Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников
p align="left">учитель не имеет возможности проследить

Развивающее обучение в начальной школе ориентировано на реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка. В теоретико-методологическом и прикладном планах наи-более обоснованной и признанной является те-ория Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова. Л. В. Занкова, Н. А. Менчинской. В развиваемых положениях указанных авторов обучение, воспитание и развитие предстают в системе как дидактичес-кий взаимосвязанный процесс, при котором педагогические воздействия, ориентированные на «зону ближайшего развития», становятся условием глубокого и прочного усвоения зна-ний.

В структурном отношении развивающее обучение представляет собой цепь усложняю-щихся предметных задач, которые вызывают у школьников потребность в овладении специ-альными знаниями и навыками, необходимы-ми для поиска новых способов действий. При этом важным этапом является актуализация ра-нее усвоенных знаний и сформировавшихся способов действий для организации дальней-шего общеличностного развития учащихся. Для более быстрой и качественной диагности-ки этих процессов служат дидактические тес-ты или тесты школьных достижений.(9,56).

В современной науке под дидактическим тестом понимается набор стандартизирован-ных заданий по определенному материалу, ус-танавливающий степень усвоения его учащи-мися. Это сравнительно новый и более качественный метод проверки результатов обу-чения, характеризующийся такими параметра-ми, как надежность, валидность, объектив-ность.(8.70). В условиях развивающего обучения воз-можно применение различных типов тестов. Так, например, в тестах, требующих репродук-тивных ответов учащихся, проверяются знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, ко-торые требуется запомнить и воспроизвести. Другой тип тестов используется для проверки умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. Требованиям раз-вивающего обучения наиболее полно отвечает тип тестов, предусматривающий включение заданий на умения учащимися решать новые конкретные задачи на основе полученных све-дений. Таким образом, тесты школьных дости-жений проверяют исключительно конкретные знания и наряду с другими методами являются эффективным средством контроля.

В нашем опыте при разработке тестов ис-пользуются различные виды заданий.

1. Задания свободного изложения характе-ризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении тре-бования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения).

Впиши правильный ответ.

Окончание -- это изменяемая часть слова, которая служит для...

Имя существительное -- это ............

2. Задания дополнения накладывают огра-ничения на ответы учащихся и предполагают один возможный вариант ответа, который не-обходимо вписать в форме (слова-ответа, сим-вола или знака).

а) Вставь нужное слово. Часть слова, стоящая перед корнем, назы-вается ................

б) Дополни предложение именем сущест-вительным среднего рода:

Осенью в холодную погоду дети одевают тёплые................

3. Задания с альтернативным типом ответов предполагают наличие двух вариантов ответов (да - нет, правильно - неправильно) и способ-ствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений, правил.

Подчеркни правильный ответ.

Имя существительное -- это часть речи. которая отвечает на вопросы кто? что?» обозначает предмет.Да. Нет.

Имя существительное в предложении яв-ляется только подлежащим.

Да. Нет.

Имя существительное является изменяе-мой частью речи.

Да. Нет.

4. Задания с множественным выбором от-личаются вариативностью выбора ответа. Уча-щемуся необходимо подчеркнуть или отметить определенным знаком номер ответа, который он считает правильным.

Подчеркни верное утверждение.

а) Корень - это часть слова.

б) Корень - это часть речи.

в) Корень - это часть предложения. 5. Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение эле-ментов двух списков, приравнивание различ-ных понятий.

Соедини стрелками. Имя существительное весёлый Имя прилагательное читает Глагол через Предлог рабочий. В усложненном варианте возможно один столбик пронумеровать цифрами, второй стол-бик буквами и внести дополнительно третью графу, соответствующую цифре и букве пра-вильного ответа.

1. Мужской род А окно В

2. Женский род Б машина 2Б

3. Средний род В каравай ЗА

6. Тестовые задания по аналогии могут быть предложены учащимся в открытой форме (самостоятельное вписывание соответствую-щего слова-ответа) или закрытой (выбор одно-го правильного ответа из нескольких предло-женных вариантов).

Вместо точек впиши правильный ответ.

- Слово мяч так относится к имени сущест-вительному, как слово красный к ...........

а) предлогу, б) имени прилагательному, в) глаголу

7. Тестовые задания с переструктурирова-нием требуют от учащегося восстановления

логической последовательности в соответст-вии с поставленным условием.

Укажи грамматически правильную после-довательность слов, поставив в скобках цифры 1,2,3,4,5.

друг придёт на верный помощь ( ) ()()() ( )

Приведем примеры тестов по теме: «Имя существительное» (II класс).

Тест 1

1. Существительное - часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обознача-ет предмет.

Да. Нет.

2. Слова, выраженные существительными, в предложении являются.

Подлежащим (а). Сказуемым (б).

3. Слова, выраженные существительным, в предложении являются только подлежащим. Да. Нет.

4. Имена существительные изменяются по числам. Да. Нет.

5. Имена существительные изменяются по родам. Да. Нет.

Тест 2

1. Соедини стрелками. Имена существительные одушевленные неодушевленные

кто? что? кем? чем?

2. Вопросы

кто?

город

горожанин учение ученица

что?

3. Слова, отвечающие на вопрос кто?, в предложении являются только подлежащим. Да. Нет.

4. Слова, отвечающие на вопрос что?, в предложении являются только подлежащим.Да. Нет.

5. Слова, отвечающие на вопрос что?, в предложении могут быть только второстепен-ными членами.

Да. Нет.

ТестЗ

1. Имя существительное изменяется по ро-дам.

Да. Нет.

2. Соедини стрелками. Мужской род земля

мороз Женский род стекло

песня Средний род поле

день

3. Исключи лишнее слово.

а) Зима, стена, весло, девочка.

б) Снег, льдина, ветер, -холод.

в) Небо, гнездо, пальто, ручей.

4. Слово зелёный так относится к имени прилагательному, как слово кот к ...........

а) глаголу, б) предлогу, в) существительному

Слово река так относится к имени нарица-тельному. как слово Волга к имени ..........

Тест 4

1. Выбери верное утверждение.

а} Имена собственные пишутся с большой буквы.

б) Имена собственные пишутся с малень-кой буквы.

2. Дополни предложение существительным в нужном роде.

а) Интересная......... стоит на полке.

б) Ночное звёздное ......... привлекает моё

внимание.

в) Как прекрасно кататься на лыжах в мо-розный ............ !

3. Выбери верное утверждение.

а) Имена существительные бывают только мужского и женского рода.

б) Имена существительные бывают муж-ского, женского и среднего рода.

4. Укажи грамматически правильную по-следовательность слов, поставив в скобках ци-фры 1,2,3,4,5.

В нашей практике перед уроками контроля, проверки и коррекции знаний регулярно пред-лагается аналитический тест уровня усвоения изученной темы, ориентированный на лично-стные достижения ребят.

1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное? Всегда. Не всегда.

2. Уверен ли ты в том, что всегда правильно определишь число имени существительного? Всегда. Не всегда.

3. Затрудняешься ли ты в определении рода имен существительных? Всегда. Не всегда.

4. Испытываешь ли ты трудности в на-писании имен собственных и нарицатель-ных?

Всегда. Не всегда.

5. Понимаешь ли ты различия между одушевленными и неодушевленными пред-метами?

Всегда. Не всегда.

Тексты диктантов подбираются средней труд-ности с расчетом на возможность их выполне-ния всеми детьми. Каждый текст включает до-статочное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа все слов дик-танта). Текст не должен иметь слова на не изу-ченные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Неце-лесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учи-телем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по струк-туре, различны по цели высказывания и состо-ять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 ви-дов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесооб-разно предложить дополнительное задание по-вышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Для контрольных списываний предлагают-ся связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно исполь-зовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п.

В начальной национальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); уме-ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи-ческое произведение.(10,96).

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра-вильности передачи основного содержания текс-та, последовательности и полноте развития сюже-та, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контроли-рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан-ров и особенностей, знание имен детских пи-сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в раз-ных классах начальной школы имеет специфи-ческие особенности. Если в первом классе чте-ние выступает объектом усвоения (осваивают-ся способы чтения, ведется работа над пони-манием прочитанных слов, предложений и не-больших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще-учебным умением. Одним из показателей это-го является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чте-ние вслух, тогда как по мере овладения навы-ками быстрого осознанного чтения увеличива-ется доля чтения "про себя" (от 10-15% в пер-вом классе и до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

- в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;

- во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соот-ветствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

- в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля явля-ются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85--90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения под-готовленного текста прозаических произведе-ний и стихотворений, использование основ-ных средств выразительности: пауз, логичес-ких ударений, интонационного рисунка;

- в четвертом классе проверяется сформи-рованность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту ("про себя"); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.(8,97).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на-изусть или с листа. Осуществляется на матери-але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и пись-менные работы - небольшие по объему (отве-ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил-люстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти-па "закончи предложение", "найди правиль-ный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо-дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове-дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа-нию незнакомые тексты. При выборе текста осу-ществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам отно-сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает по-сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группа-ми. Для проверки учитель заготавливает инди-видуальные карточки, которые получает каж-дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.

Выводы по 1 главе

Контроль как учебное действие осуществляется не как про-верка качества усвоения по конечному результату учебной дея-тельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим уча-щимся действие активного прослеживания безошибочности их мыслительных операций, их соответствия существу и содер-жанию (принципам, законам, правилам) изучаемой нормы, слу-жащей ориентировочной основой для правильного решения учеб-ной задачи.

Контроль -- это также способ получения информации о ка-чественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога на-правлен как на деятельность студента, так и на контроль взаи-модействия студентов и педагогов.

Механизм контроля в учебном процессе играет значитель-ную роль в познавательной деятельности учащих-ся. Система проверки их знаний и умений -- органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей, контроль вы-полняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, раз-вивающую, прогностическую и ориентирующую функции.

Целью контроля является установление об-ратной связи ученик - преподаватель и внутренней: ученик- ученик, а также учет результатов контроля. Обуча-ющий контроль проводится с профилактическо-предупредительной целью и с целью управления процессом обучения, форми-рования навыков и умений, их корректировки и совершенство-вания, систематизации знаний.

Контроль заключается в совершенство-вании знаний и умений, их систематизации. В процессе про-верки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Проверка помогает школьникам выделить главное, основ-ное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и уме-ния более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

39

Глава 2.Формы контроля знаний по русскому языку.

2.1 Виды текущего контроля

Известно, что качество овладения учебным материалом, успешность формирования ведущих умений в области языка во многом определяются тем, насколько осознанно и прочно усвоены учащимися теоретические положения школьного курса в национальной школе.

Достаточно отчетливо проявляется указанный недостаток при обучении словообразованию. Данный раздел имеет большое прак-тическое значение, предусматривает совершенствование умения правильно членить слова по составу, которое должно быть по-стоянно в центре внимания учителя. Это не означает, что конт-роль должен сводиться лишь к заданиям практического ха-рактера: определить состав слова, выделить в слове суффиксы и окончания, подобрать однокоренные слова и т. п. Объектом проверки и оценки должно стать и качество усвоения знаний, которые влияют на успешность формирования указанного уме-ния и обеспечивают его непрерывное развитие. К таким теоре-тическим сведениям относятся понятия корня, приставки, суф-фикса и окончания как значимых частей слова, т. е. тот теорети-ческий материал, который предлагается учащимся в виде опре-делений..

Между тем последовательность этапов обучения определяет рост требований к ответу школьника. Разными, например, бу-дут и требования, и критерии оценки ответа, показывающего степень осознания учащимися основных признаков окончания как значимой части слова, если эти знания проверяются у уче-ников с различной лингвистической подготовкой, определяемой этапом обучения:

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать