Преподавание курса "Машиноведение" в 7 классе
p align="left">При изучении данного раздела прослеживаются межпредметные связи с черчением, физикой, математикой,

Внутрипредметные связи: отрасли общественного производства и профессиональное определение, графика.

В процессе изучения данного раздела,, выполнения практических работ, реализуются следующие воспитательные компоненты технологической подготовки учащихся: трудолюбие, дисциплина, терпение, точность, коллективизм, обязательность, честность; деловитость, ответственность и порядочность, технологическая культура.

Данный раздел наглядно реализует развивающий компонент технологической подготовки на каждом уроке, так как здесь речь идет о развитии мастерства технологической обработки металлов, что требует от учащихся не только знаний, но и умений и навыков.

Практические работы:

Ознакомление с термической обработкой стали.

Выполнение чертежей деталей с точеными и фрезерованными поверхностями.

Ознакомление с устройством токарно-винторезного станка ТВ-6.

Ознакомление с токарными резцами.

Управление токарно-винторезным станком ТВ-6.

Обтачивание наружной цилиндрической поверхности заготовки на станке ТВ-6.

Подрезание торца и сверление заготовки на станке ТВ-6.

Разработка технологической карты на изготовление детали вращения.

Ознакомление с режущим инструментом для фрезерования и с устройством станка НГФ-110Ш.

Нарезание резьбы плашкой на токарно-винторезном станке.

Примерный перечень объектов деятельности учащихся:

Тиски, токарно-винторезный станок ТВ-6, токарные резцы, станок НГФ-110Ш, фрезы, плашки, болты, винты, шпильки, плашкодержатель, метчики, воротки, различные заготовки из металла, образцы различных видов стали.

Для изучения данного учебного материала рекомендуются такие формы и методы, как эвристическая беседа, объяснение, самостоятельные и практические работы, демонстрация. Желательно применение в этом разделе активных форм и методов т.к. они позволяют установить прочные умственно-логические связи и сформировать необходимые ЗУНы.

Контроль качества знаний учащихся может осуществляться при проведении фронтального опроса и практических работ.

В качестве материально-технического оснащения можно использовать научно - популярные кинофильмы об общественном производстве, в которых наглядно показывается металлургические предприятия, технологические процессы и т.д. Можно использовать плакаты «Кинематическая схема токарно-винторезного станка ТВ-6», «Цвета побежалости при нагреве заготовок», «Элементы резьбы» и др. а также необходимые оборудование, инструменты и приспособления.

На мой взгляд, существенным упущением является недостаточное количество часов, которые отводится на изучение данного раздела, так как «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения» является интересной, но в то же время достаточно сложной темой для учащихся. В силу того, что на каждом уроке выполняется практическая работа с использованием оборудования, инструментов и приспособлений необходимо добиться качественного и прочного усвоения ЗУНов учащимися, а для этого очень важен резерв времени. Также можно было бы расширить темы по содержанию, рассказывая ученикам о новых технологиях, интересных технических решениях и т.д.

Вывод: анализ раздела «Элементы машиноведения» показывает, что цель изучения раздела - познакомить школьников с наиболее распространенными металлами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий, их свойствами техникой и технологией обработки, а также сформировать элементарные умения осуществлять систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке металлов на станках.

Основными задачами выступают: приобщение учащихся к техническим знаниям, повышение их кругозора и технической культуры, развитие технического мышления и самостоятельности.

Цели изучения данного раздела тесно взаимосвязаны с целями технологической подготовки учащихся: овладение учащимися целостной системой умственных и практических действий, усвоение логики и общей структуры профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики;

При изучении данного раздела реализуются следующие принципы: принцип научности, принцип связи теории с практикой; принцип системности и последовательности; принцип доступности и посильности; принцип сознательности и активности в обучении; принцип наглядности; принцип прочности усвоения знаний.

С методической точки зрения учебный материал построен грамотно, прослеживается четкая структура материала, с последующим закреплением при выполнении практических работ.

При изучении данного раздела прослеживаются межпредметные и внутрипредметные связи.

Анализ учебников и учебных пособий по разделу «Элементы машиноведения»

1.Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы: Пособие для учащихся 5 -7 кл./ И. А. Карабанов, А.А. Деркачев, В. А. Юдицкий и др.; Под ред. И. А. Карабанова. - М.: Просвещение, 1991. - 239 с.

Книга является ответом на многие вопросы, которые встают перед учащимися на уроках технологии. Справочник предназначен для повторения и самостоятельного усвоения учащимися системы технологических понятий в соответствии с типовой программой.

Справочник подробно освещает темы: «Процесс изготовления изделия», «ЕСКД», «Материалы и полуфабрикаты», «Обработка древесины и металлов», «Электротехнические работы с основами автоматики», «Ремонтные работы в быту». В книге подробно раскрыты понятия и определения, описаны технологические операции.

Содержание учебного материала справочника соответствует следующим темам: «Резьба, способы нарезания, элементы», «Фрезерование», « Виды фрез» и др.

Учебный материал изложен подробно (хорошо расписан), простым доступным учащимся языком, соответствует их возрастным и познавательным возможностям. Справочник содержит большое количество цветных, качественных рисунков, как отдельных предметов, так и технологических процессов.

В книге также освещены вопросы, полезные в деятельности учителя, например, элементы техники.

Таким образом, данный справочник содержит достаточное количество информации, относящейся к технологии обработки металлов; материал изложен подробно и последовательно с хорошими иллюстрациями, поэтому будет целесообразно использовать его при изучении раздела «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения»

2. Объекты труда. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Учебное пособие. - М.:Просвещение, 1993. - 191 с.

Пособие представляет собой альбом учебных иллюстративно - технологических карт на изготовление разнообразных изделий из древесины, металла и выполнение электротехнических работ в соответствии с программой трудового обучения в VII классе. Книга позволит сформировать у учащихся трудовые знания и умения, навыки самостоятельной работы с технологической документацией, развить их техническое мышление и творческие способности.

Пособие подробно освещает следующие темы: «Изготовление изделий из древесины и фанеры», «Изготовление изделий из металла и проволоки», «Электротехнические работы».

Содержание тем раздела соответствует следующему учебному материалу пособия: «Простые однодетальные изделия» - «Нарезание резьбы. Винт».

Учебный материал изложен простым доступным языком в виде иллюстративно - технологических карт, что очень наглядно. Материал расписан довольно подробно.

Среди тем, не вошедших в учебный материал раздела, но на которые можно обратить внимание, следует выделить «Изготовление простых многодетальных изделий».

Таким образом, данное пособие содержит мало материала, относящегося непосредственно к разделу, но его можно использовать как дополнительную литературу для практического применения знаний учащихся.

3. Занятия по трудовому обучению, 6 -7: Учебное пособие. Под редакцией Д. А. Тхоржевского. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.

Книга является помощником при более углубленном изучении учащимися технологии. Содержание пособия соответствует программе.

Пособие подробно раскрывает следующие темы: «Обработка древесины», «Электротехнические работы», «Ремонтные работы в быту».

Содержание учебного материала справочника соответствует следующим темам: « Устройство токарно-винторезного станка», «Работа на токарно-винторезном станке», « Устройство горизонтально - фрезерного станка», «Понятие о резьбе».

Учебный материал изложен простым доступным учащимся языком, соответствует их возрастным и познавательным возможностям. Пособие содержит достаточно нецветных иллюстраций.

Можно выделить темы, на которые следовало бы обратить внимание, например, «Профессия - слесарь механосборочных работ».

Таким образом, данное пособие содержит достаточное количество информации, относящейся к технологии обработки металлов; особое внимание уделено оборудованию, поэтому будет целесообразно использовать его при изучении раздела «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения».

4. Технология. Трудовое обучение: Учебник для 7 класса (вариант для мальчиков) /Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Граф», 1998. -168с

Учебник по технологии подготовлен в соответствии с программой образовательной области «Технология», соответствует федеральному стандарту. Предназначен для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы.

Содержание учебного материала учебника соответствует следующим темам программы: «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения», «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения», «Культура дома (ремонтно-строительные работы)», «Художественная обработка металлов», Художественная обработка древесины», «Творческие проекты».

Учебник подробно и глубоко освещает следующие темы: ««Технология обработки металлов. Элементы машиноведения», «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения».

Учебный материал изложен подробно, простым доступным учащимся языком, соответствует их возрастным и познавательным возможностям. Учащиеся знакомятся с новыми научными понятиями. Объем материала равномерно и последовательно распределен по темам учебника.

Учебник имеет плотную глянцевую обложку, прочный переплет. Содержит большое количество нецветных, качественных рисунков, которые способствуют лучшему восприятию учениками материала.

Таким образом, данный учебник содержит достаточное количество информации, относящейся к технологии обработки металлов; материал изложен подробно и последовательно с хорошими иллюстрациями, что способствует воспитанию у учащихся технологической культуры, прилежности, усидчивости и аккуратности. Целесообразно рекомендовать данный учебник, как основной, при изучении раздела «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения»

Вывод: анализ учебных пособий показывает, что для изучения данного раздела имеются книги, содержащие полезные сведения и материал обучающего характера, которые значительно расширят кругозор учащихся по данным вопросам.

2. Методика организации работы по разделу « Элементы машиноведения» 7 класс, вариант для мальчиков

2.1 Методы и формы изучения раздела «Машиноведения»

Мы считаем, что этот перечень методов технологического образования можно расширить. При этом, учитывая интегративность и большой объем информации, основной акцент в технологическом образовании должен быть сделан на использовании творческих, активных и комплексных методов, которые представлены на нижеследующем рисунке.

Таблица 4. Методы технологического образования.

Метод упражнений

Метод дизайн-анализа изделий

Метод творческих проектов

Комплексные

Морфологический анализ

Метод мозговой атаки

активные

Деловая игра

методы

Метод компьютерной поддержки

технологического

Учебный эксперимент

образования

Олимпиады, конкурсы

Экскурсии

Метод фокальных объектов

Функционально-стоимостный анализ

Алгоритмический метод

А теперь дадим краткую характеристику каждому из этих методов.

Метод упражнений. Его сущность состоит в целенаправленном повторении коротких, сфокусированных действий, приемов выполнения отдельных операций. Применяется для формирования правильных приемов работы, устранения излишних движений, исправления допущенных ошибок. К упражнениям применяются следующие требования: целесообразность, сознательность и системность упражнений.

Дизайн-анализ - исследование различных объектов с целью изучения их свойств и характеристик. Дизайн-анализ должен дать ответы на вопросы: "Почему данное изделие именно такое, какое оно есть? Какие принципы лежат в основе его работы". [9, с.25].

Метод проектов (от греческого "путь исследования") - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.

Более подробно творческая проектная деятельности как основная единица технологического образования рассматривается в следующем параграфе.

Развитие творческого воображения (РТВ)

Малыш с удовольствием придумывает новые слова, перебирает их, изображает чудовищ из сказок, старается запугать взрослых и изумить сверстников. Став постарше, ребенок фантазирует, шалит и дурачится еще больше, порой ставя взрослых в тупик. Но взрослым хочется жить спокойно, они совсем забыли свое детство и делают все возможное, чтобы «окоротить» подростков, добиться послушания и, естественно, тем самым отбивают охоту к самостоятельности. И получается, что в большинстве случаев,; если человек не начал (или ему не дали возможности) самостоятельно творчески и нестандартно мыслить до 17--18 лет, он перестает это делать вообще, на всю оставшуюся жизнь. - Поэтому главная задача воспитателей и педагогов и состоит в том, чтобы разбудить в человеке Заложенные природой способности и задатки, не подавить в нем стремление к творчеству.

Для тренировки попробуйте выдумать новое окончание понравившегося фильма, спектакля, книги, домыслить, например, как сложится дальнейшая судьба героев мультфильма «Ну, погоди!». Широкое поле для творческого воображения, не правда ли? Или предложите учащимся придумать эмблему для своего профессионального училища (школы, техникума). Такие темы можно задавать на дом или заниматься этим в классе, на время и с оценкой. И это уже недалеко от творчества (пусть и не совсем технического).

Сейчас -- для разминки -- давайте разберем очень простые задачи на воображение.

1. Нарисуйте квадрат с двумя диагоналями. Сколько фигур в этом рисунке? Если насчитаете до 10, то оценка «3», если 12--13, то «4», а если больше, -- «5».

2. Две монеты в сумме дают 15 рублей. Какие это монеты, если одна из них не 5 рублей?

Нарисуйте два концентрических круга, один в другом. Какие фигуры вы здесь видите? А теперь треугольник (или другую фигуру). Что получилось?

Имеются два одинаковых металлических бруска. Как без приборов определить магнит? (Задачу решаем, зная одно из свойств постоянного магнита -- нейтральную линию.)

Существуют технические шутки: чайные ложки, растворимые в горячем чае; зонтик, тающий от дождя; авто ручка с брызгающими чернилами, пятна от которых вскоре исчезают, и т. п. Попробуйте и вы придумать что-нибудь подобное, но с условием, чтобы ваша шутка была не злой, а смешной и создавала хорошее настроение.

За пять минут составьте фразу, в которую бы входили слова: самолет, лед, дубленка. (Или другой аналогичный набор слов.)

А теперь задачи посложнее.

Необходимо в металлическом бруске просверлить строго криволинейное отверстие. Стыки навстречу не допускаются, да и сверла все прямые. (Задача не под силу даже специалистам, хотя решить ее несложно, если учесть подсказку слово «металлический», и применить мощный трубогиб: предварительно согнуть брусок, а после разогнуть.)

В металлической пластине два отверстия с резьбой. Нужно ввернуть в них изогнутый подковой стальной пру ток. (Решение: трубогиб, изгибающий пластину, пруток, согнутый «серьгой» и завинчивающийся в пластину. После завинчивания пластина и пруток разгибаются согласно условию.)

Решая подобные задачи, человек раскрепощается и переходит на новую ступень мышления. Причем знания и навыки, полученные с помощью методов РТВ, являются очень прочными и глубокими. При постоянном использовании метода РТВ вырабатывается творческое мышление, облегчается выход на нестандартные, оригинальные решения.[2, с.5].

Метод контрольных вопросов разработан в Кембриджском университете Т.Эйлоартом в 1955 году. Этот метод развивает мышление, последовательно ставя перед человеком наводящие вопросы, на которые нужно получить ответы. Его применение возможно в форме монолога или диалога.

Как можно по-новому применить объект?

Как упростить и модернизировать его?

Что можно увеличить (уменьшить)?

4. Что можно преобразовать, перевернуть?

Применить разные виды энергии, материалов, технологии.

Применить «национальный» подход (расточительное американское решение, сложное китайское, хитрое шотландское, временное российское).

Попасть в стимулирующую обстановку (лес, музей).

Привлечь фантастику, экономику, биологию, поискать аналоги.

Поставить идеальную цель, так называемый идеальный конечный результат (ИКР).

Данный метод, по сути, близок к методу проб и ошибок, а расчет на правильное решение здесь также базируется на случайностях, но все-таки вероятность удачи выше. Кроме вышеприведенного вопросника применяются списки вопросов Д.Пойа, Г.Буша и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать