Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности

Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности

Курсовая работа

Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

1.1 Понятие «графическая грамотность» в психолого-педагогической литературе

1.2 Особенности графических умений младших школьников

1.3 Условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

Глава 2. Экспериментальное исследование ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

2.1 Диагностика уровней сформированности графических умений младших школьников

2.2 Реализация условий ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Количество учащихся в младшем школьном возрасте с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом.

Ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика». В лингвистическом понятии «графика» определяется, как начертание письменных или печатных знаков, букв.

Формирование графической грамотности при письме, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений.

Важность формирования графической грамотности диктуется огромной ее ролью в развитии мышления, познавательных способностей, пространственных представлений и пространственного воображения учащихся, формировании практических умений и навыков.

Формирование графической грамотности учащихся направлено на подготовку грамотных в области графической деятельности выпускников школ, владеющих совокупностью знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения, сохранения, передачи, преобразования информации и их использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике и других сферах жизни общества, способных использовать полученные знания, умения и навыки не только для адаптации к условиям жизни в информационном обществе, но и для активного участия в производственной и творческой деятельности.

Психологические аспекты формирования графической грамотности исследовали А.Д. Ботвинников, Т.И. Бугаева, П.Я. Гальперин, А.В. Занков, В.И. Зыкова, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.А. Крутецкий, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Фридман, И.С. Якиманская и др.

В методическом плане вопросы графической грамотности рассмотрены М.Д. Бисенгалиевым, А.Д. Ботвинниковым, В.Н. Виноградовым, В.Г. Мотор иной, И.Ф. Тесленко, П.Г. Сатьяновым, Н.Ф. Четверухиным и др. Формированием и развитием графических умений в процессе обучения математике занимались Р.Л. Аракелян, А.Т. Зверева, В.И. Зыкова, Л.М. Савинцева, A.M. Набиев и др.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между многофункциональными возможностями образовательного учреждения в плане формирования графической грамотности учащегося и сложившейся традиционной системой обучения, в которой отсутствует работа по ознакомлению младших школьников с элементами графической грамотности.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в разрешении противоречия путем поиска условий ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности».

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования: условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

Цель исследования: теоретически обосновать и путем экспериментальной работы проверить условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

- Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что ознакомление графической грамотности младших школьников будет успешнее при соблюдении следующих условий: учитывать психофизиологические особенности младших школьников в целом и учащихся своего класса, его отдельных групп; учитывать гигиенические условия; учитывать специфику учебного материала и дидактических задач урока; знать потенциальные возможности данного УМК и путей повышения эффективности учебных упражнений; знать технику работы над усвоением графического навыка.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть понятие и определить особенности формирования графической грамотности у младших школьников.

3. Выявить условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

4. Экспериментальным путем проверить условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

Теоретико-методологическая основа исследования: концепции процесса усвоения графических знаний, умений и навыков (А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов, Н. Ф. Четверухин, И. С. Якиманская и др.); методические исследования ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности в работах Н.Г.Агарковой, Т.А.Смолиной и других.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование учителей и учащихся; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №1 города Муравленко. В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - постановочный (01.02.10 - 01.03.10) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап - собственно-исследовательский (02.03.10 - 02.04.10) - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап - интерпретационно-оформительский (03.04.10 - 03.05.10) - обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что графическая грамотность младших школьников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально обоснованы условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 41 наименование, приложения. Работа включает таблицы (3).

Общий объем работы 57 страниц компьютерного текста.

Глава 1. Теоретические аспекты ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

1.1 Понятие «графическая грамотность» в психолого-педагогической литературе

В словарях приводится следующее толкование: «грамотность - определенный уровень владения человеком навыками чтения, письма, счета; грамотность функциональная - владение человеком комплексом знаний, умений и навыков, необходимых ему для сознательного и активного участия в экономической, природоохранной, культурной, политической и других видах общественной деятельности»; «неграмотность - неумение читать и писать; отсутствие нужных знаний в какой-либо области; низкое развитие самосознания, критического мышления, преобладание аффективного над рефлексивным» [19, с.248].

В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни.

Термин «Грамотность» обозначает также: а) наличие соответствующих знаний в какой-либо области (политическая грамотность, техническая грамотность); б) умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка (грамматическими, стилистическими, орфоэпическими и др.) [21, с.176].

В настоящее время графические умения у учащихся - важнейший аспект обучения. Графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространственное мышление, воображение, творческие способности, наблюдательность и внимание.

В психологическом словаре отмечено, что слово «Графика» имеет несколько определений (вид изобразительного искусства, раздел лингвистики) [19, с.520].

Графика, как раздела лингвистики изучает систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и
сам процесс изображения ее.

Исходя из определения, данного Н.Г. Агарковой, графическая грамотность - это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) [1, с.312].

По мнению Н.Г. Агарковой, графическая грамотность вбирает в себя все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.

А.К. Аксенова отмечает, что графический навык - это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой как, двигательное [1, с.27]. Данный автор подчеркивает, что письмо как сложное речерукодвигательное действие представляет собой предмет специального изучения и усвоения.

Такими специалистами, как А.Г. Зикеевой, Е.А., Кинаш, А.Р. Лурия, указывается, что графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Так, А.Р. Лурия высказывал суждение о том, что графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом состоит специфика и сложность их формирования. При этом подчеркивается, что графические навыки формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи [20, с.62].

Процесс формирования графической грамотности письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека.

Как отмечала И.Н. Садовникова, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова. В младшем школьном возрасте у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом [32, с.337].

Психологи отмечают, что для формирования навыка важно, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.

По мнению Е.Н. Российской, очень важно для овладения графической грамотностью письма развитие движений пальцев и кисти руки [26, с.227].

Развитие тонкой моторики определяет готовность руки к обучению графическому навыку письма. На этот факт указывали и такие авторы как Т.П. Сальникова, Е.И. Скиотис. Отмечено, что мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы младший школьник мог правильно держать ручку, чтобы не уставал быстро при письме. Движения пальцев должны быть целенаправленными и точными, подчинятся задачам деятельности [33, с.75].

Графическая грамотность как один из показателей сформированности навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки, возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге.

Графические ошибки - это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.

Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так далее. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.

К причинам возникновения графических ошибок следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых, несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному смысловому значению.

Для определения графической грамотности учеников рекомендуется использовать диктант. Это более сложный вид речевой деятельности в сравнении со списыванием, так как перекодирование звуков в буквы чаще вызывает трудности, чем обратный процесс.

На практике при письме встречаются следующие графические ошибки:

1) дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке;

2) пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;

3) очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;

4) не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме;

5) не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);

6) нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма;

7) имеет место «заборность», условность письма;

8) не соблюдается связанность букв при письме;

9) полная неразборчивость почерка, «каша» [40, с.312].

Итак, графическая грамотность проявляется в том, допускает ли ученик ошибки. Графические ошибки делятся на две категории: слухо-артикуляционные и зрительно-двигательные. Первые зависят от степени развитости фонематического слуха и звуковой культуры (нарушение последовательности, пропуск, лишние буквы, замена букв, парных звуков). Вторые ошибки зависят от сформированности зрительно-двигательных образов букв в памяти ученика: 1. нарушение количества элементов в букве (буква Ш заменяется на И и наоборот, Щ - Ц, Х - Ж); 2. смещение элементов по размеру (р - п); 3. смещение элементов по форме (г - ч, н - ы); 4. изменение пространственного положения сходных элементов (ш - т, и - п).

Коррекционная работа по формированию графической грамотности ведется в двух направлениях:

1. Развитие фонематического слуха и звуковой культуры;

2.Формирование зрительно-двигательных образов букв в памяти учащихся. Работа в этом направлении может содержать следующие упражнения:

- обобщение букв по одному из элементов: э, е, ё - по полуовалу;

- исключение буквы из группы по отсутствию у нее общего с ними элемента: э, е, ё, о -о;

- нахождение общего элемента в буквах: у, н, ы, и - линия с закруглением внизу;

Сравнение букв: У, И;

- нахождение указанного элемента в буквах: прямая линия - а, г, ж, з, к, н, п;

- составление группы букв на основе общего элемента;

- продолжение ряда букв на основе одного из элементов: э, е, ё, з, Е, З, В, Б… (полуовал);

- списывание письменных буквосочетаний и нахождение их в печатном тексте;

- корректура письменного текста, написанного с графическими ошибками второй категории.

Таким образом, под графической грамотностью следует понимать определенную степень владения языком, элементами которого выступают графические объекты. Графические навыки - это определенные привычные положения и движения пишущей (рисующей) руки, позволяющие изображать знаки и их соединения.

Графическая деятельность младших школьников, обеспечивающая возможность образного (графического) отражения детьми разнообразной информации, а также выполнения намеченных действий при помощи различных графических средств и инструментов.

В следующем параграфе мы рассмотрим особенности графических умений детей младшего школьного возраста.

1.2 Особенности графических умений младших школьников

В специальной литературе отмечается, что одна из наиболее распространенных причин трудностей овладения графической грамотностью письма учащихся младшего школьного возраста - нарушение интеллектуального развития.

Формирование графической грамотности осуществляется в тесной связи с функционированием всей психики, с различными психическими процессами. Это отмечается в исследованиях В.Г. Петровой, Т.В. Власовой, В.И. Лубовского и других.

В исследовании Г.Н. Рахмаковой отмечается, что особенности психического развития учеников - уровень познавательной активности, сформированность операций анализа, отвлечения и обобщения, синкретичность и нерасчлененность мышления, мотивация учебной деятельности - способствуют или затрудняют овладение графическими умениями письма [30, с.70].

Одной из характерных черт, отличающих младших школьников, по мнению Г.Н. Рахмаковой, является еще не развитая познавательная активность, которая при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного развития речи, приводит к отклонениям в этом процессе. Для таких учеников характерно снижение способности к приему и переработки перцептивной информации, что проявляется в процессе формирования графической грамотности.

Е.Н. Российская, В.А. Насонова, Е.М. Мастюкова в своих исследованиях указывают, что успешное овладение графической грамотностью зависит от уровня сформированности сенсорных функций и процессов. Состояние высших психических функций (зрительное восприятие, зрительная память, зрительное внимание, слуховое внимание, слуховая память, слуховое внимание) является показателем и критерием готовности к овладению графическими умениями младших школьников.

Так, по итогам ряда наблюдений за процессом письма В.И. Насонова сделала вывод о том, что у учеников в младшем школьном возрасте наблюдается недостаточность межанализаторного взаимодействия. Несовершенство межанализаторной интеграции приводит к трудностям в процессе письма, например, к несформированности зрительно - двигательных образов буквенных знаков [5, с.66].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать