Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности
p align="left">- учитывать психофизиологические особенности младших школьников в целом и учащихся своего класса, его отдельных групп;

- учитывать гигиенические условия;

- учитывать специфику учебного материала и дидактических задач урока;

- знать потенциальные возможности данного УМК и путей повышения эффективности учебных упражнений;

- знать технику работы над усвоением графического навыка.

На обучение младших школьников могут быть направлены следующие аспекты профессиональной деятельности конкретного учителя:

1) Развитие у младшего школьника потребности и положительной мотивации: а) понимания роли изучаемого; б) воспитание доброжелательного настроя в коллективе, похвала и поддержка со стороны учителя и общественная поддержка каждого;

2) Отбор методов, приёмов и форм обучения, выбор соответствующего по содержанию дидактического материала: а) обоснованное разнообразие активных методов и приемов работы учителя и учащихся, выбор частично-поисковых и исследовательских методов и прочее; б)использование разнообразных форм организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальные, групповые, работы в парах, коллективные и так далее; в) использование приемов, стимулирующих активность учащихся: речевая ситуация, игра и так далее; г) опора на чувственное восприятие языка, использование зрительной и слуховой наглядности: памятки, плакаты, таблицы и так далее; д) дидактический материал (занимательный материал) и так далее; е) подбор дидактического материала с нарастающим уровнем сложности и увеличивающимся развивающим потенциалом; ж) свободная атмосфера на уроке, помощь со стороны учителя, сотрудничество учителя с учащимися;

3) Совершенствование содержания используемого материала: а) увеличение заданий, требующих интеллектуальных операций, направленных на развитие абстрактного мышления учащихся; б) использование ситуаций, взятых из повседневной жизни ребенка;

4) система контроля и оценки умения и навыков учащихся в процессе формирования графического навыка: а) отказ от выставления отрицательных оценок; б) тщательное разграничение ошибок и применение различных приемов для их преодоления; в) использование различных форм оценок (отметка, поощрение, слово учителя и так далее); г) формирование навыков самоконтроля; д) использование дифференцирующих заданий; е) использование творческих заданий;

5) изменение и совершенствование характера содержания и форм проверки домашнего задания: а) использование учебника; б) усиление элемента творчества; в) разнообразные формы проверки: взаимопроверка, проверка с использованием ТСО, использование дидактических карточек и так далее.

Таким образом, разработанные нами занятия представляют собой новую универсальную развивающую систему ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

Освоение графики связано с развитием пространственных представлений, совершенствование мелкой моторики, отработкой ритмичности, плавности движения руки. Помимо этих традиционных задач наши занятия включали в формирование графического навыка освоение и использование детьми ряда мыслительных операций: анализа - синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Основу методики составляли принципы одновариантного начертания и поэлементного изучения букв, реализуемое с помощью новых методических приемов: аналитического восприятия и практического конструирования буквенных знаков.

Впервые совокупность письменных букв русского алфавита структурирована в виде графической системы, основу которой составляют 8 постоянных структурных единиц, отличающихся по относительно законченной форме. Форма каждого элемента является постоянной, а размер, пространственная ориентация и количество элементов - переменными свойствами графической системы письменных букв.

Для того, чтобы преодолеть типичные для традиционного обучения трудности, связанные с переносом зрительно вычленяемых элементов в двигательное звено письма и обеспечить плавность и безотрывность воспроизведения букв и их соединений, мы предложили двойную систему эталонов: зрительные и двигательные элементы букв. Зрительные элементы использовали на уровне первичного зрительного изучения буквы при ее анализе, синтезе, сравнении, конструировании и реконструкции.

На основе двигательных элементов был построен алгоритм действий ученика при отработке начертания буквы в тетради - прописи, а именно: на рисунке двигательных элементов, выполненных с помощью пунктирных линий, были даны точки со штрихами, которые указывают на начало и последовательность начертания этих элементов в букве, а также места их соединения. Использовали два типа точек: черная точка со штрихом обслуживает первоначальный этап усвоения технологии начертания букв, показывая места соединений двигательных элементов в букве и направление движения руки при их написании, в то время, как красная точка со штрихом регулируют процесс усвоения техники соединения букв и сохраняет свою сигнальную функцию на разных этапах обучения письму.

Избежать излишнего утомления при письме помогал прием тактирования, формирующий у ребенка умение чередовать напряжение руки с расслаблением.

Так организованное усвоение правил поэлементно-целостного письма обеспечивал переход к безотрывному письму на последующих этапах выработки автоматизированности графического навыка каждого ученика.

В тетрадях-прописях даны логически упражнения, при выполнении которых дети учатся анализировать, сравнивать, объединять буквы на основе выделения в них общих и отличительных признаков. Такие задания способствуют повторению и систематизации изученного графического материала и одновременно развивают мышление ребенка.

На наших занятиях мы формировали у младших школьников умения правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями (держать ручку, наклонно располагать тетрадь на столе во время письма); знакомили с основными элементами графической системы и отрабатывали их начертания; знакомили с направлениями руки во время письма (сверху вниз, снизу вверх, слева на право, справа на лево); формировали понятия о прямой (горизонтальной, вертикальной, наклонной) и полуовальной линиях, умения ориентироваться на пространстве листа (в тетради-прописи) и на пространстве классной доски; развивали мелкие движения руки при копировании и штриховке рисунков-бордюров.

Проведенное исследование убедило нас в том, что совершенствование процесса формирования графических навыков возможно, и оно может быть достаточно эффективным. Принимая во внимание результаты экспериментальных работ, и, обобщив материалы, разработанные по данному вопросу в психологии, педагогике, физиологии, методике, мы вышли на пути оптимизации работы над усвоением графических умений и навыков в начальной школе, предназначенные для учителей, родителей, завучам по начальным классам и других.

Заключение

В процессе выполнения поставленных задач исследования, изучалось мнение специалистов по проблеме. Было отмечено, что формирование графической грамотности - длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования графических умений и навыков, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. В ходе многочисленных упражнений учащихся по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма.

Мы убедились в том, что у учеников младшего школьного возраста развитие и автоматизация графических навыков осложняется из-за недостаточной динамичности мышц руки, недоразвития ручной моторики и слабости мышечного тонуса. Замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции, несовершенство зрительного и двигательного контроля за движениями приводит к многочисленным графическим ошибкам и трудностям письма.

Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности - процесс, в котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах. Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание обучающимися коренным образом сказывается на успешности формирования графического навыка. Очень важное значение имеет осознание способов выполнения действия. В этом случае формирование навыка заметно ускоряется: требуется меньшее количество упражнений, минимизируется количество ошибок, а сформированный навык оказывается более лабильным, гибким. Важным является осознание самих движений в действии - их пространственных характеристик. Это сокращает количество проб во время поиска нужных движений и сами лишние движения, в результате этого уменьшается количество ошибок. При формировании графического навыка необходимым условием является анализ достигнутых результатов, допущенных ошибок, причин их возникновения.

Как говорят ученые, навык может формироваться двумя путями: стихийным и планомерно управляемым. Графический навык тоже может формироваться стихийно. В этом случае обучающимся не учитываются условия правильного выполнения действия или учитываются не полностью. В предложенных ему указаниях может не быть всех необходимых ориентиров для действия или не обеспечивается их применение при выполнении задания. Во время работы ученик находится в поиске недостающих ориентиров, однако пути поиска ему неизвестны, и он идет по пути проб и ошибок; в результате формирование навыка затягивается. Через пробы и ошибки ученик чаще всего не приходит к полному пониманию выполняемых действий, и навык не приобретает устойчивость.

В нашем случае формирование графической грамотности происходит путем управляемого обучения. Действия обучающихся организуются учителем. Речь идет не только о более высоком качестве навыка, но и об иной картине его формирования. Вместо стихийных поисков недостающих ориентиров учащиеся получают возможность организованно и планомерно находить эти ориентиры, выявлять их значение и применять на практике, что дает возможность детям раньше и успешнее выполнять графическое действие.

В результате нашей работы мы рассмотрели понятие «графическая грамотность» в психолого-педагогической литературе, определили особенности графических умений детей младшего школьного возраста, выявили условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

На констатирующем этапе исследования мы провели диагностику уровня сформированности графической грамотности учащихся второго класса. Осуществив практическую часть исследования, пришла к выводу о том, что графические навыки учеников второго класса развиты на низком и очень низком уровне. Качественный анализ методик показал, что трудности автоматизации навыка и графические ошибки учеников связаны с несформированностью зрительно - двигательных образов буквенных знаков, с низким уровнем зрительного контроля. Недостатки процесса восприятия, моторные нарушения так же негативно отражается на точности воспроизведения букв.

Для реализации условий формирования графической грамотности через ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности мы организовали формирующий этап эксперимента. Анализ результатов проведенного эксперимента показал, что большинство учащихся повысили уровень сформированности графических умений.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Проведенное исследование позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках проблемы ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности в условиях общеобразовательного учреждения.

Библиография

1. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников [Текст] /Н.Г.Агаркова // Начальная школа. - 1999. - №4. - с. 15-17.

2. Агаркова, Н.Г. Графический навык. Графический почерк. (Программа для начальной школы) [Текст]/Н.Г.Агаркова//Начальная школа. - 1995. - №12. - С.19 .

3. Агаркова, Н.Г. Русская графика. Книга для учителя [Текст]/Н.Г.Агаркова. - М.: Дрофа, 1997. - С.11.

4. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку [Текст]/Л.И.Айдарова. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.

5. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах/Под ред. Рождественского Н.С., Фомичевой Г.А. - М.: Педагогика, 1977. - С.13.

6. Безруких, М.М. Еще раз о письме и почерке [Текст] / М.М.Безруких//Советская педагогика. - 1987. - №5. - С.34.

7. Безруких, М.М. Как писать буквы [Текст]/М.М.Безруких, Т.Е.Хохлова. - М.:Просвещение, 1993. - 48 с.

8. Ботвинников, А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников [Текст]/А.Д.Ботвинников, Б.Ф.Ломов. -- М.:Просвещение, 1979. - 412 с.

9. Бурмакина, В.Ф. Метод проектов в дистанционном обучении основам графической грамоты детей с ограниченными возможностями [Текст] / В.Ф.Бурмакина. - Москва, 2006. - 170 с.

10. Голубь, Валентина Тимофеевна. Графические диктанты [Текст] / В. Т. Голубь. - М.: ВАКО, 2009. - 141 с.

11. Гурьянов, Е.В. Развитие навыка письма у школьников [Текст] / Е.В.Гурьянов. - М.:Просвещение, 1940.- 339 с.

12. Елина, Н.В. Создание предпосылок грамотного письма [Текст] / Н.В.Елина//Начальная школа. - 1995. - №6. - С.19.

13. Жедек, П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графики и орфографии [Текст]/П.С.Жедек. - Томск, 1992. - С.58.

14. Жедек, П.С. Списывание в обучении правописанию [Текст]/П.С.Жедек, М.И.Тимченко//Начальная школа. - 1989. - №8. - С.22.

15. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме [Текст]/В.А.Илюхина//Начальная школа. - 1999. - №8. - С.21.

16. Исмагилова, Гульнара Ираковна. Диагностика уровня начальной графической грамотности учащихся [Текст] / Г. И. Исмагилова. - Уфа: Вагант, 2008. - 27 с.

17. Козлова, В.П. Списывание в период обучения грамоте [Текст] / В.П.Козлова//Начальная школа. - 1978. - №10. - С.20.

18. Костин, Н.А. Методика русского языка в начальных классах [Текст] / Н.А.Костин. - М.: Просвещение, 1969. - 300 с.

19. Краткий психологический словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Просвещение, 1985. - с.195.

20. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма [Текст]/А.Р.Лурия. - М.:Просвещение,1950. - 98 с.

21. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. Институтов [Текст]/М.Р.Львов. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.

22. Мельникова, С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки [Текст] / С.С.Мельникова//Начальная школа. - 1994. - №8.- С.14..

23. Миловидова, Г.В. Пути совершенствования фонетико-графической грамотности младших школьников [Текст]/Г.В.Миловидова. - М.: Просвещение, 1979.- С.17.

24. Мирхайдарова, Д.М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики [Текст]/Д.М.Мирхайдарова//Начальная школа. - 1996. - №2.- С.20.

25. Михайлов, Н. Путь к графической грамотности [Текст]/Н. Михайлов // Нар. образование. - 1996. - N 9. - С. 80-85.

26. Основы графической грамоты [Текст] / В. Н. Виноградов и др. ; под общ. ред. В. Н. Виноградова. - Минск: Вышэйш. шк., 1966. - 166 с.

27. Основы педагогического мастерства/Под ред. Зядюн И.А. - М.: Педагогика, 1988. - 302 с.

28. Панов, М.В. Теория письма. Графика. Теория письма. Орфография [Текст] /М.В.Панов//Современный русский язык/Под ред. Белошапкова В.А. - М.:Просвещение, 1989. - С.29.

29. Пантина, Н.С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании [Текст]/Н.С.Пантина//Вопросы психологии. - 1967. - №4.- С. 22.

30. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 638 с.

31. Потапова, Е.Н. Обучение письму младших школьников [Текст] / Е.Н.Потапова//Начальная школа. - 1987. - №6. - С.16.

32. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/Под ред. Соловейчик М.С. - М.: Академия, 1998.- 245 с.

33. Сальникова, Т.П. Методика обучения грамоте [Текст]/Т.П.Сальникова. - М.:Просвещение, 1996. - С.224.

34. Смирнов, А.А. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Том 2 [Текст] /А.А.Смирнов. - М.: Педагогика, 1987. - 360 с.

35. Смолина, Т.А. Индивидуальный подход в обучении школьников графической грамотности [Текст] / Смолина, Т.А., соавт. // Вестник ЧГПУ. Сер.3. Педагогика. Психология. Методика преподавания. - 1998. - № 3.- С.85.

36. Смолина, Т.А. Межпредметные задания при обучении школьников графической грамотности [Текст] / Смолина, Т.А. // Психодиагностика высшего и среднегор образования: тез.второй Всерос.науч.-практ.конференции. - 1998. - С.214. - Барнаул, 1998. - С.12.

37. Смолина, Т.А. Формирование научных понятий при обучении школьников графической грамотности [Текст] / Смолина, Т.А. // Методология, теория и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: тез.докл.Всерос.науч.-практ.конференции 13-15 мая 1998. - 1998. - Т.1.- С.106-107. - Челябинск, 1998. - С.34.

38. Утехина, К. Развитие графических навыков письма у дошкольников [Текст] /К.Утехина//Дошкольное воспитание. - 1998. - №5.

39. Чугунова, И.В. Графическая культура как активное средство обучения [Текст] / И. В. Чугунова // Наука. Культура. Образование. - 2004. - № 15-16. - С. 152-153.

40. Чугунова, И.В. Графическая культура как условие эффективного обучения: учебно-методическое пособие [Текст]/ И. В. Чугунова. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. - 168 с.

41. Чугунова, И.В. Формирование графической культуры школьников [Текст] / И.В. Чугунова // Наука. Культура. Образование. - 2003. - № 13-14. - С. 65.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать