На этом же этапе (формирующем) эксперимента нами было проведено тестирование детей старшей группы для выявления некоторых компонентов музыкальной деятельности детей с помощью заданий.
Задание №1 - дидактическая игра «Узнай знакомое произведение».
Задание №2 - предложить на прогулке детям провести хоровод.
Задание №3 - предложить назвать и исполнить свое любимое произведение о природе. (Русская народная песня «Березонька», П.И. Чайковский «Подснежник. Март», «Ай, да березка» ст. Ж. Агаджановой, муз. Т. Попатенко).
Уровень развития компонентов музыкальной деятельности детей представлен в таблице 3.
Таблица 3
№ п/п | Компоненты | Уровни | |||
Высокий | Средний | Низкий | |||
1 | Желание слушать знакомые произведения и угадывать их | Ребенок слушает с большим желанием, не отвлекаясь, узнает произведение, понимает его смысл и правильно называет | На прослушивании ребенок отвлекается, ему не всегда интересно. Угадывает не все произведения, не всегда понимает смысл музыкального произведения. Не все называет правильно. | Желание слушать у ребенка отсутствует. Не названий музыкального произведения, отвлекается, не понимает смысл | |
2 | Желание на прогулке провести хоровод и хором спеть разучиваемые ранее песни | Ребенок с удовольствием соглашается поводить хоровод, делает это весело, задорно. С радостью поет знакомые хороводные песни. | Ребенок с некоторым затруднением, не сразу соглашается водить хоровод, поет не очень охотно. | Ребенок совершенно не хочет водить хоровод, отказывается. Его не интересует такой вид музыкальной деятельности | |
3 | Желание исполнить свое любимое произведение и знать его название | Ребенок с удовольствием соглашается спеть любимую песню, знает как она называется и кто автор | Ребенок с трудом соглашается спеть. Не всегда знает название либо автора произведений | Ребенок отказывается спеть. Присутствует момент стеснения или ребенку не интересно. У него нет любимого музыкального произведения |
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | |
1 | Афонасьев Кирилл | С | С | Н | |
2 | Балихина Настя | В | С | С | |
3 | Бодунов Леша | С | В | Н | |
4 | Вишнев Дима | В | С | В | |
5 | Воронов Дима | С | С | Н | |
6 | Великий Андрей | С | Н | С | |
7 | Володенкова Катя | С | С | В | |
8 | Глушаков Андрей | С | С | Н | |
9 | Гришин Владик | С | С | Н | |
10 | Гришко Таня | С | В | С | |
11 | Долженко Лера | С | С | Н | |
12 | Козлов Даниил | В | С | С | |
13 | Лозовская Таня | С | В | С | |
14 | Марчук Дима | С | С | С | |
15 | Матин Андрей | В | Н | С | |
16 | Новикова Настя | С | С | Н | |
17 | Орехов Илья | В | С | С | |
18 | Орехов Кирилл | С | С | Н | |
19 | Полякова Надя | С | С | С | |
20 | Савченкова Диана | В | В | С |
Задания | Уровни | |||
Высокий % | Средний % | Низкий % | ||
Задание №1 | 30% | 70% | 0% | |
Задание №2 | 20% | 70% | 10% | |
Задание №3 | 10% | 50% | 40% |
Вопросы | Ответы | |
1. Есть ли у тебя домашние животные? 2. Относишься ли ты к своим домашним животным как к друзьям? 3. Приходилось ли тебе оказывать помощь животным? 4. Знаешь ли ты про животных песню? | 1. Да, есть (16 чел) Нет (4 чел) 2. Да (11 чел) Нет (9 чел) 3. Нет, не приходилось (15 чел) Кормил птиц зимой (4 чел) Кормил бездомных котов и собак (1 чел) 4. Да, знаю (10 чел) Нет, не знаю (10 чел) |
Оценив результат анкетирования, мы продолжили работу с детьми. Наша работа (на третьем контрольном этапе) заключалась в формировании у детей гуманного отношения к животным. Для этого было проведено экологическое занятие на тему «Пушистая гостья». На занятии использовали для прослушивания детьми пьесы А. Гречанинова «Котик заболел» и «Котик выздоровел», а так же исполнялись детьми песни про кошек. Далее поговорили о характере музыки, о ее соответствии с названием. Наша задача состояла в том, чтобы на этом занятии при помощи музыки сформировать у детей любовь и сострадание к животным.
На дальнейшем этапе работы мы вновь провели анкетирование дошкольников, чтобы выяснить, удалось ли нам изменить их отношение к животным с помощью тех методов, которые мы использовали.
Результаты анкетирования представлены в таблице 7.
Таблица 7
Вопросы | Ответы | |
1. Хотел бы ты, чтобы у тебя дома были животные?2. Нужно ли заботиться о животных?3. Что ты можешь сделать для животных? 4. Знаешь ли ты песню про животных? | 1. Да (20 чел)2. Да (20 чел)3. Кормить, гулять с ними, ухаживать (17 чел)Построим скворечник с папой (2 чел)Меняю каждый день воду попугаю (1 чел)4. Да знаю (20 чел)Про птиц (5 чел)Про собаку (12 чел) Про кошку (20 чел) |
Уровень развития компонентов музыкальной деятельности детей представлен в таблице 8.
Таблица 8
№ п/п | Компоненты | Уровни | |||
Высокий | Средний | Низкий | |||
1 | Желание слушать знакомые произведения и угадывать их | Ребенок слушает с большим желанием, не отвлекаясь, узнает произведение, понимает его смысл и правильно называет | На прослушивании ребенок отвлекается, ему не всегда интересно. Угадывает не все произведения, не всегда понимает смысл музыкального произведения. Не все называет правильно. | Желание слушать у ребенка отсутствует. Не названий музыкального произведения, отвлекается, не понимает смысл | |
2 | Желание на прогулке провести хоровод и хором спеть разучиваемые ранее песни | Ребенок с удовольствием соглашается поводить хоровод, делает это весело, задорно. С радостью поет знакомые хороводные песни. | Ребенок с некоторым затруднением, не сразу соглашается водить хоровод, поет не очень охотно. | Ребенок совершенно не хочет водить хоровод, отказывается. Его не интересует такой вид музыкальной деятельности | |
3 | Желание исполнить свое любимое произведение и знать его название | Ребенок с удовольствием соглашается спеть любимую песню, знает как она называется и кто автор | Ребенок с трудом соглашается спеть. Не всегда знает название либо автора произведений | Ребенок отказывается спеть. Присутствует момент стеснения или ребенку не интересно. У него нет любимого музыкального произведения |
Оценка уровней выполнения заданий музыкальной деятельности детей представлена в таблице 9.
Таблица 9
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | |
1 | Афонасьев Кирилл | В | В | С | |
2 | Балихина Настя | В | В | В | |
3 | Бодунов Леша | В | В | С | |
4 | Вишнев Дима | В | В | В | |
5 | Воронов Дима | С | В | С | |
6 | Великий Андрей | С | С | С | |
7 | Володенкова Катя | В | В | В | |
8 | Глушаков Андрей | В | С | С | |
9 | Гришин Владик | В | С | С | |
10 | Гришко Таня | В | В | С | |
11 | Долженко Лера | В | В | С | |
12 | Козлов Даниил | В | В | С | |
13 | Лозовская Таня | С | В | С | |
14 | Марчук Дима | В | С | С | |
15 | Матин Андрей | В | С | Н | |
16 | Новикова Настя | С | С | С | |
17 | Орехов Илья | В | В | С | |
18 | Орехов Кирилл | С | В | С | |
19 | Полякова Надя | В | С | В | |
20 | Савченкова Диана | В | В | В |
Задания | Уровни | |||
Высокий % | Средний % | Низкий % | ||
Задание №1 | 75% | 25% | 0% | |
Задание №2 | 65% | 35% | 0% | |
Задание №3 | 25% | 70% | 5% |
1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.
2. Белоненко Т., Литвинова В. Русская природа. Музыкальные беседы для детей младшего возраста. - Ленинград «Музыка» 1980.
3. Ветлугина Н.А. - «Методика музыкального воспитания в детском саду» - Москва, издательство «Просвещение» - 1989.
4. Дежкин В. Беседы об экологии. - М.: Молодая гвардия, 1975.
5. Дедулевич М.Н. - «Прогулки в природу» - Москва, издательство «Просвещение» 2003 г.
6. Дре Ф. Экология. - М.: Атомиздат, 1976.
7. Залыгин С. Экология и культура.//Новый мир. - 1992, №9, С.
8. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - Москва Гуманитарный издательский центр Владос 2000.
9. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.
10. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - Москва «Педагогика» 1998.
11. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989.
12. Каленникова Т.Г. Природа и ты: вопросы и задания по экологии. - Минск: Народная асвета, 1989.
13. Николаева С.Н. - «Методика экологического воспитания дошкольников»; издательский центр «Академия» 1999.
14. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. М.: ВООП, 1998. Шишкина В.А.
15. Рычкова Г.Б. Проблема выживания.//Педагогика. -1992, №7-8
16. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
17. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование №11, 2004.
18. Рыжова Н.А. О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации. Дошкольное воспитание №6, 2001.
19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянская школа, 1972.
20. Ушинский К.Д. Собр. соч. - М., 1948, Т. 4.
21. Ушинский К.Д. Собр. соч. - М., 1949, Т. 6.
22. Ушинский К.Д. Собр. соч. - М., 1988, Т. 11.
23. Холомкина А.И. Осенняя экскурсия в парк.//Начальная школа. -1984, №9, С. 63-65.
24. Ягодин Г.А. Воспитать гражданина планеты. Обруч №2, 1997.