познакомить с экологическими методами изучения природы, типовыми методиками научно-исследовательской работы;
привить навыки работы с приборами и оборудованием в ходе выполнения практических и лабораторных работ.
ЦЕНТР осуществляет деятельность областного научного общества учащихся и молодежи «Натуралист». Первые шаги в науку школьникам помогают сделать преподаватели АГУ, АГТУ, АГМА, КаспНИРХа.
Центр обеспечивает летнее оздоровление членов ТО Центра в палаточных лагерях, профильной смене детских здравниц, организует и проводит массовые мероприятия:
- областные слеты юных экологов;
- областную научно-практическую конференцию;
- областную детскую и молодежную экологическую конференцию.
Обеспечивает содержательный досуг, отдых детей, молодежи и их родителей:
- выставки комнатных растений, декоративных животных и поделок из природного материала "Флорофаундия";
- обзорные и тематические экскурсии, в том числе семейные по экологической тропе Центра;
- экологические праздники "День птиц", "День здоровья", "День Земли" и др.
Организует летний юннатский практикум школьников на учебно-опытном участке ЭБЦ в форме увлекательной эколого-правовой игры "Здравствуй, город Экоград!"
Центр координирует деятельность учреждений, занимающихся эколого-биологическим образованием и воспитанием, оказывает им информационно-методическую и иную поддержку.
Клуб собаководства "ТРЕФ".
Клуб работает с 1994 года и насчитывает 2500 членов. В этом клубе ребята изучают происхождение различных пород собак, основные физиологические процессы их жизнедеятельности, основы ухода, азы дрессировки.
Члены клуба участвуют в выставках собак городского, областного, международного уровней и показательных выступлениях на праздниках; готовят защитных, розыскных собак; занимаются научно-исследовательской деятельностью; участвуют в международных кинологических лагерях, где общаются с зарубежными любителями-кинологами и т. д. Знания и навыки, полученные на занятиях в клубе, помогают молодым ребятам служить в армии кинологами.
Конноспортивный клуб "КОНКУР".
Открыт на базе Центра в 1997 г. Сейчас в клубе 11 лошадей различных пород: дончаки, кушумцы, чистокровные кабардинец и араб. На занятиях ребята получают необходимые сведения о строении лошади, мастях, породах; навыки по уходу за лошадьми; учатся верховой езде. Члены клуба не раз были участниками областных и городских праздников; костюмированных и театрализованных представлений ("Сабантуй", "Наурыз", Дни города, юбилей "Волгаря", новогодние и рождественские праздники).
ТО "ЮНЫЙ ЗООЛОГ"
В живом уголке Центра обитают хомячки, морские свинки, лабораторные мыши и крысы, песчанки, хорек, обезьяна, амадины, попугайчики, черепахи, мадагаскарские тараканы, паук-птицеед. Во время занятий ребята узнают о многообразии животного мира, общаются с декоративными животными. Приобретенные знания помогут детям ориентироваться в выборе биологических профессий, формируют готовность к активной деятельности по охране животного мира.
ТО "ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ"
Встреча с природой в удивительной мастерской - это не только заполнение вашего свободного времени. Это, прежде всего, интересное дело. Здесь дети занимаются лепестковой живописью, флористикой, знакомятся с секретами простой глины и учатся превращать обычные веточки в необычные лесные сувениры. Ребята участвуют в городских, областных выставках декоративно-прикладного творчества, ежегодной городской выставке цветов, на ВВЦ в г. Москва.
ТО "ЮНЫЙ ФЕРМЕР"
На фермерском подворье Центра обитают козы, свиньи, верблюды, осел, индюки. В этом кружке дети получают начальную подготовку по животноводству, необходимую для грамотного выполнения работ в личном хозяйстве. Ребята изучают виды и породы животных, их особенности, общие представления о разведении животных, видах кормов.
ТО "АРХИТЕКТОРЫ МИНИ-ПАРКА"
В этом кружке знакомятся с особенностями геометрической и ландшафтной архитектуры, садово-паркового искусства, формируется у детей эстетическое воспитание природы. Дети учатся превращать садовый участок в "райски уголок". С педагогом ребята пройдут по всем этапам создания чудесного сада: от составления плана на бумаге и разметки территории до ухода за посадками. В этом саду могут быть непроницаемые живые изгороди, прекрасные газоны и цветники, необычное клумбы, альпийские горки т.д.
ТО "ДЕКРАТИВНОЕ ОВОЩЕВОДСТВО И ЦВЕТОВОДСТВО"
Здесь вы можете заняться флористикой - выращиванием и использованием необычного материала: различных сухоцветов, физалиса, декоративных и посудных тыкв. Занимаясь любимым делом, вы сможете не только составить зимний букет или изготовить необычный сувенир, но и станете инициативней, самостоятельней, сможете правильно планировать свое свободное время, что очень пригодится вам в вашей будущей взрослой жизни.
ТО "ПРИРОДА И ХУДОЖНИК"
Здесь у ребят формируется интерес к многообразному миру искусства. Они знакомятся с искусством графики, рисованием пятном, штрихом, линейным рисованием. В ТО "Природа и художник" происходит формирование художественного вкуса детей, приобретаются профессиональные художественные умения, навыки, развивается чувство композиции, цвета.
ТО "ЮНЫЙ ЦВЕТОВОД"
В данном ТО ребята занимаются как комнатным цветоводством, так и грунтовым. И в оранжерее, и на участке ребята смогут собственными руками посадить и вырастить декоративное растение. Дети узнают о биологических особенностях цветочных растений, получают навыки практического ухода за ними, составе цветочных композиций.
Выводы по второй главе
Проанализировав систему дополнительного образования Астраханской области можно сделать вывод, что она достаточна разнообразна и представлена многочисленными учреждениями, осуществляющими свою деятельность по таким направлениям как: спортивное, техническое, художественное нравственно-эстетическое, а также туристско-краеведческого и эколого-биологическое
В осуществлении эколого-биологического воспитания детей и подростков немало важная роль отводиться Астраханскому областному эколого-биологическому центру, посещая который дети учатся любить родной край не по картинкам в учебниках, а ухаживая за растениями и животными.
Приобретенные знания, в этом центре, помогут детям ориентироваться в выборе биологических профессий, в формировании готовности к активной деятельности по охране животного мира. Занимаясь в эколого-биологическом центре ребята станется инициативнее, самостоятельнее. Дети учаться правильно планировать свое свободное время, что очень пригодится им в будущей взрослой жизни. Происходит формирование художественного вкуса детей, приобретаются профессиональные художественные умения, навыки, развивается чувство композиции, цвета.
Заключение
Историческими предпосылками возникновения и становления отечественной системы дополнительного образования детей послужили теория и практика общественного воспитания, внешкольного образования, детского движения, попечительской и благотворительной деятельности в России;
Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию - занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования, вместе с тем они помогали организовать досуг детей, способствовали обогащению их коммуникативной деятельности. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, а также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей.
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные горожане и их родители, а также общество и государство. Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития региона. Оно способно влиять на качество жизни, так как приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, - профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма, что способствует повышению качества городской среды. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью. Система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.
В России дополнительное образование детей реализуется в государственных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов, а также в учреждениях культуры, физической культуры и спорта, в общественных объединениях и т.д.; деятельность детей организуется в одновозрастных или разновозрастных объединениях по интересам, учреждений дополнительного образования, дифференцированных по различию их потенциалов и охвату образовательных областей (однопрофильных или многопрофильных), в совокупности составляющих сеть учреждений дополнительного образования детей;
Содержание дополнительного образования детей отражает: рекреативно-оздоровительное развитие ребенка; организацию и формирование нового социального опыта; психолого-педагогическую помощь и поддержку детям в индивидуальном развитии. Такой объективный фактор как отсутствие жестких образовательных стандартов в учреждениях дополнительного образования и то, что педагог заинтересован в том, что бы ребенок посещал занятия вне прямой зависимости от академических успехов, задает такие особенности учреждения дополнительного образования как: творческость (креативность) жизнедеятельности детских объединений; дифференциация воспитательного процесса (разноуровневость, специализация, возможность объединения детей на основе общих интересов); индивидуализацией (регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания образования; обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка; подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанниками.
Список литературы
1. ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009)
2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233) (с изменениями от 22 февраля 1997 г., 8 августа 2003 г., 1 февраля 2005 г., 7 декабря 2006)
3. Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня //«Новые ценности образования. Принцип дополнительности», 2006. - Вып. 4 (28). - С. 105-109.
4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: - М.: 2002.
5. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. - М. 2000.
6. Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999 № 3
7. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования:- М.: 2004.
8. Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности: тезисы и материалы Всероссийской науч.-практ. конференции «Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей». - СПб., 1998.
9. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей //Дополнительное образование, 2005. - № 9. - С. 21 - 23.
Приложение
Таблица 1 - Варианты организации допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки детей в учреждении дополнительного образования детей
№ п/п | Форма организации | Содержание деятельности | |
1. | Школы довузовской подготовки | Подготовка воспитанников к поступлению в высшие учебные заведения | |
2. | Очно-заочные однопрофильные школы - математическая, физико-техническая, филологическая и др. | Знакомство детей с разными профессиями, создание условий для социальных проб в разных профессиях. | |
3. | Комплексные школы начальной профессиональной подготовки - юного модельера, журналиста, педагога и др | Получение начальной профессиональной подготовки по определенной профессии. | |
4. | Школы творческой ориентации | Последовательное знакомство детей с основными видами деятельности учреждения дополнительного образования с целью выбрать тот, который больше заинтересует ребенка или в котором он проявит лучшие способности |
Таблица 2 - Варианты направлений развития детей в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей
№ п/п | Направления развития | Содержание развития | |
1. | Интеллектуальное развитие | Развитие мышления, ума, познавательных процессов, в том числе сообразительности, гибкости, самостоятельности, критичности ума, а также предметных и специальных знаний, умений и навыков | |
2. | Эмоциональное развитие | Формирование эмоционального отношения ребенка к предмету творчества, умения понимать эмоциональные состояния и управлять своими эмоциями и чувствами | |
3. | Мотивационное развитие | Развитие потребностей, мотивов и целей ребенка, в том числе мотивов учения, мотивов к познанию и творчеству, побуждающих детей к овладению способами познания, творчества, активности в творческой и учебной деятельности | |
4. | Волевое развитие | Развитие инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности, владеть собой, действовать самостоятельно и других качеств личности | |
5. | Развитие предметно-практических сфер | Развитие специальных способностей детей - музыкальных, художественных, лидерских, исследовательских и др. и умения применять их в жизни | |
6. | Развитие экзистенциальной сферы детей | Развитие способностей ребенка управлять своими физическими и психическими состояниями, умений держать их на должном уровне, гармонии чувств и поступков, слова и дела и других умений, позволяющих формировать собственную «Я-концепцию». | |
7. | Сфера саморегуляции | Развитие активного внимания, моторно-слуховой памяти, наблюдательности, умения концентрироваться, а также формирование навыков анализа жизненных ситуаций, обучение навыкам осознанного поведения, самокритичности, рефлексии и др. |
Таблица 3 - Варианты социальной поддержки детей в учреждении дополнительного образования детей
№ п/п | Направления поддержки | Содержание социальной поддержки | |
1. | Правовая поддержка | Защита прав ребенка, его человеческого достоинства | |
2. | Экономическая поддержка | Экономическая поддержка ребенка через его участие в учебно-производственной и внебюджетной деятельности УДО, предоставление льгот детям из малообеспеченных семей | |
3. | Психолого-педагогическая поддержка | Поддержка детей, оказавшихся в особо трудном положении, - инвалидов, сирот, детей из неполных семей и семей повышенного риска | |
4. | Социальная поддержка | Помощь в освоении среды, нахождении вариантов типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия в УДО | |
5. | Практическая поддержка | Помощь в приобретении практических умения и навыков, которые помогут ребенку в будущей жизни - личной, профессиональной, семейной |
Таблица 4 - Варианты организации оздоровления детей в учреждении дополнительного образования детей
№ п/п | Формы организации | Содержание деятельности | |
1. | Сквозная программа «Здоровье» | Это интегрированная программа, которая объединяет всех участников образовательного процесса ДО и направлена на создание условий для оздоровления детей и педагогов через осуществление профилактики заболеваний (досуговые программы), восстановление здоровья и поддержания физической формы особо в этом нуждающихся (специальные программы оздоровления) и разработку здоровьесберегающих технологий. | |
2. | Врачебно-психологическая служба | Введение в штат УДО врача, медицинской сестры, приобретение современных программ диагностики состояния здоровья детей и педагогов | |
3. | Спортивно-оздоровительные лагеря | Специальные программы, организуемые в каникулярное время для детей с ослабленным здоровьем. | |
4. | Оздоровительные образовательные объединения | Школы коррекции осанки, организация групп ОФП, ЛФК и здоровья |
Таблица 5 Организация культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования
№ п\п | Направления культурно-досуговой деятельности | Содержание культурно-досуговой деятельности | |
1. | Развлечение | Посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, а также путешествия, прогулки, праздники, дающие человеку смену впечатлений | |
2. | Отдых | Активный (занятие физкультурой, слушание музыки) и пассивный (расслабление) отдых | |
3. | Самообразование | Участие в дискуссиях, деловых играх, экскурсиях и др. | |
4. | Творчество | Всевозможные хобби и любительские занятия | |
5. | Общение | Обмен информацией, опытом, знаниями, мыслями, оценками, суждениями, навыками, умениями, результатами деятельности в форме встреч, конференций, фестивалей, игр и др. |
Таблица 6 Однопрофильные учреждения дополнительного образования детей
Полное название учреждения (примерные варианты) | ||
Центр | Эколого-биологический центр, центр военно-патриотического воспитания молодежи, центр технического творчества детей и молодежи, центр детского туризма | |
Дворец | Дворец спорта, дворец художественного творчества, дворец культуры детей и молодежи | |
Дом | Дом юных натуралистов, дом технического творчества, дом детского туризма и экскурсий | |
Клуб | Клуб юных моряков и речников, клуб юных летчиков, десантников и космонавтов, клуб юных пожарных | |
Станция | Станция юных натуралистов, станция юных туристов, эколого-биологическая станция | |
Школа | Детская музыкальная школа, детская школа искусств, детская спортивная школа, детская художественная школа, школа олимпийского резерва | |
Студия | Художественная студия, студия дизайна, театральная студия |
Таблица 7 Многопрофильные учреждения дополнительного образования детей
Полное название учреждения (примерные варианты) | ||
Дворец | Дворец творчества юных, дворец творчества детей и молодежи, | |
Центр | Центр внешкольной работы, центр дополнительного образования, центр детского творчества , центр по работе с одаренными детьми, детско-юношеский центр, центр работы по месту жительства | |
Клуб | Детско-юношеский клуб, Клуб детского творчества | |
Дом | Дом детского творчества, |