Психолого-педагогическое обоснование внеклассной работы по математике
p align="left">20. Позднякова А.Г. Математический вечер в школе // Математика в школе. - 1989. - № 5. - С. 104.

21. Практикум по методике преподавания математике в средней школе: Учеб. пособие / Под. ред. В.И. Мишина. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

22. Практикум по педагогике математики / Под. общ. ред. А.А. Столяра. - Минск: Высш. школа, 1978. - 192 с.

23. Предметные недели в школе / Сост. Л.В. Гончарова. - Волгоград: Учитель, 2001. - 136с.

24. Раухман А.С. Клуб знатоков в средней школе // Математика в школе. - 1990. - № 3. - С. 56.

25. Савин А.П. Математический КВН на празднике юных математиков // Математика в школе. - 1988. - № 6. - С. 48.

26. Сидорова Е.Г. Старинные задачи // Математика в школе. - 1994. - № 5. - С. 64.

27. Фахрутдинова Р.К. «Кто хочет стать отличником?» // Математика в школе. - 2001. - № 5. - С. 69.

28. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999. - 519 с.

29. Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы па математике: Книга для учителя. - 2-е изд., перераб. - Минск: Нар. асвета, 1984. - 224 с.

30. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

Приложение 1

Разработка математического вечера «Клуб веселых математиков»

Математический вечер «КВМ» предназначен для проведения в 7-9 классах. В программе вечера даются задания, которые учащиеся изучили по основной школьной программе по математике. Также были включены занимательные вопросы и загадки.

Цель проведения вечера: развивать интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики; прививать навыки самостоятельного решения задач, учить детей делать умозаключение, выводы; пробудить математическую любознательность и инициативу; воспитать культуру математического мышления; повторить изученный материал 6 класса; обобщить с помощью занимательных задач основные элементы курса математики 7-9 классов.

В КВМ участвуют четыре команды. За неделю до вечера командам дается задание выпустить математическую газету и придумать приветствие соперникам.

Оформление зала: на сцене вывешиваются цитаты - «Начинаем мы опять решать, отгадывать, играть», «Математика царица всех наук», «Математика - гимнастика ума».

Стенд с математическими газетами; столы сдвоены, на столах эмблема команды; классные доски с прямоугольной системой координат.

Ход вечера

Вечер начинается торжественно. Под музыку и аплодисменты входят команды.

Выступление (два ведущих, открывают К.В.М. стихотворением):

«Почему торжественность вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Явился гость - царица всех наук,

И не забыть нам радость этих встреч.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Почему хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку.

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов».

Команды обмениваются приветствиями.

1 команда: «Соперникам нашим - огромный привет,

Везенья и счастья, улыбок букет.

Ведь в знаньях вся сила.

Хотя противники сильны,

Но мы не лыком сшиты тоже.

Хоть Пифагора мы моложе,

Зато удалы и сильны».

2 команда: «Этот турнир ждали мы.

По нему стосковались умы.

Дружно будем задачи решать -

Мы хотим математику знать.

Как же нам не веселиться?

Не смеяться, не шутить?

Ведь сегодня на турнире

Мы решили победить!»

3 команда: «Давно уже мы с вами не встречались,

И, наконец, настал, друзья, тот час.

И даже если вы сейчас сильнее,

Мы очень рады снова видеть вас.

Мы будем петь и веселиться,

Смешить других, шутить, острить,

И пусть жюри определит

Того из нас кто победит».

4 команда: «Сегодняшний турнир мы выиграть хотим

И просто вам победу не дадим.

Придется попотеть и постараться,

За каждое очко мы будем драться.

Смекалку мы проявим и отвагу

И просим разгадать сию бумагу.

А если вдруг не повезет?

Победа всех когда-нибудь найдет».

1 ведущий: Первый конкурс, это конкурс «Разминка», предлагаем командам следующие задачи:

На руках десять пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

Из трехзначного числа вычли двузначное, в результате получили однозначное. Назовите эти числа? (100-99=1)

На дереве сидело 9 птиц, одного съела кошка. Сколько птиц осталось на дереве? (нисколько, остальные улетели)

Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2 часа)

Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км)

Какой знак надо поставить между двумя двойками, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (запятую 2,2)

Три разных числа сначала сложили, затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? (1+2+3=1 2 3)

Шесть штук картофеля варятся за 30 минут. За сколько минут сварится один картофель? (30 минут)

Что больше: 2 дм или 23 см? (23 см)

Какую часть минуты составляют 15 секунд? (1\4)

Утверждение, не вызывающее сомнений (аксиома)

Когда произведение равно нулю? (когда хотя бы один из множителей равен нулю)

2 ведущий: Пока жюри подводит итоги первого конкурса, проведем сеанс компьютерной графики. Следующий конкурс «Конкурс художников». По координатам точек построить фигуру. От каждой команды нужно по одному художнику (задания выполняются на переносных досках).

1 карточка: (-7;-2); (-7;2); (-5;2); (-5;3); (-5,5;4); (-3,5;4); (-3,5;4); (-4;3); (-4;2); (-1;2); (1;7); (6;7); (6;0); (7;0); (7;-1); (6;-1); (4;-2); (3;-3); (2;-3); (!;-2); (-3;-2); (-4;-2); (-5;-3); (-6;-2); (-7;-2) (трактор).

2 карточка: (-5;2); (-6;2); (-1;7); (1;5); (1;7); (2;7); (2;4); (7;2); (6;2); (6;-4); (3;-4); (3;2); (-5;2); (-5;-4); (3;-4) (дом).

3 карточка: (-1;8); (0;7); (-1;6); (0;5); (-1;4); (-4;6); (-5;6); (-7;4); (-7;3); (-4;0); (-6;-2); (-6;-3); (-4;-5); (-2;-5); (-1;-4); (0;-5); (1;-4); (2;-5); (4;-5); (6;-3); (6;-2); (4;0); (7;3); (7;4); (5;6); (4;6); (1;4); (0;5); (1;6); (0;7); (1;8) (бабочка).

4 карточка: (1,5;7); (1,5;8); (0,5;7,5); (1;8,5); (0;9); (1;9,5); (1,5410,5); (2;9,5); (3;9); (2;8,5); (2,5;7,5); (1,5;8); (1,5;7); (4;6); (3;6); (5;4); (3;4); (6;2); (3,5;2); (7;0); (4;0); (8;-2); (4;-2); (9;-4); (2;-4); (2;-6); (1;-6); (-6;-4); (-1;-2); (-5;-2); (-1;0); (-4;0); (-0,5;2); (-3;-20; (0;4); (-2;4); (1;6); (-1;6); (1,5;7) (елочка).

1 ведущий: Пока участники выполняют свои задания, проведем следующий конкурс «Эрудит». Участвуют по два ученика от каждой команды, вопросы задаются каждому участнику отдельно:

I. пять в квадрате, семь в квадрате, а чему равен угол в квадрате? (25;49;90). Что больше произведение всех цифр или их сумма? (сумма).

II. что первоначально означало слово «математика»? (знание, наука). вычислите: (-3)+(-2)+(-1)+…+3+4= ? (4).

III. от какого слова происходит название цифры нуль? (от латинского «нума» - пусто). вычислите: (-2) х (-1) х 0 х …х 3= ? (0).

IV. назовите старинные русские меры длины (верста, аршин). сколько будет, если полсотни разделить на половину? (50/0,5=100).

2 ведущий: Я предлагаю выслушать индусскую притчу, которую любил рассказывать один из создателей Московского художественного театра К. С. Станиславский: «Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли. Его всячески пугали и отвлекали. Он не пролил молоко. «Ты слышал крики, выстрелы? - спросил его магараджа. - Ты видел, как тебя пугали?» - «Нет, повелитель, я смотрел на молоко».

1 ведущий: Не слышать и не видеть ничего постороннего - вот, до какой степени может быть сосредоточенно внимание. Каким мощным оно бывает. Теперь мы проверим внимание членов команд. От каждой команды выходят по одному человеку. Начинаем игру на проверку внимания «Слушай одновременно нескольких». Двое помощников говорят одновременно два разных слова, а представители команд должны различить, кто какие слова сказал. Затем трое говорят одновременно три разных слова, следом четверо - четыре слова и т.д. Выигрывает тот, кто различил больше слов. Пока наши участники соревнуются, жюри подведет итоги за три конкурса.

Высота - медиана.

Цифра - число - знак.

Круг - квадрат - треугольник - трапеция.

Уравнение - неравенство - одночлен - тождество - равенство.

Один - пять - сто - двадцать - шестнадцать - девять.

Парабола - график.

Угол - точка - луч.

Синус - косинус - тангенс - котангенс.

Периметр - радикал - градус - площадь - радиан.

Линейка - калькулятор - счеты - транспортир - циркуль.

Сектор - сегмент.

Радиус - хорда - диаметр.

Соотношение - равенство - подобие - объединение.

Два - шесть - двести - тысяча - миллион.

Точка - прямая - отрезок - луч - плоскость - перпендикуляр.

Окружность - гипербола.

Параллельные - перпендикулярные - скрещивающиеся.

Задача - пример - упражнение - система.

Центр - дуга - эллипс - биссектриса - координата.

Абсцисса - ордината - аппликата - нуль - модуль - кривая.

2 ведущий: Слово предоставим жюри. Следующий наш конкурс «Аукцион пословиц, поговорок и песен с числами». Пока наши команды готовятся, мы проведем разминку с болельщиками. За каждый правильный ответ вы получите жетон, который по окончании вечера вы можете отдать своей команде. Итак, начинаем:

1.Нуль подставил спинку брату,

Тот забрался не спеша.

Стали новой цифрой братцы,

Не найти нам в ней конца.

Повернуть ее ты можешь,

Головой поставить вниз.

Цифра будет все такой же,

Ну, … подумай и скажи? (8).

2.Десятки превратил он в сотни,

А может в миллионы превратить.

Он средь цифр равноправен,

Но на него нельзя делить. (0).

3.Шел с рыбалки волк, повстречал лису и спрашивает:

- Кума, где ты была?

- Окуньков в реке ловила.

- Много ли взяла?

До двадцати двух не добрала.

А у меня два десятка и еще два.

Сколько окуньков поймали волк и лиса? (40).

4.К серой цапле на урок

Прилетело семь сорок,

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?(4)

5.Мы - большая семья.

Самый младший - это я.

Сразу нас не сосчитать:

Юра, Саша, Шура, Клаша,

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем,

Говорят, что детский дом.

Сосчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей?(6 детей)

6.Я, Сережа, Коля, Ванда -

Волейбольная команда.

Женя с Игорем пока -

Запасных два игрока.

А когда подучатся,

Сколько нас получится?(6 игроков)

7.Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал тринадцать окуней,

Рыбак Евсей - четырех карасей,

А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?(19 штук)

8.Шел Кондрат в Ленинград,

А навстречу двенадцать ребят,

У каждого по три лукошка.

В каждом лукошке - кошка,

У каждой кошки - 12 котят,

У каждого котенка в зубах по 4 мышонка.

И задумался старый Кондрат:

Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград?(ни одного)

9.Я приношу с собой зубную боль,

В лице большое искажение

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращусь я в знак сложения(флюс - плюс)

10.Что за цифра - акробатка!

Если на голову встанет.

Ровно на три меньше станет.(9 - 6)

1-й ведущий: проверим готовность команд в «Аукционе», поочередно называем по одной пословице, поговорке или песни. Выигрывает та команда, которая назовет последней.

2-й ведущий: С большим интересом все ждут конкурса капитанов. И вот, наконец, они предстанут в единоборстве. Капитанов прошу подойти к нам. Вот вам задание, на раздумывание каждого вопроса - полминуты.

В воде оказалась 10-я ступенька пароходной веревочной лестницы. Начался прилив: вода в час поднимается на 30 см. Между ступеньками лестницы 15 см. Через сколько часов вода скроет 6-ю ступеньку? (Этого не произойдет. Пароход поднимается вместе с водой)

Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении - с востока на запад - дует ветер, но со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда? (Электропоезд бездымен)

В семье у каждого из шести братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье? (7)

Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? (5 кг)

1-й ведущий: Ну и последним нашим конкурсом будет «Домашнее задание». Сейчас по жребию выберем пары команд, которые будут задавать друг другу вопросы, подготовленные дома (не более пяти). Помощники будут следить за правильными ответами. А в это время жюри подведет итоги предыдущих конкурсов.

2-й ведущий: Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,

Надо прежде всего математику знать.

И на свете нет профессии, заметьте-ка,

Где бы на не пригодилась математика.

1-й ведущий: Заканчивается наш вечер и мы попросим представителя жюри назвать победителя сегодняшнего КВМ и поздравить всех участников. Не надо также забывать и побежденных - они тоже достойны доброго слова и утешительных призов.

Всего хорошего друзья!

Итоги внеклассного мероприятия

Математический вечер «КВМ» прошел в дружеской атмосфере, участники команд не перебивали друг друга, давая время подумать соперникам, иногда шли на помощь. Болельщики помогли своим командам, заработав жетоны в разминке с болельщиками. Болельщики 3 команды помогли участникам с помощью своих заработанных жетонов подняться на второе место.

«Конкурс художников» понравился всем участникам, также им было интересно в конкурсе пословиц, поговорок и песен, в которых встречаются числа, но песен они назвали больше, чем пословиц и поговорок. Не подвели свои команды и капитаны, отвечали быстро и правильно.

Домашнее задание прошло в более шумной обстановке, соперники друг другу задавали каверзные вопросы, что приводило в затруднение команду. Все этапы вечера выдержаны, но конкурс «Слушай одновременно нескольких» не удался, как хотелось бы, участники команд подсказывали друг другу, болельщики, желая помочь, лишь мешали командам. Это будет учитываться при проведении следующего математического вечера.

Приложение 2

Разработка вечера «Интеллектуальное казино»

Математический вечер «Интеллектуальное казино» предназначен для учащихся 10-11 классов. В заданиях использованы вопросы из истории математики и экономические задачи, связанные с деньгами, прибылью, доходами.

Цель: способствовать развитию математического мышления, познавательной и творческой активности учащихся; формировать у учащихся интереса к математике; расширять знание учащихся по математике.

В «Интеллектуальном казино» принимают участие 7-10 человек, каждый играет сам за себя за исключением в тайме «Черный ящик», где учащиеся играют парами.

Оформление зала: на стендах вывешиваются плакаты с математическими кроссвордами; места для участников; на сцене цитата «Среди равных углов при одинаковости прочих условий превосходит тот, кто знает математику» (Б, Паскаль). Вечер начинается, под музыку выходят участники.

Ход вечера

Ведущий: Добрый день, мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас в нашем интеллектуальном казино.

Наше казино - это то самое место, где каждый. кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только, чур, - деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством в «один ум» … Помните? Как говорится: «Один ум хорошо, а два лучше»… А их у вас, дорогие игроки, «умов» сегодня будет ровно пять у каждого. Причем в течении игры вы сможете как увеличить свое «умственное состояние», так и стать банкротом, потеряв все свои таланты. В игре вас ждут вопросы из математики. Я называю вопрос, а вы, если решитесь отвечать, должны будете сделать ставку в «один ум»! Другой участник может увеличить ставку, тем самым получит право отвечать на вопрос. В случае удачи ваша ставка удваивается, вы зарабатываете еще «один ум». Если же вы ошибаетесь - и тогда не отчаивайтесь - ваши «умы» пополнять кассу нашего веселого казино. Как видите, условия игры просты: я даю вопрос и даю три варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ и сделать ставку.

Вопрос 1: Кто смелый? Делаем ставки!

Мастерица связала свитер и продала его за 100 руб. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 20 руб. за моток, а на украшение свитера понадобился бисер стоимостью 10 руб.

а) 10 руб.

б) 30 руб.*

в) 40 руб.

Вопрос 2: Итак делаем ставки!

Костюм стоит 110 долларов. Сколько франков надо заплатить за этот костюм, если курс франка по отношению к доллару составляет 5,5? Т.е. 1 доллар = 5,5 франков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать