Педагогика
p align="left">Дальнейшее развитие эдубб выражалось в делении их на элитные и простые. В элитных эдуббах, предназначенных для детей знати, кроме обычных дисциплин преподавали философию, литературу, историю, географию, медицину.

Особенности воспитания Древнего Египта заключались в равноправном восприятии мальчиков и девочек, что отражало равноправие женщины и мужчины в семье. Детей учили по принципу перевода из детской жизни во взрослую, стремясь при этом сформировать такие качества, как немногословие, волю и стойкость. Основой воспитания считалось послушание, которое достигалось зачастую применением физических наказаний. Роль семьи в обучении была ведущей, во многом это определялось тем. Что профессии передавались по наследству.

Школьное обучение начиналось с 5-ти летнего возраста, дети учились с утра до вечера, мирские радости и игры были им недоступны. Грамота и письмо были основами обучения, сначала ученик должен был научиться читать и писать, потом - составлять деловые бумаги. Писали на папирусах тростниковой палочкой, которую макали в краску из сажи (черная) и охры (красная). Папирусы использовали многократно, смывая предыдущие надписи.

Школы создавались при храмах и дворцах. Кроме чтения и письма изучали математику, географию, астрономию, медицину и языки. В эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появились школы врачевателей. Существовали так же царские школы, в которых обучались, кроме прочих, дети фараонов.

Воспитание Древней Индии во многом связано с разделением ее истории на две эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую. Дравидско-арийская эпоха характеризуется четким социальным разделение населения. Существовало четыре касты: брахманы (жрецы) - высшая каста, кшатрии (профессиональные воины), вайшьи - свободный трудовой народ, шудры - низший слой, не имевший ни каких прав и множество обязанностей. Воспитание и обучение каждой касты строилось по принципам их социального статуса. Так, брахманы считали основным развитие интеллекта; кшатрии - силу, волю, стойкость; вайшьи - трудолюбие, мастерство, терпение, упорство; шудры - повиновение и покорность.

Развитие обучения в Древней Индии достигло значительных результатов и, его содержание было достаточно сложным и разнообразным. Именно здесь впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков.

Писали на пальмовых листьях, устная речь преобладала над письменной. Имели место семейные школы, где ученики не только учились, но и работали по хозяйству, зато обучение в таких школах было бесплатным. Вблизи городов возникали лесные школы, где преподавателем был гуру-отшельник, к которому приходили ученики.

В середине 1-го тысячелетия н. э. в индии начинается новая эпоха, сопровождавшаяся возникновением новой религии - буддизма. Основой этой религии, глобально повлиявшим на всю систему обучения и воспитания, является провозглашение равенства людей всех каст и выделение отдельной личности, как неоспоримой ценности. Основой воспитания в буддийском понимании является совершенствование души человеческой и имеет три стадии: предварительную, стадия сосредоточенности, стадия окончательного усвоения.

Основы обучения дети получали в школах двух видов: школы вед, предназначенные для трех ведущих каст, и светских школах, куда принимались дети, независимо от их сословия. Школы вед акцентировались на интеллектуальном обучении, а обучение светских школ носило более практический характер.

В период ренессанса индуизма (II-VI вв.), получившего название «необрахманского» воспитание претерпевает значительные изменения. Увеличивается число школ. Образование направлено на то, чтобы научить человека различать сущностное и переходящее, достигать душевной гармонии. Образовалось два уровня учебных заведений: толь - начальная школа и аграхар - высшая школа. В этот период возникли крупные образовательные центры в Такшашиле и Наланде.

Воспитание Древнего Китая носило семейно-общественный характер, то есть семейные порядки возникали под влиянием общественных. Идеалом воспитания был человек вежливый, начитанный, обладающий внутренней гармонией и достоинством. Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. и были двух типов: сян и сюй. В школах сян старцы учили молодежь, передавая им свой опыт и знания. Сюй изначально была военной школой, затем она преобразовалась в сюэ, в программу обучения которой входило шесть предметов: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Большое внимание в системе обучения Древнего Китая уделялось развитию самостоятельности учеников.

Китай - одно из первых государств, где были предприняты первые попытки определения теории воспитания и обучения, о чем свидетельствует возникновение философских школ: даосизм, буддизм и конфуцианство. Даосизм основывался на сближении человека с природой, пассивности и бездеятельности. Буддизм уходит корнями в цивилизацию Древней Индии.

Конфуцианство значительно повлияло на развитие системы образования в Древнем Китае. Основой воспитания Конфуций считал нравственное самосовершенствование. Врожденные способности человека рассматривались как основа для воспитательной деятельности. В результате развития цивилизации Древнего Китая идеология конфуцианства стала ведущей.

54. Воспитание и школа у восточных славян

Племена восточных славян возникли в Среднем Поднепровье в VI-IX вв. в этот период происходит раздробление племен на семьи, что сопровождается значительным социальным расслоением. Конечно, такие перемены не могли не отразиться на воспитании детей. Основой воспитания всех сословий была семья. Именно там дети получали первое представление о мире, людях, устройстве общества; позже начинали осознавать свое место в нем и готовиться к вступлению во взрослую жизнь в соответствии со своим назначением. Низшее сословие - общинники-земледельцы - воспитывали в детях терпение, трудолюбие, выносливость, физическую силу, учили их обрабатывать землю и получать урожай. Ремесленники, воспитывая такие же качества, обучали детей своему ремеслу, передавая по наследству свои знания и умения. Физическая сила и выносливость были необходимыми качествами древних славян низших сословий. Это объясняется частыми набегами со стороны кочевых племен. С раннего детства детей учили правильному поведению в подобных ситуациях, а подростков обучали основам самообороны. Такие умения детям передавали отцы. Роль матери в воспитании детей отражена в народных пословицах и поговорках, например: «Какова матка, таковы и детки». Словом «матерый» обозначали особенно умелых, опытных, ловких и сильных людей. Само же слово произошло от выражения «воспитанный матерью».

В семьях крестьян и ремесленников дети уже с 3-4 лет выполняли посильную работу, помогали по хозяйству. То есть дети с раннего возраста становились членами общины, племени. Воспитание было пронизано духом единства членов племени. Каждый должен был подчиняться отцу, главе семейства, каждый должен был готов пожертвовать собой ради спасения сородича или всего племени. Человек, выросший в таких условиях умел работать сообща, нацеливать свои действия на благо общины, заботиться о сородичах. Ценности семьи тщательно оберегались и охранялись, к таким ценностям относились и результаты труда общинников. Такие особенности воспитания объясняются тем, что человек того времени не мог выжить в одиночку, он был частью общины, усилиями которых создавались наиболее благоприятные условия для жизни. Именно этим и определялась цель воспитания и обучения, взрослые люди стремились воспитать следующее поколение так, чтобы сохранить сложившийся образ жизни, кажущийся им единственно возможным для выживания в условиях окружающей среды. Так, ремесленники обучали детей всем деталям своей профессии, дабы они могли в дальнейшем зарабатывать этим на жизнь. У земледельцев средством выживания было возделывание земли, чему они и обучали своих детей. Идеалами воспитания служили герои сказок, былин и преданий: Иван Крестьянский Сын, Никита Кожемяка и др. Они были наделены сильным характером, волей, трудолюбием и упорством. Герой-ремесленник Никита Кожемяка мастерски владел своим ремеслом.

Воспитание высших сословий - дружинников и языческих жрецов значительно отличалось по содержанию. Детей дружинников учили ратному делу и владению оружием, а у знати главным было умение управлять общиной. Жрецы в обучении своих детей делали акцент на интеллектуальное развитие. При воспитании детей знатной прослойки общества практиковалось «кормильство» или «кумовство», то есть детей до 7-8-летнего возраста отдавали на воспитание в чужую семью. Это было продиктовано сохранившейся со времен первобытнообщинного воспитания традицией воспитания детей в семье, а семьи знати вели другой образ жизни, не приспособленный для воспитания детей в устоявшемся представлении. С 7-ми лет ребенок становился отроком. С этого возраста менялся и характер воспитания: девочки под руководством матери изучали домашнее хозяйство, а мальчики сближались с отцом, который в зависимости от сословия учил их семейному делу.

Прототипом современных школ можно считать гридницу, где обучались сыновья дружинников с 12-летнего возраста. Там они обучались всему, что может понадобиться в военном деле: владение оружием, ратное дело, физическое развитие, закалка и т. д.

Значительную роль в воспитании восточных славян играла языческая культура. Она была пронизана магическим восприятием природы, ритуалами и характеризовалась большим количеством богов, каждый из которых покровительствовал определенной сфере человеческой деятельности или природным явлениям. Уклад мира богов представлялся славянам в виде семьи, главным считался бог Сварог - отец всех остальных богов, остальных звали Сварожичами. Язычество содержит множество традиций и ритуалов, смысл которых во многом был связан с влияние природных явлений на повседневную жизнь славян. Это помогало подрастающему поколению лучше усваивать время посева, сборки урожая, определять приближение холодов или дождя и т. д.

Большое значение в передаче опыта играли многочисленные пословицы и поговорки, обряды. Так, например, многие обряды позволяли детям узнавать повадки животных и правильную реакцию охотника на действия животного. Обрядовые танцы были составлены по принципу разыгрывания сцен из наиболее частых и ярких ситуаций из жизни народа. Пословицы и поговорки, будучи короткими и легко запоминаемыми выражениями, позволяли легко усвоить основные наставления предков: «Держись за соху: она кормилица», «Работа да руки - надежные в людях поруки» и т. д. Народный фольклор содержал множество стихов и песен, в которых поэтично говорилось о способах земледелия, описывались приемы ремесленных работ и т. д. Все это было надежным и простым средством накопления и передачи опыта предков новым поколениям.

55. Воспитание и образование в эпоху Средневековья в Византии

Воспитание в Византии складывалось под влиянием многих культур и течений. Значительное влияние оказала греческая культура, в частности, основным языком Византии был греческий, он признавался государством и церковью. Христианская составляющая образования Византии заключалась в православном мировоззрении. Образование в Византии считалось величайшей ценностью и характеризовалось довольно высоким уровнем. Получить образование мог каждый, независимо от социального статуса. Государственные должности могли занимать только образованные люди. Отличительной чертой византийской системы образования является его светскость, церковь не имела влияния на управление и организацию образовательной системы. Однако религия была существенной и неотъемлемой частью содержания образования, уроки в школе начинались с молитвы. Наибольшего развития система византийского образования достигла в период правления

Константина VII Багрянородного (913-953). В это время открывается множество новых учебных заведений, создается различная научная литература энциклопедического характера.

Роль семьи в раннем воспитании играла ведущую роль. Родители воспитывали детей по христианским правилам, учили счету и письму, а наиболее состоятельные семьи нанимали специальных наставников, которые давали детям книжное образование. В школу дети поступали в 5 - 7-летнем возрасте. Школа первой ступени давала элементарное образование: грамота, счет, а так же церковное пение. Писали на бумаге птичьими перьями. Активно практиковались физические наказания. Существовал еще один вид школы начального уровня, в них преподавали исключительно религиозные предметы, изучали Библию. Приверженцами такого обучения были особо религиозные родители.

Школы следующего уровня - грамматические школы. Они могли иметь разную правовую основу и направленность. В них обучались дети с 10-12 до 16-17 лет. Обучение в школах такого уровня было необязательным и не всегда доступным. Так как основное их средоточие было в Константинополе. Основной массой учеников были дети гражданской и церковной знати.

В начале X в. в школе обычно был один учитель, которому помогали ученики, достигшие наилучших результатов. Затем стали появляться группы преподавателей во главе с прокатеменосом. Обучение было платным, хотя доход учителей был незначительным. Управление образованием и организацией школ исходило от императора.

Обучение было направлено на овладение «эллинской наукой», которая считалась подготовкой к изучению высшей философии. Школьные предметы делились на две четверицы. Основная масса учеников ограничивалась изучением предметов первой четверицы: грамматика, риторика, диалектика, поэтика. Вторая четверица состояла из арифметики, геометрии, музыки и астрономии. Главнейшим источником получения знаний была литература. Экзамены принимали старшие ученики, за неуспеваемость полагались физические наказания.

Последней, высшей ступенью образования были высшие учебные заведения. Каждое из которых имело свою направленность и специфику обучения и организации. В Константинополе в 425 г. при императоре Феодосии II была создана высшая школа - Аудиториум, позже переименовавшаяся в Магнавру. Это учебное заведение находилось под абсолютным контролем императора, в нем были сосредоточены лучшие преподаватели страны, которых организовал виднейший научный деятель свого времени Лев Математик. (IX в.). В разные периоды обучение производилось то на греческом, то на латинском языках. Школа имела преимущественно юридическую направленность, кроме того, углубленно изучалась философия, в том числе античная. В Магнавре изучались метафизика, богословие, медицина, музыка, история, этика, политика.

Кроме Магнавры в Константинополе существовали еще четыре высших школы, тоже находившиеся в ведении императора: юридическая, медицинская, философская, патриаршая.

В Византии имели место особые домашние академии, называвшиеся кружки-салоны. Они, как правило, возникали в домах ведущих деятелей науки, интеллектуалов, философов. Крупнейшими из них были школы Фотия, Михаила Пселла, Андроника II Палеолога.

Монастырские высшие школы - еще один тип учебных заведений Византии. Изучали в таких школах религию, грамматику, философию. Источником изучения была Библия, на основе ее текстов строилось содержание всех дисциплин. Срок обучения в монастырской школе составлял 3 года. Отличительной особенностью их является наличие устава, в котором устанавливались правила обучения и поведения. Создание устава принадлежит Федору Студиту.

В период XIII-XV вв. просвещение и педагогическая мысль, достигшие высокого уровня подверглись упадку и в конечном итоге оказались в глубоком кризисе. Окончательная их гибель наступила в результате падения Византии под натиском турецких завоевателей. Однако, византийская педагогика оказала огромное влияние на развитие образования государств Востока, Западной и Восточной Европы.

56. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья

Воспитание и обучение в период раннего средневековья характеризуется совокупностью языческой (варварской), христианской и античной традиций. Основы воспитания дети получали в семье, в более старшем возрасте происходит дифференциация обучаемых по половому признаку. воспитание и обучение девочек не отличается разнообразием, под руководством матери они обучаются ведению хозяйства и устройству быта. Семейное воспитание было пронизано варварскими традициями. Большинство людей ограничивалось именно таким видом воспитания.

Наиболее организованными формами обучения были ученичество и рыцарское воспитание. Ученичество преобладало среди ремесленников. Мальчиков отдавали на воспитание в семью ремесленника, который брал одновременно 2-3-х подопечных и учил их своему ремеслу. Платой за обучение была работа ученика по хозяйству, а позже и в ремесленном деле. Такое обучение длилось 7-8 лет, после чего ученик переходил в подмастерье, получал за это плату. Овладев ремеслом в достаточной степени, бывший подмастерье открывал свое дело. Грамоте при таком виде обучения учил сам ремесленник, либо разрешал посещать соответствующее учебное заведение.

Дети светских феодалов после окончания обычной школы, где учили грамоте и счету, отдавались на рыцарское воспитание. Рыцарское воспитание стоилось по программе «семи рыцарских добродетелей», к которым относились владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение стихов собственного сочинения, игра на музыкальном инструменте. Приоритетным направлением рыцарского воспитания было обучение военному делу. Нравственное воспитание основывалось прежде всего на превосходстве рыцарей над низшими сословиями, личной свободе, идеях жертвенности героизма. Завершение рыцарского воспитания сопровождалось посвящением в рыцари, которое происходило по достижении юношей 21-го года. Обряд посвящения заключался в благословлении освященным мечом, и сопровождался физическими испытаниями и рыцарскими турнирами. Учителями были люди из дворовой челяди.

После распада Римской империи еще некоторое время существовали античные школы грамматики и риторики. Их поддерживали императоры и короли многих западноевропейских государств. К VII в. школы античного типа полностью исчезли, главной причиной этого послужило исчезновение самого античного общества ввиду постоянных войн и все возраставшего количества церковных учебных заведений. Однако, античная культура отразилась практически на всех сторонах жизни населения Западной Европы. Так, новые церковные школы во многом являлись приемниками античного образования, о чем свидетельствует обязательное изучение латыни. Все образованное население Западной Европы активно использовало этот язык для общения и переписки.

V-VII вв. характеризуются сильным упадком в образовании и школьном деле. Существовавшие церковные школы испытывали серьезный недостаток в учениках. Результатом стала безграмотность подавляющего числа людей, в том числе знати.

Значительную роль в возрождении образования сыграл создатель обширной империи Карл Великий (742-814), организовавший учебное заведение при дворе, именуемое академией. Учителями школы были монахи, приглашенные из разных стран Европы. Основной резиденцией академии была столица империи Аахен, однако школа постоянно меняла место нахождения, путешествуя вместе с королевским двором. Учениками академии были в основном дети высших сословий. Ученики изучали грамматику, риторику, диалектику, логику, этику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Карл Великий сделал первые попытки введения обязательного и бесплатного образования. Понимая важность образования для государства и его развития, он всячески поощрял создание и развитие церковных школ, стремился сделать образование доступным всем слоям общества. Однако после смерти Карла

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать