качестве усвоения материала, типичных ошибках, внимании и
интересе учащихся, что позволяет видеть свои дидактические
промахи и своевременно вносить коррективы в процесс препо-
давания.
Виды и формы контроля
В зависимости от объема и характера контроля различают 2 вида:
контроль промежуточных результатов усвоения;
итоговый контроль.
Промежуточный контроль не имеет каких-либо формальных ограничений. Он осуществляется по замыслу преподавателя и является его творчеством. В качестве форм такого контроля можно предложить:
а) оперативный контроль (на лекции).
За 5 минут до конца лекции преподаватель задает студентам 2-3 вопроса по прочитанному материалу. Ответ предлагается
дать в письменном виде. Замечания преподаватель делает на следующем занятии;
б) блицконтроль.
По завершении темы, за 5 минут до окончания занятия, сту-дентам предлагается написать слова, которые они запомнили из этой темы. Преподаватель проверяет (количество слов, их соот-ветствие теме, ошибки) и на следующем занятии проводит анализ;
в) контрольное задание с письменным отчетом.
Это может быть любое задание (перечислить.., сравнить.., составить или заполнить таблицу.., решить психологические за-дачи... и др.).
Все предложенные формы контроля - групповые.
Итоговый контроль - это проверка конечного результата.
К такому виду контроля относятся семестровые или курсовые зачеты и экзамены. Они имеют разные дидактические функции.
Зачет проводится после окончания темы или раздела. Его основные функции - обучающая и контрольная.
Виды зачета:
1) традиционный вид - индивидуальная вопрос-ответная
форма:
по билетам или вопросам (полное выслушивание во-просов);
опрос-интервью (по тезаурусу или по вопросам, предпо-лагающим краткий ответ) в присутствии всей группы по очереди;
2) мозговой штурм - групповая форма.
3) игра - групповая форма.
Виды экзамена:
1) традиционный - собеседование по вопросам билета.
письменный экзамен;
тестирование - тест учебных достижений.
К итоговому контролю относятся также разного вида кон-трольные, курсовые, дипломные работы и государственный эк-замен.
Условия эффективности контроля:
Объективность (наличие единого критерия).
Незыблемость выносимых оценок (не подлежат сомнению).
Гласность.
Основные принципы контроля:
Профессиональная направленность.
Надежность.
Валидность.
Системность.
Систематичность.
Тестовый контроль знаний по психологии и его дидактические функции
Одним из популярных в настоящее время методов контроля качества знаний стал тестовый контроль.
В учебном процессе под тестами понимают стандартизиро-ванное задание, по результатам решения или ответов которого
Требования к тестам
Тест должен быть адекватным - валидным, т.е. задания должны соответствовать изучаемому материалу по содержанию, объему и уровням усвоения.
Надежность теста понимается, как способность изменять именно степень усвоенности материала. Это можно проверить повторным тестированием.
Понятность теста означает, что обучаемый должен понимать какие задания и в каком объеме он должен выполнить.
Простота теста состоит в том, что задания формулируются как можно короче и четче.
Однозначность теста означает, что при оценке качества его выполнения разными экспертами не должно быть противоречий.
Полнота теста предполагает охват в одном тесте всех эле-ментов измеряемого знания (понятий, функций, свойств ...).
Виды тестов успешности
Тесты подразделяются на: открытые и закрытые.
Уровни тестов
Качество тестирования может быть улучшено, если последо-вательно предъявлять испытуемому по одному и тому же вопро-су тестов разного уровня, начиная с первого. При этом следующий тест дается только после успешного решения предшест-вующего (тест-лестница).
1 уровень - тесты требуют узнавания, припоминания, без
преобразований.
2 уровень - тесты требуют использования усвоенной ин-
формации в типовых ситуациях, при решении типовых задач.
3 уровень - тесты требуют переноса знаний в нетипичную
ситуацию.
4 уровень - тесты требуют умения самостоятельно находить
решения, создавая новые для испытуемого пра-вила и алгоритмы решения.
Тестовый контроль имеет и недостатки :
- тест не дает возможность проверить умения учащихся по-
следовательно излагать учебный материал;
нельзя проверить речевые умения;
- тест дает лишь конечный результат и не ясно, каким спо-
собом он получен;
не любые умения, навыки и учебный материал, можно проверить тестами (сущность теоретических концепций, целостное представление о диагностических методах ...); в целом при тестовом контроле знания носят «точечный» характер;
тестовый контроль предполагает и особый метод обуче-ния. Наиболее подходящим для этой цели является бихе-виористский (где тестовый контроль осуществляется по-сле каждой темы, а знания отрабатываются по типу сти-мул-реакция).
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ В ВУЗЕ
1. Понятие теории обучения в психологии. Развивающее обучение
Теория обучения -- это раздел педагогической психологии, теоретически и экспериментально изучающий психологические условия эффективности взаимодействия учителя (преподавате-ля) и учащегося (студента).
Теория обучения не тождественна рассмотренной выше тео-рии учебной деятельности, относящейся только к учащемуся. Обучение -- процесс двусторонний, включающий как деятель-ность учащегося, так и деятельность преподавателя. Таким об-разом, теория обучения может рассматриваться как система на-учных принципов, обобщающих и объясняющих практический опыт и закономерности успешного взаимодействия преподавате-ля и студента, учителя и ученика в процессе обучения.
Учебная деятельность направлена на то, чтобы ее субъект стал в конечном итоге специалистом высшей квалификации, а обу-чающая деятельность преподавателя призвана обеспечивать наиболее рациональные пути преобразования студента в квали-фицированного специалиста.
Теория обучения относится главным образом к деятельности преподавателя. Однако она не сводится к объяснению преподавания учебного предмета как оптимального преподнесения учеб-ного материала.
Психологическая теория обучения в отечественной психоло-гии начала разрабатываться в начале 30-х годов и была впервые сформулирована Л. С. Выготским как проблема соотношения обучения и развития, где ведущая роль была признана за обуче-нием.
Конечно, обучение и развитие не совпадают: обучение -- это взаимодействие преподавателя со студентом, а развитие означа-ет существенное изменение только того, кто занят учебной дея-тельностью. При хорошем обучении развитие идет, естественно, более успешно, но и плохое обучение не проходит бесследно для развития. Значит, обучение, чтобы называться «хорошим», должно изначально ориентироваться на развитие личности, а не просто на «прохождение» учебной программы. Исходя из этого, рассмотрим основные положения теории обучения.
2. Преподавание в вузе -- развивающее обучение
Вузовское обучение принципиально отличается от обучения в начальной и средней школе и тем более от учения дошкольни-ков не только внешне, организационно, но и внутренне, психо-логически.
Студент поднимается в своей учебной деятельности на новую, еще более высокую ступень -- от обучения под руководством и повседневным контролем учителя переходит к самостоятельно-му освоению научной картины мира, овладевает методом обуче-ния и самообучения. Тут преподаватель лишь помогает ему раз-вернуть свой творческий потенциал, ставя перед ним учебные задачи, требующие для своего решения исследовательского под-хода.
Учебная деятельность студента вуза построена так, что не пре-подаватель, а он сам делает себя специалистом высшей квали-фикации.
Какова же роль педагога? Преподавать свой предмет, учебную дисциплину. Однако что такое преподавание, если рассматри-вать его в психологическом аспекте? Если студент в учебной дея-тельности сам себя творит как будущего специалиста высшей квалификации, то, казалось бы, на долю преподавателя ничего не остается. Но это, конечно, не так. Разумеется, преподаватель для студента не поводырь и даже не тот школьный учитель, ко-торый учил нынешнего студента с первого по одиннадцатый класс. Преподаватель не в буквальном смысле учит студента науке, а объясняет, как ему учиться самостоятельно. Дело в том, что лектор не пересказы-вает «всю науку», не может и не должен этого делать, а дает тот материал, ориентируясь по которому, студент безошибочно най-дет в литературе нужные для усвоения научные положения. Кроме того, прослушав лекцию, он научится мысленно проеци-ровать научные положения на реальную жизнь, анализировать последнюю и оценивать ее с этих позиций. Такие же путеводные нити получает студент от преподавателя на других занятиях.
Методические особенности преподавания теоретической психологии
Преподавание теоретической (общей) психологии и ее прикладных отраслей имеет свои особенности не только со стороны содержания, но и методики. Поскольку методика преподавания постоянно ищет наиболее доходчивые приемы и методы, то уже сегодня можно выделить ее некоторые методические особенности.
История психологии
История психологии -- отрасль психологической науки, изучаемая на психологических факультетах университетов и академий. Но это не прикладная наука, а теоретическая, объясняющая современное состояние психологии на основе ее ретроспективного анализа. История психологии реконструирует процесс развития науки в его динамике, начиная с взглядов древних на психику (душу) и кончая сегодняшними научными представлениями о ней.
При изучении истории психологии студентам важно усвоить логику развития науки во времени, т. е. какие общественные потребности ее породили и как она помогла удовлетворить их. История психологической науки прослеживает и объясняет ее ход со времен древности до наших дней, позволяет глубже по-нять современные теории и гипотезы, учит подходить к ним исторически.
Особенности истории психологии как науки теоретической, являющейся одновременно и исторической, и психологической, требуют от преподавателя и особого методического подхода к ее преподаванию. Существенное значение имеет последователь-ность преподавания двух теоретических дисциплин -- общей психологии и истории психологии. Иногда история преподает-ся раньше, иногда наоборот, а нередко они идут параллельно.
Общая психология
Основной целью преподавания данного предмета является ус-воение студентами общих закономерностей функционирования психики.
Эти общие замечания относятся к методике преподавания не только общей психологии, но и других психологических дисци-плин, а основаны они на опыте преподавания общей психологии.
Методические особенности преподавания прикладной психологии
Возрастная и педагогическая психология
Эти две прикладные отрасли психологии, если их рассматри-вать вместе как единую учебную дисциплину, представляет со-бой применение общепсихологической теории для объяснения возрастного развития в детские годы (это наиболее исследован-ный отрезок жизни человека) и психологических условий эф-фективности обучения и воспитания человека.
Изучение этих наук имеет практическое значение для студен-тов, учителей и родителей, любого взрослого человека.
Студенту же любой профессиональной ориентации надо на-учиться использовать знания в данной области в будущей прак-тической деятельности, чтобы разбираться в психологических особенностях людей разных возрастов и оказывать на них воз-действие при организации игровой и учебной деятельности, а также развитии лучших черт личности в деятельности.
Усвоение законов возрастного психического развития челове-ка в онтогенезе позволяет учителю целенаправленно строить пе-дагогическую работу по формированию (обучению и воспита-нию) школьников, перевести ее на рельсы научности, превра-тить во многом стихийный процесс в управляемый. Такое зна-ние нужно и любому родителю.
Коротко остановимся на методических особенностях препо-давания возрастной и педагогической психологии.
Эти две отрасли психологии могут представлять один или два самостоятельных учебных предмета. Методика преподавания за-висит от того, изучаются ли они как один учебный предмет или как два разных. Для психологических факультетов педагогиче-ских вузов они составляют две самостоятельные дисциплины, а для других (для непсихологических факультетов педвузов и для студентов непедагогических вузов) возрастная и педагогическая психология обычно преподается как единая дисциплина. А како-ва должна быть методика преподавания, становится ясно при раскрытии содержания этих отраслей психологической науки.
Возрастная психология как самостоятельная отрасль психологи-ческой науки изучает возрастную динамику психики человека. Как сказано в «Кратком психологическом словаре» (1985), «фактиче-ски совпадает с содержанием педагогической психологии; в своем историческом развитии они практически неотделимы друг от дру-га.
Воспользуемся приводимыми там дефинициями. «Возраст-ная психология -- отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости». В этом определении нет ограничения психо-логией только детских возрастов.
«Педагогическая психология -- отрасль психо-логии, изучающая психологические проблемы обучения и вос-питания».
Если ведется ее преподавание как единой учебной дисципли-ны с возрастной психологией, то методика строится на показе взаимосвязи процесса обучения и воспитания с процессом раз-вития психики. Тогда развитие психики в детских возрастах бу-дет преподнесено как психологическая основа организации учебной деятельности учеников, постановки развивающего обу-чения, которое оказывает воспитывающее влияние на личность, развивая ее в интеллектуальном и нравственном отношениях.
Социальная психология
В методике преподавания социальной психологии не может не учитываться относительная молодость этой науки. Первые упоминания о ней относятся к началу нашего века, когда первые попытки создания социально-психологической теории предпри-нимались представителями психологической школы в социоло-гии (Г. Тард, Г. Лебон, У. Макдугалл, С. Сигеле, Э. Дюркгейм). И вышедшая в 1908 г. книга Макдугалла (английского психоло-га, работавшего позже в США) «Введение в социальную психо-логию» была первой публикацией по социальной психологии. Поэтому иногда эту дату (1908) считают началом истории соци-альной психологии. В попытках найти некие всеобщие законы, позволяющие объяснить социальные явления (например, исто-ки солидарности и сплоченности людей), ученые изучали пове-дение толпы, факты заражения, имитации и подражания, «кол-лективные представления», законы духовного единства» и т. п. Но при этом законы социальные подменялись или подчи-нялись законам психологии, личность растворялась в человече-ской общности, теряя способность самостоятельно действовать и принимать решения.
Медицинская психология
Медицинская психология олицетворяет связь психологии с медициной, особенно с такими ее областями, как психиатрия, неврология, нейрохирургия.
Предмет медицинской психологии в настоящее время еще не получил четкого и однозначного определения. Некоторые счита-ют, что понятия «медицинская психология» и «клиническая психология» тождественны. Другие видят в них разницу и раз-водят их (см.: Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. -- Л., 1982; Психологический словарь. -- М., 1996). В перечне на-учных дисциплин, вошедших в «Государственный образова-тельный стандарт высшего профессионального образования», есть учебная дисциплина под названием «Клиническая психоло-гия» (150 часов), но предмета под названием «Медицинская пси-хология» в этом перечне нет. Однако такая отрасль знаний есть, и студенты психологической специальности ее уже практически изучают. Что касается клинической психологии, то, если судить по ее содержанию, раскрытому в государственном стандарте об-разования, она должна изучаться студентами-медиками, а не психологами, ибо последние по профилю своей работы не имеют дела с больными, находящимися на стационарном лечении (в клинике, больнице).
Мы будем исходить из понимания, что медицинская психоло-гия представляет собой самостоятельную учебную дисциплину, и ее содержание не тождественно содержанию клинической пси-хологии.
Однако предмет медицинской психологии различные авторы, признающие ее самостоятельной научной отраслью, определяют по-разному.
Предметом медицинской психологии как прикладной отрас-ли психологической науки можно считать психологические воз-действия, оказывающие травмирующее или исцеляющее влия-ние на человека, т. е, психотравмирующие и психотерапевти-ческие факторы.
Теоретическое содержание медицинской психологии состав-ляют те отрасли психологической науки, которые изучают ано-мальные состояния психики (патопсихология, нейропсихоло-гия, специальная психология), а также некоторые отрасли ме-дицины (психиатрия, неврология и нейрохирургия), изучаю-щие психосоматические проявления различных болезней, пси-хологические последствия травм и болезненных поражений структуры мозга, исцеляющий эффект психологических воздей-ствий на больного.
Прикладной аспект медицинской психологии заключается в использовании научных психологических и медицинских зна-ний для диагностики, лечения и предупреждения (профилакти-ки) заболеваний нервно-психического характера.
Основными разделами медицинской психологии являются: психотерапия, психофармакология, психопрофилактика, пси-хокоррекция, психогигиена, а также психотоксикология.
Юридическая (правовая) психология
Юридическая психология -- наука, изучающая явления и зако-номерности психической жизни людей, связанные с применени-ем правовых норм и участием в правовой деятельности. Иначе го-воря, это наука о психологии правоприменительной деятельности и ее субъектов, т. е. сотрудников правоохранительных органов1. Юридическая психология в системе государственного образова-ния изучается в юридических вузах и на юридических факульте-тах университетов. Она также преподается в вузах правоохрани-тельной системы, экономических и управленческих учебных за-ведениях. Цель преподавания этого предмета студентам-юристам ученые-правоведы видят в формировании психологической куль-туры юриста, которая повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации.
Курс юридической психологии преподается также в некото-рых гуманитарных вузах, не входящих в систему государствен-ного образования: студентам, специализирующимся по практи-ческой психологии для работы в области социальной защиты, производственной педагогики, бизнеса (менеджмента и марке-тинга). Причем здесь ее изучение строится на базе общей психо-логии и других отраслей психологической науки, которые тоже преподаются в указанных вузах, и особенно большой набор пси-хологических дисциплин, конечно, у будущих профессиональ-ных психологов. Поэтому в программу курса юридической пси-хологии для студентов-психологов не входят общепсихологиче-ские вопросы, тогда как для студентов других, непсихологиче-ских специальностей они составляют примерно половину содер-жания учебного предмета.
Методические приемы обеспечения эффективности текущего педагогического контроля
Текущим педагогическим контролем можно назвать все по-вседневные действия преподавателя, когда он на основе полу-чаемых по каналам «обратной связи» сведений вносит те или иные коррективы в учебный процесс.
Это могут быть корректирующие действия преподавателя в ходе лекции на основе любых сигналов из аудитории, начиная с той или иной, даже малейшей, степени спада ее внимания к излагаемой лекции и заканчивая демонстративным игнорирова-нием студентами лекторской речи. Понятно, что в такой ситуа-ции лектору придется немедленно внести нечто новое в содержа-ние лекции или изменить манеру ее изложения, хотя, возмож-но, не сразу удастся установить истинную причину невнимания аудитории.
Контроль за степенью усвоения учебного материала студента-ми преподаватель, конечно, осуществляет на различных группо-вых занятиях. На лабораторных и практических занятиях (в том числе на семинарах-практикумах) он стремится выявить причины незнания или неумения и на этом же занятии устраня-ет имеющиеся недостатки в усвоении материала. Это может быть сделано как дополнительными разъяснениями непонятно-го, так и практической отработкой нужных действий по реаль-ному применению теоретических знаний посредством решения каких-то дополнительных учебных задач под непосредственным руководством преподавателя. На семинарах, дискуссиях и дру-гих групповых занятиях, проводимых интерактивными метода-ми, где обязательным элементом учебных действий выступают различные формы диалога, дискуссии (деловая игра, «круглый стол», «мозговая атака» и т. д.), преподаватель вносит коррек-тивы по ходу коллективного обсуждения.
Групповые занятия позволяют контролировать общий уро-вень и ход усвоения программного материала студентами, вы-явить наиболее трудные для усвоения проблемы, чтобы на по-следующих занятиях, в том числе в лекциях и при организации самостоятельной работы студентов, внести те или иные коррек-тивы принципиального характера, принять такие меры, кото-рые, возможно, потребуют от преподавателя усилий, выходящих за пределы данного конкретного занятия.
К формам текущего педагогического контроля относятся и некоторые виды письменных работ студентов.
Обнаруженные с помощью письменных работ и их группового обсуждения на семинаре недостатки в усвоении материала, ошибочные суждения или вообще отсутствие усвоения каких-то вопросов теории и т. п. учитываются преподавателем для прове-дения коррекционной работы. И на последующих занятиях ему приходится проводить дополнительные разъяснения или повто-рить практические письменные работы на ином фактическом материале.
Психологическое просвещение в работе преподавателя психологии
Формы и методы психологического просвещения
Одна из важнейших функций психолога - психологическое просвещение населения.
Основными целями психологического просвещения являются: знакомство населения с основами психологии личности, общения, деятельности, самообучения и самовоспитания; популяризация, разъяснение результатов новых психоло-гических исследований, особенно в области обучения и воспитания;
формирование потребности в психологических знаниях и намерения использовать их в своей жизни и деятельности. Формами просвещения могут быть: научно-популярные лек-ции, беседы, семинары, выставки, встречи с психологами-про-фессионалами и т.п.
При проведении просветительной работы следует учитывать некоторые особенности как представляемой информации, так и методов ее преподнесения:
1) доброжелательность, которая выражается в искреннем
желании психолога поделиться знаниями;
2) соответствие содержания, форм и методов работы уровню
развития, возрастным и профессиональным особенностям ауди-тории;
научность, что означает невозможность использования
оккультных наук, различного рода знахарства, колдовства и т.п.;
практическая необходимость и целесообразность представляемой информации.
Наиболее перспективной является работа со школьниками, их родителями, учителями, а также руководителями предприятий, торговыми работниками, менеджерами и другими категориями.
Остановимся на работе с родителями, школьниками, учите-лями. Эта категория населения в наибольшей степени нуждается в психологическом просвещении.
Работа с родителями
Цель просвещения:
- дать знания о психологических законах развития и фор-мирования личности ребенка и учете этих законов в про-цессе воспитания;
научить понимать ребенка и ладить с ним; побудить родителей быть внимательными к детям и за-ниматься ими.
Тематику лектория желательно планировать в соответствии с возрастом детей. Лекции общего характера менее эффектив-ны. Полезно провести предварительный опрос родителей. Со-ставляется список тем. Этот список предъявляется родителям на родительском собрании с просьбой отметить наиболее ин-тересные для них темы. Отобранные темы и станут основой лектория.
Работа с учителями
Психологический лекторий. Эта форма психологического просвещения весьма продуктивна для учительской аудитории, поскольку в силу большой загруженности учителя не могут вы-делить достаточного времени для чтения и глубокого анализа новой психологической литературы.
Просветительская работа с учащимися
Работа с учащимися включает различного рода факультати-вы, лекции, вечера с психологической тематикой, КВН, научно-практические конференции, стенную печать и др. Об этих фор-мах более подробно будет рассказано в следующей лекции.