Методика изучения раздела "Графика" в 8 классе
p align="left">Итак, рабочая программа составлена и одобрена. Настал черед тематического планирования. Основной его целью является предварительная организация освоения предмета для общей адаптации технологии его обучения к условиям учебного заведения.

Исходными документами для тематического планирования изучения предмета являются: учебный план (регламентирующий общий объем времени изучения), типовая учебная программа (определяющая содержание и технологию освоения предмета в общем виде), а также изменения типовой программы (которые разрабатываются в случаях несогласованности контрольных цифр объемов изучения предмета в учебном плане и программе, либо в последнюю вносятся конструктивные изменения.

Однако регламентация видов обучения (теоретического и практического) по, предмету в целом и отдельным разделам (или темам), а также определение их содержания являются инвариантными и поэтому приблизительными организационными контурами технологии формирования знаний и умений. В тематическом планировании осуществляется уточнение этих контуров в степени, достаточной для планирования отдельных занятий. Для этого выбираются формы обучения, отвечающие учебно-материальным условиям и потенциальным возможностям преподавателей учебного заведения, делается общая ориентировка по дидактическому оснащению, источникам учебной информации и календарному сроку проведения для обеспечения каждого занятая по теме.

Тематическое планирование теоретических занятий призвано максимально способствовать организации обучения учащихся на уроках в соответствии с принципами дидактики на основе рациональной организации процессов преподавания и учения.

Для решения вопроса планирования занятий, их, в целом, необходимо рассматривать как этапы в изучении определенного, относительно целостного объема учебного материала. Тем самым они всегда являются частью системы занятий, сначала в теме, затем в разделе, курсе. Каждое занятие в такой системе имеет определенное назначение и должно быть тесно увязано с другими логикой обучения.

Вид каждого занятия (тип урока) в основном определяется его местом в системе Занятий. Структура занятия должна отражать процесс формирования знаний, умений и навыков по определенной теме. При этом связи между занятиями необязательно должны быть непосредственными, они могут проявляться как на втором, третьем уроках, так и позднее. Важно только, чтобы ни одна существенная часть учебного материала любого занятия не была изолирована от последующих тем, была бы с ними связана.

Структурирование учебного материала в системе занятий в соответствии с учебной программой производится при непрерывном укреплении и развитии связей между ранее сформированными и вновь формируемыми знаниями, умениями и навыками учащихся, включая и межмредмегные связи.

Теоретически планирование занятий по теме будет происходить в следующем порядке. Первоначально определяется место расположения темы в изучаемой дисциплине, выявляются ее наиболее существенные внутрипредметные и межпредметные связи.

Затем следует определить конкретные дидактические задачи Изучения темы, на основе которых провести подбор типов уроков. Задачи изучения темы группируются в соответствии с этапами изучения темы.

Следующий этап планирования занятий по теме заключается в распределении обучающих задач каждого урока по данной теме, при jtom необходимо руководствоваться примерным тематическим Планом в программе предмета.

Далее выбираются типы уроков по теме. Одно из важных условий рационального выбора типов уроков заключается в увязке двух логико-психологических структур: структуры изучения учебной темы и внутренней структуры урока. Иными словами, выбор типа урока должен отражать основные положения методики изучения темы и методики построения и ведения самого урока.

Согласно общим структурам процессов усвоения содержания темы и закономерностям построения урока, начинать изучение темы следует с мотивации предстоящей деятельности на занятии. Для этого в нужных случаях даются исторические справки по материалу, который будет изучен по теме. Указываются знания и умения по пройденному материалу, которые особенно будут необходимы при изучении новой темы. Определяются, сколько уроков отведено на изучения данной темы, и будут ли по ней практические занятия. Перечисляются основные элементы темы и называются те знания, к и навыки, которыми должен овладеть учащийся в результате изучения всей темы, и т.п.

Весь вводно-мотивационный этап занимает немного места, и на него можно отвести часть первого занятия по теме, соответствующую актуализации опорных знаний. За ним последует изучение учебного материала темы (формирование знаний, умений и навыков), или операционно-познавательный этап.

Из вышесказанного видно, что начинать освоение темы целесообразно на уроках изучения нового материала (по классификации уроков на основе главной дидактической цели), это первый тип занятий.

На второй этап отводится наибольшая часть времени для изучения темы. В начале данного этапа необходимо поддержать интерес учащихся к изучению нового материала, усилить мотивацию учебной деятельности. В середине этапа большое место должно быть отведено закреплению изученного материала, отработке умений и навыков.

Типы уроков, характерные для данного этапа, различны. Если в начале второго этапа изучения темы предпочтение обычно отдается урокам изучения нового материала, то в середине этапа могут применяться комбинированные уроки, а заканчивать его целесообразнее уроками совершенствования знаний, умений и, навыков. Сюда могут быть отнесены уроки, на которых полученные знания имеют репродуктивное или творческое применение: уроки закрепления и применения знаний, практические занятия, экскурсии и т.д.

Заключительный, третий, этап изучения темы призван углубить полученные знания; ввести их в систему ранее полученных знаний. Очень важно на этом этапе развивать у учащихся способность обобщать изученный материал. Поэтому на третьем этапе целесообразно применять уроки контрольного характера.

Результатом тематического планирования является план. Тематические планы могут быть краткими, развернутыми, иллюстрированными и пр. Разработанные краткий и развернутый календарно-тематические планы по предмету «Графика» представлены в приложениях 2 и 3 соответственно.

Для облегчения и регламентации организационной работы

преподавателя к каждому теоретическому занятию разрабатывается план его проведения. Этот документ, предназначенный для личного пользования, подготавливает преподаватель, ведущий дисциплину.

Исходными документами для планирования теоретического занятия являются календарно-тематический план и программа предмета. Из календарно-тематического плана берутся названия занятий, а из программы предмета - содержание, которое нужно освоить на этих занятиях.

При планировании теоретического занятия разрабатываются вопросы организации деятельности учащихся, преподавателя и среды, в которой будет происходить обучение. В зависимости от его детализации он может иметь сокращенный и развернутый вид.

Развернутый план теоретического занятия включает:

-номер занятия в соответствии с календарно-тематическим планом и дату его проведения;

-тему занятия в соответствии с календарно-тематическим планом (тема должна быть лаконично и емко сформулирована);

форму организации теоретического занятия (в соответствии с календарно-тематическим планом: урок, семинар, лекция, экскурсия, и т.д.);

тип урока (в случае, если занятие проводится в форме урока: изучения нового материала; совершенствования знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации; контроля и коррекции знаний; комбинированного и других типов, которые выбираются по любой классификации);

-цели (обучения, воспитания, развития на занятии) и пути(направления, способы) их достижения.

Обучающая цель показывает, какой степени овладения учебным материалом должны достигнуть учащиеся в конце занятия, в каких действиях это должно выразиться.

Воспитательная цель раскрывает направления воспитательных воздействий на учащихся по формированию социально-значимых качеств личности (экономических, экологических, правовых, нравственных и т.д.) и пути их осуществления на занятии. Направления воспитания выбираются, исходя из особенностей содержания предмета.

Развивающая цель определяет основные направления совершенствования психофизиологических качеств обучаемых (мышления, памяти, восприятия, психомоторики и т.д.) и пути их реализации на занятии. Направления развития выбираются также, как и направления воспитания, исходя из особенностей содержания предмета и технологии его освоения.

Воспитательная и развивающая цели формулируются в виде, отражающем незавершенность действия.

конкретные наглядные пособия, дидактические материалы и ТСО, применяемые на занятии (при имеющейся в учебных кабинетах кодировке наглядных пособий в этом пункте возможно проставление соответствующих кодов и шифров),

методы,

литература,

ход занятия. В ходе занятия делается ориентировочное распределение времени по элементам занятия, намечаются основные методы и приемы обучения, планируется содержание каждого элемента.

Основные требования к разработке плана занятия: план занятия должен быть реальным; деятельность планируется по всем элементам занятия; план должен быть в форме, легко используемой любым преподавателем, а не только разработчиком; формы учебной деятельности на разных этапах занятия должны быть различными и подбираться, исходя из психолого-педагогических закономерностей усвоения. [16], [17]

Учитывая все выше сказанное, разработаем планы-конспекты четырех теоретических занятий по теме «Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи. Эскизы предметов».

2.2 Методические разработки уроков

В начале дадим некоторые общие рекомендации по методике преподавания данной темы.

Метод проекций - тема особая. Она не имеет прямых аналогий в других предметах, изучаемых к тому времени восьмиклассниками. Учителю предстоит ввести учащихся почти в незнакомую им область знания, где с помощью воображаемых лучей происходит процесс воображаемого проецирования предмета на несколько плоскостей. При этом учащийся, выполняя или читая любой чертеж, не может воспроизвести этот процесс реально. Он будет иметь лишь лист бумаги, чертеж-задание или оригинал (предмет, деталь) и должен прийти к решению - определить форму модели, детали, предмета по чертежу или начертить проекции данного предмета, детали и модели. Справиться с подобной задачей ему поможет очень важная и полезная способность, которую принято называть пространственными представлениями. Именно эта способность, это свойство человеческого мышления, помогает учащемуся заполнить этот пробел, который возникает перед ним, когда возможности практической реализации самого процесса проецирования с помощью физических средств отсутствуют, но задачу тем не менее можно решить, прибегая к помощи пространственных представлений и воображения.

Усвоение основных положений метода проекций важно потому, что они служат обоснованием принципа, используемого для построения технических чертежей. Представление о процессе проецирования позволяет понять, почему технический чертеж строится именно таким способом, почему проекции располагаются в определенном порядке и находятся в определенной взаимосвязи друг с другом, почему изображения на чертеже отличаются от тех, которые могли бы быть получены с помощью фотографии или рисунка с натуры, отличаются от того, каким мы видим изображаемый предмет в натуре.

Объясняя основы метода проекций, учитель не должен забывать, что малое количество часов, отведенных на черчение, не позволяет ему уделить этим основам много внимания. Изучение основ является одной из важнейших задач всего курса черчения. От методики изложения этой темы во многом зависит дальнейший успех обучения предмету.

Обстоятельный анализ проблем изучения проецирования дает А. Д. Ботвинников в работе «О нерешенных вопросах в теории и практике обучения основам проецирования».

Относительно методики обучения способам проецирования среди учителей нет единого мнения. Одни учителя считают необходимым после сообщения общих сведений о проекциях раздельно изучать проецирование на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций и посвящают этим вопросам три урока (автор данного пособия - сторонник такого изложения тем). При этом большое внимание уделяется работе с использованием трехгранного угла.

Другие учителя убеждены в том, что необходимо как можно скорее переходить к практическим упражнениям. На изложение сведений о проецировании на одну, две и три плоскости проекций, включая рассмотрение видов на чертеже, они отводят один урок, а остальное время посвящают закреплению изученного материала путем выполнения упражнений. Полагаю, что решение вопроса о методике обучения проецированию на несколько плоскостей проекций следует предоставить учителям, - пусть они исходят из личного опыта, методических воззрений, обеспеченности школы дидактическими материалами, состава учащихся, их прошлого опыта и многих других обстоятельств.

Раздел, посвященный методу проекций, начат с определения процесса проецирования, на основе чего целесообразно подвести учащихся к понятию «проекция» как результату этого процесса. На основе общих сведений о проецировании и проекции изложение принципа построения дается сначала на одну, затем на две и три плоскости проекций. Такая градация процесса построения чертежа поможет учителю последовательно сформировать у учащихся понятия, необходимые для сознательного усвоения правил проецирования на три плоскости проекций.

Изучая этот материал, учитель должен максимально использовать наглядные пособия. Полезно продемонстрировать отличие свойств центрального проецирования от параллельного. Это можно осуществить с помощью моделей, описанных И.А. Ройтманом. Так, обосновывается метод прямоугольного проецирования, с помощью которого осуществляется принцип построения технического чертежа.

При объяснении основ метода проекций не следует предлагать учащимся делать записи под диктовку, зарисовывать эскизно перспективные проекции и т.д. Важно, чтобы они поняли обоснованность самого метода параллельных проекций и убедились в его пригодности для применения в техническом черчении. Нужно учесть также и то, что в дальнейшем учащиеся вновь коснутся этой темы на более глубоком уровне при изучении способа получения аксонометрических изображений.

Очень важно при обучении проецированию, чтобы ответы давали учащиеся. Вопросы могут быть, например, такими: Какие грани изобразились на проекции без искажения? Какие грани проецировались в виде отрезков прямых? Подобные же вопросы должны быть заданы об особенностях изображения ребер. Наличие цвета на модели помогает учащимся формулировать ответы. Общий вывод учитель делает с помощью учащихся: не искажаются при проецировании элементы, расположенные параллельно плоскости проекции.

Наибольшее искажение претерпевают элементы, перпендикулярные к ней, частичное искажение характерно для наклонных элементов к плоскости проекций.

Логика обучения проецированию на две и три плоскости проекций такова: последовательно одна за другой решаются проблемные ситуации, причем каждая новая истина должна опираться на предыдущие.

Урок 17

Тема: Понятие о проецировании. Виды проецирования. Проецирование на одну плоскость проекции

Цели:

- дать учащимся понятие о проекции, методе проекций, о видах проецирования; познакомить с элементами прямоугольного проецирования;

- научить проецированию предмета на одну плоскость проекций; развивать пространственные представления и пространственное мышление;

- воспитывать аккуратность в графических построениях.

Тип урока: комбинированный.

Методы, приёмы проведения: беседа-сообщение, объяснение, упражнения.

Материальное обеспечение: таблицы «Процесс проецирования треугольника ABC», «Виды проецирования», «Фронтальная проекция предмета»; таблицы-задания «Узнать элементы проецирования», «Узнать виды проецирования»; модель фронтальной плоскости проекций и предмета, циркуль, карточки-задания.

Литература:

Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 7-8 кл. общеообразоват. учреждений М.: Просвещение, 1999.

Ход урока

I. Организационная часть (0,5 мин).

П. Сообщение темы, целей урока, мотивации учебной деятельности учащихся (5,5 мин).

Учитель. Тема урока «Проецирование, его виды. Проецирование на одну плоскость проекций». (Тема записана на табличке.) На уроке мы познакомимся с процессом проецирования, его понятиями и видами, должны научиться проецировать предмет на одну плоскость проекций.

Обращаю внимание на то, что эта тема является основой для изучения дальнейшего курса черчения.

III. Изучение нового материала (15 мин).

1. Беседа о процессе проецирования, элементах проецирования (5 мин).

На первом уроке мы рассматривали различные изображения (чертежи, технические рисунки, схемы и др.). Изображения можно получить на бумаге при помощи рисования, фотографирования (Показ примеров, рисунков и фотоснимков.); на мониторе компьютера с помощью сканирования, создания графических файлов и пр.; на экране - с помощью диаскопа, эпидиаскопа, кинопроектора, телевизора; на земле - освещением предмета солнцем и другими источниками света. Чтобы выявить раковины, трещины, внутренние дефекты, деталь просвечивают рентгеновскими или гамма-лучами. Для того чтобы построить изображения предметов, пользуются проецированием. Слово «проецирование» происходит от лат. ргоjectio, что в переводе означает бросание вперед.

Давайте рассмотрим по таблице (см. рис. 2) процесс проецирования треугольника.

Рис. 2

Возьмем в пространстве треугольную фигуру плоскую и какую-нибудь плоскость Н. Проведем через точки А, В, С треугольника прямые так, чтобы они пересекали Н в некоторых точках а, в, с. Соединив эти точки, получим изображение - треугольник. Данная фигура, т. е. изображение на плоскости, называется проекцией. Плоскость, на которой получается проекция, называется плоскостью проекций. Прямые Аа, Вв, Сс называют проецирующими лучами. С их помощью треугольник ABC проецируется на плоскость Н. Вот мы совершили процесс проецирования.

А сейчас постарайтесь сформулировать определение проецирования. (Ответы учащихся.)

Обобщение. Проецирование - это мысленный процесс построения изображений пространственных предметов на плоскости. Примерами проекций являются чертежи и наглядные изображения, кинокадры, фотоснимки и др.

Итак, мы рассмотрели процесс проецирования и его элементы. Давайте закрепим эти сведения в ходе выполнения упражнения. (Демонстрация таблицы «Узнать элементы проецирования».)

Задание: на таблице (см. рис. 3) показан процесс проецирования плоского предмета. Каждый элемент проецирования обозначен цифрой. Задача - назвать указанные элементы проецирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать