Музыка в экологическом воспитании дошкольников
p align="left">Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.

Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.

Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте.

Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое.

Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга.

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.

Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский (1861, 1864 гг.). Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К.Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике" [4,56]. В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.

Как видим, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII-XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина "экологическое воспитание".

В.А. Сухомлинский писал, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами.

В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача дошкольного образования.

1.3 Влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка

История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Воспитание современного человека на ряду с наукой искусство занимает важное место. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. По этому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения.

Нельзя говорить об эстетическом воспитании без учета возрастного развития человека. С раннего детства воспитывается способность воспринимать чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребенок приобщается к художественной деятельности. У него вырабатывается определенное отношение к природе труду, общественной жизни, быту, ребенок учиться видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. Частью эстетического воспитания является художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства. Искусства служат средством познания окружающего мира и средством воспитания. Современному обществу нужны люди, откликающиеся на красоту жизни. А подлинная красота всегда человечна, гуманистична. Она облагораживает человека, делает его лучше, выше, чище. Человеческая личность не отделена от общественного прогресса, а он в свою очередь, неотделим от гуманизма. Только в обществе, построенном на подлинно гуманистических началах, может быть сформирован поистине прекрасный человек.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии.

Музыка - постоянный спутник человека во всей его жизни. Она - по выражению Стендаля, - является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели композиторы, музыковеды не однократно подчеркивали, что работу по музыкально - эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования.

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится переживание. Воспитывая всесторонне развитых людей - физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшие музыкальное развития человека препятствуют образованию дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус.

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая - снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость. Но не только разнообразная по своему содержанию музыка может оказать различное воздействие на человека. Одно и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на людей и даже на одного и того же человека при не одинаковых условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.

Учитывая огромное воздействие музыки на эмоции и стремление ребенка понять и почувствовать ее содержание, особенно важно использовать музыкальные произведения, художественно конкретно отображающие близкую и доступную ему действительность.

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организована ритмически, обогащенная динамикой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.

Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональном отражением образов реального мира. Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни.

«Музыка через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь» - писал В.В. Ванслов. Психолог Б.М. Теплов говорил по этому поводу: «Музыка, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством». Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состояние мира. Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению.

В результате всей суммы разнообразного музыкального воздействия в детстве человек должен стать подлинным любителем музыки, культурным слушателем способным иметь о ней собственное суждение. Но не всякое музыкальное произведение по-своему содержание соответствует этим важным воспитательным задачам. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран. Н.А. Ветлугина пишет: «Крупнейшие музыканты мира - композиторы, музыковеды педагоги - раздумывали, какой должна быть музыка для детей. По мнению многих из них, творческие деятели должны иметь ясное представление о передовых идеалах нашего времени и создавать глубокую демократическую музыку, яркую в ее жанровой характеристике: детей, особенно маленьких, надо воспитывать на народной песне с ярко выявленной ладовой основой. Писать следует в традиционно-классической манере, но совершенствуя ее приемы. Вместе с тем музыка для детей строится не в отрыве от тех достижений в области мелодии, гармонии, полифонии и ритма, которыми отличаются современные произведения. Она создается профессионалами. Нельзя допустить примитивизма, предполагая, что детям он доступен».

Приобщение к музыке - один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Д. Шостакович в беседе с молодежью сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроит вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Действительно, музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает их от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое признание.

Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира. Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченной возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыки, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе. Красота художественной формы, понятная ребенку содержанием музыкального произведения вызывают определенные отношения к художественному образы и через него к жизни, влияют на воспитание художественного вкуса.

Задача эстетического воспитания требует отношения к любому музыкальному произведению пусть самому простому, как к произведению искусства. Поэтому каждая песня, танец должны исполняться эмоционально, выразительно, вызывать у них радость. Небрежно исполненные песня или танец теряют свою эстетическую ценность и отрицательно влияют на процесс музыкального развития. Выразительное же исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять песни, пляски, игры, а также внести в них что-то новое - способствуют развитию детского творчества. Кроме того, познание ребенком красоты музыки, ее богатейшей образности, средств выразительности приобщают его к миру прекрасного, развивает потребность вносить музыку в свой быт.

Музыка развивает эстетические свойства личности ребенка. Сопереживание ребенком чувств выраженных в музыке, - путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания. Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатление детства глубоки и сильны; использования музыкального искусства для углубления этих впечатлений - вот важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающего мира, формирования его личности. Цель ДОУ воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер, способствовать тому, чтобы музыка проникла в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.

2. Опытно-экспериментальная часть по изучению влияния музыки на формирование экологического сознания у дошкольников

2.1 Различные формы и методы использования музыки на занятиях по экологическому воспитанию в ДОУ

Существуют различные формы проведения экологических занятий. Мы рассмотрим два занятия абсолютно разных по форме и содержанию с использованием на занятиях по экологическому воспитанию музыки. Наша задача показать как музыка влияет на восприятие детьми материала, как достигается поставленная цель занятия. На сколько эмоциональнее, после таких занятий, дошкольники относятся к растениям, к животным, окружающему миру.

Первое занятие - экскурсия на природу. Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанная светом, наполненная звуком и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубыми отражениями небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечный кузовок, доверху наполненный земляникой… Ощутить полной грудью красоту родной природы, слиться с ней поможет народная музыка: народная песня, танец, хоровод.

Занятие по экологии "Весна" (для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: "Весна". (Экскурсия по экотропе)

Программное содержание.

Обучающее: учить детей различать и называть хвойные и лиственные деревья; учить сравнивать их, находя общие признаки: у всех деревьев есть крона, ветви, ствол, корни; уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у оснований деревьев, так как начинается сокодвижение; дать понятие об экосистеме “лес”.

Развивающее: развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: состояние неживой природы - растительный мир - животный мир; развивать речь детей, умение подбирать определение к слову.

Воспитательное: понимать и видеть красоту родной природы с помощью народного фольклора, воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережном отношении к своему здоровью; развивать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром; практическими делами охранять и беречь лес.

Материалы: флажки красного цвета (для перехода через проезжую часть), целлофановые пакеты, фотоаппарат, масляная краска, кисть, альбом, карандаш, корзина.

Движения: ходьба с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом, змейкой, прыжки с поворотом, боком, через препятствия.

Предварительная работа: беседа о правилах перехода через проезжую часть, чтение произведений о весне. Разучивание на музыкальных занятиях русской народной песни «Березонька».

Ход экскурсии

В: Ребята, как вы думаете, куда ведет эта тропинка?

Д: В лес.

В: Вы хотите прогуляться по этой тропинке? Узнать много интересного. На каждой лесной тропинке нам будет встречаться все новое и новое чудо.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой:

Одно “почему” меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей,

Другое - пчелою забралось в цветок.

А третье - лягушкою, скок в ручеек.

“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,

“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит “от чего” на зеленом листке,

“Куда” полетело верхом на жуке,

“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом и так целый день!

Пойдем-ка дружок, по тропинке лесной

Ответы искать под зеленым шатром. (А. Дитрих).

В: Итак, мы оказались в лесу. Давайте поздороваемся с лесом, каждый по-своему!

В: Какое сейчас время года?

Д: Весна.

В: Правильно, весна. Оглянитесь вокруг, давайте полюбуемся красотой весеннего леса, когда оживает и просыпается природа. Ребята, что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес? (Свежесть, запах хвои, пение птиц, шум ветра…).

Лесные жители наблюдают за нами, они притаились и ждут, как же мы будем вести себя в лесу? Уважаемый лес, мы пришли к тебе как друзья! Ведь, правда, ребята? А как ведут себя в лесу настоящие друзья леса?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать