, развивать творческое воображение, совершенствовать навыки связной речи.

Тема занятия «Овощи».

Воспитатель берет одну из картинок. Дает описание в форме загадки. Например: "Растет на грядке. Красный. У него зеленый резной воротничок" (помидор) Затем педагог раздает картинки всем детям. Они самостоятельно придумывают загадки по образцу. Если дети сразу не могут отгадать, то задают "автору" загадки различные уточняющие вопросы:

- Растет в земле?

- Вначале он зеленый?

Игра «Рассказываем поочередно»

Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ об игрушке по образцу (образец дается поэтапно).

Тема занятия «Игрушки».

Перед детьми две куклы: знакомая и им и новая. Воспитатель говорит, что новая гостья останется с детьми, если они сумеют интересно рассказать о ней и о её подруге Катеньке. Дети учатся составлять рассказ вместе с куклой (кукла будет начинать, а дети заканчивать). Рассказывают о новой игрушке:

- Моя кукла очень симпатичная. А ваша?

- Наша кукла тоже очень симпатичная.

- У моей куклы розовые щеки и синие глаза. А у вашей?

- У нашей куклы розовые щеки и черные глаза.

- У моей Насти светлые волосы. А у вашей Кати?

- У нашей Кати темные волосы, у нее две косички.

После этого воспитатель просит одного из детей составить рассказ о кукле самостоятельно.

Игра "Магазин игрушек".

Цель: Учить детей составлять описания игрушек, пользуясь планом, предложенным воспитателем.

Тема занятия "Магазин".

Дети сидят полукругом, в центре - стол с игрушками. Рядом - столик для упаковки товаров, на нем - пакеты, числовые карточки и большой грузовик или корзинка (для покупок).

- Внимание, - через микрофон объявляет воспитатель.

- Сегодня у нас работает выездной магазин игрушек. И, отложив микрофон, спрашивает детей, как можно купить игрушки, не имея денег.

- Чтобы получить игрушку надо интересно рассказать о ней.

В разговоре с продавцом назовите игрушку, укажите ее размер, цвет ее частей, если игрушка заводная, покажите ее в действии.

Магазин открывается. Если ребенок интересно и достаточно подробно опишет игрушку, продавец дает ее упаковщице.

Преобразование предложений.

Цель: Учить детей строить сложные предложения.

Детям предлагаются два простых предложения, из которых нужно сделать одно сложное, используя союзы а, но, и, когда.

Тема занятия « Поездка на дачу»(фрагмент занятия).

Цель: составление простых и сложных предложений по сюжетным и предметным картинкам.

Задание 1: Педагог демонстрирует детям сюжетные картинки и предлагает составить предложения по их сюжету.

Картинка: Дети в лесу. Девочка собирает ягоды. Мальчик собирает грибы.

Педагог: Посмотрите внимательно на картину. Кого вы видите на ней?

Ребёнок: Девочку и мальчика.

Педагог: Что делает девочка?

Ребёнок: Девочка собирает ягоды.

Педагог: Что делает мальчик?

Ребёнок: Мальчик собирает грибы.

Педагог: Давайте вместе попробуем составить из этих предложений одно, используя союзы: а, но, и.

Ребёнок: Девочка собирает ягоды, и мальчик собирает грибы.

Ребёнок: Маша не тот вставила союз. Нужно союз а. Девочка собирает ягоды, а мальчик собирает грибы.

Задание 2: Педагог предлагает детям закончить предложения и подобрать картинку.

Мальчик ловит... Девочка играет...

Собака грызёт... Мама стирает...

Кошка сидит... Курица снесла...

Летом тепло, а зимой... Птицы летают, а змеи...

Осенью листья жёлтые, а летом... Снег растает, когда...

Весной греет солнышко и... Дети лепят снеговика и. .

Работа с серией сюжетных картин.

Цель: обучение составлять связный рассказ по сери сюжетных картин.

Тема занятия «Составление рассказа»(фрагмент занятия).

Демонстрируется серия сюжетных картин «Гроза».1 - я картина. Дети в лесу, девочка собирает ягоды, мальчик собирает грибы.

2-я картина. Дождь, на небе молнии, дети бегут.

3-я картина: Дети сидят дома за столом и оживленно рассказывают маме о случившемся.

Дети с помощью педагога разбирают содержание картин, составляют рассказ. Потом этот рассказ воспроизводится детьми.

Пример рассказа:

Это было летом. Дети жили на даче. Они пошли в лес. Саша собирал грибы. Лена собирала ягоды. Вдруг подул сильный ветер. Пошёл дождь. Дети испугались и побежали домой. Дома они рассказали обо всем маме.

Работа с сюжетными и предметными картинами.

Цель: обучение составлять рассказ - описание по сюжетной картине.

Тема: «Зима».

По картине О.И. Соловьевой «Река замерзла»

Цель занятий: обучение детей составлению рассказов - описаний по тематической картине. Основные задачи:

Формирование навыков целенаправленного восприятия наглядного содержания картины, анализа изображенной ситуации.

Обучение составлению короткого описательного рассказа по фрагменту картины, формирование умения объединять несколько фрагментов-описаний в связный рассказ.

Формирование навыков планирования связного высказывания.

-Формирование грамматически правильной речи.

-Развитие фразовой речи.

-Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Оборудование: крупноформатная картина, наборы предметных и пейзажных картинок.

Занятие № 1.

1). Организационный момент.

Упражнение на узнавание предметов по их краткому описанию - на основе перечисленных характерных признаков по теме «Зима». Например: «Белый, холодный, пушистый, скрипит» (снег)

В качестве вспомогательного приема используются картины с изображением зимнего пейзажа.

2). Рассматривание картины.

а) Разбор содержания картины, в процессе которого уточняется значение ряда слов. В словарь детей вводятся новые слова и словосочетания: деревня, село, трактор, сено, лошадь, сани, река, лед, мост, здание. Объяснение значения новых слов. Данная работа ведется в вопросно-ответной форме.

Вопросы:

Что вы видите на этой картине?

Как называется место, которое изображено на картине?

Как называется машина, которая едет по дороге?

Что везет трактор?

На чем лежит сено?

Что находится на крыше этого дома?

Чем покрыта река?

б) Активизация глагольной лексики.

Проводится упражнение на подбор детьми слов, обозначающих субъект действия, а также различные предметы к словам, обозначающим действие. Слова и словосочетания, обозначающие действие, даются в начале логопедом.

Везет сено (трактор)

Катаются (ребята)

Несет ведра (тетя)

Едет по мосту (машина)

Покрыты снегом (земля, деревья, крыши домов)

Покрыта льдом (река) Далее дети составляют предложения с этими словами.

в) Уточнение значения некоторых слов-признаков.

Дома (какие?) деревянные

Трактор (какой?) большой, желтый

3) Составление фраз-высказываний по вопросам педагога.

Дети самостоятельно составляют предложения с опорой на картину, распространяют предложения словами, обозначающими место, способ и средство действия. Педагог может помочь наводящими вопросами.

Что делают ребята?

Ребята катаются на коньках.

Что делает девочка?

Девочка катает мальчика на санках.

4) Подведение итогов занятия.

Занятие № 2.

1) Организационный момент.

Упражнения в составлении предложений, используя слово или словосочетание. При затруднениях пользуется помощь в виде демонстрации картины. Составление предложений со словами: на коньках, покрыта льдом, девочка и другие.

2) Составление небольших рассказов по фрагментам картины с опорой на значимые стержневые объекты (деревня, река, трактор, мост). В данной работе демонстрируется только соответствующий фрагмент картины, а остальные закрыты.

Вначале педагог дает образец рассказа по одному из фрагментов картины.

На этой картине изображена деревня. Дома здесь деревянные. Рядом с домами стоят высокие деревья. Крыши домов и деревья покрыты снегом. Около дома стоит лошадь, запряженная в большие сани. Образец рассказа повторяется 1-2 детьми.

Потом дети составляют рассказы по другим фрагментам картины по наводящим вопросам педагога;

Что здесь изображено? (Указание на основное место действия)

Кто пришел на реку?

Что делают ребята? Ребята составляют рассказы-описания, которые состоят из 4-6 предложений.

3) Составление рассказа по картине в целом.

Логопед вместе с детьми составляют общий план-схему рассказа. Зачин рассказа вначале дает логопед в качестве образца.

На данной картине изображена деревня зимой. Земля, деревья, крыши домов покрыты снегом. Рядом с деревней река. Река замерзла...

При составлении рассказа можно задавать наводящие вопросы. При необходимости используется указание на стержневые объекты или детали картины.

4) Анализ рассказа одного из учеников.

5) В заключении детям предлагается придумать свои варианты названия картины.

6) Подведение итогов.

Работа с наборами игрушек.

Цель: обучение составлению рассказов - описаний по игрушкам и рассказыванию по ситуации, создаваемой педагогом.

1) Детям предлагается поиграть в игру по мотивам картинки « Едем на лошадке» Инструкция: «Давайте поиграем. Сейчас мы прокатимся на лошадке. Только вот беда, куда же мы сядем? ». Педагог располагает в игровом уголке лошадку (игрушка - каталка) и приглашает детей прокатиться на ней. В ходе игры задаются детям вопросы: Из чего можно сделать тележку? Куда мы поедем? Как назовём лошадку? Что нужно сказать, чтобы лошадка нас прокатила? После этого детям предлагается составить рассказ о данном проигранном сюжете.

2) Педагог создает готовую ситуацию, по которой нужно придумать рассказ. Ситуация может быть такой:: кукла сидит на лошадке рядом стоят зайчик и мишка: Инструкция: «Посмотрите на игрушки и придумайте рассказ про них». В случае затруднения логопед может начать рассказ: «Однажды кукла Маша каталась на лошадке. Вдруг она встретила зайчика и мишку. Они сказали …». Дальше рассказ предлагается продолжить ребёнку.

Работа над пересказом художественного текста.

Цель: учить детей подробно пересказывать текст.

В качестве оборудования рекомендуем использовать опорные картинки, маски, игрушки, кукольный театр и др.

Педагог читает или рассказывает детям сказку; затем проводит подробную словарную работу (выясняются непонятные детям слова и выражения), приступает к выяснению смысла рассказа. С помощью педагога дети делят текст на части. Затем дети приступают к пересказу текста. Педагог может предложить драматизацию произведения, а также поупражнять детей в отсроченном пересказе, попросив пересказать сказку на следующем

Игровые упражнения для развития речи.

а) игра « Зайки ».

Дети сидят на корточках за спинками своих маленьких стульчиков, расставленных по кругу. Ребёнок, стоящий в центре круга, задаёт вопросы, все ему отвечают:

- Зайки, вы куда попали?

- Мы в капусте отдыхали.

- А листочки вы поёли?

- Только носиком задели.

- Вас бы надо наказать.

- Так попробуй нас догнать.

Стоящий в центре ловит зайчиков, которые бегут по комнате под музыку. Пойманного зайчика выводят из игры.

б) игра «Гуси-лебеди»

На одном конце площадки проводится черта - дом, где находятся гуси, на противоположном конце находится пастух. Сбоку от дома - логово волка. Остальное место занято лугом. Одного из играющих педагог назначает пастухом, а другого волком. Остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Через некоторое время пастух зовёт их: «Гуси - гуси! ». Услышав голос пастуха, гуси останавливаются и отвечают хором: «Га-га-га! ».

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да-да-да!

Пастух. Так летите!

Гуси. Нам нельзя,

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Пастух. Так летите, как хотите, только крылья берегите.

Гуси летят через луг домой, а волк выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей (коснуться руками). Пойманных гусей волк уводит к себе. Затем педагог назначает нового волка и пастуха.

в) игра «Колокольчик»

Дети сидят на стульчиках полукругом. В середину встаёт педагог с колокольчиком в руках и объясняет что это за предмет, его назначение. Дети рассматривают колокольчик, потом педагог задаёт вопросы (для чего нужен колокольчик, какой он издаёт звук и т.д.). Затем педагог звонит в колокольчик и говорит: «Кого я позову, тот тоже будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка звонит в колокольчик и зовёт следующего ребёнка, называя его по имени.

г) игра - драматизация

Педагог предлагает детям поиграть в «кукольный театр». Оборудование: рекомендуем использовать различные виды кукол, игрушки, маски, костюмы, простые декорации и др. Педагог читает детям текст, выбранный для инсценировки, После прочтения проводиться беседа по тексту и словарная работа, задаются вопросы. Затем педагог распределяет роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям, разыгрывают действие сказки.

Заключение

Формирование и развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы. Разработкой наиболее эффективных методов и приемов работы, направленных на формирование монологической речи у детей с нарушенным интеллектом, в свое время занимались Р.И. Лалаева, Р.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, В.Г. Петрова, Т.Б. Филичева.

Анализ литературных источников показал, что нарушения речи у умственно отсталых детей являются сложным дефектом, и охватывают практически все уровни речевой деятельности.

У умственно отсталых детей нарушается не только языковой уровень речи, но и смысловой и сенсомоторный уровни. Более стойкими являются нарушения смыслового и языкового уровня.

Логопедическая работа по коррекции нарушений связной речи у умственно отсталых детей должна быть направлена на коррекцию и развитие всех операций порождения речевых высказываний, на формирование всех уровней речи. Развитие связной речи должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.

Каждая из операций порождения смыслового высказывания вначале формируется самостоятельно, изолированно, на простых заданиях. Затем постепенно операции объединяются в целостный процесс порождения связного текста.

Работа по развитию связной речи должна проводится не только на специальных логопедических занятиях, но и на уроках русского языка, математики и т.д. Именно комплексный системный подход к развитию связной речи у умственно отсталых детей может обеспечить эффективность логопедической работы.

Тем не менее, нужно отметить, что в настоящее время проблема развития связной устной речи у данной категории детей, является малоизученной. Имеется острый дефицит, как теоретических источников, так и практических рекомендаций и программ.

В ходе подготовки к эксперименту нами были проанализированы методики формирования устной связной речи на логопедических занятиях предложенные Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой, цель которых - помочь детям овладеть навыками построения связных высказываний. После этого нами были выбраны наиболее эффективные, на наш взгляд методики, на основе которых в дальнейшем был построен констатирующий эксперимент.

В процессе обследования связной речи детей с нарушением интеллекта было замечено, что эти дети испытывают затруднения в овладении связной речью, связанные с их стремлением к дословному изложению событий, приводящему к застреванию на отдельных словах и мыслях, к повторению отдельных частей предложений. В ходе изложения, доказательства дети порой отмечают не самые существенные признаки.

У школьников с нарушением интеллекта наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня связной речи, в связи с чем у них возникают трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, где закономерность развития событий не задана, и при пересказе текста с сохранением последовательности событий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать