Методы и приёмы в преподавании английского языка
p align="left">--Yes.- Да.

Данный пример показывает, что при овладении иностранным языком вовсе не обязательно перегружать оперативную память учащихся обилием сложных языковых сигналов, чтобы выразить всем понятные житейские мысли в нормальных для людей ситуациях. При этом обучаемые не только активно участвуют в полноценном межличностном общении, но и усваивают элементы нормального дискурса, т. е. овладевают естественной структурой реплик. Например:

-- The book! - Вот эта книга!

-- Read it, already. - Уже читал.

-- No kidding! - Еще бы!

-- Lucky dog! -- Везёт тебе!

Нетрудно заметить, что из данных реплик, представляющих собой упрощенные предложения, можно получить грамматические конструкции и диалоги любой сложности; при этом содержание мысли, заложенное в высказываниях, может почти не измениться (19;с.19).

В ряде случаев упрощенный подход позволяет лучше объяснить учащимся полную структуру предложения, например появление в английской речи вспомогательных глаголов-заменителей.

Упрощённые грамматические конструкции на уроке.

Анализ показывает, что в ряде случаев разговорные реплики оказываются более предпочтительными, чем нормативные. Например, в ситуации «Registration at the hotel» вместо использования фраз типа What is your name? целесообразны следующие разговорные варианты: And your name? And your address? A tourist? On business? Now the room...Double or single? Number seven. First flour, please. Here is the key. And your room location... Thank you.

На уроке целесообразно использовать примеры, взятые из наблюдений за аутентичным общением носителей языка. Вот типичный набор фраз из речевого репертуара продавца бутербродов (19;с.20):

Good evening, sir!(Scanning the prices silently.) Nine ninety-nine. (The food costs 9.99 dollars.) Thank you, sir. (Taking the money.) Your receipt. And your change. Paper or plastic? (Do you want your purchase packed in a paper or plastic bag?) Have a good night, sir!

Упрощенную грамматику в некоторых случаях целесообразно использовать для обучения сложным грамматическим явлениям, когда ставится задача вначале научить учащихся выражать соответствующую грамматическую семантику более простым способом, а затем обучить более полному грамматическому варианту высказывания. Можно проследить развитие конструкции страдательного залога в процессе обучения с помощью упрошенной грамматики. Приведем пример упрощенного диалога:

-- Look! The Cathedral!

-- Oh, great

-- Yes, well built!

-- Built so big!

-- Built long ago... Yeah.

-- Who by?

-- By Sir Christopher Wren! Built by him.

-- Oh, by Wren!

Подобные диалоги могут быть использованы и как разговорные образцы диалогического общения, и как материал для сравнения с полной грамматической нормой, и как упражнение для трансформации типа «разговорная грамматика -- нормативная грамматика». Рассмотрим подробнее последнее упражнение. Оно может выполняться двумя спосо-бами: в виде трансформации разговорной формы в нормативную и наоборот. Например, одна подгруппа учащихся получает разговорный, а другая нормативный вариант одного и того же диалога. Познавательная задача школьников заключается в том, чтобы предложить соответственно разговорный или нормативный вариант реплик и помочь в этом друг другу (19;с.20):

- I am going into town. I want to - I am into town. Want to get tickets for the

buy the tickets for the concert. concert. The «Guys».

“The Guys” will perform. - Oh, the concert!

- Oh, there will be their concert! - Want to go?

- Do you want to go and see it? - Yes! Must be fun!

-Yes! It must be great fun! - Come along.

- Come along with me if you wish. - I will!

- Yes! I certainly will go!

Разновидностью этой работы может быть диалог, в котором в речи у одного учащегося используются реплики разговорного варианта, а у другого -- фразы нормативной грамматики:

Мильруд Р.П. отмечает, что опытная работа показала возможность обучения разговорной грамматике с самого раннего этапа, причём она может изучаться параллельно с нормативной грамматикой на материале говорения, чтения, слушания и письма, что расширяет экспрессивные возможности иноязычной речи школьников.

Таким образом, изучение естественных процессов грамматического конструирования высказывания при овладении не только родным, но и иностранным языком позволяет повысить эффективность обучения иноязычной грамматике с самого начала овладения ею, придать естественность высказываниям учащихся в учебных условиях на основе грамматики разговорного языка (19;с.21).

На основании выше изложенного мы выделили следующие основные тезисы:

· устная речь специфически отличается от письменной, отсюда следует, что механизмы действия разговорной речи надо изучать;

· реализация принципа «доступности» материала, т.к. мысли выражаются простыми словами, а не громоздкими фразами;

· учителя создают «молчащих» учеников своим стремлением к безупречной с точки зрения нормы речи;

· грамматические гены, свёрнутые элементы высказывания, являются основой речи (например, из упрощённых реплик можно получить диалоги любой сложности);

· от простого - к сложному, т.е. постепенное усложнение речи учащихся, что сохраняет естественность говорения и позволяет избежать познавательных перегрузок;

· разговорная грамматика является стратегией построения высказывания, когда нормативная грамматика оказывается либо излишней, либо недоступной;

· разговорная грамматика иногда помогает лучше объяснить полную структуру предложений, способствует расширению экспрессивных возможностей иноязычной речи школьников, помогает формированию реального представления об изучаемом языке;

· разговорная грамматика может изучаться параллельно с нормативной.

2.4 Анализ грамматического аспекта в УМК Кузовлева В.П. для 8-го класса

Так как объектом исследования нашей работы является процесс обучения английскому языку на средней ступени, мы остановили свой выбор на данном УМК.

УМК для 8-го класса продолжает серию учебно-методических комплектов базово курса по английскому языку под общим названием «Happy English», создаваемую коллективом сотрудников кафедры английских учебников Межвузовского Центра иноязычного образования Министерства образования Российской Федерации при Липецком пединституте.

УМК «Happy English 3» ставит своей целью закрепить, обобщить и систематизировать уже приобретённые учащимися знания, навыки и умения, сформировать новые и подготовить учащихся к последнему году обучения с учётом требований государственного стандарта к базовому уровню владения иностранным языком.

Данный учебно-методический комплект создан на основе концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе, разработанной профессором Пассовым Е.И.(22;с.3).

Учебно-методический комплект «Happy English 3» состоит из следующих компонентов:

1. Учебника (Student's Book);

2. Книги для учителя (Teacher's Book);

3. Рабочей тетради (Activity Book);

4. Книги для чтения (Reader);

5. Аудиокассет.

Учебник построен в соответствии с учебным планом (3 часа в неделю) и ориентирован на государственный образовательный стандарт, применительно к учебному предмету «иностранный язык». Следует, однако, заметить, что материал, предназначенный для усвоения, по глубине и объёму содержания значительно выше требований образовательного стандарта. Во всех компонентах УМК содержится избыточный материал, который обеспечивает возможность выбора в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности учащихся. Избранный подход даёт возможность последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения, позволяя более способным учащимся усваивать материал, выходящий за рамки базового курса (22; с.4)

Материал в Учебнике объединён в пять циклов, каждый из которых имеет своё название. На прохождение каждого цикла отводится от 9 до 13 уроков в зависимости от уровня обученности учащихся.

Формирование грамматических навыков говорения происходит в III-м разделе цикла. До продуктивного уровня владения отрабатываются новые грамматические явления, с которыми учащиеся не встречались ранее или встречались в текстах в рецептивном плане. Следует отметить, что работа над грамматической стороной речи происходит и в других разделах, когда задаётся речевая задача и даётся образец с определённой грамматической структурой в качестве опоры. Как правило, это грамматические явления, которые в 7-ом классе встречались в текстах и которыми учащиеся овладели на рецептивном уровне, т.е. научились распознавать и понимать. В общей схеме раздела по формированию грамматических навыков говорения выявляются следующие этапы: презентация грамматического явления и его автоматизация. Эти этапы могут плавно переходить один в другой или перемежаться друг с другом, когда, например, грамматический материал подаётся частями (22, с.24).

Главным в презентации грамматического явления является показ его функционирования (со стороны учителя) и осознание функциональных и формальных особенностей данного явления (со стороны учеников).

Показ функционирования грамматического явления происходит в связном тексте, задания к которому указывают на функцию этого явления. Учащиеся читают или слушают текст и выбирают те предложения, которые соответствуют данной функции.

Выбор может сопровождаться записью на доску, что позволит учащимся самостоятельно сделать вывод о формальной стороне данного явления. Если учащиеся затрудняются это сделать, они могут обратиться к рубрике «Grammar in Focus», которая, как правило, приводится в Учебнике сразу же после задания, направленного на осознание функции грамматического явления. Они могут обращаться к данной рубрике и для более точного формулирования правила.

Соответствующий грамматическому явлению параграф в грамматическом справочнике поможет учащимся дома самостоятельно сравнить изучаемое грамматическое явление с другими, схожими с ним, осознать их различия. В зависимости от уровня подготовленности класса к справочнику можно обратиться и по мере знакомства с грамматическим явлением на уроке. Для более эффективного усвоения рекомендуется сопровождать пояснение формальных признаков явлений схематическим изображением (22, с.25).

Важнейшим видом работы является автоматизация. Содержательной основой для упражнений служит контекст деятельности британских и российских школьников, а также окружающие их факты и явления действительности. Решая определённые коммуникативные задачи, учащиеся сравнивают, сопоставляют, находят общее и различное в культуре, высказывают своё мнение, задают интересующие их вопросы. Речевые образцы, оперативные схемы, которые подаются по мере выполнения упражнений, оказывают помощь в профилактике ошибок.

Обязательным условием успешного овладения грамматическим явлением является отработка логического ударения в речевом образце. Дополнительные упражнения для формирования грамматических навыков помещены под соответствующими рубриками в Рабочей тетради. По своему усмотрению учитель может использовать их на уроке (22, с.26).

2.5 Опытно-практическая часть

Данная опытно-практическая работа проводилась в средней общеобразовательной школе № 124 г. Перми в 8-ом «м» классе, и состояла из трёх этапов. Опишем цели и задачи каждого этапа.

Цель первого этапа: выявление уровня владения грамматическим материалом: времена группы Simple (Past, Present, Future), Progressive (Past, Present, Future), Present Perfect, глагол to be (Past, Present, Future),модальные глаголы Can, May, Must.

Задачи:

1. Подобрать диагностическую методику.

2. Осуществить диагностику по выявлению уровня владения грамматическим материалом.

Цель второго этапа: использование оптимальных, по нашему мнению, методов и приёмов при обучении грамматике с учётом коммуникативной направленности уроков.

Задачи:

1. Отбор, в соответствии с выбранными методами, наиболее подходящих приёмов введения такого грамматического явления как Tag questions.

2. Проведение уроков с использованием данных приёмов.

Цель третьего этапа: проведение контрольного среза с целью выявления достигнутых учащимися результатов.

Задачи:

1. Выбор приемлемых методик, позволяющих оптимально оценить степень усвоенности материала учащимися.

2. Применение отобранных методик для выявления достигнутой учащимися степени усвоенности материала.

Методы исследования:

· Изучение и анализ литературы по проблеме.

· Анализ УМК.

· Анализ результатов деятельности учащихся.

· Тестирование.

· Обработка результатов исследования.

Описание констатирующего этапа

Во время прохождения преддипломной практики нами было проведено тестирование на знание времён группы Simple (Past, Present, Future), Progressive (Past, Present, Future), Present Perfect, глагола to be (Past, Present, Future), модальных глаголов Can, May, Must.

Тестирование было проведено в 8-ом «м» классе (общее число детей принимавших участие - 12 человек):

50% - справились удволетворительно

25% - справились хорошо

25% - не справились

Тест, использованный нами для выявления уровня владения данным грамматическим материалом

Выберите правильный ответ:

1) Are you a pupil?

2) Is the book in the bag?

Yes,... No,...

a) it is a) don't

b) I am b) doesn't

c) I have c) isn't

d)I do d) hasn't

2) How much ... this sweater cost?

3) ...Dad ... any brothers or sisters?

a) is a) Have ... got

b) do b) Does ... have

c) has c) Does ... has

d) does d) Is ... have

5) The much (finish) at half past nine,

6) Don't make so much noise. I(try) to so I will be at home by 10 o'clock. work.

a) will finish a) am try

b) finishes b) try

c) is finishing c) trying

d) finish d) am trying

7) My parents (be) to the USA many

8) You will ... speak Spanish in

Times few months.

a) have been a) can

b) were b) may

c) have being c) must

d) been d) be able to

9) I saw a light in your window

10) One of the passengers (die) in the

as I (pass) by. accident.

a)passed a) has died

b) pass b) was dying

c) was passing c) died

d) has passed d) have died

11) ...I speak to Jane, please?

12) This time tomorrow they (sit) in

a) shall the train on there way to Chicago.

b) must a) sit

c) could d) will sit

d) can c) will be sitting

13) Tell Tommy about these

14) The weather is nice today, but it ...

islands. He... about them. bad yesterday.

a) has never hear a) is

b) has never heard b) did

c) didn't hear c) was

d) never heard d) were

Описание формирующего этапа

На данном этапе учащимся будет предъявлено такое новое грамматическое явление как Tag Questions. Оно базируется на знаниях, которые проверялись на констатирующем этапе

Опираясь на результаты констатирующего этапа, цели и задачи формирующего этапа, мы подготовили и провели уроки, включающие в себя коммуникативный, индуктивный и дедуктивный методы и соответствующие этим методам приёмы. Содержание уроков базировалось на материале учебника Кузовлева В.П. для 8-го класса «Happy English 3».

План-конспект уроков

1-й урок

Unit 3. Traditions, Manners.

Тема: The British are friendly, aren't they?

Цель: Введение нового грамматического явления «Tags».

Задачи:

1. развитие способностей к обобщению, формулированию грамматических правил;

2. развитие способностей к догадке по аналогии с родным языком;

3. организация деятельности учащихся по первичному закреплению разделительных вопросов;

4. знакомство с особенностями культуры поведения британцев;

5. воспитание толерантного отношения к культуре страны изучаемого языка.

Тип урока: изучение нового материала

Урок см. в приложении 1.

2-й урок

Unit 3

Тема: Americans and their behaviours.

Цель: Закрепление речевых образцов грамматической структуры.

Задачи:

1. практиковать учащихся в диалогической речи;

2. развивать умение понимать текст на слух, воспринимать интонацию;

3. ознакомить с некоторыми особенностями поведения американцев;

4. способствовать формированию познавательной активности.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.

Урок см. в приложении 2.

Описание контрольного этапа

Для проверки уровня усвоенности и качества владения учащимися грамматическим материалом, нами был проведён следующий тест:

Напишите недостающую часть вопроса

1. He can play golf well, ... ?

2. You are the new secretary, ... ?

3. My friend has never been to Italy, ... ?

4. You aren't well enough. You should stay with either me or your son, ... ?

5. There isn't a cloud in the sky, ... ?

6. There was nobody there, ... ?

7. Neither your parents nor mine can lend us some money, ... ?

8. I mustn't do it, ... ?

9. They will come to the dinner, ... ?

10. It was he who took the book from the shelf, ... ?

11. Mother will be able to come tomorrow, ... ?

12. My parents prefer to spend time together than apart, ... ?

13. There's little point in doing anything about it, ... ?

Переведите на русский язык ответ на вопрос

1. They will be late for the lesson, won't they?- No, they won't

2. Our teacher isn't ill, is he?- Yes, he is.

3. My garden is not the best, but it's rather good, isn't it?- No, it isn't.

4. He wasn't at the library yesterday, was he?- No, he was.

С целью выявления эффективности проделанной работы, мы провели мониторинг, который показал следующие результаты:

75% - справились хорошо

25% - справились удволетворительно

Таким образом, сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов, можно обнаружить, что учащиеся не только усвоили новое грамматическое явление, но и стали лучше знать материал, послуживший основой вновь изученному.

Успешность выполнения

Констатирующий этап

Контрольный этап

Справились хорошо

25%

75%

Справились удволетворительно

50%

25%

Не справились

25%

-

Следовательно, опираясь на полученные результаты, можно утверждать, что одновременное использование коммуникативного, индуктивного, дедуктивного методов и составляющих их приёмов способствовало лучшему усвоению грамматического материала.

Заключение

Изучение методической литературы по данному вопросу показало, что обучение - это активное взаимодействие учителя и учащихся и оно не может носить односторонний характер, именно от учителя зависит то, насколько успешным будет процесс обучения.

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора модели построения курсов обучения предмету, учебных пособий и других обучающих средств. В этой ситуации именно учитель должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам.

Очевидно, что каждый учитель ориентируется в соответствии со своим личным опытом в выборе методов и приёмов работы при обучении грамматике. Но, основываясь на результатах проведённой опытно-практической работы, мы можем утверждать, что использование разнообразных приёмов в рамках коммуникативного, индуктивного, дедуктивного методов даёт положительный результат, и, несомненно, способствует повышению эффективности обучения грамматике.

Таким образом, представленная нами гипотеза подтвердилась, то есть, мы выяснили, что если в процессе развития грамматических навыков будут использоваться оптимальные методы и приёмы, то эффективность усвоения грамматического материала повысится.

Библиографический список

1. Беседы об уроке иностранного языка: пособие для студентов педагогических институтов / Пассов Е.И., Колова Т.И., Волкова Т.А., Добронравова Т.Н., Воронова О.М., Крайнова Е.А. - Л., «Просвещение», - 1975.

2. Бим И.Л. К вопросу о методах обучения иностранным языкам. // ИЯШ.-1974.- № 2.-С.19-32.

3. Воловин А.В. Коммуникативный подход к изучению иностранным языкам в методических системах Великобритании и США // Коммуникативный подход к изучению иностранным языкам: сб. науч. трудов, вып. 275 - М., 1985.

4. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку: пособие для учителей России - Oxford University Press, 1997.

5. Дюфо Бернард. Взаимодействие и воображение обучающихся в практике преподавания языков // Коммуникативное обучение иностранным языкам: межвуз. сб. научн. трудов ПГТУ - Пермь, 1998.

6. Методические рекомендации по организации исследовательской работы студентов в педагогическом колледже./ Под ред. Ощепкова Л.С., Шистерова Е.А.- Пермь, 2002.- 43с.

7. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам.// ИЯШ.- 2000.- №4 - С.9-15, №5 - С.17-22.

8. Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике (упрощённым предложениям).// ИЯШ.- 2002.- № 2.- С.15-21.

9. Миролюбов А.А. Грамматико-переводной метод.// ИЯШ.- 2002.-№4.-С.27-28.

10. Миролюбов А.А. Натуральный метод // ИЯШ.- 2002.-№ 5.-С.26-28.

11. Миролюбов А.А. Прямой метод //ИЯШ.- 2002.- № 6.- С. 15-17.

12. Николенко Т.Г. Тесты по грамматике английского языка.- М.: Рольф, 1997.- 160с.

13. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков - М.: «Просвещение», 1985.

14. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам - М.: «Русский язык», 1977.

15. Поспелова М.Д. Обучение вопросительным структурам на уроках английского языка.// ИЯШ.-2002.-№ 5.- С.33-36.

16. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе - М.: «Просвещение», 1988.

17. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1988.- 224с.

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.-256с.

19. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков. //ИЯШ.- 2000.- № 5.- С.22-26.

20. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекции: Пособие для студентов педвузов и учителей - М.: Просвещение, 2002.-256с.

21. Счастливый английский. В 4-х кн. Кн.3. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждении./ Кузовлев В.П., Лапа Н.М.. Перегрудова Э.Ш. и др.- 4-е изд.- М.:Просвещение, 1999.- 253с.

22. Счастливый английский. Кн.3. Книга для учителя к учебнику английского языка для 8 класса общеобразовательных учреждении./ Кузовлев В.П., Лапа Н.М.- М.: Просвещение, 1996.- 96с.

23. Счастливый английский. Кн.3. Рабочая тетрадь к учебнику 8 класса общеобразовательных учреждении./ Кузовлев В.П., Лапа Н.М.. Перегрудова Э.Ш. и др.- 1997.- 94.

24. Hutchenson T. Hotline. Oxford University Press, 1990

25. Hutchenson T. New Hotline Elementary. Oxford University Press, 1998.

26. Soars J. & Soars L. Heardway Intermediate. Oxford University Press, 1986.

27. Strange D. Chatterbox I. Oxford University Press, 1989.

28. Strange D. Chatterbox I. Teacher's Book. Oxford University Press, 1989.

29. Whitney N. Open Doors. Teacher's Book. Oxford University Press, 1994.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать