Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников

Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников

- 3 -

Введение

Глава 1. Контроль знаний - существенный элемент современного урока.

1.2. Виды контроля результатов обучения

1.3. Методы контроля.

1.4.Специфика контроля по русскому языку

Выводы по I главе

Глава 2.Формы контроля знаний по русскому языку.

2.1. Виды текущего контроль

2.2. Виды контроля знаний на уроках русского языка в национальной школе

Выводы по II главе

Литература

Введение

Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позво-ляющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащи-мися программного материала. Систематический учет знаний школьников помогает своевременно «обнаружить пробелы в вос-приятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Учитель при этом полу-чает обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и о его результатах и соответствующим образом вмешивается в про-цесс: дает индивидуальные задания учащимся, дополнительно объясняет, приводит вспомогательные примеры, в случае выявле-ния ошибочных суждений сообщает факты, противоречащие не-верному суждению, помогает выработать правильный способ рассуждений» (8 с. 147).

Таким образом, контроль знаний, умений и навыков не только дает возможность учителю установить, что усвоили ученики, ка-кими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей по-знавательной деятельности опираться на приобретенные знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональ-ные пути их устранения с учетом индивидуального подхода к уча-щимся.

Выявление результатов обучения необходимо также и для ре-шения вопроса об эффективности используемой учителем методи-ки и путях и способах ее совершенствования. Ведь только имея объективную картину продвижения учащихся в усвоении учебно-го материала, преподаватель может обосновать выбор, примене-ние тех или иных форм организации обучения, своевременно внес-ти коррективы в его методы, направив их на достижение наи-более высокого уровня знаний.

Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует вы-явлению уровня обученности школьников на каждом уроке, помо-гает успешной организации дифференцированного обучения, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки школьников.

Велика воспитывающая роль проверки знаний учащихся. Систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно. Недаром В. А. Сухомлинский считал, что важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навы-ков учащихся -- укрепление у школьников оптимистического вос-приятия жизни, труда, в первую очередь -- учебного.

Поэтому тема работы является актуальной сегодня.

Нелишне вспомнить и точку зрения Б. Г. Ананьева, который считал, что отсутствие контроля, оценки знаний учащихся в учебном процессе есть «самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положи-тельно стимулирующее, а депресснрующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объектив-ной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, полупонятных си-туаций, поведения педагога и учеников» (1,с.145).

Из всего сказанного следует, что учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация четко спланированной, тщательно продуманной, гиб-кой, неформальной системы контроля является одним из резер-вов повышения эффективности процесса обучения.

Целью курсовой работы стало изучить методику контроля знаний по русскому языку младших школьников. Задачи работы:

ь выявить основные виды контроля в начальной школе

ь показать методы и приемы, используемые при контроле

ь описать организацию контроля знаний младших школьников

Объектом данной работы стала деятельность учителя и ученика в процессе обучения. Учитель, проверяя ученика, выясняет особенности понимания и осмысления учеником изучаемого материала, точность глубину и прочность его знаний.

В деятельности педагога оценивается его умение организовать классные занятия, его методы и приемы, стиль общения.

Предмет изучения - организация контроля как эффективного средства обучения.

Работа состоит из введения, заключения и литературы, двух частей, где дается теоретические знания и практическое применение организации контроля как одного из звеньев учебного процесса.

Глава 1. Контроль знаний - существенный элемент современного урока.

1.1 Виды контроля результатов обучения

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому прово-дится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - ана-лиз хода формирования знаний и умений уча-щихся. Это дает учителю и ученику возмож-ность своевременно отреагировать на недо-статки, выявить их причины и принять необхо-димые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действи-ям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной коррек-тировки своей деятельности, внесения измене-ний в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.(6,78).

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую не-целесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за лю-бую ошибку, и усиление значения оценки в ви-де аналитических суждений, объясняющих воз-можные пути исправления ошибок. Такой под-ход поддерживает ситуацию успеха и формиру-ет правильное отношение ученика к контролю.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фик-сирует результат.

Специфика этого вида контроля:

1) ученику предоставляется дополнитель-ное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, ис-править полученную ранее отметку;

2) при выставлении окончательной отмет-ки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдава-емой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объ-ективным;

3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действи-ем ученика, отражает его желание и интерес к учению.(5, 64).

Итоговый контроль проводится как оцен-ка результатов обучения за определенный, до-статочно большой промежуток учебного време-ни - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся че-тыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отме-ток (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на "4", в то время как а процессе текущего контроля соотношение между "4" и "3" было в пользу "З". Это обстотельство не дает учителю права снизить ито-говую отметку, и ученик в конечном счете по-лучает "4". В то же время другой ученик, кото-рый имел твердую "4" в течение учебного го-да, написал итоговую контрольную работу на "З". Оценка его предыдущей успеваемости ос-тавляет за учителем право повысить ему ито-говую отметку до "4".

1.2 Методы контроля.

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного по-вествования о конкретном объекте окружаю-щего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с мес-та) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требу-ет дополнительного учебного времени или дру-гих способов учебной работы. Например, составление тема-тических творческих рассказов на основе ис-пользования нескольких источников и т.п.

Письменный опрос заключается в прове-дении различных самостоятельных и кон-трольных работ. Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка зна-ний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками национальной школы способов решения учеб-ных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.

К стандартизированным методикам провер-ки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по кон-кретному предмету, но также могут выявить уро-вень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ по-строения учебной задачи, сравнивать правиль-ный и неправильный ответы и т.п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минималь-ной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о со-стоянии системы образования в целом.

Особой формой письменного контроля яв-ляются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Та-кие работы могут использоваться на уроках по любому предмет). Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандарт-ной ситуации, пользоваться методом моделиро-вания, работать в пространственной перспек-тиве, кратко резюмировать и обобщать знания.

Например, контрольными графическими работами может быть заполнение схем "звуко-вая модель слова", "состав предложения", "синтаксический разбор предложения", "жи-вотное - живой организм", "дикорастущие и культурные растения"; составление диаграм-мы "свойства воздуха"; графические рисунки "образование родника", "реки" и др.

1. 3.Специфика контроля по русскому языку.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письмен-ных работ: диктантов, грамматических зада-ний, контрольных списываний, изложений, те-стовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфо-графических и пунктуационных умений и на-выков.

Грамматический разбор есть средство про-верки степени понимания учащимися изучае-мых грамматических явлений, умения произ-водить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированное умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред-ложения, устанавливать части текста, выписы-вать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное со-держание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма про-верки, направленная на установление уровня нормированности умения использовать свои знания. В теории и практике обучения разрабо-таны и успешно применяются различные виды, формы и методы повторения. Опре-деленное место в процессе повторения за-нимают тесты.

Тесты -- это стандартизированные зада-ния с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные. Нередко в зада-нии закладывается не только содержание ответа, но и его форма(5,76).. Последняя часто бы-вает также стандартизированной: вычерк-нуть лишнее, продолжить запись; отметить правильный ответ знаком «+», неправиль-ный -- знаком «-», иногда поставить либо только «+», либо только «-»; нередко пред-лагается отметить выбранный ответ с по-мощью определенного сигнала-символа и т.п. Работающий с тестами должен опреде-лить верный ответ и выделить его в соответ-ствии с заданной формой.

Различают несколько видов тестов. В тестах на выборку ответы даются в виде по-вествовательных предложений, из которых ученик должен выбрать верный. При этом могут быть запрограммированы для выбора один или несколько ответов. Это самый распространенный вид тестов. Близкими к тестам на выборку являются тесты по мето-ду исключения понятия, когда ответ на воп-рос дается не предложением, а отдельными словами. Исключив (чаще всего путем за-черкивания) неправильные ответы, ученик автоматически выделяет верные и невольно акцентирует на них внимание. Применяются также тесты по принципу неоконченных слов, предложений, когда уче-нику предлагается закончить запись. Часто тесты требуют ответов да, нет, не знаю. Последняя формулировка ответа может быть в разных вариантах: сомневаюсь, воз-держиваюсь от ответа и т.п. Могут быть тесты, решение которых приводит к созда-нию схем, графиков -- это объединение стрелками («дорожками») элементов, свя-занных между собой знаний. Работа с таки-ми тестами помогает ребенку устанавли-вать связь между понятиями. Нередко этот вид тестов называется «тест-перекрест», так как при рисовании стрелок они почти всегда пересекаются. Названная система видов тестов является открытой и доста-точно интересной для начальной школы.

Тесты чаще всего предлагаются на спе-циальных карточках отдельным (индиви-дуальное повторение) или всем учащимся (фронтальное повторение) класса. Тесты применимы и в групповой деятельности. В этом случае работа группы организуется так, чтобы учащиеся могли обсуждать вы-бираемый ответ. Это способствует форми-рованию коммуникативных качеств, уме-ния отстаивать свою точку зрения, внима-тельно выслушивать собеседника. Группо-вая работа с тестами, как правило, применяется при закреплении знаний и не преследует цели контроля достижений учащихся.

Групповая работа с тестом в I классе ор-ганизуется только в том случае, если есть читающие дети. В каждой группе должен быть хотя бы один читающий ребенок. Оп-тимальный вариант группы -- три человека.

В образовательном процессе тесты име-ют большое значение. По результатам вы-полнения тестов можно судить об уровне знаний, умений и навыков учащихся, о степени развитости их некоторых лично-стных качеств, а значит, об успешности или, наоборот, неуспешности определен-ного этапа обучения для всего класса или отдельных учащихся. Тесты предполагают наличие у пользователя определенного объема информации, поэтому они чаще всего применяются при повторении и зак-реплении знаний. Здесь тесты обеспечивают возможность учителю получить доста-точно оперативную обратную связь о ре-зультатах усвоения учебного материала (отдельного вопроса или темы в целом) учащимися класса. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет экономить время, выделяемое на проверку знаний, вовремя корректировать учебный процесс, а значит, повышать его эффектив-ность. Тесты дают возможность для выявления уровней знаний учащихся, некоторых инди-видуальных характеристик учебной дея-тельности детей, таких, как темп деятель-ности, сосредоточенность, степень разви-тости памяти, внимания, отношение к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать личностные особенности каждого ученика и продуктивнее индивидуализиро-вать учебный процесс. Таким образом, вы-полнение детьми тестовых заданий и после-дующий их анализ учителем способствуют творческому росту педагога, так как требу-ют от него поиска новых подходов в обуче-нии и особенно в индивидуальной работе.(8,132).

Тесты могут применяться на разных этапах урока, но чаще при повторении ра-нее изученного и закреплении нового мате-риала. Работа с тестами должна занимать не более 15 минут (стандартом образования на проверку и контроль знаний учащихся в начальной школе по окружающему миру специальные уроки не предусмотрены).

По одному и тому же учебному материа-лу тесты могут быть разной степени труд-ности, что расширяет возможности учителя в реализации дифференцированного подхо-да в обучении, а ребенку позволяет успешно проявить себя на уровне своих возможнос-тей. Как уже отмечалось, тест может пред-полагать один или несколько верных отве-тов. Понятно, что последний вариант труд-нее первого. Его можно предлагать сильным учащимся. Слабые ученики поэтапно вы-полняют эти тесты и в результате покажут свои знания в усвоении того же материала, что и сильные.

Работа с тестами помогает ученикам уточнить знания. Хотя последние нередко бывают «приблизительными», но их доста-точно, чтобы выбрать верный ответ и пове-рить в свои возможности. В работе с теста-ми совершенствуются внимание, память, стремление к улучшению результата, само-контроль. Последнее качество развивается довольно эффективно в том случае, когда ученик имеет возможность после или во время работы с тестами открыть учебник, справочник, словарь и сопоставить свои от-веты с информацией в книге (справочники и словари можно иметь по одному на класс). Это способствует развитию самоконтроля, умения работать со справочной литерату-рой. Понятно, что если тест преследует цель контроля и проверки знаний, то справочная литература может быть использована после выполнения работы. В процессе же закреп-ления учебного материала на текущем уроке ученик вполне может пользоваться книгой. Это позволит отбросить сомнения, выде-лить верный ответ, который хорошо запо-минается ввиду особой сосредоточенности внимания. В новом поколении наших учеб-ников словарики стали их правомерным структурным компонентом.

Тесты, как правило, отражают информа-цию в обобщенной форме, поэтому способ-ствуют развитию умения обобщать знания, четко формулировать ответ.

Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом напо-минает им отгадывание загадок, кроссвор-дов, ребусов. Как и в работе с названными занимательными материалами, при работе с тестами активизируется ориентировоч-ный рефлекс «Что это такое?», являющий-ся проявлением врожденного любопытства, что, в свою очередь, выступает основой раз-вития любознательности.

Вместе с тем тесты имеют и недостатки. Иногда ученик случайно дает правильный ответ. Однако при неоднократной работе с тестами этот промах легко обнаруживается. Другой недостаток более существенный:

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать