Проектирование и конструирование гравировальной машины на занятиях в условиях школьных мастерских
p align="left">Сам процесс фрезерования обычно объединяют со сверлением потому, что при обоих видах обработки для вращения фрезы или сверла используется электропривод с гибким валом. Станок пригоден для обработки дерева, пластмасс, некоторых металлов, а также мрамора, малахита и янтаря. Так что использовать его могут не только механики и скульпторы - резчики фигурок из кости, но и ювелиры для так называемой трехмерной гравировки.

Кинематическая схема станка очень проста. Крутящий момент с ротора электродвигателя напрямую передается на гибкий вал. На другом его конце одет наконечник с цанговым зажимом для захвата режущего инструмента. Чаще всего это фрезы или абразивные камни.

Двигателем для станка может послужить практически любой коллекторный электромотор. Лучше, чтобы частоту его вращения можно было регулировать реостатом.

В качестве гибкого вала обычно используют тросовую передачу - вращающийся трос находится в гибкой оболочке - "рубашке". Точно такие обычно устанавливают для передачи крутящего момента на спидометре автомобилей. Но для нашего станка все же лучше подойдет фирменный "рукав" от зубоврачебной бормашины или "зуботехнический рукав", который применяют в своей работе техники-протезисты. У того и у другого гибкий вал заканчивается специальным разъемом, к которому присоединяется фирменный наконечник с цанговым зажимом для захвата режущих инструментов.

Для изготовления станка необходимо сделать подставку с кронштейном для двигателя, на ней же закрепляется держатель гибкого вала. В данной конструкции вал электродвигателя соединен с гибким валом через мягкий переходник, выполненный из отрезка медицинского шланга. Такое соединение позволяет обойтись без очень точной регулировки соосности обоих валов.

Подставку проще всего вырезать ножовкой из фанеры толщиной 12 или 14 мм. Края ее опилите напильником, просверлите крепежные отверстия и зачистите поверхность наждачной шкуркой.

Кронштейн для электродвигателя согните из листовой стали толщиной 3 мм и просверлите в нем отверстия согласно размерам, приведенным на чертеже. Держатель гибкого вала можно сделать из материала, легко поддающегося механической обработке (текстолит, эбонит, дюралюминий или твердые породы дерева - бук, дуб, береза).

Отверстие для крепления хвостовика гибкого вала лучше просверлить в последнюю очередь, когда обе части держателя будут готовы. Соедините части держателя через прокладку толщиной 0,5...0,7 мм, вырезанную из плотного картона или пресшпана, плотно стяните крепежными винтами и только после этого сверлите. Когда отверстие будет готово, прокладку удалите. Теперь хвостовик гибкого вала можно надежно фиксировать в держателе.

Если есть возможность изготовить кронштейн для двигателя и держатель гибкого вала из целого дюралюминиевого бруска (вариант 2), то это будет наилучшим конструкторским решением.

Прежде чем крепить гибкий вал к подставке, снимите с него шкив, оставив вылет вала на 22 мм. На его хвостовике обрежьте не нужный больше кронштейн-фиксатор.

Остается выточить на токарном станке две втулки. Одну - на вал двигателя, другую - на гибкий вал (вместо шкива). Их лучше всего выполнить из латуни или бронзы, главное, чтобы посадочные диаметры для мягкой втулки (из медицинского шланга) несколько превышали внутренний диаметр применяемого шланга.

Часто возникает необходимость сделать надпись или рисунок на металлической панели создаваемого прибора. Существует много способов выполнения надписей или рисунков на металле: химическое травление, механическая гравировка и целый ряд других. Одним из способов является электроискровая гравировка. Электроискровой карандаш позволяет наносить различные надписи на гладкую поверхность металла. Карандаш состоит из следующих элементов: катушки 6, намотанной между щечками 4 на медной или латунной трубке 3; сердечника 1 из стали (незакаленной), который может в небольших пределах перемещаться в осевом направлении; пружины 7 (из стальной проволоки диаметром 0,25--0,3 мм), которая одним концом упирается в сердечник, а другим -- в текстолитовую пробку 8, ввинченную в трубку 3; рабочего электрода 2 из стали (швейной иглы), плотно вставленного в разрезной конец сердечника (рис. 3).

Рис.3 Электроискровой карандаш

1 - сердечник, Ст. А12; 2 - рабочий электрод, сталь (игла швейная); 3 - трубка (медь или латунь); 4 - щечка, латунь (можно гетинакс или текстолит) 2 шт.; 5 - лента изоляционная поливинилхлоридная; 6 - обмотка электромагнита; 7 - пружина, проволока стальная класса II, 0,25-0,3 мм; 8 - пробка, текстолит; 9 - провод соединительный; 10 - зажим, типа «крокодил».

Вначале в трубке внешним диаметром 6 мм, внутренним 4 мм и длиной 90-100 мм нарезают внутреннюю резьбу М5 (на длине 5-6 мм). С другого конца в трубку вставляют сердечник и легкими ударами молотка завальцовывают кромку ее торца в проточку сердечника. После этого на трубку надевают паяют латунные щечки (вместо латунных щечек можно клеем БФ-2 приклеить гетинаксовые или текстолитовые щетки). Возле передней (по рисунку) щечки трубку зачищают до блеска и припаивают к ней начало провода катушки (ПЭЛШО 0,5--0,6) и, обернув трубку одним-двумя слоями лакоткани, наматывают провод виток к витку по всей поверхности трубки в 6-8 слоев (до заполнения каркаса). Второй вывод катушки делают гибким монтажным проводом (например, марки МГШВ) сечением не менее 1 мм2. К свободному концу этого провода припаивают зажим типа «крокодил». От случайных повреждений обмотку защищают 2-3 слоями лакоткани (смазанной с одной стороны клеем БФ-2), поверх которой ровно наматывают полихлорвиниловую изоляционную ленту. После этого в трубку вставляют пружину (15-20 витков), ввинчивают пробку (винт М5), а в разрезной конец сердечника плотно вставляют электрод -- стальную иглу диаметром 1 мм.

При работе металлическую деталь, на которую необходимо нанести рисунок или надпись, соединяют с одним из выводов понижающей (5-10 В) обмотки трансформатора, а другой вывод обмотки -- с зажимом «крокодил». Смочив поверхность детали керосином, прикасаются к ней острием иглы. При этом замыкается цепь питания катушки и возникающее магнитное поле, индуцированное в ней, быстро втягивает сердечник внутрь трубки. Цепь размыкается. Затем сердечник под действием пружины возвращается в исходное состояние и игла вновь касается металла. Между иглой и поверхностью обрабатываемой детали возникает искра, которая и оставляет след на металле.

В процессе работы электрод довольно быстро изнашивается, поэтому его периодически необходимо затачивать на наждачном круге или бруске.

Для гравировки с помощью электроискрового карандаша потребуется источник переменного тока напряжением 18-20 В, желательно регулируемый, и держатель электрода -- электроискровой карандаш.

В качестве источника тока можно применить трансформатор мощностью порядка 200 Вт. Один из выводов вторичной обмотки трансформатора при помощи зажима типа «крокодил» соединяют с заготовкой или деталью, на которую требуется нанести надпись. Другой вывод соединяют с электродом, зажатым в электроискровом карандаше. Соединения выполняют изолированным многожильным проводом сечением не менее 1,5 мм2, обеспечивающим работу с токами более 10 А. Схема соединений приведена на рис. 4.

Рис.4 Схема соединений электроискрового карандаша

Электроискровой карандаш представляет собой простейший зажим для электрода, в качестве основы которого можно использовать обычный цанговый карандаш (рис. 5). Однако, из-за высокой степени нагрева во время гравировки, его пластмассовый корпус требуется заменить другим, изготовленным из термостойкого изоляционного материала. Например, из текстолита или эбонита. Провод, идущий от трансформатора, пропускают через отверстие в корпусе и припаивают к цанге.

Рис.5 Электроискровой карандаш

а - цанговый

б - винтовой

Электродом может служить заостренный металлический стержень, диаметром 02-3 мм, желательно из тугоплавкого металла, например, вольфрама. Но можно применять стержни из других материалов, скажем, из менее дефицитного графита. Гравирующий конец стержня представляет собой конус с углом при вершине около 30°.

При включении трансформатора в сеть по приведенной схеме на электроде появляется напряжение. Касание концом электрода металлической поверхности вызывает появление искрового разряда, который, оплавляя поверхность металла, оставляет на ней заметный след.

Наиболее качественные надписи получаются при рабочем напряжении для вольфрамового электрода-- 8-1 0 В, для графитового-- 16-18 В. Перед нанесением надписи поверхность металла необходимо очистить от загрязнений и обезжирить. Надписи и рисунки наносят отдельными точками, касательными движениями.

При желании, в электрическую цепь «электроискрового карандаша» можно ввести электромагнитный прерыватель, последовательно включенный в разрываемую им же цепь, а карандаш снабдить соленоидом (в сердечнике которого закрепляют цангу) и пружиной, возвращающей цангу с электродом в исходное состояние после размыкания цепи. Это несколько упростит процесс гравировки, но усложнит конструкцию электрокарандаша.

Работа с электроискровым карандашом производится так. Один вывод вторичной обмотки трансформатора, понижающего напряжение сети до 3--10 в, соединяют с обрабатываемым изделием, второй -- с проводом от электрокарандаша.

Надписи делают, прикасаясь электродом электрокарандаша к поверхности металла. В момент соприкосновения электрода с металлом замыкается цепь питания катушки, и ее электромагнитное поле втягивает внутрь сердечник. При этом между электродом и металлом возникает искра, которая и оставляет след на металле.

При эксплуатации описанного устройства необходимо соблюдать меры электробезопасности, особенно при использовании в качестве источника напряжения ЛАТР. Для предохранения глаз надо обязательно применять защитные очки. Нельзя допускать перегрева трансформатора, необходимо делать перерывы во время работы.

2.2 Технология изготовления дополнительного оборудования гравировальной машины

В последнее время коренным образом изменились и усложнились задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На первый план, наряду с формированием основательных естественнонаучных и политических знаний, умений и навыков, выдвигаются задачи этического и эстетического воспитания школьников, развитие у них творческих способностей, обогащения сокровищами мировой культуры, привития экологической культуры, физического развития и формирования навыков здорового образа жизни.

Готовность молодежи к трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях предполагает:

умение думать;

собирать информацию;

анализировать;

принимать решения на основе высокого уровня знаний и умений, постоянной готовности к самообразованию.

Особое место в решении этой проблемы принадлежит занятиям кружков на базе учебных мастерских в образовательной области “Технология”, поскольку именно здесь синтезируются знания естественнонаучного и гуманитарного циклов образования, имеется возможность проявиться созидательным и творческим силам и стремлениям детей.

Проектирование и конструирование - это не новое явление в педагогике. Он применялся (с переменным успехом) в зарубежной и отечественной дидактике ещё в 30-годы. В последнее время проектирование и конструирование получили широкое распространение в зарубежной школе, особенно в США, Франции, Великобритании.

Основная цель проектирования и конструирования - способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.

Суть проектирования и конструирования на занятиях кружка заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.

Особенностью системы выполнения проектирования и конструирования является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.

Предложим некоторые методические рекомендации по обучению кружковцев проектированию и конструированию на примере гравировальной машины.

Гравирование - древнейший способ обработки материала резанием. С камня, кости, дерева или металла резцом, направляемым рукой мастера, снимаются частицы материала, и следом на поверхности возникает изображение. С самых истоков в характере резьбы наметились для основных подразделения - плоскостное гравирование и рельефная обронь. Первое означает, что изображение выполнено углубленными линиями на плоскости. Второе - выпуклую резьбу, в старину на Руси ее называли "обронь", или "обронная работа". Это название пошло от слова "обирать" (убирать) фон.

Гравированные изделия из дерева выглядят эффектно и благородно. Результат гравировки зависит от твердости дерева - от светлого до почти черного.

При гравировании стекла с поверхности удаляется тонкий слой и изображение приобретает матовый оттенок «белого инея». Хорошо поддается гравировке акрил - светопропускающий полимерный материал.

Гравировальная машина предназначена для выполнения гравировальных работ на плоскости и по объему с использованием соответствующих объемных моделей. На гравировальной машине может производиться гравирование различных фасонных профилей, орнаментов, узоров, надписей и т.п. Гравирование на машине осуществляется вручную с помощью перемещения ощупывающего пальца по контуру. При гравировании изделий, не подвергавшихся ранее термической обработке, наибольшее применение нашли резцы, изготовляемые из быстрорежущей стали Р18, поскольку режущая кромка резца (фрезы) из этой стали в критический момент лишь тупится, но не крошится, что весьма важно при исполнении граверных работ, так как затупившийся резец можно заточить, не вынимая из цанги, и продолжить работу.

Чистота обработки гравируемых углублений в металле прямо зависит от скорости его резания. Чем больше частота вращения шпинделя, тем лучше чистота обработки металла. Однако при гравировании стальных поверхностей режущая кромка быстровращающегося резца тупится. Для увеличения износостойкости граверных резцов из стали Р18 их подвергают обработке парами жидкого азота, а также смазочной композицией "Эпилам".

На первом занятии необходимо объяснить ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Познакомить с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучить тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить, возможно, больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем познакомить учащихся с устройством гравировальной машины, правилами ее эксплуатации, правилами техники безопасности во время работы, требованиями к изделию, пояснительной запиской, определить порядок защиты проекта. Учащиеся должны познакомиться с ранее выполненными проектными работами.

В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий.

Алгоритм выполнения проекта и конструирования на гравировальной машине представим в приложении 3.

При объяснении теоретического материала на занятиях кружка при проектировании и конструировании с использованием гравировальных машин используются наглядные формы: схемы устройства гравировальной машины и ее механизмов, демонстрация готовых изделий, выполненных с ее применением.

При переходе к практическому выполнению изделия, необходимо остановиться на основных правилах работы с гравировальной машиной. Далее педагог объясняет последовательность операций изготовления модели. Дети параллельно с педагогом поэтапно выполняют все операции. При объяснении руководителем следует обратить внимание на точность выполнения граверных работ, регулировки направления резцов и т.д. Во время показа педагог должен подробно комментировать то, что он делает. На занятии не следует спешить и при необходимости индивидуально помочь каждому ребенку. Так же важно видеть типичные детские ошибки при изготовлении модели и обращать на них внимание ребят.

Для повышения интереса к занятиям проводятся игры-соревнования: на точность, на эстетичность изделия.

Кружковцы должны знать и уметь:

- составлять композиции, используя в работе разные природные материалы, объединять отдельные элементы в общий сюжет;

- оформлять работы в рамке, под стекло;

- иметь навыки самостоятельного планирования работы;

- изготавливать поделки, состоящие из мелких и сложных деталей;

- уметь эстетически правильно оформить изделие, дополнить его декоративными элементами.

Вместе с тем следует обратить внимание на отражение в тематике региональных особенностей, связанных с творчеством народных умельцев.

Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано.

На следующем этапе необходимо проводить индивидуальные консультации с каждым кружковцем, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности.

Затем ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок изделия, образцы выбранных материалов. Вместе с учащимися нужно просмотреть эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. При необходимости руководитель кружка должен внести поправки. После этого учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, при необходимости консультируются у учителя. Вместе с этим приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта.

В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным.

Проектная деятельность и конструирование на гравировальной машине - дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника.

При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению.

Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.

Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта,

Представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).

Наличие универсальной гравировальной машины в школьной мастерской дает целый набор инструментов - мини-дрель, гравер, фрезер, мини-циркулярка и многое другое - всё зависит от набора насадок и смекалки пользователя.

Для изготовления гравировальной машины кроме покупных узлов потребуются: доска из березы, липы или сосны толщиной 30 мм, шириной 200 мм и длиной 350 мм, кусок толстой резины той же ширины и длины, полоска листового железа толщиной 1,5--2 мм и несколько шурупов. Перед тем как укрепить электромотор и рукав на деревянной станине, укоротите металлическую пластину, предназначенную для крепления мотора, и кронштейн медицинского рукава. Второй кронштейн выгните из полоски железа и просверлите отверстие под шуруп. Под станину подклейте кусок резины. Если не найдется резина нужных размеров, можно подклеить кусочки резины только под углы станины. Мотор и рукав надо расположить на станине так, чтобы их шкивы находились друг против друга в одной плоскости, а приводной резиновый шнур, который входит в комплект электромотора, был натянут, но не очень сильно. Имейте в виду, что при сильном натяжении привода быстро изнашиваются подшипники мотора и рукава. Перед работой трущиеся части электромотора и рукава смазывайте маслом для швейных машин. Особенно часто надо смазывать детали медицинского рукава. В нем есть специальные отверстия-масленки, в которые швейное масло можно закапывать пипеткой. Необходимо смазывать и наконечник -- для этого перед смазкой он отсоединяется от рукава.

Как же работает гравировальная машина? Приводной шнур передает вращение со шкива мотора на шкив рукава, который вращает гибкий вал, находящийся в гибкой оболочке. В свою очередь, гибкий вал вращает шпиндель наконечника, имеющего специальную зажимную цангу, в которую вставляют фрезы, боры, перки, дискодержатели и оправки с наждачной бумагой. Благодаря гибкому валу наконечник, который резчик держит в руке, может свободно перемещаться в самых различных направлениях и располагаться под разными углами к поверхности обрабатываемой заготовки. Но, несмотря на то что рукав очень гибок, лучше во время работы располагать наконечник с бором так, чтобы рукав имел как можно меньший изгиб.

В качестве режущих инструментов используются медицинские боры, которые тоже продаются в магазинах медицинского оборудования, а также самодельные перки и оправки с абразивной бумагой. В основном медицинские боры имеют форму шара, цилиндра или конуса. Борами выполняют объемную, рельефную, контурную и сквозную резьбу, а также вспомогательные работы, например сверление отверстий.

Хотя набор боров весьма разнообразен, мастера-косторезы постоянно их совершенствуют применительно к нуждам косторезного дела. Например, из шарикового бора изготовляют специальный инструмент для проработки деталей плоскорельефной резьбы, стачивая конец шарикового бора под прямым углом. Из медицинских боров изготавливают также узкие чечевицеобразные «колесики», удобные при нанесении на поверхность кости гравировки. При сверлении боры часто забиваются костяной пылью, поэтому вместо них для сверления нередко применяют самодельные перки. Перку можно выточить из пришедшего в негодность бора.

Для изготовления и заточки инструментов для гравировальной машины используются шлифовальные диски, которые вместе с дискодержателями можно купить там же, где и боры. Диски бывают эластичные, на резиновой связке, и твердые -- на керамической. Диаметры дисков -- 18, 20 и 22 мм.

В гравировальной машине в качестве гибкого вала используется тросик спидометра грузовой автомашины. Гибкий вал приводится во вращение электродвигателем ДСК-1 мощностью 35 Вт, питаемым от сети переменного тока напряжением 220 В. Можно применить любой другой двигатель мощностью 35 -- 60 Вт, имеющий частоту вращения 1500 -- 3000 об/мин.

Схема двигателя, блока питания элктродвигателя и электрическая схема гравировальной машины представлены в приложениях 4-6.

Рис.6 Схема гравировальной машины

Сборка производится в такой последовательности. На вал 2 до упора в буртик диаметром 12 мм запрессовывается шарикоподшипник 8 (марка № 18), после чего вместе с валом 2 его вставляют в проточку корпуса 3. Затем на выступающий из корпуса конец вала надевают трубки 7 и напрессовывают до упора в нее второй такой же подшипник 8. Перед сборкой оба подшипника промывают в керосине, а после напрессовки смазывают смазкой ЦИАТИМ-201 или техническим вазелином. Вал должен легко вращаться в корпусе. Далее через кольцо 6 навинчивается передняя крышка 4, а затем задняя крышка (детали 9, 5). После этого в вал вставляется тросик 10 (гибкий вал), накидная гайка гибкого вала навинчивается на заднюю крышку 5. На пластине 13 из текстолита толщиной 10 мм винтами 16 (М4 X X 10) крепятся два уголка (14, 15), Затем между уголками вставляется электродвигатель 12. К уголку 15 винтами 17 (М5 х 12) крепятся переходная втулка 11 и электродвигатель. В уголок 14 в сквозные отверстия вставляются концы шпилек, соединяющих переднюю и заднюю крышки электродвигателя. С нижней стороны пластины крепятся резиновые ножки.

В последнюю очередь на вал электродвигателя надевается конец тросика гибкого вала, после этого накидная гайка гибкого вала навинчивается на переходную втулку. На пластине крепится конденсатор для электродвигателя. Он должен быть закрыт кожухом. Выключатель можно сделать выносным (на шнуре длиной до 2 м) и управлять им при помощи ножной педали.

В гравировальной машине применяется трехкулачковый патрон 1 (см. рис. 7) от дрели с укороченным конусом Морзе.

На рис. 8 показано приспособление для крепления дисковой фрезы. На фасонной оси 1 крепится посредством шайбы 2 и гайки Ml0 фреза 3.

Аналогичны приспособления для наждачного и войлочных кружков и для других целей. Крепление текстолитового основания с электродвигателем осуществляется по усмотрению работающего с гравировальной машиной.

Рис. 7 Схема сборки гравировальной машины

Рис.8 Дополнительное оборудование к гравировальной машине - приспособление для фрезы

Технологическая карта изготовления дополнительного оборудования гравировальной машины

Деталь

Процесс изготовления

подшипник и вращающийся в нем вал

Крепление сверла к подшипнику

на выступающий короткий конец ротора одеваем подходящую по диаметру силиконовую трубку

переверните конструкцию трубкой кверху, и закрепите, например, в тисках

металлическая стружка

Засыпаем стружку в трубку так, чтобы она заполнила ее примерно на половину, легонько постукивая пальцем по трубке, добиваемся того, чтобы стружка заполнила все полости между стенками трубки и ротором.

плотно трамбуем стружку в трубке

в трубку залить супер клея. полностью пропитать слой стружки

Когда клей высохнет (примерно через 40 мин.), берете отрезок толстой, не менее 1,8 мм. лески, а теоретически, можно и толще, отрезок длиной 50 см. . Кончик лески (около 5мм.) немного расплющиваете плоскогубцами. Затем введите леску в трубку до слоя стружки. Засыпьте стружку в трубку с леской доверху так, чтобы она полностью заполнила расстояние между леской и стенкой трубки. Постучите пальцем по трубке, чтобы полностью заполнить стружкой пустоты. Залейте супер клеем.

маркер

сделать корпус, он же и будет рукояткой инструмента

извлечь из маркера содержимое и отрезать его носик. А вот в заглушку, которая закрывает маркер сверху, мы и вмонтируем ротор. Для этого просверлите отверстие в заглушке, вставьте туда ротор, и закрутите его гайкой

В корпус от фломастера вставляем на двух заглушках трубку из стержня от гелиевой ручки, конец трубки должен выступать на 2 см

На выступающий из корпуса конец стержня надеваем силиконовую трубку (предварительно смазав супер клеем)

Теперь пропустите леску через ручку и трубку, и закройте рукоятку

станина

крепления двигателя

На вал двигателя я с одной стороны насадил колпачок от тюбика супер клея (потом к нему крепится леска) а с другой - самодельную вырезанную из жести крыльчатку для обдува двигателя

Двигатель закрепить на доске при помощи куска жести

напротив вала двигателя укрепить жестяные стойки, в которых закреплена трубка из стержня гелиевой ручки

На ее выступающий конец, предварительно промазав супер клеем одевается трубка от ручки инструмента, а леска пропускается через нее до вала двигателя. Кончик лески расплющиваем и укрепляем в кусочке силиконовой трубки при помощи металлической стружки и клея, так, как и в ручке. Когда клей высохнет, намазываем клеем вал двигателя (вернее колпачок, одетый на вал) и надеваем трубку

Ждем когда высохнет клей (около часа) и со свободного конца трубки (рис. 17) заливаем в нее машинное масло

укрепить на валу рукоятки сверло

кусочек трубки

Надеваем кусочек на вал, так, чтобы вал входил только до половины трубки. Во вторую половину вставляем сверло с предварительно одетыми на него какими - нибудь трубочками (на клею) чтобы плотно подогнать под внутренний диаметр трубки

На сверло можно сделать колпачок, чтобы не повредить его при хранении. Сделать его из колпачка фломастера

Проектирование и конструирование позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям. При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того - полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.

Заключение

“То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”. Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.

При проектировании и конструировании на занятиях кружка в учебных школьных мастерских создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.

Все этапы проектирования и конструирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения.

Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. А для учителя, предоставляется возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.

Проектирование и конструирование на современном этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся.

Включение метода проектов и конструирования в обучающий процесс на занятиях кружка дает возможность руководителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу обучающихся.

Таким образом, в ходе нашего исследования мы проанализировали методическую литературу и рассмотрели особенности организации кружковых занятий на базе школьных учебных мастерских. Мы также разработали перспективное планирование кружковых занятий по проектированию и конструированию, в частности кружка по технологии «Гравер» и разработали методические рекомендации по обучению кружковцев по проектированию и конструированию на примере гравировальной машины. Таким образом, цель была достигнута и задачи, поставленные в начале исследования были полностью решены.

Библиография

1. Антонов, Л.П. и др. Практикум в учебных мастерских. Учебное пособие для студентов [Текст] / Л.П.Антонов. - М.: Просвещение, 1976.

2. Бронников, Н.Л., Самородский, П.С., Симоненко, В.Д., Синица, Н.В. Технология. Трудовое обучение. Пробный учебник для учащихся 8 классов общеобразовательной школы / Под ред. В.Д.Симоненко[Текст] /Н.Л.Бронников, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, Н.В.Синица. - Брянск: БГПУ, 1996.

3. Горяева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека[Текст] /Н.А.Горяева. - М.: Просвещение, 2000.

4. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие[Текст] /А.Н.Джуринский. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 200 с.

5. Еременко, Н.И. Дополнительное образование в образовательном учреждении[Текст] /Н.И.Еременко. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

6. Жучков, В.М. Теоретические основы концепции модернизации предметной области «Технология» для педагогических вузов: монография[Текст] /В.М. Жучков. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 246 с

7. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. /Под редакцией А.И. Пискунова. - второе издание, исправленное и дополненное. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.-512 с

8. Карачев, В.А. Размышления о проблемах технологического образования и профессионально-технологической компетентности специалиста [Текст] /В.А. Карачев // Образование в регионе. - №7.

9. Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования[Текст] / В.П. Копцев.- Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.

10. Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений[Текст] /Г.И.Кругликов. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 480 с

11. Липник, В.Н. Школьные реформы в России: очерк истории[Текст] /В.Н.Липник. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 83 с.

12. Лында, А.С. Методика трудового обучения[Текст] /А.С.Лында. - М.: Просвещение. 1977.

13. Мигур, П.Х., Рихвк, Э.В. Обработка метала в школьных мастерских: Кн. для учителя[Текст] /П.Х. Мигур, Э.В. Рихвк. - М.: Просвещение, 1991. - 175с.

14. Муравьев, Е.М., Симоненко, В.Д. Общие основы методики преподавания технологии[Текст] /Е.М.Муравьев. - Брянск, 2001 г.

15. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология, 1-4 классы, 5-11 классы. / Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. - М.: - "Просвещение", 1995.

16. Самородский, В.Д.Симоненко, А.Т. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) [Текст] /В.Д. Самородский, А.Т. Симоненко. - М.: «Вента - Граф», 2000. - 192с.

17. Симоненко, В.Д., Матяш, Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев[Текст] /В.Д.Симоненко, Н.В. Матяш. - М.: Вентана Граф, 2000. - 175 с.

18. Симоненко, В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев[Текст] /В.Д.Симоненко, Н.В. Матяш. - М.: Вентана Граф, 2000. - 264 с.

19. Симоненко, В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев[Текст] /. - М.: Вентана Граф, 2000. - 135 с.

20. Улановский, О.О. “Ручное и машинное гравирование”[Текст] /О.О.Улановский.- Л., Машиностроение, Ленинградское отделение, 1990

21. Улановский, О.О. “Универсальные приспособления для гравировальных работ к пантографу” [Текст] /О.О. Улановский. -- Л.: ЛДНГП, 1964.

22. Хотунцев, Ю.Л., Кожина, О.А. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология» [Текст] /Ю.Л.Хотунцев. - М.: ИОСО РАО, 1999. - 44 с.

23. Ячменева, В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет[Текст] /В.В.Ячменева. - М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003

24. http://totem.edu.ru/ Синицына Т.А Информационные технологии на уроках технологии.

25. http://www.ed.gov.ru/ Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.

26. http://www.portal-slovo.ru/ Федорова Г. Н. Трудовое обучение

27. http://www.yspu.yar.ru/ Серебренников Л.Н. Проблемы и перспективы технологического образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать