Методика внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах
p align="left">Задания в «Угадайке» и «Занимательном календаре» не одинаковы по степени трудности. С некоторыми ученики, опираясь на полученные знания, справляются легко, другие могут вызвать затруднения. В этом случае следует ориентировать школьников на то, чтобы они обратились за помощью к взрослым, попытались найти ответ в книгах. Однако нельзя считать задание выполненным, если ученик не нашел нужного ответа. Учитель покажет, что было неверно в решении задачи, каким путем нужно было идти. Размышления ученика над выполнением задания, сравнение своего хода решения с тем, который предложен учителем, помогут школьнику овладеть необходимыми умениями для выполнения сложных заданий.

Завершающим этапом работы в конце каждого года обучения может стать утренник, совпадающий по теме с некоторыми занятиями. Например, для первоклассников возможны следующие темы утренников:

«Наша азбука», «Азбука - к мудрости ступенька», «Сколько слов в языке?», «Мы учим русский язык»; для второклассников такие: «Слово русское, родное», «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!», «Говорите правильно». Третьеклассникам предлагаются более сложные темы: «Русская пословица - всем делам помощница», «Русский язык велик и могуч», «Мы любим свой язык и свою Родину» и д.р. [47]

В заключении следует заметить, что предлагаемые разработки занятий надо понимать только как возможные варианты.

Учитель вправе внести коррективы, исходя из особенностей класса и своих возможностей. Однако при подготовке к занятиям необходимо помнить о том, что упражнения в каждой теме, рассматривающие разные стороны одного и того же явления, располагаются в определенной последовательности и не всегда замена одного задания другим может пройти безболезненно. Уменьшение же объема упражнений, расчленение занятия на два не нарушают работу по теме.

При проведении внеклассных занятий учитель не должен забывать о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателем эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющие более успешно осуществлять задачи воспитания школьников.

1.2 Основные формы внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах

Формы внеклассной работы по литературному чтению в начальной школе различны: кружки, утренники, уголок внеклассного чтения, стенная газета, викторины, литературные игры, различные конкурсы и т. п.

Рассмотрим более подробно организацию литературного кружка, оформление уголка внеклассного чтения и проведение литературных игр в начальной школе.

Литературный кружок.

Одним из непременных условий успешной деятельности литературного кружка является вариативность и разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя школьника в позицию активного участника.

У младших подростков сохраняется интерес к играм, которые претерпевают в сравнении с играми учеников предшествующих классов известные изменения. Значительно больший вес приобретают дидактические игры, которые в кружковой работе по чтению обычно являются элементами того или иного занятия. Сюжетно-ролевые игры, распространенные в младшем школьном возрасте, переходят в другие формы. Одной из таких форм, которая может быть наполнена языковым содержанием, является творческая игра с познавательно-исследовательской целью. Такие игры, проводимые нередко как воображаемые путешествия, походы, экспедиции, включают элементы борьбы, соревнования между рядами, звеньями.

Члены кружка активно участвуют и в проведении конкурсов (на лучшее сочинение сказок, стихов; сказочную тетрадь, рисунок и т. п.), викторин «Знаешь ли ты героев волшебных сказок?», сказочных турниров, соревнований. При их проведении активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Однако в этом возрасте мало указать условия конкурса, с гораздо большей эффективностью проходит то или иное соревнование, если оно облечено в занимательную форму: ученики не просто выполняют предложенные задания, а преодолевают препятствия, выполнение работы фиксируется не на листах бумаги, а оформляется в специальной тетради или путевом дневнике, как, например, на занятии «Путешествие по тридесятому царству, небывалому государству».

Соревнования такого характера бывают однодневными (проводятся в один прием), и более продолжительными, если условия требуют рассредоточить выполнение заданий. В последнем случае игровая форма имеет немаловажное значение в поддержании интереса. Примером такой игры-соревнования является «Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка». Форма экспедиции выбрана с учетом характера заданий, многие из которых включают элементы поиска, исследования. Выполнение заданий позволяет ученикам увидеть некоторые языковые особенности русских народных волшебных сказок: употребление постоянных эпитетов, сказочных выражений, большое число слов с суффиксами субъективной оценки, употребление настоящего времени в значении прошедшего и др. Цель экспедиции - написать самим три сказки.

Адрес экспедиции - сказка - дает возможность использовать некоторые атрибуты и этого вида устного народного творчества: троекратные повторы (три этапа экспедиции), загадки, которые предлагают героям Баба-Яга, Дед-Всевед, Василиса Премудрая, объявления (указы) о начале экспедиции, о ее результатах, которые читают глашатаи, и т.п. Нередко такие занятия предполагают в качестве завершающего этапа организацию выставки (лучших сказок, сказочных тетрадей рисунков и т.п.).

В течение ряда лет складывались и оправдали себя на практике такие формы, как конференция «По тридесятому царству - небывалому государству», клуб любителей сказочных путешествий, которые способствуют дальнейшему вовлечению ребят в работу кружка.

В работе кружка широко используются и различные рукописные издания (волшебные бюллетени, газеты, дневники), которые информируют всех школьников о некоторых важных событиях, сообщают интересное о героях книг и т.д. Они обычно не сообщают подробных сведений по избранной теме, а останавливают внимание учеников на наиболее интересном, привлекают новизной материала и нередко предполагают им дальнейший путь более глубокого ознакомления с миром книг. [45]

Домашних заданий, обязательных и регламентируемых учителем, в работе литературного кружка быть не может. Однако, вне всякого сомнения, занятия будут проходить плодотворнее, если школьники активно участвуют в подготовительной работе: пользуясь сборниками, готовят сообщения, читают по ролям отдельные отрывки из понравившихся произведений, подбирают материалы для занятий, изготавливают наглядные пособия, оформляют дневники и литературные газеты и т.п. Вот почему в конце каждого занятия учитель предлагает на досуге, то сочинить, то почитать, то нарисовать и т.д. Обычны индивидуальные или групповые задания, которые учащиеся выбирают по своему усмотрению. Подобная работа прививает навыки работы с книгой, воспитывает чувство коллективизма, трудолюбия. [48]

Кружковая работа использует тот же, что и урок, арсенал методов обучения с внесением разных корректив, обусловленных ее спецификой. Так, традиционно выделяемые методы, которые классифицируются по источнику получаемых знаний (словесные, наглядные, практические), применимы в кружковой работе со значительными отклонениями от их канонических вариантов.

Возьмем, для примера, один из распространенных методов, который носит обобщенное наименование «слово учителя». Слово (рассказ, сообщение) на занятиях кружка занимает большее место, чем на уроке. Этого требует прежде всего задача популяризации в кружковой работе научных знаний, показа всего богатства литературного мира. Существенным отличаем является и то, что слово на занятиях кружка далеко не всегда произносится учителем; с рассказом, сообщением может выступить любой ученик от имени того или иного героя.

Разные рукописные издания (газеты, дневники, уголки) также требуют соответствующей работы, иначе эффективность их окажется весьма низкой. Приемы, ознакомления с ними сохраняют черты, присущие методу работы с книгой, но заметны и некоторые отличия. Небольшие заметки, сообщения и другие материалы могут быть прочитаны вслух на занятиях кружка, некоторые из них обсуждены, для иных возможно продолжение в виде отклика - сочинения. Целый рад подобных материалов предполагает необходимость комментария учителя, указания сборников книг, которые помогают ученикам познакомится с темой более подробно, разыскивание школьников дополнительных сведений о героях, которые могут служить темой для нового обсуждения, и т.д. [43]

Однако далеко не все на занятиях кружка может быть подано с позиции проблемного обучения. Не случайно при классификации методов обучения чтению Л. П. Федоренко, наряду с методами теоретического и теоретико-практического изучения, выделяет группу методов практического изучения языка (обогащение речи в живом языковом общении).

Методы практического изучения языка (в эту группу Л. П. Федоренко включает объяснение непонятных слов, развитие навыков монологической речи, исправление ошибок в устной речи учащихся, обучение работе со справочной литературой) применимы в процессе кружковых занятий к любой теме. Огромную роль в этом играют монологическая речь самого учителя, звукозаписи с образцами художественного чтения, радиопередачи и т.д.

Вопрос о преломлении методов обучения в кружковой работе связан с проблемой занимательности и ее ролью в воспитании интереса к предмету. Говоря о занимательности на занятиях кружка, следует различать занимательность всего занятия и отдельных его компонентов, так как в том и другом случае могут быть использованы разные средства его создания. Для целого занятия существенную роль играет композиция. Сюда относится и заглавие (название темы занятия кружка), которое при популяризации несет ярко выраженную рекламную функцию (например: «Сказочный указ», «Любимые герои рассказов о детстве», «Смешные удачники»). Весьма важным оказывается начало занятия, имеющее определенную задачу. Небезразличным является и способ преподнесения материала (на занятиях кружка известной традицией в создании занимательности стало, например, введение сказочных героев, выбранного сюжета в виде путешествия, экспедиции и др.). [11]

Выделяются также, в связи с особенностями предмета и характером деятельности учеников, приемы, позволяющие делать занимательными те или иные этапы занятия, например: использование элементов драматизации, комических ситуаций, включение игр и т.п. Несмотря на разнообразие подобных средств, они имеют общие основы: новизну, необычность, неожиданность, несоответствие прежним впечатлениям. «Все эти особенности, - замечает Г. И. Щукина, - составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса, обостряющими эмоционально-мыслительные процессы, заставляющими пристально всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснение, находить выход из создавшейся ситуации».

На занятиях кружка создаются и такие речевые ситуации, когда вымышленные герои сами о себе рассказывают. Это помогает создать на занятиях кружка сказочную атмосферу, настроить ребят на особый лад, перенести их в особый волшебный мир. Такие выступления ребята готовят сами или с помощью учителя. Как правило, в речи детей умело используются отдельные художественные приемы, меткие эпитеты, метафоры и сравнения.

Создать на занятиях особую атмосферу помогает и речь учителя - точная, яркая, выразительная, умело использующая сказочные выражения, эпитеты, определения и сравнения. [32]

Использование на занятиях кружка таких современных средств обучения, как картины, диафильмы, диапозитивы, слайды, магнитофонные записи, позволяет детям еще глубже проникнуть в мир художественных произведений, помогает создать творческую атмосферу в классе, эмоциональный настрой детей на придумывание свой интересной сказки, написание стихотворения.

Картины на сказочные сюжеты обладают наибольшим эмоциональным воздействием на детей, облегчают воспитание художественного вкуса. Они используются на занятиях кружка для обучения школьников описанию, поскольку дают для них уже «готовый» материал, т.е. изображения предметов и явлений художественного мира. Кроме того, словесное описание того, что изображено художником предполагает установление определенных связей между отдельными частями картины, т.е. построение высказываний описательного характера. Причем картины на сказочные сюжеты позволяют потренировать учащихся в художественном описании увиденного: обращение к этому стилю оправдано характером того изображения, которое предстоит описать ученику, и он как бы соревнуется с художником в яркости, красочности словесного описания. Кроме того, картины на сюжеты художественных произведений стимулируют воображение учащихся, могут использоваться как материал для дальнейшего развития сюжета, намеченного художником, или для восстановления предыстории того, что изображено им. Например, на основе картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» детям предлагается придумать удивительный случай, который поможет им войти в картину, познакомиться с ее сказочными героями, принять участие в удивительных приключениях Ивана-царевича и серого волка.

Картины на сюжеты художественных произведений, иллюстрации, детские рисунки используются как художественное оформление занятий кружка. «Речь идет о возбуждении интереса и поддержании интереса учащихся, - отмечала М.А. Рыбникова. - … Нужна смена живых и запоминающихся впечатлений».

Пробуждению интереса к той или иной теме, созданию творческой атмосферы на занятиях кружка способствует использование картин, репродукций, иллюстрации народных сказок И.Я. Билибина, на занятии «Сказочные герои» - картины «Три богатыря», «Бой Ивана-царевича с трехглавым Змеем», «Иван-царевич на сером волке» В.М. Васнецова, «Иван-царевич и царевна-лягушка» (с линогравюры Б. Преснякова) и т.п.

На занятиях кружка используются диафильмы, диапозитивы, слайды. Проецирование кадров диафильмов, диапозитивов, слайдов обеспечивает крупноформатное, четкое, красочное изображение, что облегчает восприятие, дает более яркое и емкое представление о героях художественной литературы.

Светящийся экран концентрирует внимание учащихся на изображении, поскольку ограничивает поле наблюдения и тем самым помогает управлять этим наблюдением, руководить движением мысли учащихся, стимулировать их познавательную деятельность.

На занятиях учитель может использовать серию диапозитивов к сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо»: диакадры, рисующие портреты сказочных героев, эпизоды боя Ивана крестьянского сына с чудо-юдом. На занятии учащиеся с помощью диафильма «Иван-царевич и серый волк» восстанавливают и пересказывают содержание «Сказки об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».

На занятиях кружка используется и звукозапись - грампластинки и магнитофонная запись. Работа со звукозаписью развивает творческие способности учащихся. На занятии, посвященном «секретам» волшебной сказки, звучит магнитофонная запись радиопередачи «У тесовых ворот сказки». Со сказочной легкостью она не только переносит нас в сказочную страну, где мы встречаемся с любимыми сказочными героями и их помощниками, но и раскрывает несколько сказочных «секретов». Это инсценированный рассказ, в котором участвует сказочник и любые сказочные герои, которые сталкиваются с определенными трудностями в сказочной стране, преодолеть которые им помогают чудесные помощники. Сказочные герои спорят, думают, ищут и находят для себя каждый раз что-то новое, интересное в Стране Сказок. И вместе с героями к этим поискам и открытиям, удивительным встречам невольно подключаются и радиослушатели. Таким образом, жанровая форма радиопередачи облегчает восприятие материала на слух, помогает вызвать интерес к «секретам» волшебной сказки (художественным произведениям), показывает, как должна рассказываться сказка.

Эмоциональности радиопередачи способствует музыкальное сопровождение. Радиопередача развивает воображение, творческие способности учащихся, поэтому членам кружка полезно рекомендовать составление новых, своих вариантов радиоинсценировок. На занятиях кружка часто звучит музыка. Волшебная сказка замечательно воплощена в образах музыки: опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и музыке П.И. Чайковского, в пьесе Н.А. Островского «снегурочка»; опере-сказке «Кощей Бессмертный» Н.А. Римского-Корсакова, его же «Симфонической сказке». А.К. Лядов создал «Бабу-Ягу», «Кикимору», «Волшебное озеро» для симфонического оркестра. Среди фортепьянной литературы также есть страницы, навеянные русской сказкой: у П.И. Чайковского в «Детском Альбоме», «Няниной сказке», «Бабе-Яге». Образ Бабы-Яги дает и М.П. Мусоргский в «картинах с выставки» и т.д.

Благодаря использованию на занятиях кружка современных средств обучения школьники воспринимают мир художественной литературы во всем многообразии звуков, во всем блеске красок. Перед ними оживает чудесный мир, заполненный светом, солнечным сиянием, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молнии. [18]

Уголок внеклассного чтения.

В «Уголке внеклассного чтения» размещаются по крайней мере три полки, стол или стенд для книг. На каждой из полок хранится в строго систематизированном порядке печатная продукция. Обычно верхняя полка отводится под художественную литературу. В основном это те книги, которые составляют классную библиотеку и возможный в условиях школы передвижной фонд. Все книги расставлены по темам, которые обозначены красочными разделителями, а внутри каждой темы по алфавиту.

На второй полке в «Уголке чтения» постепенно выстраивается уже не художественная, а научно-познавательная литература, которой детей приучают пользоваться на уроках внеклассного чтения и природоведения, когда перед ними встают те или иные вопросы, требующие точных фактических данных.

Третья полка предназначена для сбора и хранения детской периодики, т.е. новых и старых журналов и газет (отдельных номеров и подборок).

На стенде вывешивается рекомендательный список литературы к очередному уроку и домашнее задание, а на столе размещается классная картотека по одной или нескольким интересующим класс темам. Там же учащиеся в течение недели могут ежедневно, на период пребывания в школе, выставлять книги, которые они находят, рассматривают и читают к уроку внеклассного чтения, с тем чтобы обмениваться читательской информацией. Кроме того, на столе всегда лежит стопка закладок, которыми дети пользуются, если берут книгу с первой или второй полки. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - не быть ярким, праздничным украшением классного помещения, а дать ребенку возможность общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит учитель в работе с детьми в течении недели. Если он знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2-3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с детьми, меняем книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5-7 сказок, интересных, разнообразных, качественных с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать