Особенности системы дополнительного образования детей и подростков
p align="left">В культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей имеет место широкая интегративность и вариативность: эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно; в ее основе лежит активность личности, направленная на выбор вариантов реализации целей общения, развлечений, отдыха, творчества.

В качестве первой особенности УДО детей и подростков можно выделить - специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Посещение УДО является для ребенка добровольным, то есть исключает обязательность и какое-либо принуждение. Это выражается в том, что отсутствие его не может быть препятствием для продолжения образования, приобретения профессии. Добровольность также связана с самостоятельным выбором ребенком содержания предметной деятельности, длительности участия в жизни того или иного детского объединения. Так как многочисленные учреждения дополнительного образования предлагают различные услуги, здесь наиболее ярко проявляется характер отношений, когда ребенок и его родители выступают в качестве заказчиков образовательной услуги. Отношения заказчик - исполнитель создают предпосылки для выбора предметной направленности деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Отсюда возникает такая специфическая черта учреждений дополнительного образования как постоянная ориентированность на привлечение детей, так как от этого зависит для педагога возможность реализовать образовательную программу.

Вторая особенность УДО детей наиболее ярко проявляется в образовании и определяется, прежде всего, взаимоотношениями с общеобразовательной школой. Ребенок посещает клуб по месту жительства, изостудию или класс скрипки музыкальной школы параллельно со школой, следовательно, перечисленные детские объединения выполняют функцию дополнения. В словарном понимании слова “дополнительный” (дополнительное) существует две отличающиеся интерпретации. В первом случае - дополнительное это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь. Во втором варианте дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого. Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, разным материалом и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения насущно необходимого.

Третья особенность. В задачи учреждений дополнительного образования детей входит содействие в профессиональном самоопределении учащихся, что обеспечивается предоставлением возможности школьникам выбирать сферу деятельности из предложенного перечня и практико-ориентированным характером содержания, форм и методов социального воспитания. Предназначенность данных воспитательных организаций для детей старшего дошкольного и всего школьного возрастного спектра, приводит к тому, что в них профессиональная ориентация становится длительным процессом, постепенного уточнения интересов ребенка, восхождения к профессии путем многочисленных проб в сфере практической деятельности, через углубление и расширение содержания образования, так и через освоение ребенком способов деятельности, и представляет собой либо профилизацию, либо профессионализацию.

Четвертая особенность - опосредованность социального воспитания. Весьма интересным представляется рассмотрение социального воспитания в учреждении дополнительного образования через призму принципа дополнительности в социальной педагогики. Если воспитание (относительно социально контролируемая часть) дополняет процесс стихийной социализации, то в воспитательной организации призванной “дополнять воспитание” акцент может быть сделан на уменьшении управляющего начала. Скорее всего, характерной чертой учреждений дополнительного образования детей становится оптимальное сочетание стихийной, относительно направляемой, относительно социально контролируемой социализации и сознательного самоизменения человека.

Характеризуя пятую особенность учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций, следует отметить следующее: возникнув в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, данный вид воспитательных организаций с 1918 года стал и по настоящее время остается преимущественно государственным. Относительная молодость института внешкольного воспитания - дополнительного образования, существенные изменения, произошедшие в начале 90-х годов вызывают у этой разновидности воспитательных организаций недостаточно определенный статус в отечественной системе социального воспитания.

Шестой особенностью учреждений дополнительного образования является то, что они имеют различное ведомственное подчинение: Министерство образование, Министерство культуры, Государственный комитет по физкультуре и спорту. Данное обстоятельство нашло отражение в нормативной основе их деятельности.

Седьмой особенностью этих воспитательных организаций можно считать разнообразие по содержанию деятельности и организационной структуре, что ярко проявляется в делении на одно- и многопрофильные учреждения.

К однопрофильным учреждениям в соответствии с современной номенклатурой, относятся те, которые реализуют дополнительные образовательные программы одной направленности (спортивно-технической, художественно-эстетической, военно-патриотической, научно-технической и др.), то есть это - клубы, станции и школы. Однопрофильные учреждения дополнительного образования детей создавались на базе специализированных внешкольных учреждений, имеющих многолетнюю историю, налаженные связи с социальным окружением, сложившуюся репутацию, материально-техническую базу, соответствующую профилю работы учреждения. См. таблица 6.

Многопрофильные учреждения дополнительного образования детей также создавались путем преобразования областных, краевых, городских дворцов и домов пионеров и школьников. Они к началу реформирования имели сложившуюся структуру, многочисленные детские коллективы, являвшиеся образцовыми в своих регионах, сильный преподавательский и методический состав, обладали хорошей материальной базой. В настоящее время многопрофильные учреждения, объединяющие несколько удаленных друг от друга филиалов в большой степени ориентированы на работу с детьми по месту их жительства. См. таблица 7.

Восьмая особенность связана со спецификой субъектов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Своеобразие учреждений дополнительного образования состоит в том, что открытие того или иного профиля связано с наличием в воспитательной организации соответствующего специалиста. Работа педагога дополнительного образования регламентируется программой, которую он создает на основе своих собственных представлений и легализует через соответствующие экспертизу и утверждение. Вообще, эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования обусловлена его самореализацией.

Следует отметить, что многие педагоги дополнительного образования не имеют профессионально-педагогической подготовки, являются специалистами в конкретной предметно-практической сфере, поэтому решение ими задач социального воспитания происходит интуитивно.

Выводы по первой главе

Изучив историю развития системы дополнительного образования можно сделать вывод, что в начале ХХ века складываются основные институциональные формы дополнительного образования детей: внутришкольные (дополнительные дисциплины по выбору и предметные кружки, объединения учащихся по интересам), внешкольные образовательные учреждения (одно- и многопрофильные) и работа с детьми по месту жительства (площадки, детские общественные организации). В 90-е гг. XX века происходит обновление системы дополнительного образования. Появились новые направления во внешкольной работе с детьми, например, экономическое, экологическое, компьютерное, правовое и т. д. УДО откликаются на проблемы pодного города, области, что выражается в развитии такого направления, как краеведение. Новыми в содержании образования стали предметы педагогической направленности: педагогика, психология, логика (школа будущего педагога, школы педагогической ориентации, педагогические гимназии в УДО).

В проанализированных нормативных документах по дополнительному образованию детей и подростков достаточно четко просматривается особое внимание к его личностно-развивающему потенциалу, в то время как приоритетность использования технологий развивающего образования на современном этапе не отмечается.

Учреждения дополнительного образования детей как разновидность воспитательных организаций:

- представляют собой составную часть государственной системы социального воспитания;

- ведомственно подчинены нескольким федеральным министерствам;

- по содержанию деятельности и организационной структуре отличаются большим разнообразием;

- во взаимоотношениях с общеобразовательной школой играют зависимую роль - дополнения;

- по принципу вхождения ребенка в воспитательную организацию являются добровольными;

- призваны содействовать воспитанникам в профессиональной ориентации, организуя длительный процесс профессиональных проб;

- в урегулировании социализации преобладает опосредованность воздействий детским объединением, сферами его жизнедеятельности;

- педагог дополнительного образования выступает в специфических социальных ролях специалиста, лидера, мастера, художественного руководителя.

2 Опыт организация системы дополнительного образования детей и подростков в Астраханской области

2.1 Опыт организация деятельности учреждений дополнительного образования на примере Астраханского областного эколого-биологического центра

На сегодняшний день в Астраханской области система дополнительного образования детей представлена ярким многообразием учреждений спортивного, технического, художественно-эстетического, социально- педагогического, а также эколого-биологического, туристско-краеведческого и военно-патриотического направлений.

Как в городе так и в области функционируют такие учреждения дополнительного образования как: «Детские юношеские спортивные школы», «Дома детского творчества», «Центры развития творчества детей и юношества», «Центры эстетического воспитания детей и молодежи», «Центры детского научно-технического творчества», «Детские музыкальные школы», «Детские художественные школы «Детские школы исскуств» и т. д.

Областными учреждениями дополнительного образования детей постоянно осуществляется учебно-методическое обеспечение деятельности специалистов учреждений дополнительного образования в районах области, организаторов воспитательной работы образовательных учреждений, родительской, детской и молодежной общественности в вопросах повышения профессионального мастерства, пропаганды здорового образа жизни, организации культурно-досуговых и массовых мероприятий, решения проблем воспитания подрастающего поколения. Методическая служба учреждений дополнительного образования ведет целенаправленную работу по оказанию помощи педагогам образовательных учреждений области. В последнее время расширяется число партнеров учреждений дополнительного образования детей, налаживается реальное межведомственное взаимодействие в интересах более полного удовлетворения культурно-образовательных запросов личности, семьи. Массовость и открытость проводимых областных мероприятий позволяет объединить организационные и финансовые возможности заинтересованных ведомств и организаций, полностью реализовать календарь областных мероприятий. Работа учреждений осуществляется в основном в рамках программно-целевой деятельности, что предполагает разработку и реализацию различных образовательных программ эколого-биологического, культурологического, социально-педагогического, военно-патриотического, физкультурно-спортивного, туристско-краеведческого, правового и многих других направлений.

В данной работе хотелось бы конкретнее остановиться на одном из учреждений дополнительного образования г. Астрахани, а именно хочется охарактеризовать деятельность Астраханского областного эколого-биологического центра.

Астраханский областной эколого-биологический центр - государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей. В центре занимаются около 2500 ребят до 18 лет, занятия ведут 56 педагогов.

Немного истории. В тревожное послевоенное время 8 августа 1944 года Исполком Астраханского областного совета народных депутатов принял решение об открытии в городе Астрахани Областной станции юных натуралистов (ОСЮН), а уже в октябре она приняла первых юннатов.

Сюда потянулись мальчишки и девчонки, в чьих юных душах, опаленных войной, теплился огонек любви к родной природе. Первая станция юннатов располагалась в районе сетевязальной фабрики. На этой территории станция просуществовала недолго.

В середине 50-х годов станция юных натуралистов справляет новоселье по ул. Вокзальной (район новостроек перед трикотажным комбинатом). Работы у юннатов прибавилось, ведь площадь земельного участка оказалась в три раза больше прежнего. Силами школьников и сотрудников обновился сад, был заложен виноградник, построен крольчатник и птичник, а гордостью стала теплица. Станция юннатов превратилась в центр методической и опытнической работы. Она оказывала помощь при создании школьных учебно-опытных участков, давала рекомендации по их планированию, организации, составлению плана агротехнических мероприятий, по тематике и методике опытов учителям биологии сельских школ, тем самым заложив основы одного из ведущих направлений работы станции юннатов, которое продолжается и совершенствуется.

В эти годы в области ширится зоны юннатского движения. Руками школьников высаживаются тысячи саженцев деревьев, кустарников, закладываются цветники, спасается рыбная молодь, охраняются и привлекаются птицы. Растет количество юннатских кружков.

В 60-е годы основной упор делается на исследовательскую работу. В октябре 1967 года распоряжением Исполкома Астраханского облсовета депутатов трудящихся станция юннатов переводится в здание бывшей 8-ми летней школы № 39 города Астрахани в поселке Мошаик.

На протяжении 70-х годов, оставаясь областным инструктивно-методическим центром, ОСЮН оказывает помощь школам в создании кружков юных натуралистов, в организации общественно- полезного труда учащихся, разрабатывает тематику и методику кружковых занятий, обобщает передовой опыт юннатского движения в области, проводит массовые мероприятия (праздники, слеты, конкурсы, выставки), готовит участников на Всероссийские юннатские форумы.

В 80-е годы усилия сотрудников ОСЮН были направлены на совершенствование кружковой работы. Расширилась сеть юннатских кружков, руководимых специалистами, содержанием работы которых становится природоохранительная и исследовательская деятельность.

В конце 80-х годов во всех направлениях деятельности СЮН доминирует экологическое образование школьников, создается программа «Экологическая культура».

В январе 1992 года департамент образования принимает решение о переименовании областной станции юных натуралистов в биолого-экологический центр учащихся (БЭЦ). Начался новый этап в деятельности школьного учреждения.

В те годы усилиями сотрудников Астраханского БЭЦ созданы школьные фольклорный и экологический театры, Областная заочная экологическая школа, Школа полевой экологии, Школа экологической культуры, экспериментальные площадки для апробации образовательных программ , проводятся научно- практические конференции школьников, активизирована работа профильных смен и лагерей, а общегородской праздник друзей природы «Флорафаундия» стал визитной карточкой БЭЦ.

В педагогическую практику учреждений дополнительного образования внедрилась клубная работа с детьми - наиболее эффективная форма организации деятельности со старшеклассниками. При Астраханском БЭЦ созданы кинологический и конно-спортивный клубы.

Структурные подразделения центра: Отделы:

- научно-методический;

- экологии и краеведения;

- прикладной биологии;

- естественных наук и валеологии;

- культурно-досуговый;

- конноспортивный клуб "Конкур";

- клуб кинологов "Треф".

В Центре имеется:

- образцовый учебно-опытный участок с фруктовым садом, участками овощеводства и грунтового цветоводства;

- дендрарий, где акклиматизировано более 30 видов деревьев и кустарников со всей территории России;

- плодово-ягодный питомник;

- оранжерея, где растут тропические растения со всех континентов;

- выставка декоративно - прикладного творчества детей, включающая поделки из природного материала, композиции сухих букетов, флористические картины, янтарное кружево, декоративное панно;

- фермерское подворье с козами, кроликами, ослицей, верблюдом, домашними птицами;

- выставочный зал с коллекцией 25 видов декоративных птиц, млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся и насекомых;

- конно-спортивный клуб "Конкур", где дети знакомятся с лошадьми, учатся ухаживать за ними, получают навыки верховой езды;

- клуб служебного и декоративного собаководства "Треф", в котором дети более тесно общаются со своими питомцами, получают основы дрессировки, принимают участие в международных, областных и городских выставках.

Центр организует и обеспечивает работу ТО по пяти направлениям деятельности: эколого-биологической, естественнонаучной, туристско-краеведческой, художественно-эстетической и физкультурно-спортивной как на своей базе, так и на базе других образовательных учреждений.

Одно из ведущих направлений центра - научное. Развивает интерес школьников к естественным дисциплинам, вырабатывает умения и навыки исследовательской работы, способствует профессиональной ориентации учащихся, их обоснованному выбору профессии. Во главе данного направления центра стоит биолого-экологическое общество "Натуралист", которое возникло в октябре 1987 года в средней школе N39. Это было добровольное объединение школьников, 7-11 классов, стремящихся совершенствовать свои знания в отраслях биологической науки, расширять научный кругозор. Сейчас в "Натуралисте" занимаются 250 учеников школьного возраста, их количество с каждым годом возрастает. Учреждение имеет 11 секций: Экология растений, водная экология, микробиология, Экология животных, школа морских экологов, гуманитарная, Экология человека, экологический мониторинг, кинология, Генетика и физиология растений, биожурналистика.

Задачи научных секций:

сформировать общие представления об экологии, как науке, о ее современном состоянии и перспективах развития, направлениях экологии;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать