Психолого-педагогическое обоснование внеклассной работы по математике
p align="left">С интересом читают учащиеся коротенькие сообщения под рубрикой «А знаете ли вы?» Материал для этих заметок, а также сообщения о новостях науки и техники можно подбирать из различных журналов, газет, из книг по занимательной математике, физике, астрономии и механике.

С повышенным интересом относятся учащиеся к различного рода софизмам. Парадоксальный вывод привлекает учащихся и заставляет невольно искать ошибку.

Математическая газета должна выпускаться регулярно и не реже одного раза в месяц.

В математической фотогазете помещаются фотографии выдающихся математиков, фотографии людей, старинных книг по математике, фотографии победителей математических соревнований и т.д. Каждая фотография снабжается кратким объяснительным текстом.

Фотомонтажи обычно бывают на определенную тему. На большом листе бумаги, располагают фотографии, и под каждой помещается, краткая биография ученого.

Относительно содержания альбомов можно повторить все то, что было сказано относительно монтажей. Заслуживает внимание изготовление альбома.

Интересные высказывания о математике могут быть использованы в математических беседах учителями, на занятиях математических кружков, при проведении других видов внеурочных занятий. В школе можно повесить отдельные плакаты с высказываниями выдающихся людей о математической науке.

Любителям математики может быть предложено в течении сравнительно большого промежутка времени (недели, месяца) выполнить определенное задание. Учащийся имеет право выполнить это задание где и когда хочет, лишь бы в срок. Такой вид состязания называется математическим конкурсом. Победителем конкурса объявляется тот, кто лучше других справится с этим заданием. Часто темой конкурса является решение всякого рода задач. Они предлагаются иногда учителем и вывешиваются в классе. Все задание желательно разбить на несколько частей (серий), по 3-5 задач в каждой серии. Полное решение каждой задачи оценивается в определенное число очков. Отбор победителей лучше производить по числу набранных очков. Темой конкурса могут быть некоторые вопросы истории математики, изготовление моделей и составление задач. Конкурсы могут сыграть немалую роль в привитии учащимся вкуса к математическому чтению. Полезны конкурсы на лучшее математическое сочинение учащихся.

Математические викторины это одна из наиболее легко организуемых форм математических соревнований. Математическую викторину можно провести на математическом вечере, на общешкольных и классных вечерах, посвященных математике, на некоторых заседаниях математического кружка.

В викторине может принять участие каждый желающий. Предлагают обычно 6-12 вопросов и задач. Викторина проводится по-разному, в зависимости от числа участников.

Первая форма. Каждый вопрос или задача зачитывается учителем или школьником, проводящим викторину. На обдумывание ответа дается несколько минут. Отвечает тот, кто первым поднимет руку. Если ответ не полный, то можно предоставить возможность высказаться еще и другому ученику викторины. За полный ответ присуждается два очка, за неполный, но удовлетворительный - одно очко. Побеждают те ученики, которые набрали больше всего очков. Некоторые задачи и вопросы только зачитываются, условия других задач могут быть записаны на доске.

Вторая форма. Тексты всех вопросов и задач записываются (предварительно) на доске, или на отдельных плакатах, или раздаются школьникам, написанных на отдельных листах. Каждому участнику выдается лист бумаги, на котором они записывают ответ и краткое объяснение к каждому вопросу и задаче, а также свою фамилию, имя, класс. Этот листок он сдает в жюри викторины. Через определенный срок после начала викторины (минут через 30) прием листков от участников викторины прекращается, жюри проверяет решения и выявляет победителей викторины.

Задачи для викторины должны быть с легко обозримым содержанием, не громоздкие, не требующие сколько-нибудь значительных выкладок или записей, в большинстве своем доступные для решения в уме. Помимо задач, в викторину можно включить также различного рода вопросы по математике и по истории математики.

Среди различных источников новых знаний по математике одно из первых мест занимает книга. Всю литературу, знакомящую школьников с основами математики и с их применением, можно разделить на учебную (стабильные учебники, дидактические материалы, сборники задач, справочники) и дополнительную (научно-популярные книги и статьи, сборники задач олимпийского характера).

В процессе обучения математике учащиеся весьма широко используют основную учебную литературу; однако дополнительную литературу по математике все еще читают весьма немногие, причем это чтение не носит организационного характера.

Между тем обучающее значение работы учащихся с дополнительной литературой по математике весьма велико, так как именно эта работа способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и развитию у них устойчивого интереса к математике.

Немалое обучающее и развивающее значение имеют также умения и навыки работы с математической литературой.

Опыт, приобретаемый школьниками в процессе работы с учебной литературой, оказывается недостаточным для успешной работы с дополнительной литературой. Поэтому умения и навыки работы школьников с математической литературой необходимо целенаправленно развивать, причем развивать систематически.

Эффективность самостоятельной работы учащихся с учебной и дополнительной литературой вообще (и математической в частности) зависит и от некоторых факторов (установка, вдохновение, интерес, волевое усилие, самостоятельность, трудолюбие и т.п.).

Одним из важнейших условий успешной работы с книгой является наличие особого состояния умственной деятельности, называемого установкой.

Под установкой, понимают готовность к действию в определенном направлении, т.е. своеобразное состояние психики, возникающее при единстве мотива деятельности (потребности в ней) и ситуации, которая ему соответствует.

Применительно к работе с книгой такая установка способствует активизации внимания и памяти, способствует точности восприятия содержания, помогает выделять в тексте главную мысль, развивает способность творчески воспринимать получаемую информацию и т.д., т.е. способствует выработке умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний в процессе работы над литературой.

Поэтому целенаправленность работы учащихся с дополнительной (и учебной) литературой, наличие сильной мотивации (соответствия познавательных интересов и деятельности) во многом определяют эффективность этого важного вида учебной деятельности.

Проведение школьных предметных недель стало теперь традицией во многих учебных заведениях. В большинстве случаев они проводятся один раз в год. Неделя математики в нашей школе проходит в конце января. В подготовке участвуют все учителя математики. Им помогают старшеклассники. Примерно за две-три недели в каждом классе создаются инициативные группы из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. Руководят работой групп учителя, работающие в этих классах. Задача каждой группы - подготовить и провести внеклассные мероприятия с одноклассниками, выпустить стенгазету, выступить с лекцией или докладом по математике, помочь учителю в проведении олимпиады или конкурса. В первый день недели на общем стенде вывешиваются стенные газеты. Они могут быть посвящены какой-нибудь определенной теме или математическому событию, состоять из ряда небольших заметок или конкурсных задач. Материал для газет подбирается из различных журналов, книг по занимательной математике, астрономии, механике, физике. Все это благотворно сказывается на развитии кругозора учащихся, на их навыках чтения литературы по математике, на их речи, грамотности. Уже само название газеты должно привлечь внимание учащихся. В конце недели авторы лучших газет награждаются призами.

В течении следующих дней в классах проводятся математические КВН, конкурсы, викторины, вечера. Материал для подготовки к этим мероприятиям подбирается из газет «Математика» - приложение к газете «Первое сентября», журналов «Математика в школе» и другой литературы.

В завершение недели проводится школьная математическая олимпиада.

Руководит проведением олимпиады школьный оргкомитет под председательством директора или завуча. На олимпиаду допускаются все желающие участвовать в ней дети. Первые задания - более легкие - выполняют почти все успевающие ученики. Нужно дать почувствовать каждому ребенку, даже слабому, что учителя верят в их силы и возможности.

Пусть даже незначительный успех на олимпиаде вселит в них уверенность в своих силах, а это может привести и к более усиленным занятиям, и к действительным успехам. Победители олимпиады награждаются призами и направляются на районные олимпиады.

Неделя заканчивается общешкольным математическим вечером, на котором подводятся итоги, отмечаются лучшие работы.

2.6 Применение форм внеклассной работы в средних и старших классах

В средних классах могут быть использованы как одна, так и несколько форм внеклассной работы по математике: математические конкурсы, викторины; математические кружки; математические утренники; математические экскурсии; математические сочинения и математическая печать; командные соревнования; олимпиады и др.

Для старших классов применимы также математические факультативы; внеклассное чтение научно популярной литературы; математические вечера; школьные научные конференции и др.

2.7 Математический вечер, как одна из форм внеклассной работы по математике

Математические вечера вызывают большой интерес у учащихся. Они обычно являются заключительным этапом при проведении тематической недели. Хотя может проводиться и как самостоятельная разновидность внеклассной работы.

В школе наиболее удобно проводить математические вечера для учащихся параллельных классов.

Подготовка математического вечера - очень кропотливое дело. Поэтому начинающему учителю лучше ориентироваться на проведении одного такого вечера в течение года.

Подготовку к вечеру нужно начать заранее, лучше всего за полтора - два месяца до вечера. Для руководства всей подготовительной работой выделяется комиссия, в которую входит учитель математики и несколько (4-5) учащихся. Члены комиссии, посоветовавшись с другими учащимися и взвесив возможности, составляют план вечера и выделяют для каждого участка ответственного и исполнителей (с их согласия). Комиссия устанавливает крайний срок, к которому вся подготовительная работа должны быть завершена. Проверку качества подготовки каждого выступления тоже следует поручать учащимся, хотя за всем придется следить самому учителю.

В процессе подготовки к вечеру нужно предоставить максимум возможности для самостоятельности учащихся, для проявления их самостоятельности и инициативы.

Учитывая то, что основная цель вечера - повышение интереса к математике, желательно привлечь к его организации как можно больше учащихся. Если ученику будет поручена подготовка какого-то номера программы, то его интерес к вечеру значительно возрастет.

За несколько дней до вечера вывешивается красочное объявление о месте и времени проведения вечера и его программе. На вечер обычно приглашаются учащиеся других классов той же школы или параллельных классов соседней школы.

Программа вечера может быть различной по своему содержанию. Важно, чтобы тематика вечера была тесно связано с изучаемым программным материалом. Это будет способствовать расширению и углублению математических знаний учащихся.

В практике работы школ встречаются тематические вечера и вечера занимательной математики.

Тематические вечера посвящаются одному какому-нибудь вопросу, например жизни и деятельности выдающегося математика, истории математики и т.д.

В программу вечера, кроме докладов, включаются рассказы, сообщения, математические софизмы, фокусы, развлечения, инсценировки, математическая световая газета.

К вечеру следует хорошо оформить зал. Его украшают портретами выдающихся математиков, фотомонтажами, плакатами математического содержания с задачами-шутками, софизмами, занимательными рисунками. работами учащихся и т.д.

Длительность вечера - обычно два-три часа.

Подводя итог, отметим следующее. О целесообразности применения и проведения внеклассной работы в школе убедительно сказано авторитетными методистами, специалистами в области математического образования. В современной школе некоторые формы внеклассной работы комбинируются, что позволяет расширить изучаемый материал. Бесспорно и то, что обучение математике немыслимо без внеклассной работы. Внеклассная работа дополняет обучение математике, она способствует углублению знаний учащихся; воспитанию культуры математического мышления; пробуждению математической любознательности и инициативы. Математические вечера - одна из основных форм внеклассной работы, без которой не проходит почти ни одна математическая неделя. Вечера способствуют повышению интереса учащихся к математике и способствуют развитию организаторских способностей. В данной работе показаны возможные варианты проведения математического вечера, их дополняют и другие формы внеклассной работы: математическая печать, соревнования и викторины, конкурсы.

Из беседы с учащимися выявили, что внеурочная работа им нравится, считают, что она необходима как разнообразная, дополняющая форма учебных занятий. С помощью внеклассной работы учащиеся расширяют и углубляют знания по математике; воспитывают у себя культуру математического мышления; развивают умение самостоятельно и творчески работать с учебной литературой; повторяют и обобщают программный материал. Ребятам очень нравится посещать математический кружок, где они знакомятся с историей математики, готовятся к олимпиаде, решают логические задачи, головоломки, ребусы. Некоторые ребята принимали участие в школьной олимпиаде, победители были направлены на районную олимпиаду. Участвуя в олимпиаде, учащиеся проверяют свое знание математики, показывают чего они достигли за прошедший год. С большим интересом и желанием ребята принимают участие в неделе по математике, где обычно в программе проводятся разнообразные формы внеурочной работы, особенно им нравится развлекательно-занимательные математические вечера.

Анализируя, было решено разработать материалы для проведения математических вечеров в форме: «Клуб веселых математиков», «Интеллектуальное казино», игра «Наука геометрия против» и «Слабое звено».

Заключение

Важным источником систематического воздействия на школьника, на развитие познавательного интереса, на его мыслительную деятельность является процесс обучения математике.

Во внеклассной работе по предмету воспитывается и развивается глубокий разносторонний интерес к математике. Использование игровых моментов во внеурочной работе - это не только интересное, но и полезное занятие. Они развивают сообразительность, внимание, память, культуру математического мышления.

Мы пришли к выводам: внеклассная работа является первым этапом углубленного изучения математики. Приводит к выбору факультатива, к поступлению в математический класс.

В ходе проведенного анализа научной и методической литературы выявили следующие основные цели внеклассной работы.

Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и приложениям.

Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.

Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

Углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике и практике, о культурно-исторических ценностях математики.

Некоторыми формами организации внеклассной работы являются: математический кружок; неделя математики; математические утренники; олимпиады; факультативные занятия; различные соревнования, викторины, конкурсы; школьная математическая печать; математические экскурсии; научные конференции.

Для привития интереса к предмету математики нами выбрана такая форма организации внеклассной работы как математический вечер. Без него не проходит почти ни одна неделя математики. Вечера способствую повышению интереса учащихся и развивают организаторские возможности.

Из сообщения научной, методической литературы и личного опыта выявили, что обучение математике немыслимо без внеклассной работы. Внеклассная работа дополняет обучение математике, она способствует углублению знаний учащихся; пробуждению математической любознательности и инициативы.

Список используемой литературы

1. Агаханов Н.Х., Кузнецова Г.М., Терешин Д.А. XII Международная математическая олимпиада // Математика в школе. - 2000. - № 9. - С. 55.

2. Балк М.Б. и Балк Г.Д. Математика после уроков: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1971. - 462 с.

3. Балк М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. - М.: Учпедгиз, 1956. - 186 с.

4. Богданов Е.Г. Старинные задачи о случайном // Математика в школе. - 2001. - № 9. - С. 64.

5. Гельфанд М.Б. Внеклассная работа по математике в восьмилетней школе. - М.: Просвещение, 1965. - 208 с.

6. Гусев В.А. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах: Кн. для учителя / В.А. Гусев, А.И. Орлов, А.Л. Розенталь; Под. ред. С.И. Шварцбурга. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 286 с.

7. Жилина Л.И., Ахмедова Е.В., Дмитринова А.М., Терехова Л.П., Фомичева В.В. Веселая математика на каникулах // Математика в школе. - 1999. - № 6. - С. 54.

8. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. - 9-е изд., стер. - М.: Наука, 1991. - 574 с.

9. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой: Материал для классных и внеклассных занятий. - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.

10. Математические вечера, конкурсы, игры // Математика в школе. - 1987. - № 3. - С. 56.

11. Математический бой двух команд // Математика в школе. - 1990. - № 4. - С. 56.

12. Методика преподавания математики в средней школе: Общ. методика: Учеб. пособие / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луганкин, В.Я. Саннинский. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 367 с.

13. Методика преподавания математики в средней школе: Общ. методика: Учеб. пособие / Сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1985. - 336с.

14. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. шк. - 5-е из. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.

15. Нам слово «скука» незнакома / Сост. Н.Б. Островская, Р.Б. Демьяненко. - Благовещенск, 1993. - 72 с.

16. Новиков Н.В. Игра «Счастливый случай» // Математика в школе. - 1995. - № 3. - С. 58.

17. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

18. Петровская Н.А. Вечер веселых и смекалистых // Математика в школе. - 1988. - № 3. - С. 55.

19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 576 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать