Проектирование и конструирование гравировальной машины на занятиях в условиях школьных мастерских

Проектирование и конструирование гравировальной машины на занятиях в условиях школьных мастерских

5

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Особенности организации кружков на базе учебных школьных мастерских

1.1 Организационные методические основы организации кружковых занятий в школьных мастерских

1.2 Особенности материальной базы для проведения кружковых занятий

1.3 Методические рекомендации по проведению кружковых занятий на базе школьных мастерских

Глава 2. Проектирование и изготовление гравировальной машины для кружковых занятий

2.1 Проектирование дополнительного оборудования учебной мастерской для кружковых занятий

2.2 Технология изготовления дополнительного оборудования гравировальной машины

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность темы. Одна из стратегических задач развития системы школьного образования состоит в решении проблемы личностно-ориентированного обучения, которое в максимальной мере учитывало бы особенности и способности каждого ученика, создавало условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей.

Кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь в виду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъявляют желание участвовать в работе кружка и нередко весьма успешно занимаются там; учителю не следует этому препятствовать. Необходимо лишь более внимательно отнестись к таким учащимся, постараться укрепить имеющиеся у них ростки интереса, проследить за тем, чтобы работа в кружке оказалась для них посильной. Конечно, наличие слабо успевающих учащихся среди членов кружка затрудняет работу учителя, однако путем индивидуализации заданий, предлагаемых учителем кружковцам, можно в некоторой степени ослабить эти трудности. Главное - сохранить массовый характер кружковых занятий, являющийся следствием доступности посещения кружковых занятий всеми желающими.

Занятия в школьных кружках формируют такие черты, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивают эстетический вкус и глазомер. Занятия в кружке играют также существенную роль в патриотическом воспитании учащихся, т. к. позволяют приобщить их к художественным традициям своего края, народов нашей страны, воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ.

На базе учебных учреждений должны быть созданы школьные учебные мастерские, выполняющие обучающие функции, обеспечивающие производство различных изделий с участием школьников. Производство изделий на занятиях кружка во внеурочное время позволит обеспечить ознакомление обучающихся с общими принципами технологий, с экономикой и организацией производства, реализацией готовой продукции, формированием умений адаптироваться к различным социально-экономическим условиям и производственной среде.

На занятиях кружка в школьных мастерских можно проектировать и конструировать различные машины, увеличивающие производительность и облегчение физического труда человека. В некоторых случаях машина может заменять человека не только в его физическом, но и в умственном труда. Так, например, ЭВМ заменяют человека или помогают ему в проведениях необходимых математических операций. Информационные машины обрабатывают большое количество заложенной в них человеком информации и дают ему необходимые сведения. Таким образом, понятием машины охватывается большое число самых различных объектов, применяемых человеком для своих трудовых и физических функций.

В настоящее время широко используются всеразличные торцовочные станки, как в металлообрабатывающей промышленности, так и в деревообрабатывающей промышленности. Но все эти станки достаточно габаритных размеров, а также соответственно все они дорогостоящие. На занятиях кружка в школьной мастерской можно разработать конструкцию из подручных материалов механической гравировальной машины, предназначенной для гравировки на разных материалах.

Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: «Проектирование и конструирование гравировальной машины на занятиях в условиях школьных мастерских».

Цель исследования - разработать методические рекомендации по обучению кружковцев по проектированию и конструированию на примере гравировальной машины.

Объект исследования - процесс организации кружковых занятий по проектированию и конструированию изделий на базе учебных мастерских.

Предмет исследования - методические рекомендации по обучению кружковцев проектированию и конструированию.

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта и предмета были сформулированы следующие задачи:

1. На основе анализа методической литературы рассмотреть особенности организации кружковых занятий на базе школьных учебных мастерских.

2. Разработать проектирование дополнительного оборудования учебной мастерской для кружковых занятий.

3. Разработать рекомендации по технологии изготовления дополнительного оборудования гравировальной машины.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Общий объем работы 62 страницы компьютерного текста.

Глава 1. Особенности организации кружков на базе учебных школьных мастерских

1.1 Организационные методические основы организации кружковых занятий в школьных мастерских

Уже при организации кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что работа в кружке не является дублированием классных занятии, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы (для этого целесообразно выделить часть времени на одном из уроков с тем, чтобы обратиться с сообщением об организации кружка ко всему классу).

На первом занятии кружка надо наметить основное содержание работы, выбрать старосту кружка, договориться с учащимися о правах и обязанностях члена кружка, составить план работы и распределить поручения за те или иные мероприятия (выпуск стенной газеты, ведение документации работы кружка и т. п.).

Занятия кружка целесообразно проводить один раз в неделю, выделяя на каждое занятие по одному часу. К организации работы кружка целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений по конкретной теме, подготовку справок исторического характера, изготовление моделей и рисунков к данному занятию и т. д.). На занятиях кружка учитель должен создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии. Тематика кружковых занятий в современной школе весьма разнообразна.

При планировании работы кружка на базе учебных мастерских на учебный год упор следует делать на практические занятия. Сам характер ремесла таков, что премудрости начинающие могут усвоить только «через руки».

Работа учащихся в кружках, имеющих трудовую направленность является средством расширения их профессионального кругозора, развития творческих способностей и интереса к данному виду труда. Непременным и важным условием педагогической эффективности кружковой работы во школе является ее постоянная связь с содержанием учебной работы учащихся на уроках трудового обучения.

При организации кружков и определении их направленности исходят из профилей трудового обучения, из возможностей учащихся, их желаний и склонностей к тому или иному виду деятельности, учитывают также технологическую подготовленность учителей к проведению данной кружковой работы. Желательно, чтобы по каждому профилю трудового обучения были организованы кружки. По швейному делу это могут быть кружок «Мягкая игрушка», «Художественная вышивка», по столярному -- «Мастерская сувениров», «Художественна резьба», по слесарному делу -- «Чеканка», по сельскохозяйственному труду -- «Юный цветовод», «Друзья леса», «Юный натуралист», по картонажно-переплетному делу - «Мастерская самоделок» и другие. В кружках желательно объединять учащихся, которые имеют определенный интерес к данному виду практической деятельности и желание заниматься в данном кружке. Но во многих случаях такое желание нужно возбуждать у умственно отсталых школьников разными средствами: перспективой самостоятельного изготовления красивых вещей, возможностью приобрести полезные знания и навыки и др.

Содержание работы в технических кружках может быть разнообразным, важно только, чтобы оно не дублировало, а дополняло соответствующие разделы и темы программ профессионально-трудового обучения.

Руководители кружков совместно с учащимися составляют план работы на определенный период, как правило, на четверть. При составлении плана руководитель должен увлечь учеников перспективой изготовления изделий, которые они сами выбрали из предложенных руководителем. В плане также предусматривается сбор природного материала, если он необходим для работы, экскурсии на различные выставки и местные предприятия народных промыслов, на производственные предприятия.

Во многом интерес учащихся к работе в кружке поддерживается и развивается в ходе занятий. Поэтому занятия нужно планировать и проводить так, чтобы учащиеся узнавали новое, успевали выполнять намеченную часть практической работы, их изделия действительно были красивы и нравились всем, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась свобода общения учащихся друг с другом и с руководителем.

Обычно кружковая работа проводится в течение учебного года. Однако в кружках сельскохозяйственного направления практическая деятельность учащихся может продолжиться и во время школьных каникул.

Для эффективной работы таких кружков важно, чтобы в их составе были несколько постоянных членов кружка, усвоивших основные требования работы станков и инструмента.

В течение и по окончании учебного года целесообразно проводить выставки работ учеников, выполненные в тех или иных кружках.

Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др. Активизации деятельности младших школьников в кружке способствует разнообразие форм и методов работы: занятие в рабочей комнате продолжаются экскурсиями; коллективные творческие дела завершают выставки, встречи с интересными людьми, викторины, праздники, устные журналы. В практике школы часто используются заочные путешествия. В ходе занятий изучение теоретического материала должно сменяться творческой деятельностью детей, игрой. Кружковая работа дает возможность привлекать школьников к проведению исследовательской деятельности.

Успех работы кружка в значительной степени зависит от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения кружковой работы со школьниками.

Таким образом, на занятиях чередуются разные виды работы, что снижает утомляемость школьников и способствует поддержанию интереса к изучаемому.

Основу кружковых занятий составляют беседы, так как именно в них происходит комплексное формирование знаний школьников, формируются в единстве такие компоненты базовой культуры личности, как мировоззренческий, нравственный, эстетический и др.

Одним из показателей успеха в работе кружка на базе школьных мастерских является участие обучаемых в различных выставках, конкурсах и соревнованиях. Руководитель кружка обязан заранее познакомиться с планом массовых мероприятий, а в кружке целесообразно обсудить возможность участия кружковцев в тех или иных делах, наметить конкретный план подготовки к такому участию.

По окончании работы, на заключительном занятии, руководитель подводит итоги учёбы за год и анализирует успехи и неудачи каждого члена кружка, вносит предложения, но не навязывает их. Лучшие работы кружковцев представляются на отчётную выставку изделий. Вопрос об участии, должен решаться и осуществляться самими школьниками.

1.2 Особенности материальной базы для проведения кружковых занятий

В каждой школе создаются учебные школьные мастерские, которые предназначены для трудового обучения учащихся в соответствии с утвержденными программами, организации общественно полезного, производительного труда, проведения факультативных занятий по трудовому обучению, работы технических, художественно-прикладных кружков и клубов по интересам.

Для занятий кружков в общеобразовательной школе создаются следующие учебные мастерские: для трудового обучения и общественно полезного труд учащихся 1 - 4 классов, по обработке металла, по обработке древесин (или комбинированная мастерская по обработке металла и древесины), по обработке тканей, для работ с пищевыми продуктами. В специальных общеобразовательных школах и школах-интернатах в соответствии с положением об этих школах могут создаваться учебные мастерские других профилей (картонажные, переплетные и т. п.). В школах, в которых введено обучение учащихся техническим приемам изготовления художественных изделий, создаются мастерские народных художественных промыслов (резьба по дереву, роспись, керамика, чеканка и др.).

Количество мастерских для проведения занятий кружка, разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учетом номенклатуры типов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ.

Учебные мастерские для занятий кружка оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими средствами обучения и в соответствии с действующими типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией. При наличии свободной площади мастерские могут оснащаться также дополнительным станочным и другим оборудованием, приспособлениями и инструментами, необходимыми для общественно полезного, производительного труда учащихся, работы технических кружков, а также профессионального обучения в 8--9 классах.

Оборудование для занятий кружка, не предусмотренное типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда профсоюзов, что оформляется соответствующими актами.

В учебных мастерских для занятий кружка оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя; конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских для занятий кружка, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.

Рабочее место учащегося для индивидуального пользования -- верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

Количество рабочих мест в мастерских для занятий кружка определяется наполняемостью в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских -- 20 и более человек.

Рабочее место учителя в мастерской для занятий кружка располагается на возвышении -- подиуме размером (примерно) 3600 Ч 2000 Ч 200 мм. Оно оборудуется столом с емкостью для ТСО (ГОСТ 18313-73, тип II), классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подводится электропитание напряжением не свыше 42 В.

Каждая учебная мастерская для занятий кружка оснащается умывальниками со щетками и мылом в количестве 20% от числа учащихся, а также электросушилками для рук (полотенцами). В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72), около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

Помещения мастерских для занятий кружка оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.

Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики, с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности по ГОСТ 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности».

При выполнении конкретных видов работ рабочие места для занятий кружка учащихся обеспечиваются инструкциями по безопасности труда. Они разрабатываются на основе типовых, утверждаются директором школы и согласуются с профсоюзным комитетом. Инструкции пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

В зависимости от местных условий в школах создаются две мастерские: по обработке металла и обработке древесины или одна комбинированная мастерская.

Кубатура, полезная площадь мастерских, их размещение, как правило, должны соответствовать строительным нормам и правилам, утвержденным Государственным комитетом.

Для хранения инструментов, приспособлений, заготовок оборудуется отдельное помещение - инструментальная, комната мастера площадью 16 кв. м, предусмотренная главой СНиП II-65-73.

Освещение, отопление и вентиляция помещений мастерских производятся в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, установленными "Правилами по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся".

Мастерские оснащаются пособиями и оборудованием в соответствии с "Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ", утвержденными Приказом Министерства просвещения.

В мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и общего пользования и рабочее место учителя. Рабочие места учащихся оборудуются с учетом их возрастных особенностей, требований НОТ, а также правил техники безопасности, норм производственной санитарии и технической эстетики. Рабочие места учащихся индивидуального пользования - столярным, слесарным и комбинированным верстакам подается электроэнергия под напряжением не более 42 В. Рабочие места оснащаются комплектом соответствующих инструментов. Рабочие места учащихся общего пользования - станки, муфельная печь, пресс для штамповки, гибочные приспособления и др. Станочные рабочие места обеспечиваются ростовыми подставками, оборудуются тумбочками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать