Музыка как средство активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
p align="left">А самые последние минуты музыки врабатывания состоят из неоднократно слышанной инструментальной музыки, не несущей в себе какой-либо текстовой информации и, следовательно, еще меньше занимающей внимание, которым преподавателю только и остается воспользоваться по своему дальнейшему усмотрению.

В итоге занимающиеся ненавязчиво, но целеустремленно подводятся к основной части урока на фоне хорошего настроения, повышенной работоспособности и непроизвольного освобождения от посторонних мыслей и забот, обычно еще долго мешающих им сосредоточиться на решении главных задач урока и таким образом подрывающих его продуктивность.

1.6 Активизация уставших учащихся (в основной части урока)

По нормативным положениям теории и методики физического воспитания в первой половине основной части урока физкультуры обычно решаются наиболее сложные педагогические задачи. Они связаны с ознакомлением, детализированным анализом и разучиванием нового программного материала, обилием устной теоретической информации и речевых контактов преподавателя с учениками, что требует от последних повышенного рабочего внимания [7, 125].

Двигательная деятельность учащихся в это время чаще всего ритмически не регламентирована и поэтому применение музыкального сопровождения на этом этапе урока неудобно и нецелесообразно. Его нецелесообразность обуславливается также свойством полезного функционального последствия музыки врабатывания, которое, угасая не сразу, а лишь постепенно, будет по инерции поддерживать повышенный уровень работоспособности занимающихся еще некоторое время.

Совершенно иные условия деятельности складываются во второй половине основной части урока при совершенствовании уже сформированных двигательных умений и навыков. Здесь внимание учащихся становится относительно более свободным, и основные волевые усилия их направлены не на бдительное слежение за технической правильностью совершаемых двигательных действий, а на преодоление нарастающей усталости и потери желания к продолжению интенсивной работы.

Устных объяснений педагога становится намного меньше, и рабочая деятельность учащихся здесь обычно протекает в определенных, заранее заданных преподавателем ритме, темпе и скорости движений. Выполняемая работа снова становится весьма удобной для музыкальной стимуляции.

Кроме того, на этом этапе урока в результате физического и психологического утомления, как правило, наблюдается заметное снижение работоспособности и музыкальная активизация деятельности занимающихся становится не только удобно, но и ситуационно необходимой [27, 98].

Наиболее эффективно и просто в утомлении это средство оказывается при фронтальном методе выполнения физических упражнений, когда все работают синхронно и одновременно. Вызываемые музыкой положительные эмоции в сочетании с произвольной регуляции ритмики выполняемой работы заметно понижают живительный всплеск работоспособности.

Разумеется, при практическом использовании такого сильнодействующего психофизического средства, каким является функциональная музыка, По этому преподаватель должен обладать разным чувством меры и не злоупотреблять ею в слишком больших дозах, иначе результат получится обратный ожидаемому.

Музыкальную активизацию деятельности учащихся в основной части урока лучше всего применять в тех случаях, когда им дается задание выполнить какое-либо специальное упражнение, отдельный прием несколько десятков раз подряд или несколько минут. Режим запланирован педагогом выполнение заданий происходит с определенной интенсивностью.

Главные задачи музыки, применяемой в основной части урока,- замедлить процесс развития пресыщения выполняемой работой, сделать ее эмоционально приятной и незаметно активизировать уставших учащихся.

Применяемая для этого музыка должна выполнять роль ритмического, приятного для слуха звуколидера, к которому занимающиеся подсознательно приспосабливают ритмику своих ранее заученных движений [9, 39].

Условно назовем такие мелодии лидирующей музыкой. Специальные исследования показали, что разумно организованное музыкальное лидирование на этом этапе основной части урока помогает сохранить высокую интенсивность двигательной активности учащихся даже при значительном утомлении. Когда сознательно поддерживать высокий темп работы они уже не хотят или не могут.

Ритмические характеристики произведений лидирующей музыки обусловливаются характером, формой и структурными особенностями стимулируемых двигательных действий и подбираются по определенным правилам.

При составлении программ лидирующей музыки следует подбирать музыкальные произведения с подчеркнутым акцентированием сильных долей такта и четко выраженным пульсом мелодии.

Сильные доли музыкального такта подчеркиваются ритмической остановкой или энергичным дроблением длительности, вступлением новой гармонии, акцентом громкости, глубоким басом. Преподавателю физической культуры это важно знать потому, что сильная доля такта в музыкальном аккомпанементе подсознательно связывается занимающимися с нарастанием мышечного усилия и выдохом. А слабая доля такта- с ослаблением мышечного усилия и выдохом.

Ощущение сильной доли в воспринимаемой музыке, развитие собственного мышечного напряжения и осуществление определенной фазы дыхательного акта при выполнении физических упражнений тесно функционально взаимосвязано на рефлекторном уровне [10, 201].

Например, боксер едва ли сможет, сделав вдох, нанести мощный удар на слабой доле музыкального сопровождения. Сам того не сознавая, он будет стремиться приурочить свой удар к сильной доле музыкального аккомпанемента и сопроводит его акцентированным коротким выдохом. Такая психофизическая закономерность справедлива и для других физических упражнений или силовых действий, выполняемых с музыкальным сопровождением

Таким образом, музыка временно как бы подменяет управляющего уроком педагога, освобождает его от ряда рутинных обязанностей и способствует непроизвольному становлению наиболее рациональной техники движений.

Музыкальные темпы подбираются в зависимости от задаваемого учащимся темпа работы ритмического рисунка выполняемых движений. Содержание и дозировка лидирующей музыки зависят от педагогических задач, решаемых в это время, специфики используемого программного материала и особенностей основной двигательной деятельности учащихся.

Так на уроках, где запланированы циклические упражнения (скажем, более или менее продолжительный бег требуемой интенсивности, разнообразные способы и режимы передвижения на лыжах, в плавании, и т.д.), лидирующая музыка используется для стимуляции этих основных (для данного урока) видов двигательной деятельности учащихся.

При занятиях ациклическими или смешанными видами спорта музыкой стимулируются лишь поддающиеся определенной ритмизации многократные тренировочные повторения частных элементов основной деятельности. Например, ведение или передача мяча в баскетболе, прыжки со скакалкой в гимнастике.

Оптимальная продолжительность звучания лидирующей музыки в основной части 45-минутного урока физкультуры составляет 10-12 минут при занятиях циклическими видами спорта и 6-8 минут при занятиях ациклическими или смешанными видами [9, 85].

Наиболее удобно и выгодно применять лидирующую музыку на тех уроках, где основной вид деятельности учащихся связан с продолжительным и скучным выполнением несложных по структуре, однообразных движений циклического характера:

Спортивная ходьба, бег, лыжные гонки, плавание и т.д. По законам физиологии двигательная деятельность такого рода становится более качественной и гораздо меньше утомляет, если свободное внимание учащихся не сосредоточивается уныло на выполняемой работе, а отвлекается каким-нибудь нейтральным раздражителем слабой или умеренной интенсивности

В свете этого для достижения желаемого рабочего эффекта включаемые в программу лидирующей музыки произведения должны характеризоваться не чрезмерно высокой, а лишь умеренной яркостью и увлекаемостью. Необходимо, чтобы занимающиеся не переключались полностью на их восприятие, отчего выполняемая работа может вообще приостановиться как малозначащая по сравнению с захватывающей музыкой.

На уроках, связанных с ациклическими или смешанными видами спорта, особенно там, где основная деятельность учащихся сопряжена с большой концентрацией внимания и выполняемые двигательные действия требуют систематической сознательной корректировки в зависимости от постоянно меняющейся обстановки (подвижные и спортивные игры и д. п.). На таких уроках применять музыкальное сопровождение чаще всего становится рискованным и нецелесообразным.

Ведь во время такой ответственной деятельности любое, даже небольшое отвлечение внимания нежелательно и опасно, ибо чревато ошибкой, проигрышем, столкновением, падением или травмой. Поэтому в таких случаях музыкой стимулируется не целостная основная деятельность, а лишь рутинные, не требующие большого внимания и поддающиеся необходимой ритмизации многократные тренировочные повторы ее отдельных элементов. Отдельные элементы выполняются при отсутствии непредсказуемого сопротивления противника или на тренажерах [11, 48].

В связи с указанными особенностями такой деятельности применяемая в этих случаях музыка не должна быть агрессивной по отношению к вниманию занимающихся. Для активизации работ подобного типа необходимо подбирать нравящиеся, но уже хорошо известные слушателям инструментальные произведения, не вынуждающие их специально прислушиваться к ним или задумываться над смысловым содержанием.

Музыка здесь должна создавать лишь общий активизирующий звуковой фон, приятный для слуха и максимально легкий для восприятия.

1.7 Оптимизация заключительной части урока

Каждый насыщенно проведенный урок физической культуры закономерно вызывает у учащихся значительные сдвиги в функциональном состоянии нервной, мышечной, сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма [2, 38].

Занимающимся бывает очень трудно самостоятельно погасить свое излишнее возбуждение и переключиться на дальнейшую учебную деятельность. Для организованного снятия физических и психоэмоциональных напряжений и планомерного перехода организма к относительно спокойному состоянию в структуре урока физической культуры предусмотрена заключительная часть продолжительностью около 5 минут.

Однако педагогическая практика показывает, что очень часто этого времени оказывается недостаточно и учащиеся после непродолжительной перемены приходят на следующий по учебному расписанию урок еще в слишком возбужденном или взвинченном состоянии. Оно не позволяет им сразу же эффективно включиться в учебную работу по очередному предмету.

В результате преподавателям-предметникам довольно продолжительное время приходится тратить на успокоение и переключение внимания учащихся на свой урок, что ощутимо подрывает продуктивность этих уроков. Таким образом, вместо ожидаемого повышения учебной работоспособности учащихся, ради чего он собственно и проводится в учебных заведениях, урок физической культуры зачастую дает прямо противоположный эффект. А это недопустимо! [9, 101].

Согласно требованиям теории и методики физического воспитания в заключительной части урока физической культуры преподаватель обязан обеспечить плавное, целенаправленное снижение физической и эмоциональной активности учащихся. Также необходимо создать благоприятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и преемственного перехода к последующей учебной или иной деятельности.

С этой целью обычно используются различные варианты медленного бега, ходьбы, ритмические и танцевальные упражнения, мерно повторяющиеся упражнения на расслабление, дыхательные упражнения и т. п. Рабочие характеристики всех этих упражнений легко поддаются необходимым музыкальным корректировкам на подсознательном уровне регуляции.

Следовательно, для прикладного использования музыки здесь опять складываются весьма благоприятные условия и перед преподавателем открывается еще одна перспективная возможность повышения плодотворности проводимых им уроков. Учитывая основное назначение музыкальных сочинений, предлагаемых в заключительной части урока, условно назовем их успокаивающей музыкой.

Главные задачи успокаивающей музыки -

¦ помочь снизить чрезмерное эмоциональное возбуждение, возникающее при насыщенной двигательной деятельности (особенно после разного рода состязательных элементов, проводимых на излете основной части урока),

¦ снять утомление,

¦ содействовать более эффективному решению других задач заключительной части урока,

¦ способствовать освобождению центров двигательной деятельности организма, занимающихся от большого, часто одностороннего, напряжения.

Подбираемые композиции для успокаивающей музыки должны характеризоваться медленным, ровным темпом, плавным, уравновешенным движением, тихим или умеренным звучанием, мягкой метрической пульсацией, мерно повторяющимися интонационными формулами, спокойным ритмическим рисунком, отсутствием резких перепадов громкости звука [ 9, 113].

В программу успокаивающей музыки включаются нравящиеся данному контингенту слушателей песни или инструментальные пьесы нежной, оптимистической окраски. Изредка их полезно сочетать с мелодиями задумчивого, грустного или даже печального характера, что по контрасту эмоционального фона рефлекторно углубляет состояние покоя и умиротворенности слушателей.

Продолжительность звучания успокаивающей музыки обычно колеблется от трех до пяти минут, исключая время, планируемое на подведение итогов урока и задание на дом.

Хорошо отвечают требованиям, предъявляемым к успокаивающей музыке, используемой в заключительной части урока, и задушевные, красивые мелодии типа медленного вальса. Это связано с тем, что обыкновенно выполняемые в заключительной части урока неторопливые, свободные, закругленные движения очень успешно управляются плавной, спокойной музыкой с тактовым размером 3/4. Например, при традиционно применяемых в это время различных модификациях неспешной ходьбы в сочетании с упражнениями на расслабление скелетной мускулатуры напевная, лирическая музыка вальсообразных мелодий подсознательно вызывает спокойные, замедленные движения рук и туловища, плавный без излишней резкости толчков или задержек шаг [27, 321].

Выполняемые под такую музыку шаги заметно смягчаются без обычных прилагаемых к этому волевых усилий, возбужденные и энергичные движения рук сменяются непроизвольным, успокоенным покачиванием вперед-назад. Глубже и реже становится дыхание, рефлекторно снижается излишнее напряжение опорно-двигательного аппарата. Характерные для музыкальных произведений этого жанра лирико-поэтическая выразительность, плавность и пластичность непроизвольно формируют внешнюю красоту, изящную непринужденность и раскованность выполняемых учащимися мышечных движений.

Весьма плодотворным способом решения проблем заключительной части оказывается также периодическое использование в конце уроков физической культуры звукозаписей естественных или изображаемых в музыке успокаивающих звуков природы: ласкового шума зеленых дубрав, нежного пения птиц, ленивого журчания ручья, неспешного звона весенней капели и т. д. Обычно учащимся это очень нравится. Правда, во избежание привыкания подобные звукозаписи целесообразно применять не регулярно, а периодически, не чаще одного- двух раз в месяц после запланированного в заключительной части выполнения двигательных и дыхательных упражнений на расслабление. Слушать умиротворяющие голоса природы выгоднее всего в состоянии комфортабельного мышечного покоя, при волевой заторможенности остальных чувств.

Для этого следует предложить занимающимся удобно сесть или даже лечь в подходящем месте на спину, закрыть глаза, расслабиться, отвлечься от учебных или других посторонних мыслей, утруждающих сознание. Далее беспрепятственно отдаться наслаждению звуковой гармонией и порождаемым ею сладостным ощущением, мысленно представив себя безмятежно отдыхающим в желаемом уголке мироздания на лоне прекрасной природы [9, 120].

Кратковременное восприятие этих и других произведений успокаивающей музыки в описанных условиях пассивного бодрствования создает состояние углубленного торможения во всех утомленных звеньях центральной нервной системы. Это по законам физиологии способствует значительно более полному отвлечению, расслаблению и отдыху всего организма учащихся, а, следовательно, и более быстрому восстановлению затраченных ими сил.

Таким образом, помогая и облегчая педагогу решение задач заключительной части, успокаивающая музыка закономерно повышает коэффициент полезного действия не только проводимого урока физической культуры, но и последующих за ним уроков по другим предметам. Им эстафетой передается уже не заряд взвинченного, трудноуправляемого психофизического возбуждения, как это зачастую случается в обычных условиях, а состояние гармонично уравновешенной бодрости, приподнятого настроения и повышенной работоспособности [9, 125].

1.8 Формы урока и методические особенности использования музыки на уроках

По теории физического воспитания уроки физической культуры в средней школе подразделяются на следующие типы: а) вводные уроки; б) уроки ознакомления с новым материалом, в) уроки совершенствования пройденного материала, г) смешанные уроки, д) учетные уроки.

Рассмотрим целесообразность использования музыки на уроках каждого из этих типов.

Вводные уроки - проводятся в начале учебного года, четверти, а также перед прохождением новых разделов учебной программы, например лыжной подготовки. Уроки этого типа обычно насыщены установочными беседами и пространными устными объяснениями, требующими к себе большой концентрации внимания учащихся при малой двигательной активности, в связи с чем такие уроки становятся малоудобными для музыкальной стимуляции выполняемой деятельности.

Уроки ознакомления с новым материалом - их немного, только по одному после каждого вводного урока, так как на всех последующих уроках неизменно будет встречаться материал, уже знакомый по предыдущим урокам. Новое здесь может даваться в любой части урока. И во время преподнесения этого нового музыку лучше не применять.

На уроках совершенствования пройденного материала - основной задачей является улучшение ранее изученных двигательных действий, умений и навыков. Здесь создаются наиболее удобные условия для музыкальной стимуляции рабочей деятельности учащихся и музыку на уроках этого типа целесообразно с пользой для дела использовать в максимально допускаемых объемах.

Смешанные уроки в педагогической практике применяются чаще всего - в них сочетается изучение нового (где музыка нежелательна) и совершенствование пройденного материала (где музыкальная стимуляция особенно эффективна). С учетом данных обстоятельств и планируются время ее использование на таких уроках.

Учетные уроки - в них подводятся итоги проведенной работы, проверяются и оцениваются знания, умения навыки учащихся, приобретенные за учитываемый период. Как правило, учетные уроки проводятся в конце четверти, полугодия или учебного года, и для выявления объективной картины успеваемости их лучше проводить в обычных условиях без каких бы то ни было побочных стимуляторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать