Методика внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах
p align="left">Периодичность книжного обмена так же зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и учителю, и детям. Но, если смена книг произошла, учащимся надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же. В книжном уголке можно помещать портреты писателей, иллюстраторов детской книги. Книжные выставки надо посвящать творчеству отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.) и даже одной книге, например той, где опубликовано произведение, проиллюстрированное разными художниками: Х.К. Андерсен «Снежная королева». / Пересказали с датского Т. Габбе и А. Любарская; Рисунки Анастасии Архиповой. - М.: Детская литература, 1986.

Художник Ника Гольц. - М.: Эксмо-Пресс, 2001; Х.К. Андерсен «Снежная королева». / Перевод с датского А. Ганзен; Иллюстратор - народный художник России Борис Диодоров. - М.: Дрофа, 2001; Х. К. Андерсен «Снежная королева». / По переводу с датского А. Ганзен; Художник Владислав Ерко. Киев: А- БА- БА-ГА-ЛА-МА-ГА, 2002.

Дети не только с удовольствием рассмотрят эти шедевры книжного искусства, но и обязательно заметят различия в творческой манере художника, выберут себе ту книгу, которая будет ближе их эстетическому вкусу, их представлениям о Кае, Герде, Снежной королеве и обо всем том, что с ними приключилось.

Можно выставить книги И. Токмаковой, которые иллюстрировал известный художник, муж поэтессы Лев Токмаков, и, рассматривая их, рассказать детям о творческом и человеческом содружестве поэта и художника.

Можно организовать выставку книг писателей-художников Е. Чарушина, В. Сутеева и др. Можно выставлять серии книг. В настоящее время, например, издательство «Дрофа» выпускает серии красочных книг «Сказки нашего двора», «Посиди, послушай». Интересной представляется серия книг современных поэтов издательства «Самовар». [5]

Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, можно поместить в книжный уголок азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные.

Подбирая книги для книжного уголка, нельзя смешивать фольклорные и литературные произведения. Выставлять вместе их можно в том случае, если в литературном произведении нашел отражение сюжет фольклорного, например: русская народная сказка «Морозко», немецкая народная сказка в обработке Братьев Гримм «Бабушка вьюга» («Госпожа метелица») и сказка В. М. Одоевского «Мороз Иванович».

Дети ревниво относятся к тем книгам, которые они приносят из дома. Им хочется, чтобы учитель обязательно прочел эти книги, показал всем детям, со всеми рассмотрел и прочел их. В связи с этим можно устроить выставку книг, которые дети однажды принесут из дома. Но чтобы не выставлять все 15-20 экземпляров, сразу надо установить и четко соблюдать очередность, с которой будут не только выставляться книги, но и хозяева-дети расскажут о них, о том, что в них им нравится, с какой целью они принесли книги в класс. Зная детей, надо постараться так сформулировать вопросы к малышам, чтобы их рассказы получились подробными и интересными.

Еще одна тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детьми, но и проиллюстрировано ими. В этом случае можно пойти двумя путями: выставить произведение и лучшие рисунки к нему или поочередно поместить на выставочный стенд все рисунки. И то и другое надо мотивировать. [7]

Внеурочная индивидуальная и групповая работа в связи с чтением книг

1 класс

Работа в уголке чтения:

- участие в составлении книжных выставок по теме и жанру;

- поддержание порядка в уголке чтения (организация и сохранность книжного фонда);

- выполнение игровых заданий, предложенных в таблицах «в мире книг»;

участие в конкурсах на лучший рисунок, поделку по прослушанным произведениям, декламацию стихотворений.

2 класс

Работа в уголке чтения:

- активное участие в создании и работе классной библиотеки (расстановка книг на полках по темам, оформление разделителей, формуляров на книги, простейших карточек на прочитанные книги; выдача книг, целенаправленное пополнение разделов библиотеки научно-познавательной и прикладной книгой);

- выполнение игровых заданий, предложенных в таблицах «В мире книг».

3 класс

Работа в уголке чтения:

- составление книжных выставок: тематических, авторских, по жанрам, по видам изданий,

- расстановка книг по темам в классной библиотеке;

- составление простейших карточек на любимые книги;

- работа в «книжной больнице»;

- выполнение игровых заданий по таблицам «В мире книг».

4 класс

Работа в уголке чтения:

- организация справочного раздела классной библиотеки;

- сбор книг-справочников;

- составление картотеки на книги классной библиотеки;

- выполнение игровых заданий, предложенных в таблицах «В мире книг».

Выводы:

1. Книжный уголок в кабинете внеклассного чтения не только элемент необходимой среды, это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привлечению детей к образу книги, возбуждающая интерес к ним, желание рассмотреть и прочесть их.

2. Продуманный регулярный обмен книг в книжном уголке должен быть не обязанностью, а правилом для учителя. [6]

Литературные игры.

Литературная игра - понятие достаточно обширное, вызывающее неоднозначные ассоциации. Для кого-то это - прежде всего школьные воспоминания о литературных конкурсах по прочитанным произведениям. Любители и знатоки литературы наверняка вспомнят многочисленные, характерные особенно для постмодернизма, литературные произведения: игры с читателем, произведения-шифры, произведения загадки. Литературные игры и конкурсы особенно интересны тем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию, т.е. школьным учителям, студентам и преподавателям вузов, отчасти воспитателям детских садов.

Литературные игры открывают далекие горизонты, множество интересных и удивительных стран. Сразу вспоминается бессмертное: «У Лукоморья дуб зеленый. Златая цепь на дубе том. И днем и ночью Кот ученый, все ходит по цепи кругом». [2]

Существуют различные виды литературных игр, однако все их объединяет то, что любая литературная игра - это всегда игра с литературным текстом. С полноценным, осмысленным прозаическим или стихотворным текстом, а не с отдельными словами или грамматическими конструкциями. От участника игры может потребоваться либо воспроизведение или интерпретация уже существующего литературного произведения, либо создание собственного произведения - полностью оригинального или основанного на чужом творчестве - по более или менее строго заданным правилам. Практически в любой литературной игре присутствует элемент творчества, однако его значение может быть различным - есть игры, где творчество является основополагающим принципом, в других творческий элемент стремится к нулю. По этому критерию, литературные игры можно разделить на две группы:

1) основанные в первую очередь на эрудиции (знание существующих литературных текстов);

2) творческие.

Это разделение отчасти условно, т.к. существует ряд игр, в которых эрудиция и креативность сочетаются, порой даже уравновешиваются. В отдельную подгруппу творческих литературных игр можно выделить игры «В литературе», где на основе игры или с использование игровых элементов создается произведение, имеющее очевидную художественную ценность. Итак, в какие же литературные игры можно поиграть на досуге или включить в культурную программу праздника?

Игры, основанные на эрудиции.

К таким играм относятся многочисленные литературные конкурсы, в которых нужно:

- угадать прозаическое или стихотворное произведение по отрывку;

- назвать литературного героя по краткому (иногда поэтапному) описанию;

- указать источник цитат, приводимых в тексте известного автора;

- или просто ответить на вопросы по литературному произведению, творчеству известного писателя и т.д.

Причем основой конкурса могут служить различные литературные источники: и конкретное литературное произведение, и различные произведения одного автора, или, например, литературные стили и направления определенной эпохи - вариантов множество.

Литературные конкурсы, основанные на творчестве классиков русской литературы - достаточно распространенный развлекательно-познавательный (или контролирующий - по решению учителя) элемент уроков литературы в школе.

Литературные конкурсы могут проходить по сценарию известных телевизионных игр, таких как «Что? Где? Когда?» или «Кто хочет стать миллионером?». Здесь можно ознакомиться с игрой по книге А. Волкова «Волшебник изумрудного города», построенной по модели игры «Кто хочет стать миллионером?», т.е. содержащую ряд вопросов с вариантом ответов и три традиционные подсказки. По различным видам литературных конкурсов для детей и школьников разного возраста написано немало пособий и методичек.

В начальной школе используются следующие виды литературных игр: викторины, литературные турниры, различные конкурсы и олимпиады, КВН и др. [7]

Таким образом, форму проведения внеклассных занятий выбирает сам учитель, в зависимости от особенностей класса, возможностей школы и своих личных предпочтений.

1.3 Организация внеклассного чтения под руководством учителя

Современные требования к литературному образованию подрастающего поколения нашли отражение в школьных программах. Программой узаконены новые формы руководства самостоятельным чтением учащихся - уроки внеклассного чтения и факультативные курсы по литературе. Но в кружках и факультативных занятиях принимает участие лишь небольшая часть школьников, уже полюбивших книгу. А наше время требует приобщения к книге всех учащихся. Разбуженная читательская активность, в свою очередь, заставляет совершенствовать методы организации кружковой и факультативной работы.

В связи с введением факультативных курсов по литературе у учителей несколько ослаб интерес к урокам внеклассного чтения, хотя эти уроки, обязательные для всех, позволяют в какой-то мере систематически контролировать и направлять самостоятельное чтение всех учащихся. Нельзя сказать, что часы, отведенные программой на беседы по внеклассному чтению, полностью решают эту проблему, но они позволяют систематически обобщать читательский опыт школьников и направлять их интересы. Уроки внеклассного чтения - это лишь вехи, а между ними - повседневная кропотливая работа учителя и разбуженная читательская активность учащихся.

Чем вызывается эта активность? Прежде всего программными уроками по чтению, их содержанием, качеством, творческим началом. В процессе изучения литературы учитель рекомендует учащимся прочитать наиболее значительные произведения писателя, книги о его жизни и творчестве, воспоминания современников о нем. В распоряжении учителя целый арсенал побудительных средств - рассказ о книге или писателе, организация выставок, конкурсы, работа над сочинением, подготовка к литературному вечеру, конференции, выпуски литературных газету. Все это, вместе взятое, и создает в школе ту литературную атмосферу, которая более всего способствует рождению читательской активности. [9]

Какие книги отобрать для обсуждения на уроках внеклассного чтения решает учитель, опираясь на рекомендательный список, предложенный программой, и учитывая желание учащихся.

Правильно делают те учителя, которые пытаются установить связи между классным изучением литературы и внеклассным чтением учащихся. Жизнь показала, что эти связи могут быть самыми разнообразными и высшей степени плодотворными.

Само название - урок внеклассного чтения - нуждается в разъяснении с одной стороны, это действительно урок, поскольку проводится в отведенное расписанием время, при участии всего класса, и каждый участник его должен проделать определенную работу. В тоже время это название условно, потому что, кроме методов обычного урока, здесь широко используются методы и приемы внеклассной работы по литературе. Во многом эти уроки напоминают литературный вечер, конференцию. Здесь гораздо шире можно использовать музыку, живопись, кинофильм, эпидиаскоп и другие вспомогательные средства. [5]

Но самое главное, что должно отличать урок внеклассного чтения от обычного урока, - это особая атмосфера, которая и определяет успех дела. «Уроки внеклассного чтения должны носить праздничный характер». Наблюдения показали, что при повторении через год или два учащиеся хорошо помнят то, о чем говорилось на этих уроках. Это естественно, так как уроки внеклассного чтения проводятся по материалу, особенно близкому интересам учащихся, а особенная настроенность их обеспечивает прочность усвоения.

Контроль за чтением должен проводиться главным образом в процессе подготовки, а не на самом уроке. Урок - это праздник, и ничто не должно омрачать его. Ребята это очень быстро понимают, и те, кто не подготовился, чувствуют себя виноватыми, стараются предупредить учителя заранее. Как правило, случаи неподготовленности бывают очень редко. Учащиеся любят эти уроки, ждут их и серьезно готовятся к ним. [13]

Учителя давно отказались от обязательного выставления в журнал привычной оценки всем участникам урока внеклассного чтения. Удобной формой контроля за чтением на ряду с другими может быть зачет. Все, кто прочитал произведение и сделал в тетради по внеклассному чтению соответствующую запись, получают зачет. На последней странице тетради записывается тема урока и ставится подпись учителя. После выполнения работы учитель отдельно беседует с учащимися. Отметка о зачете может вносится в журнал, особенно на первых парах, пока ученики не привыкнут к новым для них формам учета их труда.

Конечно, и на уроке внеклассного чтения необходимо ставить оценки в журнал учащимся, сделавшим доклад, активно участвующим в обсуждении, так как проделанный учеником труд требует признания, поощрения и порицания. Но в данном случае обычная пятибалльная система оказывается недостаточно гибкой, и приходится прибегать к словесным оценкам-характеристикам. Иногда простое замечание учителя - «глубокая мысль», «интересное выступление», «замечательно оформленная работа», «непоследовательно», «бездоказательно» и т.д. - значит для ученика гораздо больше, чем формальная «пятерка» или «тройка» в журнале. Ученик привыкает видеть оценку своего труда прежде всего в том, как принимают его выступление товарищи, учитель, а это уже акт самосознания, «одна из существенных сторон подготовки человека к «взрослой», самостоятельной жизни, где нет пятибалльной системы, а поведение и деятельность человека оцениваются много сложнее, чем наблюдая живую практику проведения уроков внеклассного чтения, учитывая свой опыт и опыт других учителей, освещенный в печати, можно отметить, что в общей системе уроков внеклассного чтения и в методике построения каждого урока определились некоторые закономерности, позволяющие выделить несколько типов уроков, в соответствии с целями и задачами, которые они решают, а также определить место каждого урока в общей системе внеклассной работы по литературе».

1. Вводные уроки. Это уроки, посвященные общим вопросам чтения, элементарной библиографической подготовке учащихся, воспитанию культуры чтения. О необходимости таких уроков говорила Н. К. Крупская, называя их «библиотечными уроками». Учащиеся знакомятся с историей книги, устройством библиотек, приобретают навыки пользования каталогом, получают советы, как выбрать книгу, как читать, какой системе следовать в чтении. Такие уроки пока проводятся далеко не во всех школах, хотя необходимость в них становится все более очевидной.

2. Уроки рекомендации книги. Назначение этих уроков - пропаганда хорошей книги среди школьников. Школа располагает многими испытанными методами рекомендации книг. Это красочно оформленные списки и плакаты, выставки книг, рассказы учителя и учащихся о новых интересных книгах, раздел в школьной газете «Советуем прочитать!», передачи по школьному радио, вечера, диспуты и т.д.

Широкое распространение в системе руководства самостоятельным чтением учащихся в последние годы заняли уроки и конференции, посвященные рекомендации книги. Проводятся они часто в форме устных журналов, что позволяет учителю привлекать музыку, живопись, фотографию и рисунок. Такие уроки и конференции стали не только способом пропаганды книги, но и эффективным средством эстетического воспитания учащихся.

3. Уроки по углублению понимания прочитанного. В общей системе уроков внеклассного чтения эти уроки должны занимать ведущее место, поскольку главная задача учителя - научить учащихся глубоко воспринимать прочитанное. Практика проведения таких уроков разнообразна. Это урок-беседа, урок-диспут, конкурс чтецов. На этих уроках широко используется выразительное чтение, художественное рассказывание, учащиеся готовят инсценировки, викторины, самостоятельно работают над композицией и языком произведения. В этой группе следует выделить на первое место беседу и диспут, так как эти методические формы организации урока требуют наибольшей активности и самостоятельности учащихся. [18]

Поскольку, ребенок тратит больше времени на чтение дома, чем в классе, учителю необходимо проводить беседы с родителями, о важности семейного чтения.

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями. [44]

Домашнее чтение - одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов. И дело здесь е в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности, чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. [16]

Проблемы детского чтения начинаются, как известно, со взрослых. «Вечно занятым» родителям проще включить ребенку телевизор или компьютерную игру, чем сесть с ним рядом и прочитать книжку. Хотя потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая с мытьем посуды или любимым сериалом. Исследования показывают, что средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач три часа в день, средний работающий - два! Умножим на 7 дней. Минимум 14 часов в неделю - полный день от подъема до отбоя. А потом мы говорим, что нет времени читать детям и жалуемся, что дети все больше «уходят» в компьютер. Если вдуматься, увлечение виртуальным миром или уход подростка «на улицу» во многом результат именно этого. Они ищут компенсацию недостатку общения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать