Особенности сочинений по картине
p align="left">- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске:

1. Это великолепное полотно позволило мне легким касанием к миру искусства почувствовать настоящую красоту русской осени…

2. Картина художника И.С. Остроухова стала для меня чем-то сродни самой русской природе - одновременно торжественной и грустной, прекрасной в своем великолепии и умиротворенной…

3. Русская осень, во всей своей красоте изображенная на полотне художника И.С. Остроухова открыла для меня целый мир прекрасного пейзажного искусства…

5. Итог урока.

· Строки из стихотворений А. С. Пушкина, И. А. Бунина; пьеса П. И. Чайковского "Осенняя песня"; репродукции картин И. С. Остроухова, И. И. Левитана, В. Д. Поленова помогли нам увидеть особую, щемящую прелесть русского пейзажа. Ведь русская природа по-своему очаровательна всегда, но только внимательный человек может увидеть и почувствовать ее неуловимую одухотворенность, печальное величие, неброскую красоту.

5. Д/з: написать сочинение по картине И. С. Остроухова "Золотая осень".

Тема урока: Подготовка к написанию сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег"

Цели урока:

1. Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания

по картине, совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

а) познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;

б) учить "читать" картину, осмысливать ее содержание;

в) привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

2. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь учащихся.

3. Воспитывающая: способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

· картина А.А. Пластова "Первый снег",

· материал о жизни и творчестве Пластова,

· литературные произведения известных авторов.

А.А. Пластов "Первый снег".

Ход урока

· 1. Подготовка учителя к уроку. Материал о жизни и творчестве Аркадия Александровича Пластова (учитель может взять из справочных материалов о художниках).

2. Подготовка к восприятию картины.

· - Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)

· - Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

3. Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.

· - Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: "Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей".

· А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина "Первый снег":

…Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.

- Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

- Как говорит Бунин о том, что снег идет? ("Снегом понесло"). Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову понесло.

4. Рассматривание картины.

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

5. Беседа по содержанию картины.

- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)

- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)

- Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

6. Работа со словарем настроений.

- Посмотрите на карточки, выберите слова - названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

Радость

восторг

волнение

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

интерес

Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)

- Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

- Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

- Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

7. Выявление изобразительных средств картины.

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)

- А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)

- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.)

- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)

8. Речевая подготовка к сочинению.

- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

снег

дети

земля

ворона

небо

береза

- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.

Снег

Как стеклянный дождь

Укрыл землю

Очень к лицу земле

Порошил

Как чистые капли воды

Щекотал лицо

Белая скатерть полей

Кружился

Лебяжий пух земли

Порхал

Робкий и тихий

Танцевал

Пушистый и мохнатый

Опускался большими хлопьями

Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.

- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными.

Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине?

Выберите лучший вариант из предложенных на доске.

- У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

- Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.

-Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

9. Составление плана сочинения:

1. Первый день зимы.

2. Радость детей.

3. Цвет и настроение картины.

4. Мое отношение к картине.

10. Орфографическая подготовка. (Проводится на уроках ранее, дети ведут записи в тетрадях.)

11. Написание учащимися сочинения сначала в черновике, а потом в чистом варианте.

12. Самопроверка сочинений.

Тема: Подготовка к написанию сочинение по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели".

Цели урока:

1. Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине; показать им художественные достоинства картины, умение художника раскрыть основную мысль своего произведения;

2. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь учащихся.

3. Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к природе своего края.

Оборудование: репродукция картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели", магнитофон, кассета с записью произведений М.Мусоргского и Ф.Гойя.

А.К. Саврасов "Грачи прилетели".

На доске написан эпиграф урока.

Ещё морозец поутру,

Ещё не слышен звон капели,

Но мы поверили в весну -

Грачи сегодня прилетели.

Р. Ермизина

Ход урока.

1.Организационный момент.

Звучит музыка М.Мусоргского "Картинки с выставки".

-Ребята, вы слышите музыку. О чём она, какими чувствами она наполняет вас? (Журчание ручья, звонко и непрерывно капают капли, музыка заполняет всё, влечёт куда-то, она радостная, весенняя).

- Верно. Сейчас весна. И куда бы мы не бросили взгляд, везде видим, как она преобразила природу, слышим весенние звуки. Сегодня мы будем работать над сочинением по картине Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели".

2. Проверка домашнего задания.

-Но прежде чем мы поведём разговор о самой картине и её авторе, давайте обратимся к домашнему заданию. Что вы должны были подготовить к уроку? (Нужно было подобрать что-нибудь о весне).

-Точнее. (Найти в художественных произведениях описание весны и прокомментировать его).

-Послушаем, кто что подготовил.

3. Работа по теме урока.

-Какие художественные средства используются поэтами?

(Метафоры, сравнения, эпитеты).

-О чём были прочитаны стихи? (О весне).

-Итак, русские поэты и писатели не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном уголке России, но и описывать увиденное, выражать своё собственное отношение к изображаемому. Вслушайтесь в фетовские строки:

Снова птицы летят издалёка

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

-Да, именно с прилётом птиц, с первыми звоночками ландыша связывали на Руси приход весны. Возвращающиеся из дальних странствий птицы приносили на своих уставших крыльях весну, наполняли надеждой и верой в лучшее будущее людей, заставляли радостно и взволнованно биться сердца. С ней, с весной, связывали своё творчество поэты, композиторы, художники.

3. Работа с искусствоведческим текстом:

Об одном из известных художников и его картине "Грачи прилетели" прослушайте сообщение ребят нашего класса.

А.К.Саврасов является одним из крупнейших русских пейзажистов. В своих картинах он сумел передать поэтическую красоту городских и сельских мотивов. Долгие годы поисков художественного образа родной природы завершились созданием картины "Грачи прилетели". Композиция картины необычайно жизненна. На переднем плане группа берёз. За ними среди низких строений возвышается шатровая колокольня деревенской церквушки, вдали - потемневшие весенние поля. Воздух по-весеннему прозрачен, небо с высокими облаками, светло- голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте. Кажется, что тонкие, голые ветки берёз ожили, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. Растаял на пруду лёд. Стая прилетевших грачей, первых вестников весны, с шумом опустилась на берёзы и приступила к ремонту старых гнёзд.

Мягкий свет от косых лучей солнца проходит по картине справа налево, от него на потемневшем белом снегу, уже тронутом весной, лежат лёгкие тени от деревьев. Мягкая цветовая гамма как нельзя лучше передаёт состояние природы, только что пробуждённой лёгким дуновением тёплого ветерка.

Центральную группу берёз, которая является основанием картины, справа и слева окружают и уравновешивают ветви боковых деревьев. Их стволы, частью срезанные краем холста, как бы продолжают изображённое пространство за картиной, расширяя границы пейзажа.

Проходящая через всю картину на втором плане горизонталь забора подчёркивает протяжённость пейзажа в ширину.

Построенный таким образом передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане, открывающемся за селением справа и слева. Художником прекрасно выражена протяжённость полей: под косыми лучами неяркого солнца на чёрной земле местами выделяются узкие пласты ещё не растаявшего снега.

Таким образом, дальний план получает своё звучание, а вся картина создаёт широкое представление о ранней весне в необъятной России: уже вся Русь, её поля и селения, слушают весенний гомон птиц, ожидая с радостной надеждой наступления тёплых дней.

В начале осени 1871 года картина А.К. Саврасова была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств, а в конце октября отправлена в Петербург, на Первую передвижную выставку. Картина оказалась такой заметной и бесконечно волнующей, что Крамской поднял художника Саврасова над всеми пейзажистами - его современниками, отметив, что на многих картинах есть деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в картине "Грачи прилетели".

Молодцы, ребята. Рассмотрите репродукцию картины.

Что привлекает ваше внимание? Как художник показывает наступление весны?

-Какие краски преобладают на картине?

Почему картина называется "Грачи прилетели"?

А что же это за птица - грач? Перед нами на картине стая грачей. Мы не раз их видели, поэтому они кажутся нам давно знакомыми. Прослушайте сообщение своего одноклассника об этой птице.

Грач - крупная птица отряда воробьинообразных. Его размеры могут достигать 50 сантиметров. Это кочующая птица. Грачи не зимуют в той местности, где гнездятся, а улетают в тёплые страны на зимовку. Кочующая птица поздно осенью, когда наступают морозы и выпадает снег, отлетает на юг на десятки, сотни и даже тысячи километров в поисках пищи. Так как грачи откочёвывают на сравнительно небольшие расстояния, то весной они возвращаются в родные места раньше других. Недаром в народе оговорят: "Видел грача - весну встречай".

У грача чёрное с синим отливом оперение. Большие крылья означают, что птицы - хорошие летуны. У них сильные ноги, которыми они раскапывают почву, так как питаются семенами, червяками и насекомыми. Грач может повреждать посевы кукурузы, свёклы, но может быть полезен, поедая насекомых и даже грызунов.

Держатся грачи большими стаями, селятся на опушках леса, в рощах, парках и даже иногда в больших городах.

Ребята, вы прослушали сообщение. Назовите его стиль (Научный).

А тип речи? (Описание).

Продолжим нашу беседу по картине. Что мы видим на переднем плане? А в центре? Отчётлив ли задний план? Что на нём?

Какие краски и тона использует автор? (Много холодных синеватых теней, тёмно-бурые деревья, голубовато-белые низкие облака, оттенки серого цвета: сизый, стальной, землистый).

Что же хотел показать Саврасов на своём полотне? (Красоту родной природы, необозримость её просторов, прелесть Отчизны, Родины).

Какое настроение вызывает картина? Понравилась ли она?

4. Словарно-орфографическая и стилистическая работа.

Запись на доске:

ЭПИТЕТЫ- воды вешние, голосистые ручьи, быстрые птицы.

МЕТАФОРЫ- гонцы весны, вестники, предвестники весны (грачи); русские красавицы, белоствольные, стройные, сероглазые красавицы(берёзы); озорник, шалун (ветер).

5. Составление плана.

Примерный план.

Весна - лучшее время года.

Пробуждение природы (приход весны):

а) снег,

б) деревья,

в) грачи,

г) небо.

Какое настроение создаёт картина?

Моё отношение к картине.

6. Написание сочинения.

- Ребята, подумайте, какой фразой вы начнете ваше сочинение (несколько вариантов выписаны на доске):

- Полотно художника-передвижника А.К. Саврасова "Грачи прилетели" - это настоящий гимн весне! Художник не просто изображает весну, он населяет свое художественное творение настоящей весенней жизнью…!

- "Грачи прилетели" - это настоящий шедевр пейзажной живописи! Здесь царит жизнь, свобода, настоящая любовь к природе...!

- Картина выдающегося художника А.К. Саврасова вызвала у меня ни с чем несравнимое чувство восторга. Этим полотном можно любоваться до бесконечности и при этом испытывать чувство большой радости…!

Наступило время для творчества. Дайте свободу своему воображению. В добрый путь! (Дети пишут, пока звучит музыка).

7. Краткий анализ нескольких работ учащихся.

8. Домашнее задание.

Дома я прошу вас отредактировать написанное, проверить по орфографическому словарю написание слов, вызвавших сомнения, завтра сдать сочинения.

9. Итог урока.

При разработке уроков, мы, как уже было сказано выше, опирались на методику подготовки к написанию сочинения Л.А. Ходяковой. Нами были использованы этапы подготовки, выделенные методистом, такие как анализ картины, с сопровождающим его беседой, где были использованы вопросы аналитико-синтетического характера; словарная работа по картине; чтение и анализ искусствоведческого текста; составление плана высказывания по картине.

Для уроков нами был выбраны пейзажные картины, так как пейзаж - жанр живописи, который наиболее понятен школьникам, по мнению методиста.

В ходе проектирования уроков нами были использованы такие методы, как метод беседы, методы ТСО. методы наглядности, методы упражнения, методы анализа и синтеза.

При разработке уроков по картинам "Золотая осень" и "Грачи прилетели" нами была использована интеграция - мы объединили на уроке произведения живописи, музыки и поэзии для наибольшего эффекта воздействия пейзажного полотна на внутренний мир учащихся - данный подход поддерживает и методист Л.А. Ходякова и школьный учитель М.А. Машкова в своих разработках.

Вместе с тем, при разработке урока по подготовке к сочинению по картине "Золотая осень" нами был использован метод, больше применяемый на уроках по литературе - это метод заочной экскурсии.

Наряду с этим, нами были приняты во внимание психологические аспекты восприятия картины учениками и возможные трудности при определении идейного содержания полотен, с этой целью картины выбирались жанровые, наиболее зрелищные и доступные для понимания школьникам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать