Методика внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах
p align="left">21. Локалова Н.П. «Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению». // «Начальная школа». 2007 - № 12, С - 14-19.

22. Львов М.Р., Горецкий В.Г. «Методика преподавания русского языка в начальной школе». // М. Издательский центр «Академия». 2008, С - 10-16.

23. Макеева С.Г. «Воспитательное чтение в условиях современного образования». // «Начальная школа». 2000, № 9, С - 70-89.

24. Мальцева О.В., Кавнатцкая Н.Г. «В поисках Эльдорадо». (Литературно-познавательная игра для детей 8-10 лет). // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2004 - № 7, С - 41-43.

25. Мельникова О.В. «Литературная олимпиада для учащихся 4кл.». // «Начальная школа». 2006 - № 3, С - 80-81.

26. Мартемьянова Т.Г. «Воспитание искусством слова». // «Начальная школа». 2003 - № 3, С - 22-27.

27. Михайлова М. «Литературный КВН по рассказам Н. Носова». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2003 - № 11, С - 3-9.

28. Музыка Л.А. «Интерес к чтению. Как его пробудить?». // «Начальная школа». 2007 - № -6, С - 72-74.

29. Полищук М. «Семейное чтение и библиотека: грани взаимодействия». // «Библиотековедение». 2002 - № 6, С - 56-59.

30. Полозова Т.Д. «Что делать? Читать!». // «Начальная школа». 2008 - № 7, С - 72-76.

31. Попов И. «Семейные чтения». // «Дошкольное воспитание». 1996 - № 10, С - 87-89.

32. Пушкарева М.Д. «Внеклассная работа по литературе в школе». // М. Издательство «Академия». 1955, С - 48-54.

33. Романов Д. «Головоломка». // «Начальная школа». 2006 - № 5, С - 42-43.

34. Рудыка Т.П. «Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста». // «Начальная школа». 2007 - № 11, С - 28-33.

35. Сергеева Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Начальная школа». 2006 - № 2, С - 59-61.

36. Сластенин В.А. «Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности». М. 1980, С - 56-74.

37. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. «Внеклассное чтение в 1 классе». // М. «Просвещение». 1991, С - 41-42.

38. Светловская Н.Н. «Методика внеклассного чтения». // М. «Просвещение». 1991, С - 44-65.

39. Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 - № 10, С - 62-66.

40. Славгородский П.Ф. «Внеклассная работа по литературе». // М. «Просвещение», 1964, С - 24-29.

41. Сластенин В.А. «Методика воспитательной работы». // М. 2002, С - 47-48.

42. Тимофеева И.И. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти лет». // Санкт-Петербург. 2000, С - 62-76.

43. Тихонова Е.П. «Читательский дневник для начальной школы». // «Школьная библиотека». 2003 - № 6, С - 40-41.

44. Трофимова О.Г. «Книга в семье и духовное воспитание ребенка». // «Начальная школа». 1995 - № 7, С - 65-66.

45. Тумина Л.Е. «Кружок сочини сказку». // М. 1995, С - 313-325.

46. Ушаков Н.Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах». // М. «Просвещение». 1978, С - 4-10.

47. Ушаков Н.Н. «Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе». // М. «Просвещение». 1975, С - 6.

48. Чубарьян О.С. «Книга и чтение в жизни небольших городов». // М. 1973, С - 231-236.

Приложения

Литературная игра «Сказочный мир А.С.Пушкина».

Цели:

- проверить, как дети усвоили содержание сказок, свободно ли владеют материалом, понимают ли их смысл, умеют ли характеризовать героев сказок и их поступки;

- выяснить, смогут ли ответить на вопрос: чему учат нас сказки А.С. Пушкина?

Оборудование: самодельный стенд «В мире сказок А.С.Пушкина», портрет поэта, выставка детских работ (рисунков, поделок), атрибутика команд.

Ход игры:

1. Организационный момент. Вступление.

Ведущий. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы проводим литературную игру «Сказочный мир А.С.Пушкина». Представляем вам две команды знатоков. Первая команда - «Лукоморье».Вторая команда - «Синеморье» (представление капитанов).

Чтобы войти в сказочный мир А.С.Пушкина, надо знать волшебные слова. Давайте попытаемся их найти. Дети, кто знает волшебный ключик?

По очереди читают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

(«У лукоморья дуб зеленый». «Там чудеса…». «Там лес идол видений полны…». «Там королевич мимоходом…». «В темнице там…». «»Там царь Кощей над златом чахнет; там русский дух… Там Русью пахнет!)

Ведущий. Ай да ребята, ну и молодцы! Сразу видно, полюбились им волшебные сказки великого русского поэта. Путь в сказочный мир Пушкина открыт!

Ребята, а почему вы любите сказки А.С.Пушкина? Когда отмечается день рождения поэта? Как вы готовитесь к этому событию? Расскажите, пожалуйста!

Ученик. Мы решили изучить все сказки Пушкина. Долгими осенними вечерами читали сказки, рисовали сказочные сюжеты полюбившихся эпизодов, делали забавные игрушки из подручного материала. Да вот они!

Показывает, называет авторов.

2. Творческая разминка.

Ведущий. Молодцы, мои юные друзья! С большой пользой для себя вы проводите свое свободное время! А теперь я приглашаю команды на традиционную разминку, включающую творческие вопросы по произведениям А.С.Пушкина. Внимание! Жюри, приготовиться!

Вопросы разминки:

- Откуда эти сроки?

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…» («Сказка о царе Салтане».)

- Кто знает полное название «Сказки о царе Салтане»?

(«Сказка о царе Салтане, о сыне о его могучем и славном богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

- Что кричал петушок сидя на спице?

(«Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!»)

- Кто вспомнит начало сказки о рыбаке и рыбке?

(«Жил старик со старухой

У самого синего моря…»)

- С какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

(«Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее»?)

- В кого превращала царевна-лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал царство славного Салтана?

(В комара, муху, шмеля.)

- Как изобразил Пушкин царевну-лебедь?

(«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…»)

- Какие чудеса увидели корабельщики на острове князя Гвидона?

(Белку, богатырей, царевну-лебедь, дивный град.)

3. Конкурс капитанов - блицтурнир.

Вопросы капитану команды «Лукоморье»:

- Как звали собаку в сказке о мертвой царевне? (Соколко.)

- Какими словами обращалась царевна-лебедь к князю Гвидону?

(«Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?»)

- Назовите героев сказки о рыбаке и рыбке.

(Старик, старуха, рыбка, море.)

- Какими словами заканчивается сказка о мертвой царевне и царе Салтане?(«Я там был, мед, пиво пил и усы лишь обмочил».)

Ведущий. Вопрос для разрядки.

Дети, а были ли усы у А.С.Пушкина?

- Из какой сказки эти слова: «Волю первую твою я исполню как мою»? («Сказка о золотом петушке».)

Жюри подводит итог ответов капитана команды «Лукоморье».

Вопросы капитану команды «Синеморье».

- Как звали служанку злой мачехи в сказке о мертвой царевне?

(Чернавка.)

- С какими словами обращался князь Гвидон к морской волне?

(«Ты волна, моя волна! Ты гульлива и вольна!»)

- Назовите героев сказки о золотом петушке. (Царь Дадон, волшебник, царица, дети Дадона.)

- Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке?

(«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам - урок!»)

- Кому принадлежат эти слова: «Ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее…» (Зеркальцу.)

Ведущий. А теперь, ребята, разгадаем с вами сказочный кроссворд.

1. Дядька тридцати трех богатырей. (Черномор.)

2. Королевич. (Елисей.)

3. Коварная сватья. (Бабариха.)

4. Царь, которому царица родила богатыря. (Салтан.)

5. Работник попа. (Балда.)

6. Князь, владыка остова Буян. (Гвидон.)

7. Царь, который «над златом чахнет». (Кощей.)

8. Царь - обладатель петушка. (Дадон.)

В выделенных клетках по вертикали: сенная девушка злой царицы. (Чернавка.)

Ведущий. Дети, кто-то стучится к нам в дверь. Пришел почтальон Печкин, принес телеграммы. Давайте отгадаем, кто прислал нам эти сказочные телеграммы.

Телеграмма первая: «Да вот хочу веревкой море морщить, да вас, проклятое племя, корчить!» Кому принадлежат эти слова? (Балде.)

Телеграмма вторая: «Горе мне! Попались в сети оба наших сокола!» Кто так говорил? (Царь Дадон.)

Телеграмма третья: «Ветер весело шумит, судно весело бежит, мимо острова Буяна». Кто обращался с такими словами? (Корабельщики.)

Телеграмма четвертая: «Видит девица, что тут люди добрые живут, знать, не будет ей обидно». Чьи это слова? (Молодой царевны.)

Ведущий. Молодцы, хорошо знаете сказки Пушкина. Теперь порассуждаем о их содержании и смысле.

- Какие две силы борятся в сказках Пушкина? (Силы добра и зла.)

- Назовите силы добра. (Царь Салтан, князь Гвидон, царица-мать, царевна-лебедь, семь богатырей и др.)

- Назовите силы зла. (Ткачиха, повариха, Бобариха, коршун, Чернавка, злая царица, старуха, поп и др.)

- Кто побеждает в сказках А.С.Пушкина? (Добро. Зло наказано.)

- Какими словами мы с вами охарактеризуем старуху из сказки о рыбаке и рыбке? (Старуха злая, жестокая, завистливая, ленивая, ненасытная, жадная.)

- А старик какой? Кто скажет? (Добрый, мягкий, безвольный, запуганный…)

- Как вы думаете, простит старик свою старуху? Сделает он ей новое корыто? (Простит. Сделает. Он ведь очень трудолюбивый. Только трудом человек может добиться благополучия.)

- Какой урок преподносит нам А.С.Пушкин в «Сказке о золотом петушке»? (Надо быть обязательным человеком, уметь держать свое слово. Дал слово - выполни его.)

- Вы в жизни всегда держите свое слово? (Нет, не всегда. Дети приводят свои примеры.)

- Какую черту характера проявила старуха из сказке о рыбаке? (Зависть.)

- Да, дети, зависть губительная черта характера, она убивает человека, развращает его душу. А в нашей с вами школьной жизни мы встречаемся с завистью? (Бывает, к сожалению.)

Дети приводят свои примеры.

Ведущий. Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Вы все прекрасно знаете, как любил А.С.Пушкин родную природу, как воспевал ее в своих стихах. Какое время года Пушкин любил больше всего? (Осень и зиму. Он весну тоже любил.)

- Правильно. А про лето он сказал:

Ах лето красное,

Любил бы я тебя,

Когда б не пыль да зной,

Да комары, да мухи…

Силы природы в сказках А.С.Пушкина одушевленные, живые, он наделил их человеческими чертами. Давайте вспомним. (Волна - «Ты волна, моя волна…»; солнце - «Свет наш солнышко! Ты ходишь…»; луна - «Месяц, месяц, мой дружок! Позолоченный рожок!»; ветер - «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…».)

Ведущий. Дети, а как ведет себя море в сказке о золотой рыбке? Кто вспомнит? («Помутилося синее море, неспокойно синее море, почернело синее море, видит - на море черная буря».)

В конце праздника все дети выходят к доске. Награждается победившая команда, вручаются призы второй команде и активным участникам. Чаепитие с родителями. Ведущий благодарит всех детей за участие, жюри - за активную работу, родителей - за помощь в организации и проведении мероприятия.

Викторина по сказкам А.С. Пушкина

1. «Сказка о царе Салтане…»

- Где Гвидон провел свое детство и отрочество?

(В море-океане.)

- Гвидон и царевна-лебедь - городские жители или сельские? («Остров на море лежит,

Град на острове стоит».)

- Есть ли у царевны-лебеди родственники?

(«Это витязи морские,

Мне ведь братья все родные».)

2. «Сказка о золотом петушке»

- Каким средством передвижения пользовался царь Дадон? (Колесницей.)

- Что кричал петушок?

(«Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку».)

- Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона?

(Два года: «Год другой проходит мирно:

Петушок сидит все смирно».)

3. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

- Без какого предмета обихода не было бы этой сказки?

(Без зеркала.)

- Кто приходит на помощь царевичу Елисею?

(Природные явления.)

- У семи богатырей была собака как ее звали?

(Соколко.)

4. «Сказка о попе и его работнике Балде»

- Какой лоб был у Балды? (Толоконный.)

- У Балды был меньшой брат. Кто это? (Заяц.)

- За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей? («Лучше б не надобно дохода,

Да есть на них недоимки за три года».)

5. «Сказка о рыбаке и рыбке»

- Какими словами бранила старика старуха? («Дурачина ты, простофиля».)

- Сколько времени была старуха царицей? (Две недели: «Вот неделя другая подходит».)

- Сколько просьб старика выполнила рыбка? (Четыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица.)

6. «Откуда эти строки?»

- Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете? («Сказка о царе Салтане».)

- На него старуха не взглянула,

Лишь с очей прогнать его велела. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

- Кто далее палку бросит,

Тот пускай и оброк уносит. («Сказка о попе и его работнике Балде».)

- Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

- Сына он теперь меньшого

Шлет на выручку большого. («Сказка о золотом петушке».)

- Только видит: вьется вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белешенька земля. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

- Так и вздулись серые волны,

Так и ходят, так воем и ходят. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

7. «О каком герое эти строки»

- Досветла у него все пляшет.

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет, да сам и облупит. (Балда.)

- Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит. (Царевна-лебедь.)

- На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки,

Перед нею усердные слуги,

Она бьет их; за чурбан таскает. (Старуха - столбовая дворянка.)

- Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело. (Царь Дадон.)

- Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого. (Царевна из «Сказки о мертвой царевне».)

- В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый

Старый друг его скопец. (Мудрец.)

Литературная игра «Там на неведомых дорожках»

Участники игры делятся на команды и выполняют задания.

Задание 1. Назови поэта.

Даны слова: ИЛ, ЧАСТЬ, АХ, ЛУГ, ОЛЯ, СТОК,

К каждому из этих слов необходимо прибавить по одной букве и получить новое слово.(Нил, участь, шах, плуг, Коля, исток.)

Расставьте слова так, чтобы из привитых букв получилась фамилия великого русского поэта. (ПУШКИН.)

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1. Кем приходится солнцу месяц в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

а) Соседом.

б) Дружком.

в) Братцем.

2. Из какой сказки эти строки?

«Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица,

Я пожалую тебя!»

а) «сказка о царе Салтане…»

б) «Руслан и Людмила»

в) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

3. На какую охоту ездили братья-богатыри в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

а) Утиная.

б) Охота на волков.

в) На лис.

4. Сколько лет жили в землянке старик со старухой?

а) 30.

б) 33.

в) 43.

5. Что делала царевна у окна, когда колдунья принесла ей отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

а) Пряла.

б) Вышивала.

в) Вязала.

6. К кому отправило солнце королевича Елисея в «Сказке о мертвой царевне…»

а) К волне.

б) К ветру.

в) К месяцу.

7. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?

а) Гвидон.

б) Дадон.

в) Салтан.

8. Сколько сыновей было у царя Дадона?

а) 1.

б) 2.

в) 3.

9. Каким было второе состязание Балды с бесенком?

а) В беге.

б) На силу (поднятие кобылы).

в) На дальность броска.

10. Где стоял царь в «Сказке о царе Салтане…» во время разговора трех девиц в тереме?

а) За забором.

б) Под окном.

в) За дверью.

Задание 3. Кто автор этих строк?

Гусей крикливых караван тянулся к югу. (А.Пушкин.)

Черемуха душистая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать