Обучение учащихся стратегиям идентификации слова в процессе чтения иноязычных текстов электронных периодических изданий
p align="left">- стремление к оригинальности, нешаблонности выражения и некоторые другие.

Таким образом, научный текст является особым тип текста, обладающий большой информационной насыщенностью. Научные тексты многообразны. В письменно монологической форме различают типы текста: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный тип, учебно-научный тип и научно-популярный тип. Цель научно-популярных изданий - популяризация основ научных знаний среди читателей с различной степенью подготовки. Сравнительная простота внутреннего построения научно-популярных статей дает читателям возможность глубже понять их содержание. Как и любой другой тип текста, научно-популярный текст имеет свои специфические особенности.

1.2.2 Особенности электронных периодических изданий

Известно, что основная функция научного стиля в целом и научно-публицистического подстиля в частности ? информативная (сообщения). Информация играет важную роль в современном обществе. Отличительной чертой сегодняшнего этапа развития общества является то, что информация существует как в традиционной печатной, так и в электронной форме. Более того, современные информационные технологии позволили не только приступить к широкомасштабному переводу накопленной человечеством информации в электронную форму, но и к созданию большого числа информационных ресурсов изначально в электронном виде [12]. Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. Очевидно, что образование не является исключением. За последние двадцать-тридцать лет компьютеры, соответствующие технологии и средства прочно вошли во все виды учебных заведений. В частности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке школьников, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения. Информационные технологии все более активно используются в практике преподавания иностранных языков. Практическая реализация комплексного использования возможностей средств информационных компьютерных технологий в учебном процессе может быть достигнута за счет разработки и применения многофункциональных электронных изданий, представляющих собой как все ранее известные программные средства учебного назначения, так и новейшие разработки, соответствующие передовому мировому уровню. Основными дидактическими целями использования подобных электронных изданий в обучении являются сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, контроль усвоения и обобщение [14].

На сегодняшний день во всемирной сети Интернет насчитывается огромное количество электронных изданий. Однако это разнообразие еще не говорит об их качестве и возможности использования в образовательных целях. Образовательным электронным изданием или электронным средством обучения является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Хорошим примером электронного средства обучения, на наш взгляд, является электронный журнал «National Geographic».

Журнал «National Geographic» ? это журнал научно-популярного и географического направления, показывающий планету Земля во всем ее многообразии, материалы которого получены в результате полевых исследований, научных экспедиций и уникальных путешествий; журнал, открывающий мир в непревзойденных по мастерству и качеству иллюстрациях, содержащий только оригинальные материалы. Это не просто журнал, это часть глобального сообщества, история которого уходит в XIX век [17]. В сообщество входят многочисленные исследовательские комитеты, которые и являются источником уникальных материалов, публикуемых в журнале. Мы считаем, что это образовательное электронное издание соответствует традиционным дидактическим требованиям, которые предъявляются к электронным средствам обучения:

1. Научность обучения: глубина, корректность и научная достоверность информации в журнале представлена с учетом последних научных достижений;

2. Доступность обучения: степень теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

3. Проблемность обучения: когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает;

4. Наглядность обучения: учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся;

5. Сознательность обучения: обеспечение самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности;

6. Систематичность и последовательность обучения: обеспечение последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области;

7. Единство образовательных, развивающих и воспитательных функций [13].

В заключение подведем итог вышесказанному. В современном обществе информация играет важную роль. Современные информационные технологии позволяют не только приступить к широкомасштабному переводу накопленной человечеством информации в электронную форму, но и к созданию большого числа информационных ресурсов изначально в электронном виде. Большое разнообразие электронных изданий во всемирной сети Интернет еще не говорит об их качестве и возможности использования в образовательных целях. Хорошим примером научно-популярного издания является образовательный электронный журнал «National Geographic», который соответствует традиционным дидактическим требованиям, предъявляемых к электронным средствам обучения, что позволяет эффективно использовать его в учебном процессе.

Переход к стратегиям?

1.3 Стратегии идентификации слова в процессе чтения иноязычных текстов

Проблема обучению пониманию текста привлекла особое внимание методистов в конце прошлого века. Именно в этот период получила распространение точка зрения, что учить надо не чтению, т.е. декодированию букв и слов, а именно пониманию текста. Эта проблема оказалась в фокусе психолого-педагогических исследований как в нашей стране, так и за рубежом и вызвала много дискуссий. Большинство исследователей, занимающихся этой проблемой, и педагогов-практиков рассматривают понимание текста как интерактивный процесс. В результате взаимодействия читателя с текстом рождается смысл читаемого текста. Уровень понимания текста зависит от того, насколько возможности читателя: уровень заинтересованности в чтении текста, цель чтения, знание предмета, обсуждаемого в тексте, языковая подготовка, осознание процессов, происходящих во время чтения, прогнозирование содержание текста взаимодействуют с возможностями текста: типом текста, его структурой, синтаксисом и его лексическим наполнением. По мнению ведущих зарубежных методистов, большое значение в этом интерактивном процессе имеет наличие фоновых и специальных знаний по проблеме, обсуждаемой в тексте. Свое информационное поле читатель сравнивает с информацией из текста. Если новая информация не находит отклика у обучаемого и не перекликается с его фоновыми и специальными знаниями, читатель не понимает новый материал, не обращает на него внимания. Специальные знания определяют читательские прогнозы относительно содержания иноязычного текста.

Различные методики обучения стратегиям понимания текста разрабатывались как отечественными, так и зарубежными исследователями и педагогами-практиками.

В широком смысле под стратегией понимается некая общая инструкция действования в конкретной ситуации.

Стратегиями овладения иностранным языком называют определённые действия или приёмы, используемые обучаемыми (осознанно или подсознательно) для повышения эффективности восприятия, усвоения и использования изучаемого языка. В настоящее время методистами описано более 100 разнообразных стратегий. Выделяются прямые и косвенные стратегии: к первым относятся стратегии памяти, когнитивные и компенсационные, ко вторым ? метакогнитивные, аффективные и социальные.

Для рассматриваемой нами проблематики, а именно смыслового восприятия научно-популярного текста особенно важны стратегии, направленные на уяснение значения нового слова (стратегии идентификации слова), и прежде всего стратегии самостоятельного определения значения нового слова. К таковым, на наш взгляд следует отнести:

1. анализ по частям речи;

2. анализ корней и аффиксов;

3. подбор синонимов, антонимов;

4. догадка по текстовому контексту:

· опора на знакомые слова;

· опора на «здравый смысл»;

· опора на тему текста;

5. анализ сопровождающих предъявление слова картинок и рисунков.

Рассмотрим возможности использования данных стратегий при чтении (смысловом восприятии) научно-популярного текста.

Принятие правильного решения относительно грамматической принадлежности того или иного незнакомого слова является обязательным условием успешности всего процесса его идентификации. Дальнейшие рассуждения читателя о значении слова пойдут разными путями в зависимости от того, отнесёт он его к классу существительных или наречий и т.п. Для того чтобы эта стратегия могла эффективно применяться, учащиеся должны быть знакомы с основами английской грамматики:

? во-первых, они должны быть в состоянии по графическому облику слова определить его грамматическую принадлежность, а также грамматическую

характеристику;

? во-вторых, должны уметь опереться на синтаксическую структуру предложения при определении того, какую функцию выполняет слово в предложении: функцию субъекта, предиката и др.

К чтению научно-популярных текстов учащиеся приступают, имея за плечами определённый опыт овладения иностранным языком: им известны не только слова и выражения, но и словообразовательные модели, значения отдельных суффиксов и приставок, а также корней. Однако обучаемые не всегда умеют эффективно использовать эти знания, встречаясь с незнакомым словом при чтении текста. Задача преподавателя ? показать им, каким образом можно преодолеть затруднение, не прибегая к словарю и опираясь только на собственные языковые знания.

Значение незнакомого слова можно также определить с помощью синонимов, которые встречаются в тексте и имеют тоже значение, что и новое слово.

Антонимы также могут помочь преодолеть лексические затруднения при чтении. Обычно на наличие антонима указывают такие слова как however, but, yet, on the other hand, in contrast.

Догадка по текстовому контексту объединяет различные стратегии, при использовании которых читатель в той или иной мере опирается на контекст, в котором употреблено слово.

Иногда в тексте читатель может найти знакомые слова, опора на которые способна подтвердить его гипотезу о значении неизвестного слова. Данная стратегия реализуется всякий раз, когда читатель осмысляет окружение незнакомого слова (как ближнее, так и дальнее) и выделяет в нём единицы (известные слова), которые помогают ему понять ситуацию текста и, исходя из неё, догадаться (подтвердить догадку) о значении нового слова. Эта стратегия может быть использована и для понимания переносных значений слов (даже в тех случаях, когда прямое значение слова учащимся неизвестно).

Опора на "здравый смысл", включая и рефлексию с участием личного как читательского, так и житейского опыта, безусловно, может помочь читателю справиться со многими трудностями, поэтому преподавателю стоит обращать внимание учащихся на возможность использования этой стратегии, естественно, в тех случаях, где это возможно [6, c.226].

Ещё одна стратегия, помогающая читателю идентифицировать значения незнакомых слов, ? опора на тему текста. Стратегия использования известной читателю информации о теме (ситуации) текста ни в коем случае не предполагает, что эта тема должна быть тем или иным образом раскрыта обучаемым до чтения текста. Этот приём в рамках предлагаемой методики абсолютно недопустим. Однако нередки случаи, когда тема (ситуация) текста эксплицирована самим автором, например, в названии, и тогда правильный читательский прогноз позволяет справиться и с лексическими затруднениями.

Нередко научно-популярный текст сопровождается картинками или рисунками. Их анализ порой также помогает читателям определить значение новых слов.

Изучив данный вопрос, следует еще раз отметить, что обучению пониманию текста является проблемой, которая привлекла внимание методистов конца прошлого века. Различные методики обучения стратегиям понимания текста разрабатывались как отечественными, так и зарубежными исследователями и педагогами-практиками. В общем смысле, под стратегией понимают некую инструкцию действования в конкретной ситуации. Однако нас интересуют стратегии овладения иностранным языком: определённые действия или приёмы, используемые обучаемыми (осознанно или подсознательно) для повышения эффективности восприятия, усвоения и использования изучаемого языка. Для смыслового восприятия научно-популярного текста особенно важны стратегии, направленные на уяснение значения нового слова. Среди них мы выделили анализ по частям речи, анализ корней и аффиксов, подбор синонимов и антонимов, догадка по текстовому контексту (опора на знакомые слова, опора на «здравый смысл», опора на тему текста), анализ сопровождающих предъявление слова картинок и рисунков.

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТРАТЕГИЯМ ИДЕНТИФИКАЦИИ СЛОВА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

2.1 Комплекс упражнений для обучения учащихся стратегиям идентификации слова в процессе чтения иноязычных текстов

В том случае, когда в языковой учебный процесс включаются уроки с использованием научно-популярного текста для ознакомительного чтения, аудиторная работа, направленная на самостоятельное понимание (а также на обучение приемам ? стратегиям ? понимания) текста учащимся, должна быть определённым образом организована.

Целенаправленное обучение предполагает использование специальных средств обучения, а именно упражнений, которые могут позволить преподавателю управлять читательской деятельностью обучаемых. Методическая литература, посвященная описанию и систематизации упражнений как основных средств обучения, обширна.

Во-первых, это должны быть речевые упражнения (по классификации Е.И. Пассова), так как они должны содействовать развитию речевого умения, а именно, умения чтения. Это значит, что такое упражнение должно, прежде всего,

представлять собой речемыслительную задачу (разного уровня);

обеспечивать естественную ситуативность обучения;

вызывать мотивированную инициативность (самостоятельность) учащегося, основанную на его собственном внутреннем побуждении;

быть связанным с общим контекстом деятельности учащегося и др.

Во-вторых, это должны быть текстовые упражнения, которые опираются не на отдельные языковые единицы, а на текст как результат речевой деятельности, так как даже предлагая задание на определение языкового значения текстовой единицы, в том числе и при идентификации незнакомого слова, преподаватель должен ориентировать обучаемых на максимально возможную опору на контекст, на осмысление рассматриваемой единицы как текстовой.

Упражнения для обучения ознакомительному чтению целесообразно строить на элементах текста (абзацах) и на целых текстах. Отработка того или иного умения на элементах текста позволяет сократить время работы и выполнить большее количество обучающих упражнений.

В самом общем плане алгоритм обучения ознакомительному чтению может быть представлен следующим образом:

1. Прочтите заголовок текста и постарайтесь определить его основную тему.

2. Читайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложения, несущие главную информацию, и предложения, в которых содержится дополняющая, второстепенная информация.

3. Определите степень важности абзацев, отметьте абзацы, которые содержат более важную информацию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию.

4. Обобщите информацию, выраженную в абзацах, в смысловое (единое) целое.

Традиционно упражнения, используемые при работе с текстом (любым, а не только научно-популярным), по отношению к процессу чтения текста подразделяются на:

1. предтекстовые. Главная цель предтекстового этапа работы состоит в том, чтобы создать у учащихся устойчивый мотив чтения текста, заинтересовать их, сделать так, чтобы им захотелось прочитать текст, несмотря на все возможные трудности. Например, посмотрите на список слов, написанных на доске, и постарайтесь определить тему текста, или знаете ли вы что-нибудь про такое направление в музыке как хип-хоп. Нравиться ли вам эта музыка? (см. Приложение Б, В). Нумеровать приложения в порядке их возникновения в тексте!

2. притекстовые. Цель притекстового этапа работы заключается в развитии у учащихся умений ознакомительного чтения и формирования у них стратегий идентификации незнакомых слов. Этот этап работы над текстом является основным. Можно представить себе урок с использованием научно-популярного текста в иностранной аудитории, на котором предтекстовая работа сведена к минимуму, а послетекстовая вообще отсутствует, но урока без притекстовой работы, т.е. непосредственного восприятия текста, или собственно чтения, по нашему мнению, быть не может. На этапе притекстовой работы обучаемые, направляемые вопросами и заданиями преподавателя, учатся:

обнаруживать в научно-популярном тексте ключевые словесные образы («смысловые вехи»);

распредмечивать их, выявляя их скрытые смыслы;

воссоздавать «диктуемые» текстом читательские представления;

устанавливать внутритекстовые смысловые связи и корректировать в соответствии с ними ? «приводить в порядок» ? всю совокупность читательских представлений и частных смыслов, которая и воплощает (реализует) в сознании читателя «образ текста» [6, c.291].

Образная «нагруженность» (если так можно выразиться) языковых единиц в тексте далеко не равномерна: одни слова более «весомы», т.е. они содержат в своей семантике существенный фрагмент смысла текста и без их понимания нельзя понять и весь текст, другие ? менее. Первые можно назвать ключевыми словесными образами. Ключевые словесные образы позволяют чётко структурировать аудиторную работу над текстом, устранить излишнюю затянутость его анализа и отказаться от ненужного «выжимания последней капли смысла». В процессе восприятия научно-популярного текста ключевые словесные образы как маленькие маячки освещают для читателя содержание текста: понятность ключевого словесного образа проясняет для читателя скрытые смыслы других словесных образов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать