Проектирование и конструирование гравировальной машины на занятиях в условиях школьных мастерских
p align="left">Оборудование размещается в мастерских в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами техники безопасности. Размещение оборудования и мебели в мастерских должно обеспечивать возможность контроля за работой всех учащихся. Верстаки размещаются так, чтобы свет на них падал слева. Сверлильный станок устанавливается около рабочего места учителя.

В непосредственной близости от рабочих мест вывешиваются соответствующие инструкции по технике безопасности.

Рабочее место учителя располагается на подиуме. Оно оборудуется верстаком, столом, классной доской с набором чертежных инструментов (классных), электрическим распределительным щитом для подачи электроэнергии ко всем видам электрифицированного оборудования с общим рубильником отключения и с рубильниками, отключающими группы станков. К оборудованию, на котором работает только учитель, относится фуговально-пильный станок (типа ФПШ-5М) и электроточило. Они устанавливаются в инструментальной комнате мастера или в мастерской около рабочего места учителя и на время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами.

Учебные мастерские оборудуются пристенными и встроенными шкафами для хранения незавершенных работ учащихся, инструментов, дидактических материалов и др.

В комплект оборудования мастерских входят носилки и аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. Рядом с аптечкой прикрепляется табличка с адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения.

В мастерских устанавливаются умывальники со щетками, мылом и электрополотенцем, размещаются ящики для деревянной и металлической стружки (отдельно), специальные металлические ящики для обтирочных материалов, урны для мусора и инвентарь для уборки помещений.

Мастерские оформляются различными стендами и плакатами, в них организуется постоянно действующая выставка работ, выполненных учащимися.

Естественное и искусственное освещение помещений учебных мастерских должно удовлетворять требованиям, предусмотренным санитарными правилами содержания общеобразовательных школ и учебных помещений.

При проведении определения коэффициента естественного освещения учебно-производственных помещений школ эти помещения следует приравнивать к помещениям производственных зданий с точными работами.

Наименьшая освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола помещений мастерских по обработке металла и древесины должна быть при люминесцентных лампах 300 лк, при лампах накаливания - 150 лк; проходов учебных мастерских соответственно - не менее 100 лк и 50 лк (на полу).

К мытью окон зданий любой этажности воспрещается привлекать учащихся даже старших классов.

Светильники местного освещения (с любыми лампами) для производственных помещений должны иметь отражатели, сделанные из непросвечивающегося материала с защитным углом не менее 30°. Яркость светильников местного освещения не должна превышать 1000 Вт. Светильники местного освещения должны питаться током при напряжении не выше 42 В.

В мастерских по обработке металла и древесины вентиляция должна обеспечивать воздухообмен 20 куб. м/час на 1 человека.

Производственные процессы, сопровождающиеся выделением пыли (электроточила, наждачные круги и др.), оборудуются приспособлениями для ее улавливания и удаления (кожухи с местными отсосами и др.). Местные отсосы должны обеспечивать воздухообмен 250 куб. м/час.

Воздухообмен местной вытяжки от клееварки должен составлять 350 куб. м/час.

Оборудование учебных мастерских - установка для никелирования, для окраски распылением, аппарат точечной сварки, рабочие места по отливке деталей и термообработке, как правило, должны устанавливаться в отдельном помещении с обязательным устройством местных вытяжных отсосов. Работу по окраске распылением, никелированию необходимо проводить только в вытяжном шкафу.

Над рабочим местом для запуска и испытания двигателя внутреннего сгорания должен быть оборудован кожух с вытяжной вентиляцией. Выхлопная труба двигателя должна вставляться и плотно соединяться с трубой, выведенной наружу.

Для помещений учебных и учебно-производственных мастерских рекомендуется централизованное отопление:

а) централизованное водяное с металлическими радиаторами;

б) лучистое с бетонными панелями;

в) в школьных мастерских допускается воздушное отопление, совмещенное с приточной вентиляцией при температуре подаваемого воздуха не более 60°, без рециркуляции.

Отопление должно обеспечивать равномерную температуру, возможность регулирования степени нагрева помещения и независимость включения и выключения отопительных секций.

Оптимальная температура воздуха в помещениях учебных мастерских по обработке металла должна быть 15 - 16 °C, в мастерских по обработке древесины - 14 - 15 °C.

Учитель труда, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских, совместно с заместителем (помощником) директора школы по административно-хозяйственной работе обеспечивает мастерские оборудованием, инструментами и материалами, организует наладку и ремонт оборудования мастерских, вместе с другими учителями труда обеспечивает соблюдение в мастерских санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и здоровья учащихся и техники безопасности, а также правил пожарной безопасности.

Учитель труда, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских, вместе с другими учителями труда производит заточку инструментов.

Подготовку к занятиям инструментов, приспособлений, оборудования, раздаточных и дидактических материалов, документации осуществляет учитель технического труда.

Имущественно-материальные ценности учебных мастерских находятся на ответственном хранении у учителя труда, выполняющего обязанности мастера учебных мастерских.

Руководители кружков обеспечивают занятия заготовками, технической документацией, проводят инструктаж учащихся по безопасности труда по каждому виду проводимых работ с регистрацией по ГОСТ 12.0.004-79, несут ответственность за выполнение кружковцами правил безопасности труда, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных мастерских.

1.3 Методические рекомендации по проведению кружковых занятий на базе школьных мастерских

Школьные мастерские - это специально оборудованные помещения для обучения учащихся обработке материалов ручными инструментами и на станках, монтажным, электросборочным и др. видам работ. В школьных мастерских нередко организуются практические занятия по специальным факультативным курсам, они служат базой для проведения внеклассной работы -- занятий различных технических кружков.

Обычно в школах создаются три-четыре школьных учебных мастерских -- по обработке древесины (столярная), по обработке металла (слесарная), швейная и картонажная. На базе этих мастерских учащиеся осваивают различные профессии. Так, например, в слесарных мастерских школ подготавливаются слесари-инструментальщики, слесари-монтажники, токари и др.

Каждая школьная мастерская состоит из двух помещений; основного (85--90 м-) и вспомогательного (25--30 м1) с механическим оборудованием и 10--12 рабочими местами (для обработки древесины, металла и др. материалов).

Школьные мастерские располагаются, как правило, на первом этаже в сухих помещениях с деревянным полом. Сюда подводится силовая сеть для станочного оборудования. Недалеко от мастерских располагается санузел с умывальником.

В помещении школьных мастерских устанавливаются вытяжные вентиляторы с двигателями мощностью 0,2--0,4 вт, вентиляция может производиться и с помощью форточек или фрамуг. Температура в школьных мастерских должна быть около 16°.

Рабочее место учителя оборудуется на возвышении (высота 20 см; размер возвышения 300x150 см) недалеко от входа.

Рабочие места учащихся располагаются так, чтобы свет падал слева.

Хорошее освещение обеспечивается в том случае, когда площадь застекленной поверхности окна равна примерно 1/4 площади пола. При одностороннем размещении окон противоположная стена не должна быть удалена от окон на расстояние, превышающее две высоты помещения. Искусственное освещение в мастерских должно быть не менее 300 лк на рабочем месте, а в школах для детей с нарушениями зрения -- не менее 500 лк на рабочем месте. Желательно использовать холодные источники света -- люминесцентное освещение (лампы типа ЛБ).

Для повышения суммарного коэффициента освещенности необходимо учитывать основные принципы светового оформления: стены, станки, мебель и др. предметы не следует окрашивать в резко контрастные цвета. Из этих же соображений наглядные пособия, чертежи, схемы, мебель и др. вспомогательное оборудование размещаются у стен, позади рабочих мест.

Оборудование в школьных мастерских располагают симметрично, чтобы учащиеся легче ориентировались. Расстояние между рабочими местами (верстаками) должно быть не менее 80 см; а между рядами в проходе -- не менее 10 см.

При трудовом обучении в школах используются разнообразные технические средства в зависимости от уровня развития детей. Применяются приспособления, позволяющие выполнять различные производственные операции не отходя от рабочего места, расчленять производственный процесс на простейшие элементы.

Программа кружковых занятий рассчитывается на определенное время. Занятия проводятся по 2 часа в неделю на протяжении всего учебного года (по 56 учебных часов в каждый год занятий) и предусматривает теоретические сведения и практические работы. Теоретическую работу с кружковцами лучше ограничить краткими беседами /не более 10-15 минут/ и пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя - краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы. Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы - осваивание приёмов - по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу - изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

Работа в кружке должна помочь школьнику практически познакомиться с содержанием труда в тех или иных профессиях, раскрыть ему творческие и другие стороны массовых рабочих профессий. Решению о выборе объектов для работы учащихся в кружке должна предшествовать подготовка самих школьников, формирование у них интереса, устремленности разрабатывать и изготовлять нужные людям вещи.

Успех работы на базе учебных мастерских будет определяться тем, насколько точно сумеет руководитель кружка организовать распределение заданий среди кружковцев, учесть их индивидуальные и возрастные особенности, уровень их практической готовности к выполнению предлагаемой работы.

Примерный тематический план занятий кружка на базе учебных мастерских представлен в приложении 1.

Школьная мастерская это не только учебный, производственный, методический, лабораторный, но и воспитательный комплекс. При определенных условиях в мастерской имеются мощные рычаги воспитательного характера, которых не имеет ни один другой предмет школьного курса.

Рассмотрим несколько моментов воспитательного характера.

Внешний вид школьной мастерской, порядок, чистота, организация материальной базы, учебного процесса, вежливое, учтивое и внимательное отношение учителя к ученикам уже воспитывают.

Выполняя практическое задание, изготавливая поделку, ученик приобретает практический опыт, знания. Учащийся воздействует на материал не только посредством инструмента, оборудования, но и энергетикой своего тела. В житейском обиходе говорят: «оставляет частичку своего сердца, душу свою вкладывает в дело». Чем удачнее работа, тем больше желания ее делать. Такая работа вызывает положительные эмоции, формирует положительное отношение к труду. Условия, при которых учащийся получает воспитательный заряд, необходимо создавать. Одними из таких условий могут быть традиции, существующие в школьной мастерской.

Реализовать себя как личность человек может только посредством труда (работы). Трудиться - естественная необходимость человека. Дать первоначальные трудовые навыки, в какой - то степени, научить работать - задача кружковых занятий в школе.

В школьной мастерской ребята учатся строгать, пилить, выжигать, выпиливать, овладевают основными навыками по обработке металла. Учащиеся изготавливают инвентарь для школы: ящики, швабры, указки, инструменты и приспособления для учебных мастерских. В мастерской имеются станки для обработки металла и древесины.

Глава 2. Проектирование и изготовление гравировальной машины для кружковых занятий

2.1 Проектирование дополнительного оборудования учебной мастерской для кружковых занятий

Как известно, организация кружков, их содержание, тематика зависят от многих факторов: от типа учебного заведения, от квалификации и пристрастия руководителя. Поэтому учебно-методические материалы для кружков нужно адаптировать под конкретное учебное заведение и под конкретного руководителя.

В каждом конкретном кружке руководителем должен работать профессионал своего дела.

При составлении перспективного планирования кружка следует учесть, что учебное проектирование и конструирование являются одним из приоритетных направлений кружковой работы по технологии, так как:

- процесс обучения строится на основе создания кружковцем собственных образовательных продуктов и овладении опытом продуктивной деятельности;

- появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей кружковцев;

- процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющей создать условия для активной совместной деятельности всех участников процесса;

- учебное проектирование и конструирование достаточно легко вписываются в сложившуюся в традиционной школе систему обучения.

Следует отметить, что процессы проектирования и конструирования складываются из взаимосвязанных этапов и стадий, выработанных в результате длительного опыта и теоретических обоснований. Необходимо отметить, что процессы практического (производственного) проектирования и конструирования и процессы учебного проектирования и конструирования имеют ряд различий, связанных в первую очередь с целеполаганием. Если цель производственного проектирования и конструирования заключается в создании проекта как результата деятельности, то учебное проектирование и конструирования направлено в первую очередь на овладение кружковцами способами и приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностных качеств, при этом сама новизна открытий и продукта проектирования и конструирования - субъективна.

Одним из важных отличий учебного проектирования является комплексный характер данного процесса, предполагающий одновременную разработку учащимися (группой учащихся) функциональных вопросов, решение конструкторских, формально-эстетических, эргономических, технологических, экономических, организационно- практических и других задач. Данный подход позволит добиться создания в ходе учебного проектирования объекта, обладающего свойствами целостности и гармоничности. Кроме того, включение в образовательной процесс разносторонней деятельности открывает объективные возможности для проявления индивидуальности учащихся, их способностей, склонностей и интересов.

Для выполнения общей комплексной задачи проектирования и конструирования на занятиях кружка необходимо решить ряд задач, взаимосвязанных и взаимообуславливаемых, но различающихся по своему содержанию и характеру деятельности.

Рассмотрев содержание процесса проектирования и конструирования, мы посчитали возможным выделить следующие виды задач (в зависимости от превалирующей в ходе их решения деятельности):

- информационно- исследовательские задачи;

- конструкторские задачи;

- технико-технологические задачи.

Информационно-исследовательские задачи. Данные задачи имеют своей целью сбор необходимой информации о исследуемом объекте или явлении, ее дальнейший анализ и обобщение. Вместе с тем, данные задачи направлены на развитие мышления учащихся и формирование приемов и способов мыслительной деятельности.

Структура данной задачи строится, исходя из следующих этапов:

1. Определение предмета информационного поиска, исходящее из общей задачи проектирования.

2. Выделение его основных качеств и признаков.

3. Определение критериев для сравнительного анализа.

4. Сбор и осмысление полученной информации.

5. Сравнительный анализ полученной информации.

6. Обобщение.

Первые три этапа связаны с определением и конкретизацией предмета исследования, выделением его основных качеств, признаков и свойств, а также определением критериев для дальнейшего сравнения и обобщения, исходя из направлений предпроектного анализа: анализа функционирования; изучения конструкций и их технологической реализации; эргономического исследования; анализа формально- эстетических решений; анализа экономического фактора и т.д.

Необходимо так же отметить, что данные этапы решения информационно- исследовательской задачи связаны с развитием логического мышления учащихся и формированием умений осуществления поэлементного анализа и выделения главного. Результатом данного процесса является определение критериев для дальнейшего сравнительного анализа. Следует отметить необходимость постепенного увеличения количества выделяемых критериев в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся, а так же необходимость поэтапного и поэлементного формирования у школьников данных умений: умение разделять целое на части; учиться отделять содержание от формы; выделять существенные и несущественные признаки предмета; сортировать материал, отделяя главное от второстепенного; фиксировать результаты в различной знаковой и графической форме и т.д.

Четвертый и пятый этапы тесно связаны со сбором и мыслительной обработкой информации. На данных этапах происходит осмысление и сравнительный анализ поступившей информации о качествах и свойствах аналогичных объектов с целью их дальнейшего обобщения.

Шестой этап. Мыслительные операции, рассмотренные нами на предыдущих стадиях (анализ и выделение главного, сравнение), непременно должны быть направлены на формулирование вывода в результате проведенного обобщения, т.е. выделение наиболее общих, существенных признаков, характеристик, формулирование ведущих понятий, идей.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать