Преподавание курса "Машиноведение" в 7 классе
p align="left">Учитель приветствует учащихся, проверяет посещаемость.

Ход урока:

Вводный инструктаж.

1.1. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Сообщает тему урока и записывает ее на доске, устно проговаривает цели урока. Ученики записывают тему урока в тетради, выслушивают цели урока.

1.2.Изложение нового материала.

Сообщение нового материала, показ наглядных пособий. Учащиеся внимательно слушают учителя, изучают плакаты и рисунки в учебнике; конспектируют.

1.3. Самостоятельное изучение учащимися нового материала.

Учащиеся на протяжении 5-10 минут изучают по учебнику новый материал. Задают вопросы учителю.

1.4. Первичное закрепление и текущее повторение материала.

На этом этапе учитель задает вопросы для подготовки к выполнению контрольного задания.

1.5. . Создание ориентировочной основы деятельности.

Учитель объясняет учащимся, что для контроля полученных знаний им необходимо будет выполнить практическую работу; рассказывает порядок ее выполнения, правила техники безопасности:

1. Измерять деталь, прибирать стружку, чистить и смазывать станок только после его полного отключения.

2. Стружку убирать только при помощи крючка и щетки.

Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя, знакомятся с содержанием практической работы, задают вопросы.

Практическая работа 6 «Подрезание торца и сверление заготовки на станке ТВ-6».

1. Установите и закрепите резец в резцедержателе. Установите и закрепите спиральное сверло в пиноли задней бабки.

2. Включите станок и подрежьте торец заготовки (см.рис. 70) с помощью поперечной подачи резца. Выключите станок и проверьте прямолинейность торца, приложив к нему линейку. Выточите резцом в центре торца коническое углубление для направления сверла.

3. Отметьте требуемую глубину сверления мелом на сверле. Включите вращение шпинделя и просверлите в заготовке отверстия на заданную глубину, вращая маховик задней бабки по часовой стрелке. Выведите сверло из отверстия и выключите станок.

4. Измерьте глубину просверленного отверстия.

Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся.

2.1. Самостоятельная работа учащихся по получению новых умений.

Учитель контролирует качество выполнения практической работы, оказывает помощь, консультирует учащихся. Учащиеся самостоятельно выполняют работу, осуществляют самоконтроль, слушают пояснения учителя.

Заключительный инструктаж.

3.1. Обобщение и систематизация изученного на уроке.

Учитель рассказывает материал, выделяя существенные моменты изученной темы, делает выводы, систематизирует его. Учитель задает вопросы учащимся:

1. Перечислите правила безопасной работы на токарно-винторезном станке ТВ-6.

2. Расскажите о последовательности действий при обточке наружной цилиндрической поверхности.

3. Какие резцы применяют при обтачивании?

Учащиеся внимательно слушают учителя, выстраивают логические связи, отвечают на вопросы.

3.2. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Учитель проверяет правильность выполнения задания. Исходя из этого, учитель выставляет оценку. Указывает ученикам на типичные, наиболее часто повторяющиеся ошибки, объясняет их.

3.3. Выдача домашнего задания.

Домашнее задание: учебник «Технология» 7 кл., параграф 21, стр.99-103.

Учитель объясняет Д/З.

Тема урока №7: «Технологическая документация для изготовления изделий на станках».

Цели урока:

Образовательная: дать понятие об операционной карте, установке, переходе, рабочем ходе, допуске, наибольшем и наименьшем предельных размерах;

Развивающая: развить у учащихся умение составлять технологическую карту на изготовление изделия;

Воспитательная: воспитать у учащихся технологическую культуру, аккуратность, трудолюбие, точность.

Тип урока: комбинированный урок.

Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет посещаемость.

Ход урока:

Вводный инструктаж.

1.1. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Сообщает тему урока и записывает ее на доске, устно проговаривает цели урока. Ученики записывают тему урока в тетради, выслушивают цели урока.

1.2.Изложение нового материала.

Сообщение нового материала, показ наглядных пособий. Учащиеся внимательно слушают учителя, изучают плакаты и рисунки в учебнике; конспектируют.

1.3. Самостоятельное изучение учащимися нового материала.

Учащиеся на протяжении 5-10 минут изучают по учебнику новый материал. Задают вопросы учителю.

1.4. Первичное закрепление и текущее повторение материала.

На этом этапе учитель задает вопросы для подготовки к выполнению контрольного задания.

1.5. . Создание ориентировочной основы деятельности.

Учитель объясняет учащимся, что для контроля полученных знаний им необходимо будет выполнить практическую работу; рассказывает порядок ее выполнения, правила техники безопасности. Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя, знакомятся с содержанием практической работы, задают вопросы.

Практическая работа: «Разработка технологической карты на изготовление детали вращения»

Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся.

2.1. Самостоятельная работа учащихся по получению новых умений.

Учитель контролирует качество выполнения практической работы, оказывает помощь, консультирует учащихся. Учащиеся самостоятельно выполняют работу, осуществляют самоконтроль, слушают пояснения учителя.

Заключительный инструктаж.

3.1. Обобщение и систематизация изученного на уроке.

Учитель рассказывает материал, выделяя существенные моменты изученной темы, делает выводы, систематизирует его. Учитель задает вопросы учащимся:

1. Что такое операционная карта? Какую информацию она содержит?

2. Что такое технологическая установка? Переход?

3. Может ли переход состоять из одного рабочего хода?

4. Что такое номинальный размер?

5. Как определить наименьший предельный размер? Наибольший?

6. Что называется допуском на обработку?

Учащиеся внимательно слушают учителя, выстраивают логические связи, отвечают на вопросы.

3.2. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Учитель проверяет правильность выполнения задания. Исходя из этого, учитель выставляет оценку. Указывает ученикам на типичные, наиболее часто повторяющиеся ошибки, объясняет их.

3.3. Выдача домашнего задания.

Домашнее задание: учебник «Технология» 7 кл., параграф 22, стр.104-107.

Учитель объясняет Д/З.

Тема урока №8: «Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка».

Цели урока:

Образовательная: сформировать у учащихся представление об устройстве и назначении настольного горизонтально-фрезерного станка, дать понятие о фрезеровании, фрезе и ее видах;

Развивающая: развить у учащихся интерес к данной теме;

Воспитательная: воспитать у учащихся ответственность, дисциплину, аккуратность, трудолюбие.

Тип урока: комбинированный урок.

Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет посещаемость.

Ход урока:

Вводный инструктаж.

1.1. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Сообщает тему урока и записывает ее на доске, устно проговаривает цели урока. Ученики записывают тему урока в тетради, выслушивают цели урока.

1.2.Изложение нового материала.

Сообщение нового материала, показ наглядных пособий. Учащиеся внимательно слушают учителя, изучают плакаты и рисунки в учебнике; конспектируют.

1.3. Первичное закрепление и текущее повторение материала.

На этом этапе учитель задает вопросы для подготовки к выполнению контрольного задания.

1.4. . Создание ориентировочной основы деятельности.

Учитель объясняет учащимся, что для контроля полученных знаний им необходимо будет выполнить практическую работу; рассказывает порядок ее выполнения, правила техники безопасности:

1. Не включать станок без разрешения учителя.

2. Работать на станке только в спецодежде и в защитных очках.

3. Нельзя трогать руками вращающийся шпиндель.

4. Рукоятки управления, маховики подач вращайте плавно, без рывков.

5. Стол станка не следует перемещать до упора.

6. Не отходить от включенного станка.

7. Надежно и прочно закреплять заготовку.

Практическая работа: «Ознакомление с режущим инструментом для фрезерования и с устройством станка НГФ-110Ш»

1. Рассмотрите несколько различных фрез.

2. Определите их виды и назначение.

3. Осмотрите настольный горизонтально-фрезерный станок НГФ-ПОШ и назовите его основные части.

4. Рассмотрите кинематическую схему станка НГФ-ПОШ и разберитесь, каким образом передается главное движение шпинделю.

5. Изобразите в тетради кинематическую схему одной из частей станка (по указанию учителя).

Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя, знакомятся с содержанием практической работы, задают вопросы.

Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся.

2.1. Самостоятельная работа учащихся по получению новых умений.

Учитель контролирует качество выполнения практической работы, оказывает помощь, консультирует учащихся. Учащиеся самостоятельно выполняют работу, осуществляют самоконтроль, слушают пояснения учителя.

Заключительный инструктаж.

3.1. Обобщение и систематизация изученного на уроке.

Учитель рассказывает материал, выделяя существенные моменты изученной темы, делает выводы, систематизирует его. Учитель задает вопросы учащимся:

1. Что такое фрезерование?

2. Какие инструменты применяются при фрезеровании?

3. Какие виды работ можно выполнять на фрезерном станке НГФ-110Ш?

4. Из каких основных частей состоит станок НГФ-110Ш?

5. Каким образом производится крепление заготовки и

инструмента на фрезерном станке?

6. Какие меры безопасности следует соблюдать при работе на станке?

7. Как установить необходимую частоту вращения шпинделя?

Учащиеся внимательно слушают учителя, выстраивают логические связи, отвечают на вопросы.

3.2. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Учитель проверяет правильность выполнения задания. Исходя из этого, учитель выставляет оценку. Указывает ученикам на типичные, наиболее часто повторяющиеся ошибки, объясняет их.

3.3. Выдача домашнего задания.

Домашнее задание: учебник «Технология» 7 кл., параграф 23, стр. 107-112

2.3 Методическая разработка урока

Тема урока: «Назначение и устройство токарно-винторезного станка

ТВ-6».

Цели урока: Дать представление детям об устройстве и назначении токарно-винторезного станка.

Задачи проведения:

Образовательная: познакомить учащихся с устройством и назначением токарно-винторезного станка ТВ-6, дать понятие о механической передаче и ее видах, передаточном отношении;

Развивающая: развить у учащихся навыки правильного и безопасного обращения со станком;

Воспитательная: воспитать у учащихся ответственность, бережность и соблюдение правил техники безопасности.

Тип урока: комбинированный.

Организационный момент.

Учитель приветствует класс, проверяет посещаемость, готовность к уроку.

II. Вводный инструктаж.

1. Подготовка учеников к изучению нового материала.

На этом этапе урока учитель проверяет домашнее задание. Проверка проводится в виде устного опроса или опроса с помощью карточек письменно.

Например:

- что такое разрез?

Предполагаемый ответ учеников:

- изображение рассеченной детали с показом того, что находится в секущей плоскости.

- для чего используются секущие плоскости?

Ответ:

- с помощью них мысленно разрезают деталь и получают разрезы и сечения.

- Что показывает сечение?

Ответ:

- сечение показывает только то, что находится не посредственно секущей плоскости.

- какую форму имеют детали, изготовленные на токарном станке?

Ответ:

Детали имеют форму тел вращения, цилиндра, конуса, сферы.

Затем учитель сообщает школьникам тему занятия: « Сегодня тема нашего урока - «Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6». Все вы уже видели эти станки у нас в мастерской, но работать вам на них не приходилось. На этом уроке мы будем изучать устройство и назначение токарно-винторезного станка ТВ-6.

2. Сообщение нового материала.

Учитель озвучивает новый материал. Например: « в токарно-венторезном станке, как и в другой технологической машине (сверлильном станке, токарном станке по дереву) есть электродвигатель, передаточный механизм, рабочий орган(шпиндель) и система управления. Важной механической характеристикой механических передач, является передаточное отношение U.

3. Самостоятельное получение учениками новых знаний.

На этом этапе урока используется метод мозгового штурма. Учитель предлагает для решения ученикам проблему. Они стараются найти её решение. На протяжении поиска решения учитель играет роль руководителя поиска, но поиск решения осуществляют только сами ученики. Например: «Как уже отмечалось все технологические машины, и не только бытовые требуют непосредственного управления человеком. То есть человек должен постоянно находиться рядом с прибором для управления его работой. Однако появление новых станков способствовует разрешению этой проблемы и созданию техники дистанционного управления станками

- известны ли вам способы дистанционного управления какими-либо приборами?

Ответ:

- известны, пульт дистанционного управления телевизором, инфракрасные порты компьютера.

- но почему тогда они не стали использоваться, например, на производстве, а используются только в этих отраслях?

Ответ:

- для их работы необходимо, чтобы два «контакта» находились друг против друга,

- между ними не должно быть препятствий,

- они работают на ограниченном расстоянии.

- тогда может использовать радиосвязь?

Ответ:

- тогда нужен свой диапазон волн для каждого прибора, иначе возникнет путаница команд,

- а это значит большие размеры и габариты

- а можно ли использовать программное управление?

Ответ:

- наверное, можно, но непонятно как это сделать.

- инженер задает определенные параметры станку (программу) в последствии машина выполняет всю работу без участия инженера

Ответ:

- да, так достаточно проще управлять станками.

В результате проведения мозгового штурма ученики получают ответ, который давно найден и используется на производстве. Однако для них это абсолютно новое знание, которое они получили своими собственными силами.

Учитель подводит итог мозгового штурма. Например: «сейчас вы принимали участие в решении очень сложной проблемы. Многие люди до вас решали эту проблему и приходили к такому же ответу, что и вы. Действительно применение программного управление станками выгодно. Это упрощает системы управления процессом, снижает риск получения производственной травмы, Кроме этого, программное управление делает работу более легкой и безопасной. У этого метода есть недостатки, такие как, необходимость наблюдения за работой станка, дороговизна обслуживания. Но достоинства этого способа перевешивают его недостатки.

Самостоятельная работа школьников и текущий инструктаж.

1. Самостоятельная работа школьников по применению имеющихся умений и текущий инструктаж.

На этом этапе занятия ученики приступают к выполнению практической работы: «Изучение устройства токарно-винторезного станка ТВ-6».

Учитель проводит инструктаж по выполнению работы. Например: «на этом уроке вы уже выяснили принцип работы токарно-винторезного станка. Теперь вам предстоит на практике познакомиться с устройством станка, для дальнейшего выполнения практических работ. Первая часть практической работы состоит в изучении устройства станка по учебникам, лежащим у вас на столах. В них подробно представлен макет токарно-винторезного станка ТВ-6 и его составляющие части.

Ученики изучают строение Токарно-винторезного станка по учебнику и зарисовывают макет станка. В ходе изучения они задают интересующие их вопросы.

Во вторую часть практической работы входит изучение устройства токарно-винторезного станка не посредственно на примере самого станка. Ученики по два человека подходят к станку и смотрят его составные части, объясняя друг другу устройство станка. Для полного закрепления материала учитель проверяет учеников, задавая вопросы по устройству станка и просит учеников показывать интересующие его детали.

IV. Заключительный инструктаж.

1. Обобщение и систематизация изученного материала.

Учитель подводит итоги занятия. Например: «на сегодняшнем уроке мы изучали назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. Этот станок очень распространен благодаря простоте в управлении и эксплуатации. Наиболее широко он применяются на производстве. В последствии вы, если пойдете работать на производство, убедитесь в этом.

2. Контроль и оценка.

Работа на уроке оценивается следующим образом. За каждое выдвинутое предложение решения проблемы ученик получает по два балла. Также оценивается ответы на практической работе. Отрицательные оценки за урок не ставятся.

3. Домашнее задание.

На дом задается теория по учебнику, параграф 18, стр. 68-71.

Заключение

Одной из проблем современного технологического образования является повышение познавательной активности учащихся. На каждом уроке необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности. Многие даже убеждены, что если детям интересно слушать учителя, значит, урок прошел хорошо. Необходимо задумываться над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих питомцев. А ведь в этом состоит сегодня главное.

Необходимо обучать тому, чтобы обучение вело за собой развитие всех качеств личности, овладение учащимися целостной системой умственных и практических действий, усвоение логики и общей структуры профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики. Учащиеся только тогда будут усваивать ЗУНы, когда они активно действуют.

Информация учителя должна быть интересной для учащихся, и в данном аспекте очень важным является подбор и применение средств обучения с учётом основных характеристик и компонентов учебного процесса.

Разные средства обучения имеют различное назначение и возможности и выполняют различные дидактические функции. Методическое основание учебно-воспитательного процесса предполагает выбор соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и учебных ситуаций.

Комплексный подход к методическому оснащению учебно-воспитательного процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали обучающую деятельность преподавателя и учебно-познавательную деятельность учащихся, причем на всех этапах учебно-воспитательного процесса: на этапе подачи и восприятия учебного материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений, на этапах применения и контроля.

Учебно-воспитательный процесс включает три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую, реализация которых предполагается через средства обучения.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи решены.

Список литературы

1. Горбунова Т.В. Особенности педагогических технологий формирования технологической культуры школьников // Современное состояние и перспективы развития технологического образования. Опыт формирования технологической культуры в системе непрерывного, многоуровневого образования (на примере Калужской области) / Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского. - 2003. - 84с.

2. Казакевич В. М., Поляков В. А., СтавровскийА. Е. Основы методики трудового обучения /Под ред. В. А. Полякова.-- М.: Просвещение, 1983.--192 с.

3. Карачев А.А. Актуальные проблемы технологического образования российских школьников. // Школа и производство. - 2003. - №2.

4. Карачев А.А. Государственные стандарты общего образования по технологии. // Школа и производство. - 2004. -№4.

5. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда. Учебное пособие. - М.:Просвещение, 1993. - 191 с.

6. Кругликов Г. И.Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия, 2002. - 480 с.

7. Лернер Л.С. Учебная книга в ООТ. // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. - М: МИОО, 2002. - 49с.

8. Марченко А.В. Важнейшая веха в реализации образовательной области «Технологии». // Школа и производство. - 2000. -№7.

9. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000.

10. Серебренников Л.Н. Технологическое образование как педагогическая проблема // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. - М: МИОО, 2002. - 49с.

11. Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы: Пособие для учащихся 5 -7 кл./ И. А. Карабанов, А.А. Деркачев, В. А. Юдицкий и др.; Под ред. И. А. Карабанова. - М.: Просвещение, 1991. - 239 с.

12. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). - Брянск: Издательство БГПУ. - 2001. - 214с.

13. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. - М.: Издательство Вентана Граф, 1998. - 263c.

14. Тарасова Е.И., Сомкина Т.И. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Методика преподавания технологии» для студентов очного и заочного отделения специальности «Технология и предпринимательство». - Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005. - 26 с.

15. Технология. Трудовое обучение: Учебник для 7 класса (вариант для мальчиков) /Под ред. В. Д. Симоненко. -М.: «Вентана-Граф», 1998. -168с

16. Тхоржевский Д. А. Занятия по трудовому обучению, 6 -7: Учебное пособие.. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.

17. Хотунцев Ю.Л. Проблемы образовательной области «Технология» // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. - М: МИОО, 2002. -49с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать