Особенности сочинений по картине
p align="left">На начальной и средней ступенях обучения целесообразно составлять коллективный план под руководством учителя, причем вначале составляется простой план, а потом - сложный. При этом следует учитывать композиционный жанр будущего высказывания: описание, повествование, рассуждение, - так как план в какой-то степени предопределяет тип и стиль речевого произведения.

В процессе работы над сочинением-описанием пейзажа учащиеся коллективно составляют сложный план описания картины.

При знакомстве учащихся с новой композиционной формой рассуждением учитель дает учащимся готовую композиционную схему этого типа высказывания: 1) тезис, 2) доказательства, 3) вывод, а затем предлагает коллективно превратить ее в план.

5. Использование отдельных жанров живописи для обучения сочинениям

Л.А. Худякова систематизирует и описывает сочинения по картине в зависимости от жанра картины.

Цель подобной систематизации у Худяковой Л.А. - показать различные формы обучения учащихся разным типам высказываний с использованием картины.

Натюрмортный жанр представляет широкие возможности для работы над описанием предмета. Натюрморт - это отражение действительности в образах предметного мира. Художник в натюрморте изображает различные предметы труда, быта, питания, трофеи охоты, цветы, овощи, фрукты. Картина, посвященная миру вещей, рассказывает об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, в натюрморте живописец передает форму и материальность предмета, его объем, вес, фактуру, цвет.

Натюрморт как жанр живописи специфичен. Он выявляет выразительность, которая таится в образах предметов. Уже сам факт изолированного от контекста быта изображения вещей заостряет и обновляет их образ, привлекает к ним внимание. Как правило, художники выбирают для натюрмортов старинные вещи, сохраняющие аромат эпохи, или, напротив, предметы современной жизни, привлекающие романтикой новизны. Художники, стремящиеся передать дух времени, запечатлевшийся в вещах, предельно точно передают "физиономию" вещи вплоть до мельчайших деталей, поэтому они легко узнаются и в этом плане доступны учащимся для восприятия и описания.

Использование натюрмортов для создания речевых произведений учащихся на родном языке помогает развитию наблюдательности, эстетического восприятия окружающей жизни, воспитанию бережного отношению к миру вещей, среди которых мы живем, мастерство живописца открывает новое знание о предметах. которые могли казаться давно известными в силу своей привычности. Богатство форм и красок воздействует на эмоции детей и возбуждает у них желание облечь свои мысли и чувства в слова.

Таким образом, высказывания учащихся по натюрморту способствуют расширению их словарного запаса, активизируют уже имеющийся пассивный словарь, обогащают их речь изобразительно-выразительными средствами.

Анималистический жанр и описание животного.

Программа по развитию связной речи предусматривает обучение учащихся V класса описанию животного. Для этой цели используются картины, которые, отвечая требованиям программы по развитию связной речи имеют познавательно-воспитательное значение. Наблюдения свидетельствуют о том, что учащиеся этого возраста проявляют большой интерес к произведениям художников-анималистов (от англ. - animal - животное), т.е. художникам, изображающим животных. Подготовку к сочинению-описанию животного желательно начать на уроке изобразительного искусства, где учащиеся могут познакомиться с творчеством художников анималистов.

Пейзаж и сочинение- описание природы

Пейзаж (от фр. paysage < pays - местность, страна) - это изображение природы, ее явлений.

Пейзажная живопись показывает человеку ту естественную среду природы или города, в которой он живет, и поэтому она особенно близка и понятна ему, являясь художественным осознанием объективной красоты и выразительности природы, пейзажная живопись обогащает, таким образом, естественное чувство природы, заложенное в каждом человеке, выражая его переживания и чувства. Видя пейзаж и восхищаясь им, человек начинает еще острее ощущать красоту природы, еще больше понимать и любить ее. Это происходит потому, что художник изображает дорогое и близкое ему. Художник-пейзажист видит в природе то, что до него не замечалось.

В настоящий момент, в методике преподавания русского языка, как в кругах ученых-методистов, так и в кругах практикующих школьных учителей существует достаточно значительное количество методик сочинения по картине (методики подготовки к написанию сочинения по картине). Все эти методики, в том числе и рассмотренные нами выше, имеют одну общую особенность - в них содержится утверждение о том, что сочинение по картине - одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся; выделяют сочинения по картине и среди других видов сочинений.

Наибольший интерес для на представляет методика подготовки к написанию сочинения по картине, разработанная методистом Л.А. Ходяковой. Данная методика представляет собой достаточно развернутый анализ жанров и видов сочинений по картине и непосредственно методику подготовки к каждому виду и жанру сочинения. Здесь учтены психологические и педагогические аспекты, связанные с подготовкой к написанию сочинений по картине. Вместе с тем достаточно подробно описаны этапы подготовки к написанию сочинения, что практически не встречается в методических разработках других авторов. Каждый описанный этап в методике Л.А. Ходяковой сопровожден рядом примерных вопросов, которые необходимо задавать ученикам во время работы над определенным этапом по подготовке к написанию сочинения.

Также Л.А. Ходякова очень подробно рассматривает воздействие картины на формирование коммуникативных умений учащихся; этот аспект упущен во многих методиках, посвященных сочинениям по картине.

Очень интересной и смелой, на наш взгляд разработкой методиста является методика подготовки к написанию сочинения по картине в соответствии с жанром полотна. Л.А. Ходякова здесь, прежде всего, уделяет внимание тому, что именно развивает тот или иной жанр картины, при написании по ней сочинения в коммуникативных умениях учеников.

В силу вышеизложенного, методика сочинений по картине Л.А. Ходяковой для нас представляет большой научный интерес.

Заключение

На сегодняшний день такой вид упражнения по развитию речи учащихся, как сочинение используется достаточно редко. Это связано с тем фактом, что в действующих программах по русскому языку этому виду работы отведено мало часов.

Однако, значение сочинения, и в особенности сочинений по картине, подчеркивалось еще в методических работах, учебниках и монографиях советского периода. Одной из немногих методических работ современного периода посвященная методике сочинений по картине, является монография Л.А. Ходяковой "Живопись на уроках русского языка".

В кругах ученых-методистов и практикующих учителей русского языка сложилось традиционное понимание сочинения, подчас не полное, достаточно обобщенное.

Одно из наиболее приемлемых определений школьного сочинения представлено в учебном пособии А.В. Текучева.

При анализе наиболее известных классификаций сочинений мы пришли к выводу, что большинство классификаций сочинений разных методистов имеют общие черты. Для нас наиболее приемлемой будет являться классификация профессора А.В. Текучева. Она, на наш взгляд, наиболее подробно дает информацию о видах сочинений, в ней достаточно конкретно описаны основания классификации. В отдельный вид сочинений отнесены сочинения по картине, которые являются объектом изучения нашей работы.

При рассмотрении методических работ, посвященных методике сочинения по картине, мы пришли к выводу, что наибольший интерес для нас представляет методика Л.А. Ходяковой.

Данная методика представляет собой достаточно развернутый анализ жанров и видов сочинений по картине и непосредственно методику подготовки к каждому виду и жанру сочинения. Здесь учтены психологические и педагогические аспекты, связанные с подготовкой к написанию сочинений по картине. Вместе с тем достаточно подробно описаны этапы подготовки к написанию сочинения, что практически не встречается в методических разработках других авторов. Каждый описанный этап в методике Л.А. Ходяковой сопровожден рядом примерных вопросов, которые необходимо задавать ученикам во время работы над определенным этапом по подготовке к написанию сочинения.

Также Л.А. Ходякова очень подробно рассматривает воздействие картины на формирование коммуникативных умений учащихся; этот аспект упущен во многих методиках, посвященных сочинениям по картине.

Очень интересной и смелой, на наш взгляд разработкой методиста является методика подготовки к написанию сочинения по картине в соответствии с жанром полотна. Л.А. Ходякова здесь, прежде всего, уделяет внимание тому, что именно развивает тот или иной жанр картины, при написании по ней сочинения в коммуникативных умениях учеников.

В силу вышеизложенного, методика сочинений по картине Л.А. Ходяковой для нас представляет большой научный интерес.

При разработке уроков, мы использовали пейзажную живопись, стараясь подобрать наиболее доступные для понимания школьников полотна, с наибольшей силой воздействия, интересным идейным содержанием.

Методика сочинений по картине Л.А. Ходяковой дала для разработки уроков богатый материал - возможность свободно ориентироваться в этапах работы по картине, подбирать необходимый материал в соответствии с жанровым и идейным содержанием картины.

Рассмотренная нами методика сочинений по картине наиболее планомерно раскрывает обучающие возможности сочинения по картине.

Список использованной литературы

Научная и методическая литература

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. С. 3-49.

2. Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. Учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пел. ин-тов./Под общей редакцией Е.А. Бариновой. М., "Просвещение", 1974.

3. Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.- 2002.- №19

4. Зельманова Л.М., Е.Н.Колокольцев. Развитие речи. М., Издательский дом "Дрофа", 1998

5. Капинос В.И. и др. Развитие речи: тория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

6. Ладыженская Т.А. система обучения сочинениям в 4-8 классах. М., "Просвещение", 1972.

7. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие /Под ред. М.Т. Баранова. - М.: просвещение, 1990.

8. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя /Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.

9. Методика преподавания русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская; Под. ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - 368 с.

10. Методика русского языка в средней школе /Под ред. А.В. Текучева. - М.: Просвещение, 1980.

11. Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. - 2006. - №5

12. Новикова Д.И. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В. Сутеева // Русский язык.- 2003.- №6

13. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта. Наука, 1998. С. 56.

14. Петрановская Л. "Как я провёл лето" по-новому // Русский язык. - 2001. -

15. Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русския язык. 5-9 кл. /Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 160 с.

16. Синдеева Т.И. Некоторые особенности композиционно-речевой организации жанра "научная рецензия" // Функциональные стили в преподавании иностранных языков. М.: Наука, 1982.

17. Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 254 с.

18. Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12

Словари.

19. Русский язык. Энциклопедия /Под ред. Ю.Н. Караулова. - электронное издание.

20. Толковый словарь русского языка /Под ред. С.Н. Ожегова. - электронное издание.

21. Толковый словарь русского языка /Под ред. Д.Н. Ушакова. - электронное издание.

3.Ссылки на использованные интернет-ресурсы и сайты (без указания автора).

22. http://festival.1september.ru/articles/529829/

23. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/d00101541.html

24. http://www.ronl.ru/obuchenie_vospitanie/4177.htm

Приложения

Сочинение по картине в действующих программах по русскому языку в V классе

В V классе по действующей программе по учебному комплексу под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта предусматривается в течение года написание пяти сочинений, из которых 2 сочинения по картине:

Первое в начале II-й четверти; второе, тоже в начале II-й четверти - сочинения-описания картины.

В V классе в программе по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой предусматривается написание 2-х сочинений по картине во время изучения темы "Лексика", во второй четверти.

В действующей школьной программе по учебному комплексу М.Т. Баранова И Т.А. Ладыженской в V классе включает в себя написание 6-ти сочинений по картине.

Далее мы предлагаем разработку собственного урока - подготовки написания сочинения по картине И.С. Остроухова "Золотая осень", выполненную в соответствии с рекомендациями методики Л.А. Ходяковой:

Тема урока: Р.Р. Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова "Золотая осень"

Цели урока:

1. Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания

по картине, совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

2. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь введением слов на тему "Осень".

3. Воспитывающая: способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Оборудование: репродукции картин И. Остроухова, И. Левитана, В. Поленова

"Золотая осень"; пьеса из цикла "Времена года" П.И.Чайковского

"Осенняя песня".

Ход урока

Звучит пьеса из цикла "Времена года" П. И. Чайковского "Осенняя песня"

1. Выразительное чтение стихотворений.

1. Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

А. С. Пушкин

2. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. А. Бунин

2. Беседа.

· О каком времени года идет речь?

· Какие цвета осени отметили поэты? (багрец, золото, лиловый, багряный)

· Объясните значение этих слов.

· Какой мы видим осень, читая строки поэтов? (Пламенная, яркая, богатая оттенками цветов, волшебная, огненная)

· Мы увидели, как поэты "раскрасили" осень с помощью слов, и попали под обаяние этого времени года. А теперь рассмотрим репродукции известных художников, обратим внимание на краски и почувствуем переданное ими настроение.

И. С. Остроухов. Золотая осень В. Д. Поленов. Золотая осень

Золотая осень И. И. Левитан.

3. Работа по картинам.

· Созвучны ли строки стихотворений данным картинам? Как называют такую осень?

· "Золотая осень" - под таким названием широко известны три картины прекрасных русских живописцев: И. И. Левитана, В. Д. Поленова, И. С. Остроухова. Название одинаково, но содержание разное, т. к. каждый художник увидел в этой поре что-то свое. И это, только им увиденное, запечатлел на полотне.

· Ваши впечатления от представленных картин?

· Описывать нам предстоит картину И. С. Остроухова. В чем ее своеобразие? (Необычная, сказочная; осенний лес похож на сказку)

· Какие краски здесь преобладают?

4. Рассказ о художнике.

Илья Семенович Остроухов родился в Москве. Еще в детстве проявился его интерес к родной природе, но тогда он был направлен в другое русло - в занятия естественными науками. Увлечение живописью родилось позднее, когда юноша познакомился с семьей известного промышленника и мецената С. И. Мамонтова и начал принимать активное участие в деятельности Абрамцевского кружка, куда входили такие мастера, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов и другие.

Свой путь в живописи Остроухов начал самостоятельно, пользуясь советами И. И. Шишкина и И. Е. Репина (в 1881-1882 г.г. посещал воскресные рисовальные вечера в доме Репина). С 1882 по 1884 год занимался в частной мастерской известного педагога-профессора П. П. Чистякова.

В 1886 году Остроухов стал вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В это время к нему пришел первый успех.

Чудесные пейзажи - настроения своей свежестью напоминают картины Левитана. Удивительны его картины "Золотая осень" (1886-1887)," Первая зелень" (1887-1888), "Сиверко" (1890), "Ранняя весна" (1891".

Увлекшись коллекционированием, он постепенно отошел от творчества, помогая П. М. Третьякову, а после его смерти Остроухов возглавил руководство Третьяковской галереей и до 1913 года являлся ее попечителем.

Третьяковская галерея

5. Собирание рабочих материалов.

· Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем осень на картине Остроухова и заполним таблицу.

Что изображено

Рабочие материалы

Осень

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,

праздничная

Лес

Сказочный, необычный, похож на сказку,

таинственный, загадочный, терем

Старые клены

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,

золотой водопад

Молодые клены

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу

Листья на земле

Как ковер из крупных разноцветных листьев,

неповторимый узор

Тропинка

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана

опавшими листьями

Сороки

Среди моря осенней травы и листьев, белобокие

вертихвостки с черной головой

Сплетенные деревья

Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты

светло-желтыми листьями

Небо

Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и

уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна

сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи

пробиваются до самой травы

Настроение

Радостное, праздничное, восторженное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать