Обучение видам речевой деятельности на уроках русского языка
p align="left">2.1 Цели обучения чтению.

Цель обучения чтению в школе (в том числе на уроках русского языка) заключается в том, чтобы на-учить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зави-симости от содержания и коммуникативной задачи.

Умение читать предполагает овладение техникой чтения, т.е. пра-вильным озвучиванием текста, записанного в определенной графичес-кой системе, и умением осмыслить прочитанное.

Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) чтения являются следующие: высокая скорость чтения (про се-бя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого пе-чатного материала; гибкость чтения, т. е. умение читать с раз-ной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

Высокая скорость и гибкость чтения являются базой (основой) формирования многих других умений, необходимых для осуществле-ния процесса чтения. Это такие умения, как умение сосредоточить внимание на определенных вопросах содержания; умение предвидеть в процессе чтения то, что будет сказано дальше; умение определять ключевые места текста; умение вычленить основную мысль высказы-вания; умение отличать существенное от несущественного в воспри-нимаемой информации; умение устанавливать (и игнорировать, если это необходимо) избыточные детали информации; умение ставить вопросы в процессе восприятия текста; умение определять логику, структуру высказывания; умение делать выводы и формулировать их своими словами; умение критически оценивать полученную инфор-мацию, реагировать на нее и использовать ее в соответствующих жизненных ситуациях[1:270].

Следовательно, при обучении чтению учитель должен четко осо-знавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять ха-рактер восприятия текста школьниками. Под коммуникатив-ной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые присущи чтению как виду речевой дея-тельности и которые реализуются в процессе опосредованного обще-ния читателя с автором текста. Как правило, выделяются три функ-ции чтения: познавательная, регулятивная и ценностно-ориентационная.

Познавательная функция реализуется в процессе полу-чения информации о мире, людях, фактах и явлениях дейст-вительности (читаю, чтобы знать).

Регулятивная функция направлена на управление практи-ческой деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт, свои умения в той или иной области (читаю, чтобы уметь).

Ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происхо-дит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совер-шенствованию его личности, повышению его культурного уровня (чи-таю, чтобы эмоционально наслаждаться)[1:270].

2.2 Содержание обучения чтению.

При постановке коммуникативной задачи нужно конкретизировать, уточнить и сформулировать ее с уче-том функции чтения, которая реализуется в данном случае, и поэтому учитель должен осознавать, где и когда может быть использована извлеченная из текста информация. Если учитель ставит задачу побу-дить учащихся к поиску необходимых сведений, к пополнению зна-ний (познавательная функция), то она может быть конкретизирована в следующих типах заданий:

прочитать текст и определить, сколько условий выбора орфо-граммы указано в правиле (какими признаками обладает данное
понятие, какие дополнительные сведения об изучаемом явлении
даются в примечании…);

прочитать текст и ответить на вопросы и т. д.;

-- прочитать и вспомнить, что о прочитанном было известно ра-нее, осознать, что нового вы узнали о том-то и т.п.

Выполняя подобные задания, ученики должны действовать по-разному: либо как можно более полно понять текст, либо уяснить основное содержание читаемого, не заостряя внимания на второсте-пенных деталях (признаках) описанных явлений, на том, что не имеет прямого отношения к достижению цели чтения.

Если на уроке ставится задача приобщить учащихся к социально-му опыту, побудить их к определенным действиям (регулятивная функция), то она реализуется в заданиях типа:

Сколько действий нужно осуществить, чтобы применить пра-вило ?

Какие действия нужно осуществить в первую очередь, чтобы
не ошибиться при постановке запятой в . . .?

-- Что общего и что различного в применении правил ...?
Выполнение подобных заданий в большинстве случаев потребует

от учащихся вдумчивого, глубокого чтения текста и его полного понимания.

И наконец, если учитель, организуя чтение, ставит задачу воз-действовать на чувства учащихся (ценностно-ориентационная функ-ция), то задания формулируются следующим образом:

-- прочитать и выразить свое отношение к прочитанному;

*-- прочитать и определить, что и почему вызывает смех (печаль, радость и т. п.);

-- прочитать и определить, какие средства языка делают речь
динамичной (замедленной), яркой, выразительной (невыразитель-ной) и т. п.

Задания подобного типа также потребуют от учащихся глубокого проникновения в содержание текста, внимания к средствам языка, полного понимания прочитанного.

Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуника-тивные задачи, то реализуются разные виды чтения. Как правило, выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомитель-ное, просмотровое. В основе этой классификации лежит ха-рактер предполагаемого использования извлеченной из текста инфор-мации.

Если требуется максимально полное и точное понимание содер-жащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение.

Если перед читающим ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о . ..), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используются приемы ознакомительного чтения.

Если перед читающим ставится задача получить самое общее

представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. Такой вид чтения называется просмотровым.

Таким образом, при чтении текста учащийся должен знать, с какой целью он читает, и, осознав эти цели и задачи, прочитать текст, используя приемы одного из названных видов чтения.

Следовательно, надо учить не чтению вообще, а тому или иному виду чтения, что предполагает обучение различным приемам осмыс-ления того или иного текста, решению определенных мыслительных задач в процессе его восприятия.

2.3 Обучение разным видам чтения.

Изучающее чтение обеспе-чивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват. Одним из основных приемов, способствующих достиже-нию этой цели, является постановка вопросов после прочтения текста школьниками, либо до прочтения (предварительные вопросы). Наибо-лее эффективна постановка предварительных вопросов, так как с их помощью учащиеся могут: 1) целесообразно изменить план текста при его пересказе; 2) сравнить содержание изученного текста с ранее усвоенным материалом; 3) установить причинные связи между явле-ниями; 4) совершенствовать свои умения рассуждать и делать само-стоятельные выводы. Целенаправленный и правильно сформулиро-ванный предварительный вопрос существенным образом влияет на характер чтения.

Более эффективным средством углубления понимания текста является прием самопостановки вопросов к нему в процессе чтения и осмысления содержания читаемого. Этот прием позволяет рассмат-ривать чтение и понимание учебного текста как решение мыслитель-ной задачи, суть которой заключается в умении обнаруживать и решать те проблемы, которые составляют содержание текста. Учитель должен научить школьников читать текст так, чтобы по ходу чтения они ставили перед собой вопросы, отражающие познавательную сущность текста, и с их помощью осознавали его логическую структу-ру, выделяя в нем главное, основное. Цель работы -- пробудить у учащихся стремление лучше понять текст, разобраться в неясном.

Конкретные пути реализации описанного приема разнообразны. Учитель, например, читает вслух следующий текст: «В «Артеке» стало традицией выезжать в открытое море и отправлять письма незнакомым друзьям. К пирсу подходят катера, и путешествие начинается. В туманной дымке тают очертания знакомых гор. Далеко в открытом море ребята бросаю бутылки. Их подхватывают и уносят волны…(остановка)

Одну из бутылок волна выбросила на болгарское побережье. Её отправили в редакцию газеты «Народна младеж»…(остановка)

делая остановки, во время которых он обращается к классу с вопросами такого типа:

О чем теперь вы хотели бы узнать?

Какие вопросы здесь возникают?

О чем будет говориться далее? [3:91]

В последующем учащимся предлагается самостоятельно ставить вопросы после прочтения определенной части текста, указанной учи-телем, или после прочтения текста в целом. Овладению приемами изучающего чтения способствуют также составление плана, поста-новка вопросов по тексту товарищам или учителю, составление от-ветов на поставленные вопросы.

Приемы изучающего чтения реализуются учащимися в процессе работы с различными текстами в учебниках русского языка. Прежде всего это тексты параграфов, в которых излагается теоретический материал, разъясняются факты и явления лингвистического характе-ра, даются определения понятий, перечисляются их характерные признаки, излагаются правила. Их чтение связано с изучением нового материала, с познанием новых явлений и фактов.

Глубокое проникновение в содержание текста, осознание взаимо-связи и последовательности всех его частей требуется от школьников при изучении текстов, содержащих образцы рассуждений, способы применения правил, образцы выполнения различных видов разбора. Читая подобные тексты, они овладевают соответствующими способа-ми деятельности, усваивают последовательность действий, которые необходимо выполнить в ходе решения учебной задачи, осознают их взаимосвязь и взаимозависимость[1:274].

И наконец, изучающее (глубокое) чтение необходимо в работе с исходными текстами на этапе подготовки к написанию изложе-ний (такие тексты также содержатся в учебниках русского языка). От глубины восприятия исходного текста, от степени осознания его структуры и особенностей языкового оформления зависит характер его воспроизведения учащимися.

Ознакомительное чтение -- это быстрый вид чтения, за-дачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Ознако-мительное чтение базируется на приемах общего охвата содер-жания, требующих умений определять тему текста по заголовку, по названию, по его началу и концовке, прогнозировать содержание текста, ориентироваться в его композиции, членить текст на смы-словые части и устанавливать отношения между ними, выделять главную и конкретизирующую, существенную и несущественную информацию, видеть ключевые, несущие основную нагрузку слова.

Эти умения формируются в процессе выполнения специальных упражнений, в основе которых лежат такие задания: изложить сжато содержание предложения, абзаца, текста; прочитать предло-жения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала пол-ностью, а потом -- без них (сравнить смысл); подчеркнуть слова, которые могут быть опущены без ущерба для передачи основ-ной информации; найти в тексте ключевые слова, несущие основ-ную информацию; найти главные мысли текста (абзаца), ориентируясь на его название (аннотацию, план). Перечисленные упраж-нения способствуют развитию умения быстро извлекать необходи-мую информацию, опуская второстепенное, несущественное.

Приемы ознакомительного чтения реализуются в работе с текстами упражнений, содержание которых тесно связано с тео-ретической частью параграфа. Как правило, тексты такого рода невелики по объему, интересны по содержанию, легки для пони-мания. В них даются сведения о происхождении и жизни слов, о нормах их употребления, иллюстрируются те или иные положения теоретической части изучаемой темы и т. п. Приемы ознакомитель-ного чтения необходимы учащимся в работе с текстами примечаний к параграфам, где излагаются дополнительные сведения об изучае-мых фактах, уточняются положения, раскрытые в основном тексте.

Чтение в данном случае направляется специальными заданиями, конкретизирующими задачу учащихся: найти ту часть текста, которая могла бы дополнить текст изученного параграфа; что но-вого вы узнали по сравнению с ранее изученным материалом; кратко сформулировать основную мысль текста (указанного абза-ца); найти ту часть текста, которая отвечает на вопрос ...; прочи-тать часть текста и ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы ... .

Особый вид текстов в учебниках русского языка представляют задания к упражнениям, освоение которых требует от школьни-ков применения различных приемов чтения: либо изучающего (если требуется воспроизвести задания после чтения, определить основ-ную цель задания, последовательность его выполнения), либо оз-накомительного (если нет установки на последующее воспроиз-ведение, если количество конкретных заданий невелико, а их ха-рактер не требует глубокого осмысления).

В зависимости от цели и специальных задач анализа заданий к упражнениям приводятся в действие соответствующие приемы чтения. Чтобы добиться глубокого осмысления характера задания, учитель предваряет чтение текста серией вопросов: прочитайте задание к упражнению и ответьте на вопросы: с какого из заданий надо начинать выполнение упражнения и почему? Какое из данных заданий является наиболее трудным и почему? Какой из этого следует вывод? Какой материал необходимо повторить (или вспом-нить), чтобы выполнить задание (или часть его)? Прочитайте текст задания и составьте план его выполнения.

Если же требуется обратить внимание учащихся не на все, а лишь на определенные пункты задания, актуализировать те из них, которые связаны с изучаемой темой или решением какой-либо частной учебной задачи, то следует нацелить школьников на озна-комительное чтение, давая такие, например, задания:

прочитать задания к упражнению и найти те из них, которые
связаны с изучаемой темой;

прочитать задания к упражнению. На какую часть изученного
материала нужно опираться при их выполнении?

Просмотровое чтение базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, по заголовкам, членить текст на смысловые части, выделять и обобщать факты в процессе чтения, прогнозировать дальнейшее развертывание текста[1:275].

Чтобы сформировать данные умения, необходимо в процессе чтения текстов научить школьников анализировать заголовок (название) текста; соотносить текстовой материал с невербальной информацией (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и т. п.); прогнозировать содержание текста (абзаца) по начальным пред-ложениям его; осмысливать способы обобщения сказанного в конце текста. Для этого используются следующие виды заданий:

назвать ключевые предложения абзаца;

назвать предложения, которые открывают новую тему текста;

прочитать данные абзацы и определить, какая тема их объ-единяет;

как можно продолжить текст, если он называется ...;

из каких (скольких) частей будет состоять текст «Кем бы
я хотел быть и почему?»;

с какой частью текста параграфа соотносятся рисунки (схемы,
таблицы) и т. п.

В учебниках русского языка представлены тексты, работа с которыми потребует от учащихся использования навыков просмот-рового чтения. Это отрывки из художественных, научно-популяр-ных произведений, газетных публикаций, составляющие основу мно-гих упражнений. Задания к ним, как правило, предусматривают озаглавливание текстов, определение основной мысли, темы и стиля высказывания, выделение его частей и т. п. Выполнение некоторых из этих заданий опирается на навыки просмотрового чтения, когда учащийся должен получить общее представление о содержании материала, найти ответ на какой-либо один конкретный вопрос, содержащийся в задании (определить стиль высказывания; на-звать основные вопросы, которые затрагивает автор; определить вид связи между предложениями и др.). Подобные задания преду-смотрены почти в каждом упражнении, если в основе его лежит текст.

Если в основе упражнения лежит художественный текст, сле-дует обратить внимание школьников на его выразительные достоин-ства, на те средства языка, которые придают ему особое звучание. С этой целью используются задания такого характера:

какую роль в описании играют имена прилагательные (или
другие части речи);

какие глаголы использованы для описания действий . ..;

как и почему изменяется порядок слов в первой и второй
частях текста;

какие формы глагола помогают описать прошлые события
зримо, образно;

-- каким образом автор передает свои чувства при описании...

Задания такого типа предусмотрены в учебниках русского языка. Они требуют от учащихся глубокого проникновения в содержа-ние текста, его полного осмысления и направлены на развитие у школьников эмоционального восприятия прочитанного, языкового чутья, чувства прекрасного. В данном случае потребуется актуали-зация приемов изучающего чтения, ибо изменился характер задачи чтения. Из этого следует, что в работе с текстами упражнений необходимо правильно организовывать выполнение заданий, направ-ленных на осознание их содержания:

Если в основе упражнения лежит текст, в первую очередь следует выполнить задания, направленные на его осмысление (чтение).

Перед началом работы нужно четко сформулировать вопрос, ориентирующий учащихся на определенный вид чтения.

Обобщая результаты работы над упражнением, следует дать оценку выполнению заданий, связанных с чтением и анализом текста.

Обучение чтению, развитие и совершенствование приемов ос-мысления прочитанного -- важнейшая методическая задача, стоя-щая перед учителем русского языка. Умение грамотно читать обе-спечивает формирование других речевых умений, создает необходи-мую базу для обучения школьников написанию изложений и сочи-нений, рефератов, конспектов, аннотаций.

Раздел 3. ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (связная речь)

Обучение устной и письменной речи в методике издавна на-зывается развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный ре-зультат акта коммуникации, т. е. развернутый ответ ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником, реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и т. д., т. е. определенное речевое произведе-ние, текст[1:276]. При этом каждое из обозначенных в программе речевых произведений выступает и как предмет обучения (т. е. то, чему учат специально) и как средство, с помощью которого формируются и развиваются коммуникативные умения. Так, обучая строить текст типа рассуждения-доказательства, учитель помогает школьникам осознать особенности этого типа текста, овладеть определенными умениями, и вместе с тем вся эта работа служит средством развития коммуникативных умений, коммуникативных способностей чело-века.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать