Основные модели реабилитации
p align="left">Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: "Веселие на Руси -- есть пити". Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н. И. Костомаров (1817 -- 1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5--10 . Чара пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Обычай пить из одной чаши означал полное доверие друг к другу и единомыслие, поэтому отказа не могло быть. Из одного так -называемого кругового ковша каждый сидящий обязан был отпить свою долю. При этом все пили за каждого, а каждый пил за всех.

Помните, у А.С. Пушкина:

Ковши круговые запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега...

Но уже тогда этим обычаем пользовались для спаивания людей, например в целях мщения.

В Лаврентьевской летописи под 945 годом имеется весьма любопытное описание мести княгини Ольги. Она решила перебить древлян за убийство ими ее мужа Игоря. В основу своей мести она взяла обычай "пити на кого-либо". Что он из себя представлял? Один из пьющих указывал на кого-то и говорил: "Пью на тя". После этого выпивал половину чаши сам, а оставшуюся передавал тому, на кого он пил. Обычай не допускал отказа выпить оставляемую половину. Ольга "повелъ отрокомъ своимъ пити на ня", а когда древляне опьянели, то осуществила свою месть.

Этим же обычаем славян воспользовались греки, чтобы убить Ростислава. Ростислав княжил в Тмутаракани и брал дань с соседних племен, что очень не нравилось грекам. В Новгородской летописи под 1066 годом описано, как греки подослали к князю котопана (военный чин в Византии), который должен был войти (и вошел) к нему в доверие. Во время пира котопан обратился к князю: "Рече котопанъ: княже, хощу на тя пити. Одному же рекшу: пии (т. е. князь ответил: "Пей"). Онъ же испивъ половину, а половину дастъ князю пити". Но перед тем, как протянуть чашу с вином князю, котопан незаметно "дотькнувся палчем (пальцем) в чашю, бъ бо имъя под ногьтемъ растворение смертное (яд) и дасть князю, урекъ (предсказав ему) смерть до дне осмого". После пира котодан убежал в Корсунь, а Ростислав действительно умер на восьмой день. Но такая месть была редкостью на Руси.

Простым людям разрешалось варить пиво и мед только по большим праздникам, на свадьбы, крестины. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Каждая деревня или село имели свой питейный дом или корчму, в городах их было несколько. В корчме подавали различного рода напитки, содержавшие небольшой процент алкоголя: пиво, брагу, меды, квасы (кстати, хмельной квас -- исконно русский напиток, названный, вероятно, в честь "вещего Квасира" -- божества скандинавских народов, с которыми наши предки вели торговлю). У корчмы было несколько назначений, например, предоставление ночлега путникам, но главным ее назначением было общение людей. Корчмы служили народу своеобразными клубами, где объявлялись законы. В корчму приходили не пить, не напиваться, хотя и это имело место, а поговорить, узнать последние новости и т. д. Пиво, мед продавали в корчме вместе с пищей. Бывали здесь представители всех сословий. Существовала пословица: "В корчме и бане -- равные дворяне".

Водка стала проникать в страну вначале из-за границы, а потом появилось и собственное винокурение. Правительство, начиная с Ивана III, стремилось сохранять за собой право изготовления и продажи водки в учреждаемых кабаках (слово "кабак* в переводе с татарского означает "постоялый двор"). Широко насаждались царевы кабаки при Иване Грозном. Корчмы уничтожались. Входили в практику откупа: откупщики за право торговать водкой в той или иной местности вносили значительные по тем временам суммы-- 10-20 тыс. рублей. Население было вынуждено тайно варить мед и пиво. Кабацкие головы выслеживали нарушителей и докосили властям. Провинившихся подвергали штрафу и "правежу": их били тонкими палками -- батогами, нередко забивали до смерти.

Если население не выпивало на планируемую государством сумму, недоимка раскладывалась на всех. Ограничение продажи водки состояло в том, что кабаки открывались и закрывались в определенные часы, не торговали в великий пост, воскресные дни, праздники.

В кабаках в XVII веке висело объявление: "По указу царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси великие и малые -- питухов от кабаков не отзывать, не гоняти -- ни жене мужа, ни отцу сына, ни брату, ни сестре, ни родне иной, покуда оный питух до креста не пропьется".

Учитывая непопулярность такого типа заведений, в 1651 году олово "кабак" заменили "кружечным двором", хотя сущность их осталась прежней. В 1746 году "кружечные дворы" стали называть "питейными заведениями". Откупщики продолжали бесчинствовать, подкупая начальство от пристава до губернатора. Подкидывали водку в избы, в гумна зажиточных крестьян, обвиняя потом их в тайной ее продаже. Только в 1863 году откупа были отменены.

В 1895 году царское правительство ввело казенную монополию на продажу водки, мотивируя эту меру заботой о народном здравии. Но и казенная монополия не устранила пьянства, шинкарства, когда водка отпускалась по повышенной цене в любое время дня и ночи кому угодно.

Таким образом, на протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получать дохода от продажи водки. Практически никаких мер, направленных на защиту здоровья народа, его нравственности, не предпринималось.

Очень хорошо отражена картина беспросветной жизни и пьянства трудящихся в романе М. Горького "Мать": "Одинокие искры неумелой, бессильной мысли едва мерцали в скучном однообразии дней… Молодежь сидела в трактирах или устраивала вечеринки друг у друга, играла на гармошках, пела похабные, некрасивые песни, танцевала, сквернословила и пила. Истомленные трудом люди пьянели быстро, и во всех грудях пробуждалось непонятное, болезненное раздражение. Оно требовало выхода. И, цепко хватаясь за каждую возможность разрядить это тревожное чувство, люди из-за пустяков бросались друг на друга с озлоблением зверей. Порой они кончались тяжелыми увечьями, изредка - убийством.

…По праздникам молодежь являлась домой поздно ночью в разорванной одежде, в грязи и пыли, с разбитыми лицами, злорадно хватаясь нанесенными товарищами ударами, или оскорбленная, в гневе или слезах обиды, пьяная и жалкая, несчастная и противная".

Действительно, в России создалась своеобразная "питейная процедура", согласно которой ни одно знаменательное событие, ни один день отдыха не должен проходить без вина. Родился ребенок - крестины. Умер человек - поминки. Встречают рождение - пьют за здравие, провожают человека из жизни - за упокой. Стало совершенно зазорно не предлагать гостям выпить, не "угостить" приятеля за дружеской беседой, не "подмазать" вином при деловом разговоре.

В России до Великой Октябрьской социалистической революции культ вина приобрел особые черты. Во-первых, это был культ не вина, а водки. Во-вторых, пропагандировалось пьянство в любых жизненных ситуациях, начиная от религиозных праздников и кончая самыми малыми бытовыми событиями, например, покупкой личных вещей, которые требовалось "обмыть". В-третьих, поощрялось употребление алкоголя в больших количествах, что связывалось с "широтой" русской души. Естественно, что ни о каком организованном и эффективном противодействии алкоголизму и пьянству в дореволюционной России не могло быть и речи.

Правительство понимало, что водка дает баснословную прибыль и отвлекает народные массы от борьбы. В Третьяковской галерее есть картина знаменитого русского художника В.Е. Маковского "Не пущу". На ней запечатлена типичная сцена времен царизма: измученный тяжелой работой, грязный, оборванный рабочий идет в кабак, неся туда последнее тряпье. Жена с ребенком тщетно пытаются его остановить, но им грозит расправа со стороны обезумевшего человека.

В.И. Ленин в статье "Свободная наличность" называет такие данные: "Всего продала казна за 5 лет (1908-1912 гг.) - 440 ? миллионов ведер сорокоградусной сивухи", и указывает, что царское правительство заработало от одной только надбавки (по 42 копейки с ведра) 185 миллионов рублей.

Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила социальные предпосылки пьянства в нашей стране, но тем не менее алкоголизм у нас еще не изжит. Почему?

Марксизм-ленинизм учит, что любое общество не возникает из ничего, не появляется на чистом месте. Оно вырастает на обломках старого общества и хранит в себе его следы.

В "Критике Готской программы" К. Маркс писал о первой фазе коммунизма: "Мы имеет здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развивалось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло".

Одним из таких родимых пятен прошлого, следы которого еще сохранились у нас, являются пьянство и алкоголизм. Может быть, государству следует прекратить продажу вино-водочных изделий вообще и установить так называемый сухой закон?

Но традиции, привычки имеют огромную силу. Это - одна из причин, почему мы пока не можем отказаться от продажи водки. Другой причиной является то, что запрет может привести к распространению самогоноварения, а в связи с этим к расходованию большого количества зерна, сахара, фруктов и других ценных продуктов, к спекуляции, к незаконной продаже спиртных напитков, к росту заболеваний и отравлений в результате потребления алкогольных напитков, приготовленных кустарным способом.

Поэтому борьба с алкоголизмом потребует еще много времени и усилий. Об этом свидетельствует пока еще значительное потребление спиртных напитков.

7. Мероприятие на тему "Нет - алкоголизму"

Оформление зала

На стенах висят плакаты.

На сцене виден транспарант, на нем огромными буквами написана тема шоу.

Применяются хрустальный, зеленый, фиолетовый, синий цвет драпировки и подсветки.

Методические рекомендации

Можно предварить шоу проведением конкурса на лучший плакат, рисунок, стенгазету.

Особое внимание следует обратить на выразительность речи участников. Речь должна быть четкой, ясной, динамичной. Цифры и факты звучат набатом.

Перед выходом и уходом участников инсценировки звучит современная музыка. Такая музыка привлекает внимание зрителей. Микрофоны должны хорошо работать!

1-й ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья!

2-й ведущий. Привет, мужики!

1-й ведущий. Интересно, что вы думали, когда читали наши афиши? Я, например, когда читаю "шоу" -- вздрагиваю.

2-й ведущий. Из урока сделаешь шоу -- вызывают к директору, дома расслабишься -- предки наезжают...

1-й ведущий. Но сегодня у нас не просто шоу, у нас грандиозное представление.

2-й ведущий. Мы уверены, что вы не будете смотреть на часы, вспоминая сказку о потерянном времени, потому что к нам приехали замечательные люди, мировые звезды!

1-й ведущий. Диск-жокей, музыку!

Сцена 1

Звучит музыка. Трое ребят изображают пустое времяпрепровождение. Дымят сигареты, звенит посуда...

Сцена 2

1-й ведущий. Смешно?! Да, мужики, да... У нас всегда смех сквозь слезы... Но! По расчетам ученых Новосибирского отделения Академии наук, сделанным еще в 1985 г., доля алкоголиков среди населения бывшего СССР достигнет к 2000 г. 65%.

2-й ведущий. В связи с этим демографы...

1-й ведущий. Для "продвинутых" сообщаю, что демографы -- это люди, которые изучают состав и изменение численности населения...

2-й ведущий. Так вот, демографы из Вашингтона предрекают нам катастрофу, и наша реальность, над которой мы сейчас так дружно посмеялись, приближает час исполнения этого прогноза.

1-й ведущий. Смертность стремительно растет, средняя продолжительность жизни снизилась уже до 58 лет, рождаемость только с 1990 г. уменьшилась на 30 %, а число алкоголиков становится все больше!

2-й ведущий. Как стало известно из достоверных источников, по части потребления спиртного новая демократическая Россия бьет коммунистические рекорды и сочиняет об этом песни.

1-й ведущий (поет песенку "Гуляет русская душа до последнего гроша!" или что-то подобное).

2-й ведущий. У нас гости из Санкт- Петербурга! Встречайте!

Сцена 3

1-й ученик. 29 июля 1997 года арбитражный суд Санкт-Петербурга вынес беспрецедентное решение, касающееся рекламы водочной продукции компании "Ливиз".

2-й ученик. Дело было так. Питерцы пожаловались на рекламу оскорбительного содержания. На плакатах в метро изображались три бутылки водки, а позади, как бы опираясь на эту прочную основу, возникал узнаваемый силуэт Петербурга. Венчал все это стих: "На том стояла и стоять будет земля русская".

1-й ученик. Суд постановил: "Плакаты, оскорбляющие достоинство граждан, снять!"

2-й ученик. Подавали апелляцию на судебное решение, но тщетно, суд был непреклонен. Реклама водки в метро исчезла! (Демонстрируется аляповатый плакат. На нем изображены три бутылки водки. Вокруг пляшет люд. Подпись: "На том стояла и стоять будет земля русская". Звучит музыка.)

Сцена 4

На сцену выходят девушка и парень. Они обнимаются, садятся на скамейку. В это время солист поет.

Шумел камыш, деревья гнулись,

А ночка темная была,

Одна возлюбленная пара

Всю ночь гуляла до утра.

Придешь домой,

А дома спросят:

" Где ты гуляла, где была?"

-А ты скажи: "В саду гуляла.

Домой тропинки не нашла".

Между тем парень встает, покидает подругу, та направляется к солисту.

А если дома ругать будут,

Ты приходи опять сюда...

Она пришла: его там нету,

Его не будет никогда.

Она глаза платком закрыла

И громко плакать начала:

Девушка.

"Куда ж краса моя девалась,

Кому ж я счастье отдала?"

Солист и девушка (вместе).

Шумел камыш, деревья гнулись,

А ночка темная была.

Одна возлюбленная пара

Всю ночь гуляла до утра.

1-й ведущий (мечтательно напевает). "...Одна возлюбленная пара всю ночь гуляла до утра..."

2-й ведущий. Увы, даже самая прочная "любовная лодка" иногда разбивается об алкогольную прозу жизни.

1-й ведущий (объявляет тему). Алкоголь и потомство!

Сцена 5

1-й ученик. Наука рассматривает алкоголь как один из наиболее опасных ядов, который скажется на будущем человечества.

2-й ученик. Еще в 1880-1890 гг. во Франции в результате опросов было установлено, что из 1000 детей с тяжелыми поражениями психики у 471 были отцы-пьяницы, у 84 -- матери, у 65 -- оба родителя. О 170 подобных детях сведения не были получены*. И только у 120 из контрольной группы родители не были пьяницами или, во всяком случае, в этом не признавались. 8 % их были зачаты, когда родители находились в состоянии алкогольного опьянения.

1-й ученик. Ого! Страшные цифры. Вот тебе и посидели за бутылочкой... А ты, чадо, -- расплачивайся.

2-й ученик. Миллионы лет трудилась природа над созданием человека, Господь одарил нас тем серым веществом, которое позволяет мыслить. Наш мозг -- это наше богатство.

1-й ученик. У нас в гостях известные хирурги Федор Григорьевич Углов и Николай Михайлович Амосов! Встречайте! (Входят гости и садятся за столик.)

1-й ученик. Федор Григорьевич, проходите к микрофону. Мы знаем, что Вы возглавляете организацию "Союз борьбы за народную трезвость", Вы занесены в книгу рекордов Гиннеса как старейший в мире практикующий хирург, Вы автор научных монографий и книг, которые опубликованы на 16 языках. Федор Григорьевич, что Вы нам скажете о проблеме "молодежь и алкоголь"?

Ученик (исполняющий роль Ф. Г. Углова). Вот мы и встретились. Здравствуйте. Откровенно скажу вам: каждая такая встреча меня радует. И тревожит... Найдем ли мы общий язык, поймем ли друг друга, отзовутся ли в вашем сердце те тревоги и надежды, которые всецело занимают меня? Я хирург и вот уже 50 лет оперирую. Я вижу, какие глубокие изменения возникают в организме человека под влиянием алкоголя. Долгое время они ничем себя не проявляют, и человеку кажется, что алкогольный дурман легок и приятен, он создает видимость веселья и хорошего настроения. И вот вас уже тянет к крепким напиткам; вы чувствуете себя взрослыми, крутыми. А алкоголь между тем вершит свою страшную работу в печени, желудке, сердце. Но самое страшное происходит в мозгу.

(1-й ученик внимательно слушает хирурга, он начинает конспектировать его слова.)

Наука установила, что в коре головного мозга происходит склейка красных кровяных телец и создаются условия, при которых нейроны гибнут. После приема спиртного в коре головного мозга остается кладбище нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются... Вот почему у пьющего человека проявляются признаки деградации: снижается память, портится характер... Изменениям подвергается, прежде всего, кора головного мозга, где происходит мыслительная деятельность, осуществляется функция памяти.

1-й ученик. Федор Григорьевич, Вы назвали страшные признаки деградации: снижается память, портится характер! Если я Вас правильно понял...

Ученик (Ф.Г.Углов). Совершенно верно, молодой человек!

1-й ученик. У нас в гостях был крупнейший российский ученый Ф.Г.Углов!

(Звучит музыка, гость уходит.)

Сцена 6

2-й ученик. (Встает из-за столика, встречает гостя.) Наш гость из Украины Николай Михайлович Амосов! Он родился в России, на Вологодчине, по зову Родины работал в Киеве. Там организовал Институт сердечно-сосудистой хирургии, стал академиком, но так и не научился говорить по-украински. Так что поговорим с ним по-русски, Николай Михайлович, более полувека Вы занимаетесь сердцем человека. Какими болезнями, на Ваш взгляд, сейчас страдает молодое поколение?

Ученик (Н.М.Амосов). Я отслеживал результаты горбачевской антиалкогольной кампании, о которой вы, наверное, не слышали, и был потрясен. За время ее действия средняя продолжительность жизни в нашей стране увеличилась на два года. Сократилось число сердечных и прочих заболеваний, связанных с алкоголизмом, уменьшилась смертность мужчин трудоспособного возраста. Поверьте мне: наше общество больно образом жизни! У украинцев, россиян, белорусов одна беда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать