Особенности системы дополнительного образования детей и подростков
p align="left">Важнейшими принципами внешкольной работы стали: идейная и общественно полезная направленность, связь с жизнью страны, с трудом советского народа, широкое развитие инициативы, самодеятельности и творчества детей, опора на комсомольскую и пионерскую организации, удовлетворение разнообразных интересов, склонностей и способностей школьников, обеспечение возможности участия каждого в различных видах деятельности, соответствующей их возрасту.

Педагогические требования к внешкольным учреждениям как учреждениям воспитательным включали: проведение всей внешкольной воспитательной работы на высоком идейном и научном уровне, взаимодействие школы и внешкольных учреждений, включение широкой общественности в воспитание подрастающего поколения, разнообразие форм и методов работы, опора на имеющиеся у детей и подростков знания, умения и навыки.

До Великой Отечественной войны сеть внешкольных учреждений неуклонно росла. К 1940 г. только в РСФСР в системе органов народного образования работали 1846 различных внешкольных учреждений.

Внешкольная работа в годы войны и послевоенный период

Большой урон внешкольным учреждениям нанесла война. Однако даже в трудных условиях военного времени в стране продолжали действовать около тысячи внешкольных детских учреждений. Они вели большую и плодотворную работу, перестраивая ее применительно к условиям военного времени. Во внеклассной работе большое место заняли в те годы патриотическое воспитание и военно-физическая подготовка школьников.

Во Дворцах и Домах пионеров, на станциях юных техников создавались оборонные кружки, где ребята овладевали военным делом, столярные и слесарные мастерские, в которых выполнялись производственные заказы. Широкое распространение получили производственные мастерские, кружки автотракторного дела, вождения автомобиля. Многие пионеры и школьники овладели профессиями телефонистов, телеграфистов, киномехаников и в летние каникулы работали на телефонных и почтовых станциях, ездили по селам с кинопередвижками.

В мае 1942 г. возобновила занятия студия художественного движения при Ленинградском Дворце пионеров. Она стала обслуживать госпитали, школы, детские лагеря. В Домах и Дворцах пионеров работали танцевальные кружки, хореографические группы, ансамбли. Кружковцы шефствовали над госпиталями: ухаживали за ранеными, выступали с концертами перед воинами, собирали книги, пластинки и т. п. Активно участвовали кружковцы внешкольных учреждений в сборе лекарственных трав, металлического лома.

В конце 40-х - начале 50-х гг. воспитательная работа заметно активизировалась. Постепенно восстанавливалась сеть внешкольных учреждений, сокращалась сменность занятий в школах, целенаправленно стали работать с детьми профсоюзы, комсомол, культурно-просветительные учреждения. Количество внешкольных учреждений к 1951 г. составило 2121, что превышало довоенный уровень почти на 400 единиц.

В 50-х гг. в систему идейного воспитания учащихся прочно вошла работа по формированию гражданственности и социальной активности на примере жизни и деятельности Ленина.

Широкое размах получила в послевоенные годы краеведческая работа Ребята участвовали в районных, областных, республиканских экспедициях «По партизанским тропам», «По дорогам героев», «В братской семье народов», «Мой край в пятилетке». Было создано большое количество краеведческих клубов, кружков, обществ юных путешественников.

Ярко выраженная патриотическая направленность внешкольной работы в 40-е гг. сменилась к 50-м гг. чрезмерной парадностью, преобладанием массовых форм, снижением роли клубной, кружковой и индивидуальной работы по интересам. Появилась практика записи в кружки только по рекомендациям из школ от классного руководителя или совета пионерской дружины. Существенным недостатком внешкольной работы в 50-е гг. была ее обособленность от школы, пионерской организации. Недостаточно четко выполнялись инструктивно-методические функции. Не принимались надлежащие меры к совершенствованию форм и методов внеклассной работы. Наблюдалось чрезмерное увлечение массовыми мероприятиями, отвлекающими школьников от учебы и не дающими воспитательного эффекта. Допускалась перегрузка школьников, особенно пионерского и комсомольского актива.

Деятельность внешкольных учреждений в 60-80 годы. Широкий размах принимает деятельность внешкольных учреждений в 60-е годы. Одна из характерных особенностей этого периода -- влияние научно-технической революции на все стороны жизни общества, в том числе и на формирование личности человека. Это нашло отражение и в работе внешкольных учреждений.

Наибольшее распространение получили кружки технического творчества, туристско-краеведческие, эстетического цикла, физкультурно-спортивные, природоведческие, На их базе во многих внешкольных учреждениях были созданы профильные клубы, научные общества учащихся, пионерские театры и ансамбли.

Внешкольные учреждения 60-80-х годов -- организации идеологические. В основе их деятельности были заложены общие принципы коммунистического воспитания подрастающего поколения: идейная направленность воспитания, связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства, научность воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, развитие инициативы и самодеятельности, воспитание в коллективе и через коллектив, непрерывность процесса воспитания, романтика и игра.

Характерной особенностью работы кружков этого периода была их тщательная педагогическая инструментовка. Специалисты различных отраслей знаний создали свыше 200 программ для кружков, которые были рекомендованы Министерством просвещения СССР для работы в школах и внешкольных учреждениях. Одновременно были подготовлены научно обоснованные методики кружковой работы, рекомендации их руководителям по вопросам применения эксперимента, лабораторных и практических занятий, участия школьников в научных экспедициях. К руководству кружками привлекались научные работники, студенты и преподаватели вузов, представители технической и творческой интеллигенции.

Заформализованность кружковой работы, дублирование внешкольными учреждениями деятельности школьных клубных объединений, чрезмерная политизация всей работы внешкольных учреждений (проведение политинформации, изучение материалов партийных и комсомольских съездов и т.п.) в 70-е гг. сменяется к середине 80-х гг. бурным ростом молодежных объединений, особенно неформальных политических и патриотических.

Становление и развитие системы дополнительного образования детей и подростков в 90-е годы. В соответствии с Законом РФ "Об обpазовании" с 1992 г. начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние.

В 1996 г. завершился первый (аналитико-пpоектиpовочный) этап пpеобpазования внешкольной работы в систему дополнительного образования детей. Он протекал в весьма неблагоприятных социально-экономических условиях финансовой нестабильности, инфляции, спада отечественного производства, неослабевающего социального напряжения.

В этих достаточно непростых условиях удалось реализовать большинство задач первого этапа становления системы дополнительного образования детей.

Министерством образования Российской Федерации pазpаботан пакет документов, определяющих развитие дополнительного образования в России, дающих теоретические и практические оpиентиpы для работы административных и педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Это решения Коллегии Министерства образования Российской Федерации:

* "О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей", № 12/1 от 25.04.94 г

* "О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения", № 22/1 от 23.11.94 г.

* "Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования", № 12/1 от 05.06.96 г.

* "О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития", № 19/1 от 27.10.93 г.

* "О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации", № 6/1 от 14.04.93 г.

* Приказ Министерства образования "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" № 140 от 27.03.95 г.

Это базовые документы, оpиентиpующие на решение задач становления дополнительного образования детей в Российской Федерации.

Современный этап освоения образовательными учреждениями потенциала дополнительного образования стал временем осмысления преимуществ этого вида образования; соотнесения новых идей и привычных стереотипов "второстепенности" дополнительного образования по отношению к базовому; pазpаботки технологии его реализации; закрепления появляющегося в практике опыта планирования и организации дополнительного образования, решения задач повышения его качества.

С 1997 года начался второй этап развития системы дополнительного образования детей - технологический. Он продлился до 2000 года. Его основной задачей было: освоение и коррекция ноpмативно-пpавовой и пpогpаммно-методической базы дополнительного образования.

Одной из основных тенденций развития системы на данном этапе является обновление содержания дополнительного образования.

Дополнительное образование включает то содержание, которое предстоит осваивать детям за пределами общеобразовательного государственного стандарта. Его обновление происходит по нескольким линиям:

- Вводятся актуальные сегодня направления: экономическое, экологическое, компьютерное, правовое и т.д.;

- УДО откликаются на проблемы pодного города, области, что выражается в развитии такого направления, как краеведение;

- Новыми в содержании образования стали предметы педагогической направленности: педагогика, психология, логика (школа будущего педагога, школы педагогической ориентации, педагогические гимназии в УДО);

- Ведется поиск новых форм сотрудничества основного и дополнительного образования. Появляются учебно-воспитательные комплексы: УДО - школа, УДО - детский сад, детский сад-школа - УДО - вуз. Деятельность их содержательна и весьма результативна.

Процесс обновления содержания дополнительного образования этого периода особенно ярко обозначил ряд проблем. Это прежде всего - определение оснований, принципов, требований к отбору содержания дополнительного образования. Исходя из чего отбирать содержание по конкретному профилю? Почему именно это должны осваивать дети, в какой логике и в каком темпе? Зачем именно так выстраивать содержание предмета, можно ли иначе, и что эффективнее? Что это дает ребенку

1.2 Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций

В Законе РФ «Об образовании» дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства.

В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» учреждение дополнительного образования определяется как образовательное учреждение, главное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; реализация дополнительных программ услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами деятельности учреждения, а отсюда развития всей системы дополнительного образования являются: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и молодежи в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.

Принятая в 1999 г. Программа развития воспитания в системе образования в России, также определяя целью и задачами развития системы дополнительного образования вышеперечисленные положения, отводит значительную роль принципам гуманистического характера воспитания, сформулированным в Законе РФ «Об образовании». «Программой» декларируется необходимость определения конкретных целей и задач воспитания, моделирования воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации; определяются также цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, среди которых - обеспечение необходимых научно-методических и других условий для развития воспитательных систем, активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания, развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов воспитания и т.д. Отмечается необходимость поддержки и развития творчества детей как одной из приоритетных задач дополнительного образования, а также обобщения педагогического опыта и научного обоснования выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверки их значимости для развития личности каждого ребенка.

Исследователи дополнительного образования детей выделяют функции, определяющие его содержание: ценностно-ориентационную, коммуникативную, социально-адаптационную, психотерапевтическую, профориентационную, рекреационную, культурообразующую (А.К. Бруднов);

социальную, педагогическую и методическую (О.Е. Лебедев), образовательные и социально-педагогические (А.В. Золотарева).

Образовательная функция - включают в себя функции обучения, воспитания и развития детей.

Обучение - это процесс удовлетворения детьми их различных образовательных потребностей в форме особого рода интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять и развивать знания, которые он получает в общеобразовательной школе, услуг, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, или тех, которые не находят применения в школе или других образовательных учреждениях. В современных учреждениях дополнительного образования детей обучение ведется по самым разным предметам, в соответствии с реализуемыми направленностями.

К обучающим функциям также относится функция допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки, которая организуется в разных вариантах. (Таблица 1). См. приложение.

Развитие - процесс качественного изменения личности, предполагающий изменение ее сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической и сферы саморегуляции (О.С. Гребенюк). Направления развития детей в практической деятельности учреждения дополнительного образования детей представлены в таблице 2. См. приложение.

В практике чаще всего встречаются комплексные варианты дополнительного образования детей в УДО. Например, развития организаторских качеств учащихся и ориентации их на профессию педагога-организатора (школа организаторов досуга); ориентация старшеклассников на педагогические профессии через включение их в систему социальных отношений, активную деятельность, формирование социально значимых качеств личности (школа педагогической ориентации); привитие подросткам музыкальной культуры (вокально-инструментальный ансамбль); духовное развитие детей в процессе освоения народных ремесел (школа народных ремесел) и др.

Социально-педагогические функции способствуют реализации образовательных функций, обеспечивают более полное выполнение целей деятельности учреждения дополнительного образования детей, в том числе целей социального становления детей. К социально-педагогическим функциям относятся функции: социальной поддержки, оздоровления, социальной адаптации, культурно-досуговую и др.

Реализация функции социальной поддержки детей предполагает создание целенаправленной системы практических, социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и других социально-защитных мер, обеспечивающих нормальные условия для физического, умственного и духовно-нравственного формирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства. Варианты реализации функции социальной поддержки детей в учреждении дополнительного образования детей представлены в таблице 3. См. приложение.

На практике чаще всего встречаются разные варианты интеграции направлений социальной поддержки детей. Например, в областном Дворце творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко г. Оренбурга разработана программа комплексной социально-психологической поддержки и психолого-педагогической помощи детям и подросткам. В ее содержание входят следующие виды деятельности: психологическое консультирование детей и родителей по проблемам снижения мотивации к обучению, трудностей в учебной деятельности, взаимоотношений с родителями, негативного поведения подростков; проведение тренингов для детей подросткового возраста, направленных на формирование ответственного, уверенного поведения, эффективных навыков межличностного общения; обучение педагогического персонала вопросам социальной поддержки подростков.

Оздоровление детей в условиях учреждения дополнительного образования предполагает формирование у них здорового образа жизни, улучшение физического, психологического, физиологического состояния здоровья. Оздоровление детей может быть организовано в разных вариантах (Таблица 4). См. приложение.

Реализация функции социальной адаптации детей в учреждении дополнительного образования детей предполагает создание условий для деятельности ребенка по освоению относительно стабильных условий среды, решению повторяющихся типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособлению к условиям социальной среды. Опыт работы учреждений дополнительного образования детей показывает, что здесь дети приобретают разнообразный социальный опыт практической, творческой, исследовательской, общественной, новаторской деятельности; опыт общения, побед, разочарований, удач и неудач. Осваивая разные роли в разных ситуациях (актер, художник, журналист, репортер, швея, вышивальщица, радиотехник, манекенщица, массовик, оформитель, сказочник, танцор, конферансье, ведущий и др)., дети осваивают новую среду, адаптируются к ней, приобретают разный жизненный опыт.

Одной из ведущих функций деятельности учреждения дополнительного образования детей считается культурно-досуговая. Ее реализация предполагает создание условий для развития личности ребенка в свободное время через общение: обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, оценками, суждениями, мыслями, результатами деятельности; участие в неформальных общественных процессах и структурах на основе общего интереса; разрядки индивидуальных и групповых напряжений, восстановления, возмещения, уравновешивания сил. Ее отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива как отдельного ребенка, так и отдельных социальных групп детей. Варианты организации культурно-досуговой деятельности представлены в Таблице 5. См. приложение

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать