Методика изучения раздела "Графика" в 8 классе
p align="left">Литература:

Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 7-8 кл. общеообразоват. учреждений М.: Просвещение, 1999.

Ход урока

I. Организационная часть (0,5 мин).

II. Повторение пройденного материала о комплексном чертеже

(5 мин).

Учитель предлагает учащимся вспомнить материал, изученный ранее.

Задание: по моделям выполните чертеж: 1 -й ряд - деталь 1, 2-й ряд - деталь 2, 3-й ряд - деталь 3.

(Выполнение работы эскизно в течение 3 минут.)

Вопрос: Какую особенность в построенных чертежах можно заметить? (Ответы учащихся.)

Обобщение. Совершенно верно, на чертеже есть одинаково изображаемые виды. Эти построения являются нецелесообразными, нерациональными.

Сегодня на уроке мы получим ответ на вопрос о количестве видов на чертеже.

III. Сообщение темы, целей урока (0,5 мин).

Тема сегодняшнего урока: «Главный вид. Определение необходимого и достаточного количества видов». На уроке учащиеся должны научиться правильно выбирать положение детали для главного вида, выполнять чертежи в минимальном числе видов.

IV. Изучение нового материала (7 мин).

1. Беседа о выборе положения детали для главного вида.

Вопрос: Как вы думаете, каким образом необходимо располагать детали разной геометрической формы и конструкции на главном виде? (Мнения учащихся.)

Обобщение. Предмет располагают относительно фронтальной плоскости проекций так, чтобы изображение на ней (главный вид) давало наиболее ясное представление о форме и размерах предмета.

Детали, находящиеся при работе в различных положениях, вычерчивают на главном виде в положении, которое преобладает в процессе изготовления. Поэтому такие детали, как валы, оси, шпиндели, шкивы, штифты и другие, имеющие цилиндрическую или коническую форму и обрабатываемые на токарных станках в горизонтальном положении, изображают с горизонтально расположенной осью. (Показ деталей и таблицы «Положения деталей на главном виде».)

Корпусные детали (кронштейны, передние и задние бабки станков, корпуса редукторов, насосов, вентилей) на главном виде показывают в рабочем положении, т. е. положении, которое деталь занимает при эксплуатации.

Предмет располагают так, чтобы на чертеже большая часть его элементов изображалась как видимая.

Задание: рассмотрите таблицу с изображениями деталей и предпочтительными положениями для главного вида. (Показ таблицы - см. рис. 8.)

Рис. 8

Вывод: надо правильно выбирать положение детали для главного вида.

2. Беседа о количестве видов на чертеже.

Выбрав положение для главного вида, определяют необходимое число изображений, которое должно быть минимальным, но достаточным, чтобы обеспечить полное выявление формы предмета.

На таблице (см. рис. 9) приведены примеры деталей, для выявления формы которых требуется различное число видов.

Рис. 9

Давайте рассмотрим эти примеры. (Ответы учащихся.)

Обобщение. Для выявления формы и конструкции деталей 1 и 2 достаточно одного вида (см. рис. 10).

Рис. 10

Чтобы стала ясна форма деталей 3 и 4, необходимо два вида (см. рис. 11)

Рис. 11

Вывод: при выполнении чертежей деталей надо правильно определять необходимое число видов.

V. Закрепление изученного материала (30 мин).

Закрепим изученные сведения в ходе выполнения упражнений.

1. Фронтальные устные упражнения по таблицам

1) Рассмотрите изображения деталей (см. рис. 12, 13) и определите, в каком положении на главном виде лучше изобразить детали: в первом, во втором или третьем?

Рис. 12

Рис. 13

2) Даны (см. рис. 14) наглядные изображения семи деталей. В каком направлении - А, Б или В - надо смотреть на деталь, чтобы правильно выбрать ее положение для главного вида?

Рис. 14

3) Чертежи деталей (см. рис. 15) содержат один, два или три вида. Скажите, какие чертежи выполнены наиболее рационально, и объясните почему.

Рис 15

4) Скажите, какие виды (см. рис, 16) лишние на чертежах деталей и почему?

Рис. 16

2. Индивидуальные практические упражнения по карточкам-заданиям.

Задание: определите, какие виды необходимы и достаточны для изображения деталей, приведенных на карточке. По направлению какой стрелки надо смотреть на деталь, чтобы вычертить ее в характерном для главного вида положении?

Выполните чертеж детали в необходимом и достаточном числе видов (см. рис. 17, а, б, в).

Рис. 17

VI. Домашнее задание (1 мин).

Выполните чертеж одной из деталей в необходимом и достаточном количестве видов.

VII. Заключительная часть (1 мин).

Какие выводы по изученному материалу можно сделать? (Правильно выбирать положение детали для главного вида и выполнять чертежи деталей в необходимом и достаточном количестве изображений). [7], [15], [17], [18]

2.3 Формы и методы обучения графике

Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия.

На современном этапе развития педагогики наиболее адекватным представляется следующее определение: методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Часто используется и словосочетание "прием обучения". Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода. Например, метод работы учащегося с книгой включает в себя следующие приемы: конспектирование, составление плана, цитирование, написание глоссария, составление схемы. Отдельные приемы могут входить в состав разных методов; один и тот же способ может выступать и как прием, и как самостоятельный метод. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Но если оно используется эпизодически в ходе практической работы, оно переходит в категорию приемов.

Поскольку ученые еще не пришли к единому пониманию самого понятия "метод", вполне естественно, что нет и единой классификации. Познакомимся с важнейшими подходами.

Е.Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся, разделив все методы на пассивные и активные. К пассивным он отнес те методы, при которых ученики только слушают и смотрят, а к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся.

М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер разработали классификацию по уровню включения в творческую деятельность, выделив следующие методы:1. информационно-рецептивный - учитель сообщает готовую информацию, а ученики ее воспринимают и запоминают;2. репродуктивный - ученики работают по определенному алгоритму;3. проблемного изложения изучаемого материала - учитель ставит проблему и показывает путь ее решения;4. эвристический - учитель расчленяет проблему на части, а учащиеся осуществляют поиск их решения;5. исследовательский - учащиеся полностью самостоятельно решают проблему.

Е.И. Перовскому и Д.О. Лордкипанидзе принадлежит популярная классификация по источникам получения знаний. Согласно этой классификации, методы бывают:

1. словесными;

2. наглядными;

3. практическими.

Наиболее практичной признана разработанная Ю.К. Бабанским организационная классификация, выделяющая:

1. методы организации учебно-познавательной деятельности;

2. методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;

3. методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Наиболее крупной является группа методов организации учебно-познавательной деятельности. К ней относятся:1 Методы получения новых знаний:

· вербальные методы:

- рассказ;- объяснение;- лекция;- беседа.

· наглядные методы:

- иллюстрация;

- демонстрация.

Содержание учебного материала курса графики тесно связано с жизнью, производством и поэтому возможности для наглядности обучении велики.

Применение наглядности повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении. Без применения наглядных пособий трудно успешно развивать пространственные представления учащихся. Поэтому, пользуясь наглядными пособиями, можно вооружать учащихся конкретными представлениями о геометрических формах и конструкциях различных предметов, научить проводить анализ и синтез этих форм. При этом большое значение имеют такие наглядные пособия, которые учащиеся могут не только наблюдать, но и держать в руках, подробно знакомиться с их формой.

Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления учащихся об изучаемом вопросе, сокращает время на изложения материала. Однако, придавая наглядности в обучении большое значение, нельзя ее переоценивать и недооценивать другие принципы обучения. При перегрузке урока наглядными пособиями можно отвлечь учащихся от основной цели урока, упустить общие закономерности изучаемых вопросов, не отделить главного от второстепенного. В обучении должно быть обеспечено правильное соотношение наглядного и абстрактного, конкретного и обобщенного.

Наглядные пособия должны быть подобраны по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.

Выбор пособий должен быть не случайным, а тщательно продуманным по всему курсу. Для каждого пособия должно быть отведено свое место в общей цепи уроков. В зависимости от содержания и учебной цели урока необходимо применять разнообразные наглядные пособия, что будет способствовать лучшему усвоению учебного материала.

Также одним из способов повышения эффективности уроков графики является использование диафильмов и кинофильмов.

Учебные кинофильмы и диафильмы облегчают условие материала. Благодаря специфическим возможностям кино можно выделить существенные детали, воспроизвести зрительно-осязаемые аналогии между явлениями, показать рассматриваемый процесс в динамике.

Объектив позволяет приблизить к жизни, связать с производством изучаемый материал, показать, где применяется на практике то, что рассматривается в школьном классе, а ознакомившись с тем, где практически применяются те или иные построения, учащиеся понимают, для чего нужно их изучать.

· методы полусамостоятельной работы:

- работа с книгой;.

- организация наблюдения.

В практике редко встречаются уроки, целиком посвященные

самостоятельной работе учащихся. Это весьма неэффективно.

Обучение графике необходимо организовывать так, чтобы самостоятельная работа учащихся в учебном процессе была не эпизодическим явлением, а составной, запланированной ее частью. Главным средством, вовлекающим учащихся в самостоятельную работу, должна быть система графических познавательных заданий.

2 Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности:

· упражнения

· лабораторные работы

· практические работы.

3 Методы закрепления и повторения изученного материала:

· вышеописанные методы: упражнения, практические и лабораторные работы;

· беседа;

· повторение - процесс словесного или письменного воспроизведения выполняемых ранее или аналогичных им заданий.

4 Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

· освоение элементарных норм ведения

· метод взаимной проверки домашних и прочих заданий; ошибки подчеркиваются и обозначаются галочкой на полях;

· прием взаимных заданий заключается в том, что на уроке учащиеся выполняют задания, придуманные соседями по парте.

· временная работа в группах. Обычное число членов группы - 3-6 человек. В конце работы каждая группа выбирает представителя, и тот докладывает классу выработанные предположения;

· создание ситуаций совместных переживаний. Суть - совместная деятельность учащихся, которая содержит в себе элементы сильного позитивного эмоционального переживания. Для этого в ответе или подготовке к ответу участвует не один, а два или более учащихся;

5 Методы эмоционального стимулирования:

· создание ситуаций успеха в обучении - создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения;

· поощрение и порицание в обучении. В качестве поощрения может выступать похвала, повышенная оценка, одобрение выбранного направления; порицание и другие виды наказания должны быть исключением и применяться лишь в вынужденных ситуациях;

· использование игр и игровых форм организации учебы;

· постановка системы перспектив - метод, тщательно разработанный А.С. Макаренко. Он считал, что перед учениками необходима постановка перспективы трех уровней: ближней, рассчитанной на время одного задания, урока, учебного дня; средней - на неделю, четверть или год, и дальней - на несколько лет или на всю жизнь;

6 Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств:

· творческое задание - учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые;

Важнейшей предпосылкой активизации мыслительной деятельности учащихся является использование задач, которые для своего решения требуют от учащихся обобщения, анализа исходных данных.

· постановка проблемы или создание проблемной

В основе организации проблемного обучения, в какой-то мере имитирующего процесс научного познания путем решения учащимся проблемных ситуаций, лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика. Проблемное обучение предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности школьников.

Целесообразность применения проблемного подхода во многом зависит от содержания темы. Каждая учебная тема представляет собой логически завершенный круг фактов, сведений, понятий, которые должны быть в ходе подготовки к уроку переработаны, продуманы учителем. Создание и решение проблемных ситуаций должно играть вспомогательную роль и составлять, как правило, только часть урока. Проблемное обучение поможет учащимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к черчению, повышать активность обучения школьников.

· дискуссия - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме; целесообразно использовать, когда учащиеся уже обладают значительной степенью самостоятельности в мышлении, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, но закладывать основы нужно еще в начальной школе;

· создание креативного поля - метод Богоявленской; ученикам предоставляется возможность на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную - креативную деятельность. Таким образом, вместо узкой проторенной тропинки, предлагаемой в рамках общих подходов, перед учеником разворачивается креативное поле решений; это воспитывает нестандартный подход;

· перевод игровой деятельности на творческий уровень - введение в хорошо известную и привычную игру новых элементов, дополнительного правила, нового обстоятельства, очередного задания.

7 Методы контроля знаний, умений учащихся

· устный опрос;

· фронтальный опрос;

Фронтальный графический опрос позволяет показать актуальность ранее полученных знаний, развить устную речь учащихся, систематически выявлять теоретические знания практически всех учеников класса, контролировать на большинстве уроков состояние графических умений школьников, ликвидировать пробелы в подготовке учеников, пропустивших предыдущий урок или неподготовленных к занятиям.

Первым этапом такого опроса служит очень кратковременная фронтальная беседа, в процессе которой учащиеся со своих рабочих мест отвечают на вопросы по ранее изученной теме. Эти вопросы ставятся в конкретной форме и так, чтобы на них не требовался пространный ответ. На этом этапе от учеников требуется лишь вспомнить и осмыслить ранее изученное. Допускается использование учебных таблиц и других средств наглядности.

Вторым этапом фронтального графического опроса являются графические задания. Ученикам предлагается вычертить в рабочей тетради в клетку основные изображения, относящиеся к только что повторенному материалу. Задания рассчитаны на очень быстрое, но полностью самостоятельное их выполнение. Конспекты при этом закрыты, учебные таблицы сняты. Учитель следит за ходом работы, собирает у выполнивших задания тетради, просматривает их и, не выставляя оценок (для экономии времени), складывает одинаково оцениваемые работы в одну из стопок, не закрывая при этом тетрадь. Таких стопок четыре (по числу различных оценок). Каждый из учащихся при этом видит, в какую из стопок положена его тетрадь.

После того как тетради собраны, на доске вывешиваются учебные таблицы, содержащие изображения, являющиеся правильными ответами на предложенные ученикам задания. Дети могут скорректировать свои решения, понять свои ошибки.

Применение фронтального графического опроса позволяет приблизить объем контролируемых знаний к ста процентам, систематически развивая при этом графические умения школьников и требуя от них постоянной готовности к такой работе.

· выставление поурочного балла - модификация устного опроса, при которой учитель выставляет оценки нескольким ученикам, которые, хотя и не отвечали на вопросы, но активно участвовали в уроке, добавляли и поправляли отвечающих;

· письменный опрос;

· контрольная работа;

· проверка домашних работ дает лучшие результаты при ежедневном проведении и может выполняться с использованием нескольких приемов: - сбор тетрадей для просмотра и проверки;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать