Особенности сочинений по картине
p align="left">В частности профессор А.В. Текучев рассматривает сочинения по картине в следующем аспекте:

Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов сочинения. Варианты их разнообразны - рассказывание сюжета картины, описание пейзажа, введение картины в сочинение в качестве эпизодам, которым начинается или заканчивается сочинение, сочинения по ряду картин (по картинному плану или сравнение их по какому-либо признаку), сочинение по картине с грамматическим заданием. Сочинения по картине проводятся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед ними ставятся задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть ее художественные возможности, переводить виденное на язык слова. Картина дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности (то есть иметь план). Тематика сочинений по картине разнообразна - почти все виды сочинений, различаемых по жанру, могут быть проведены по картине. С использованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связано обучение учащихся сочинениям самых разнообразных видов - описаниям по наблюдениям, портретной характеристике, рассуждениям ().

Авторы учебника "Методика русского языка" Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев освещают следующий подход к сочинению по картине:

Сочинения по картине - один из самых распространенных видов сочинений. Картина, как считает К.Д.Ушинский, позволяет учащимся организовывать наблюдение, опираясь на личный жизненный опыт, следовательно, сочинение по картине может рассматриваться как сочинение по личным наблюдениям и впечатлениям, но не только от виденного, а и от слышанного, и от прочитанного. Сочинение по картине может быть поэтому, с одной стороны, сочинением-описанием картины (на основе виденного), с другой стороны, сочинением по поводу картины (на основе виденного, слышанного или прочитанного).

Используя картину на уроках развития речи, преподаватель должен, прежде всего, научить учащихся "читать" ее.

"Прочесть" картину, значит понять творческий замысел художника, чутко воспринять язык живописи как искусства "зримых образов", "говорящих" красок, света и тени и, поняв все это, раскрыть содержание и идейный смысл картины.

В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях.

В VI классе на уроках литературы учащиеся получают представление об описании, и знакомство с пейзажной живописью становится для них наиболее необходимым.

Подготовкой к работе над картиной-пейзажем может служить анализ картины сюжетного характера, при рассмотрении которой обращается внимание и на пейзаж.

Выбрав для урока картину, преподаватель сам внимательно рассматривает ее, устанавливает, какова тема, идейное содержание картины, какими средствами художественной выразительности пользуется художник, раскрывая свой замысел.

Система вопросов, которые намечает затем преподаватель, обеспечивает последовательность в раскрытии содержания картины, глубину анализа, внимание к главному, основному, помогающему понять замысел художника. Формулируя вопросы, преподаватель предусматривает также и необходимость направлять учащихся в процессе беседы на целесообразное использование тех или иных лексических и грамматических средств для раскрытия темы данной картины; учитывает возможные трудности употребления в речи отдельных слов и выражений, построения предложений и намечает пути их преодоления.

В методике обучения сочинения по картине можно наметить три этапа:

I. Подготовка преподавателя к уроку по картине.

1. Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели, поставленной преподавателем.

2. Изучение содержания картины.

3. Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника.

4. Формулировка вопросов для беседы.

5. Составление плана урока.

II. Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).

1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.

2. вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины, наличием литературы по данному вопросу.

3. Молчаливое рассматривание картины.

4. Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.

5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.

6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).

7. Выяснение написания некоторых слов и выражений.

8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.

III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.

В качестве одной из методик мы рассматриваем передовой опыт учителя-словесника М.А. по подготовительной работе для написания сочинения по картине.

Учитель-словесник Мошкина М.А. из г. Ачинска предлагает свою методику подготовки к написанию сочинения по картине (Роль экстралингвистической информации в процессе подготовки к сочинению).

По ее мнению успех написания сочинения учащимися во многом обусловлен характером того материала, который был дан детям на этапе подготовки к сочинению. Подготовка к сочинению - это процесс сбора информации, ее переработки и структурирования.

М.А. Мошкина считает, что необходимо использовать для этого факты окружающей действительности, ту фоновую информацию, которая поможет учащимся полнее выразить свои личные впечатления.

На этапе сбора информации ученик вынужден обращаться к различным источникам, так как собственных знаний, как правило, не хватает. От того, какие источники информации будут в распоряжении учащихся, зависит в дальнейшем глубина раскрытия темы сочинения. В жизни человек черпает знания об окружающем мире не только из печатных источников. Большую часть разнообразных знаний он получает, опираясь на другие источники: социальный опыт других людей, произведения искусства (живопись, музыка), предметы истории (декоративно-прикладное искусство, архитектура, музей, исторические места), современные достижения техники (например, электронные образовательные ресурсы).

На этапе подготовки к написанию сочинения по картине М.А. Машкова предлагает использовать в качестве материала для написания сочинения и одновременно метода - экскурсию, после проведенной экскурсии она предлагает вниманию учащихся вопросы следующего характера:

- Какова цель вашего сочинения?

- Вы хотите рассказать об увиденном в выставочном зале или поделиться собственными впечатлениями?

Структурировать материал поможет ученикам и перечень следующих вопросов:

- Где, когда, как вы узнали о картине, которую собираетесь описывать в сочинении?

- Что вам известно об её авторе?

- Что изображено на картине? В чём её привлекательность для вас? (Она затронула ваши чувства, напомнила о чём-то?)

- В чём, по-вашему, мастерство автора, его индивидуальность?

- В какой мере экскурсия в выставочный зал (возможность увидеть картины художников) помогла вам лучше узнать сибирскую природу и художников-сибиряков?

М.А. Мошкина утверждает, и с ней нельзя не согласиться, что подобная работа при подготовке к сочинению способствует увеличению словарного запаса учащихся, в их речи увеличивается количество выразительных средств и экспрессивной лексики.

Представленные методики написания сочинения по картине и подготовки к написанию сочинения достаточно интересны в обобщенном плане. Они содержат общую информацию об основных этапах подготовительной работы, кратко их описывают. И поэтому данные методики могут послужить хорошим подспорьем для учителей, практикующих достаточно долго, которые уже ни один раз давали подобные уроки, писали с учениками сочинения.

С научной же точки зрения, данные методики большого интереса не представляют. Здесь не учтен психологический аспект, который немаловажен как при подготовительной работе, так и при непосредственно написании учениками сочинения; вместе с тем об основных этапах подготовительной работы сказано достаточно поверхностно.

Более подробная методика, исключающая вышеописанные недостатки, в которой достаточно подробно дана информация по этому вопросу, на наш взгляд? представлена у методиста Л.А. Ходяковой.

Проблема использования произведений живописи на уроках родного языка привлекала и привлекает к себе внимание многих ученых: психологов, педагогов, лингвистов и методистов. Они подчеркивают роль картины в развитии мышления и речи учащихся, в воспитании их эстетического вкуса, придают особое значение использованию картины для развития связной речи.

На большое значение работы по картине в развитии умственных способностей, активизации мышления детей указывают Л.В. Занков, Б.М. Козлов, М.П. Феофанов. По мнению Т.П. Головиной, "сюжетная картина с психологической точки зрения есть мыслительная проблема, которую не надо специально организовывать". О значении картины для овладения детьми пространственными и временными отношениями говорили В.Г. Поляков, Ю.А. Самарин, Е.Н. Тихеева и И.Н. Шапошников. Известно, что ребенок познает мир в пространственных и временных отношениях, и этот процесс овладения различными отношениями между предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии ребенка. Предметы, изображенные на картине, предстают перед детьми в иных отношениях, чем в окружающей действительности (другая величина, другие масштабные сопоставления, иное отношение между главным и второстепенным, расположение на плоскости). В результате знакомства с живописью дети учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это, в свою очередь, способствует развитию логического мышления.

Многие педагоги и методисты отмечают, что рассматривание картин развивает в детях наблюдательность, воображение, будит в них критическое чутье, способствует проявлению широты мысли, любви к обобщениям. Так. Т.Г. Лубенец считал, что учитель должен научить учащихся читать картину так же, как и художественное произведение. По его мнению, "дети вполне способны понять художественный смысл картины, проникнуться настроением художника"

Однако прежде чем говорить об эффективности использования картины в работе по развитию речи учащихся на уроках русского языка необходимо осмыслить ее роль в развитии речевой деятельности с точки зрения современных представлений о речи.

Известно, что обучение родному языку учащихся есть обучение их речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), поскольку суть речевой деятельности в том, что она служит общению между людьми, передаче информации от человека к человеку.

Методист Л.А. Ходякова подготовительную работу к написанию сочинения по картине подразделяет на два этапа:

1. Этап ориентировки;

2. Этап планирования.

В рамках этих этапов Л.А. Ходякова рассматривает роль сочинения по картине в речевой деятельности учащихся.

В силу своей специфики картина на этапе ориентировки выполняет роль стимула, поскольку она, непосредственно воздействуя на органы чувств своими яркими изобразительными средствами, создает мотивацию к речевому действию, ориентирует высказывание обучаемых на адекватную передачу языковыми средствами содержания картины.

На этапе планирования (программы высказывания), когда мысль еще не выражена в словах, а программа высказывания формируется во внутренней речи и существует в виде "образов-мыслей", картина представляет собой "предметно-изобразительный код", облегчает составление программы высказывания, поскольку дает готовый материал. Подсказывая тему будущего речевого произведения, она служит внешней опорой внутренних действий", совершаемых учащимися под руководством учителя в процессе овладения языком.

При переходе от программы высказывания к ее реализации в языковом коде предъявление картины, представляющей "предметно-изобразительный код", лежащий за пределами языка, побуждает учащихся к речевому действию - реализации своей речи в соответствии с предметом речи - темой и замыслом высказывания. На этом этапе картина выполняет роль предмета речи, поскольку предлагает готовую тему и основную мысль высказывания, для раскрытия которых необходим отбор языковых средств, выбор наиболее удачных слов, синтаксических конструкций, адекватно передающих содержание картины. При этом учащиеся имеют возможность зрительно представить все связи и отношения между понятиями, раскрывающими ту или иную сторону действительности. Предметный план высказывания по репродукции, как правило, характеризуется полнотой, правильностью и точностью отражения окружающего мира. Картина не только организует высказывание, но и помогает говорящему следить за собственным выражением мыслей.

Адресованные учащимся вопросы и задания по рассматриваемой картине стимулируют речевую активность говорящего, поддерживают и направляют его речевую деятельность. Таким образом, создается коммуникативное сотрудничество в решении учебно-коммуникативных задач, поскольку ответ учащихся легко контролируется учителем, который видит эту же картину и может сразу исправить неточность. При этом путь развития мысли ученика может быть обеспечен выполнением различного рода упражнений по картине (вопросно-ответные, на заданную тему, по опорным словам, диалогизация ситуации, сводная беседа) и сознательным выбором жанра речевого произведения (описание, повествование, рассуждение). В экстралингвистическом плане работа по картине создает контактность, ситуативность, помогает поддерживать постоянную и непосредственную связь между учителем и учащимися.

Работа по картине способствует не только развитию таких видов речевой деятельности, как говорение и аудирование (слушание рассказа учителя или текста-описания картины), но и помогает продуцировать письменную речь, обеспечивая ее логичность, полноту, лексико-грамматическое разнообразие, облегчая переход от внутренней речи к письменной, организуя высказывание в смысловые блоки, вычленяя детали и формируя основную мысль высказывания.

2) Формирование коммуникативных умений в процессе работы по картине

Важная особенность методики работы по картине состоит в том, что она способствует развитию видов речевой деятельности и формированию коммуникативных умений. В силу своей специфики, представляя собой предметно-изобразительный план, картина является оптимальным средством ("материалом") для выполнения речевых действий и формирования коммуникативных умений (по Т.А. Ладыженской), необходимых для построения содержательного высказывания.

Так, выполняя роль стимула на этапе ориентировки, картина, ограниченная рамками определенной темы, помогает построить высказывание в соответствии с темой и замыслом художника. Рассматривая картину под руководством учителя, учащиеся понимают, что тема - это предмет изображения, а основная мысль - авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами в зависимости от своего личного подхода к теме.

Эпизод, изображенный на картине, чаще всего моделирует реальную ситуацию, поэтому картина дает возможность ввести учащихся в ситуацию общения, близкую к естественной, что способствует повышению их речевой активности в ходе урока. Ролевая игра по жанровой картине позволяет учащимся перевоплотиться в героев, запечатленным художником, ориентироваться в ситуации общения, то есть говорить не для того, чтобы произнести какую-нибудь фразу, что-то сказать, а для того, чтобы что-либо сообщить, воздействовать на собеседника, предугадать речевое поведение, реакции своих товарищей - участников игры, подобрать такие слова, которые будут уместны в данной ситуации. Одним словом, создаются предпосылки для адресно-ориентировочной речи, без которой не может быть полноценного общения, формируется умение подчинять любое свое высказывание определенной теме и замыслу автора.

Особенно велика роль картины в формировании коммуникативных умений собирать и систематизировать собранный материал для речевого произведения. Это объясняется тем, что картина дает готовый наглядный материал, подсказывает программу и содержание будущего речевого произведения в соответствии с темой и замыслом художника.

В процессе работы по картине у учащихся формируются коммуникативные умения строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), - выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.

Исходя из того, что система работы по картине опирается на жанровый принцип в отборе картин, следует рассматривать работу по картине с учетом определенного жанра. Если мы хотим сформировать у учащихся умение строить сочинение-описание, где объектом речи являются признаки предмета или явления, его особенности, свойства, состояния, то эффективнее всего использовать натюрморт или пейзаж.

Объектом высказывания в повествовательном типе речи может служить жанровая картина, поскольку работа по ней предполагает ответ на вопросы: кто? что? как? где? когда?, то есть сообщение о последовательных действиях изображенных лиц и предметов, их взаимоотношениях, о времени и месте действия.

При обучении учащихся рассуждению, предполагающему обоснование основной мысли (выступающей в качестве тезиса) рядом аргументов для доказательства высказанного мнения о каком-либо факте, установление связи между предметами и явлениями, полезно использовать любой жанр живописи. Сочинение, как известно, это одно из упражнений по развитию речи. Сочинение по картине призвано выполнять именно эту роль в школьном учебном процессе. Л.А. Ходякова в своих методических разработках рассматривает, в силу этого вопрос о том, каким образом средства живописи влияют на развитие различных видов речевой деятельности и что необходимо делать учителю-словеснику, чтобы речевая деятельность школьника развивалась в нужном русле и наиболее активно.

Активация видов речевой деятельности средствами живописи. Использование картины создает на уроке атмосферу поиска, эмоциональной приподнятости, рождающей потребность в общении и, следовательно, способствует взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности: говорению, чтению, слушанию, письму. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что, чем больше органов чувств участвует в восприятии какого-либо предмета, явления, тем прочнее они запечатлеваются в нашей нервной памяти и быстрее затем вспоминаются.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать