Педагогика
p align="left">Первая государственная школа повышенного образования была основана в Москве в 1681 г. по инициативе Федора Алексеевича. Называлась она Типографское училище. Школа явилась ареной споров сторонников латинского и греческого языков. Первые считали необходимым изучение латыни, как способ приобщения к западноевропейской образованности и культуре. Сторонники изучения греческого языка считали латынь транслятором еретических знаний, противоречащих православию. Альтернативой Типографского училища стала школа Богоявленского монастыря, открытая братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Здесь изучали греческий, латинский и итальянский языки. В 1687 г. школа братьев Лихудов преобразовалась в Славяно-греко-латинскую академию и разместилась в специально отстроенном здании. В то время в ней насчитывалось около 80 учеников. В академии изучали грамматику, риторику, логику, физику, диалектику, философию, богословие, юриспруденцию, греческий язык и другие светские науки. Академия содержала подготовительный класс и восемь учебных. Обучение длилось 15-20 лет. В период процветания академии были созданы учебники по разным предметам на греческом и латинском языках. После отстранения братьев Лихудов от дел академии в результате интриг противников латино-греческого образования, преподавание латыни временно прекратилось. Академия была единственным учебным заведением повышенного образования, она оказала значительное влияние на распространение западноевропейской культуры в Русском государстве. Однако изучение светских наук постепенно сводилось к минимуму, предпочтение зачастую отдавалось схоластике, давно отвергнутой в Европе.

В целом на рубеже XVII-XVIII вв. появилась тенденция к развитию образования по западному образцу и возникновению новых учебных заведений.

59. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX в

В XIX в. образование начинают рассматривать как фактор национального развития. Определились новые вопросы, связанные с образовательной системой: общественная роль и функции образования, введение принципов всеобщего, обязательного и светского обучения, взаимосвязь между учебными заведениями разных уровней обучения. повышается роль государства в организации и управлении школами. Церковное влияние постепенно сдавало свои позиции. Во многих европейских государствах и США возникло государственное школьное законодательство, в той или иной степени повышающее государственный контроль над учебными заведениями. Возникли специальные структурные элементы власти, призванные регулировать систему образования в государстве, например, министерство образования во Франции, Департамент образования в Англии, Бюро по образованию в США. Вводилось финансирование и субсидирование школ, материальная помощь и поддержка учащихся, плата за обучение регламентировалась специальными государственными органами. В целом реформирование школьной системы образования происходило медленно и трудно. Фактически многие законы не действовали, а являлись лишь формальной стороной дела. Одной из основных помех проведения реформ являлось недостаточное финансирование школ.

Наметились две основные тенденции управления школьным образованием в Западной Европе: централизация и децентрализация. Во Франции и Пруссии преобладала централизованная организация и управление школами. Все работники школ назначались Министерством образования и считались государственными служащими, подчиняющимися непосредственно министру образования. Управление школами было строго регламентировано властями. Прусское руководство особую роль отводила поддержанию дисциплины. Во Франции, боясь возникновения организованных протестов учеников и учителей школ, постоянно перемешивали состав школ. Французские учебные заведения были поделены на 16 педагогических округов - академий, управляли которыми ректора, подчинявшиеся министру образования. И в том и в другом государстве проводилась постоянная политика, направленная на повышение авторитета Министерства образования.

В Англии и США, напротив, наблюдалось управление системой образования по системе децентрализации. Департамент по образованию Англии был уполномочен регулировать и координировать действия местных органов управления. Каждое учебное заведение имело собственный устав и отличительные особенности.

Децентрализация школьного управления в США проявлялась в собственных органах управления школами в каждом штате. Внутри штатов действовали еще и школьные округа во главе с интендантом - руководителем округа. В его полномочия входили учебные, финансовые, организационные и кадровые вопросы, относящиеся к учебным заведениям, округа в свою очередь подчинялись властям штата.

В рассматриваемый период во всех государствах Запада и США существовали частные школы. Во Франции и Пруссии они подчинялись централизованной власти, подвергались строгому бюрократическому контролю.

В Англии и США напротив, открывался большой простор для частной школьной деятельности. Например, в Англии учебное заведение мог открыть каждый человек, располагающий достаточными средствами. При этом не требовалось даже педагогического образования или подготовки учредителей. Многие частные школы Англии и США открывались при поддержке общин, благотворительных организаций. Значительную роль в организации и содержании школьного воспитания и обучения играла церковь. Особенно это относится к частным школам, многие из которых открывались при церквях.

Роль церкви и религии в школьном воспитании различных европейских государств была разной и не всегда однозначной. В Англии религия не являлась обязательным элементом содержания обучения, однако почти во всех школах практиковалось религиозное воспитание, причем в некоторых из них позволялось выбирать религию.

В Пруссии с 1810 до 1817 гг. власти старались придерживаться светскости образования, за невмешательством церкви осуществлялся постоянный контроль. Однако в 1840-х гг. положение меняется, роль церкви возрастает вплоть до назначения ей учителей. 1848 год характеризуется новым витком упрочнения светской власти в системе образования, детей принимают в школу не зависимо от религиозной направленности. Конституция 1850 года, изданная после революции, снова провозглашает права церкви на участие в организации и управлении школами. Теперь священнослужители могли быть учителями, в школах возобновляется преподавание религии.

Примерно такая же ситуация наблюдается и во Франции на протяжении всего XIX века. Однако происходило постепенное приближение к светскому характеру обучения.

Несовершенство системы образования XIX века проявляется в дуализме, то есть начальная и средняя школы не были связаны между собой. Начальное образование могли получить практически любые слои населения, тогда как среднее было доступно немногим из-за высокой платы. Программы начальной и средней школ не были согласованы, поэтому среднее образование не являлось логическим продолжением начального обучения. Во многих странах Западной Европы и в США были предприняты попытки исправить сложившуюся ситуацию, однако они не увенчались успехом.

Начинают издаваться законы об обязательном бесплатном образовании: в Пруссии - 1794 г., в США - 1850-е гг., в Англии - 1870 г., во Франции - 1880-е гг.

Программы обучения школ Западной Европы и США во многом совпадали. Например, везде изучали чтение, письмо, арифметику, в той или иной степени в содержании обучения присутствовала религия. Кроме того, в Англии мальчиков учили рисованию, а девочек - шитью, вязанию и прочему рукоделью. В Пруссии преподавали пение, географию, естествознание и историю. Во Франции с 1850 года имелась возможность обучаться истории. Географии, естествознанию и сельскохозяйственному труду. А программы 1867 и 1868 гг. предусматривали изучение основ физики, химии, рисования, черчения и пения. Школы США предлагали обучение ручному труду.

В XIX веке в США и странах Запада возникли высшие начальные школы, способствовавшие повышению уровня образования основных масс населения. Программы высших начальных школ по сравнению с обычными были расширены. А в некоторых странах обучение в них было бесплатным. Программа Английских высших школ содержала кроме элементарных предметов математику, физику, латынь, французский язык. В Германии преподавали право, делопроизводство и бухгалтерию.

Общий рост образовательной системы наблюдался по всему Западу, в США и Пруссии он проходил наиболее быстрыми темпами, во Франции и Англии медленнее. Основная масса населения этих государств была грамотной.

Система среднего образования развивалась в высших социальных слоях общества Западной Европы и США. В Англии школами среднего образования были грамматические школы. Они делились на несколько типов. Публичные школы создавались для верхушки общества и имели характер пансионатов. Изначально в них существовала система классического образования, позже прибавились естественные науки. Недельные школы составляли значительную часть грамматических школ. Здесь сочеталось классическое и современное образование с акцентом на последнее.

В Пруссии существовало два типа школ среднего образования: гимназия и городская школа (реальное училище). Гимназии отдавали предпочтение классическому образованию, городские школы отличались усиленным изучением современных наук: математика, физика, история, французский язык, рисование, пение, гимнастика. В 1859 году установилось три типа учебных заведений среднего уровня образования: неоклассическая гимназия, реальное училище, школа смешанного вида.

В Пруссии впервые были открыты общественные заведения женского среднего образования. Первая такая школа была открыта в Берлине в 1810 году. Женское среднее образование прошло уже известный путь развития от классического направления через укрепление позиций современного образования к установлению школ смешанного типа.

Среднее образование во Франции получали в лицеях и колледжах. Программа и тех и других базировалась на классическом образовании. В 1852 году курс среднего обучения делится на три этапа: элементарное, грамматическое и высшее. По окончании учебного заведения сдавались экзамены на степень бакалавра. Как и в Пруссии, во Франции в 1880-х гг. возникают государственные средние школы.

В США в XIX веке основным типом учебного заведения среднего уровня образования является академия. Академии характеризуются приоритетом современного образования. Программы отдельных академий имели различия в содержании. Разными могли быть сроки обучения. В середине XIX века появляются высшие дополнительные учебные заведения, постепенно вытесняющие академии.

60. Школа и педагогика в России XVIII в

История педагогики в России XVIII в. делится на два периода: первую и вторую половины столетия. Первый период характеризуется реформами в области образования и воспитания, наблюдается тенденция развития системы образования по общеевропейскому типу. Сословное общество сменяется гражданским, что сделало образование более доступным для широких масс населения. Политическая и экономическая системы претерпевают значительные изменения, в связи с чем ощущается острая потребность в образованных людях. Человек все больше воспринимается как отдельная личность.

В период конца XVII - начала XVIII вв. происходит поворот к школе и педагогике Нового времени. Государственные школы дают знания по современным наукам, при этом они отличаются собственной специализацией. Одна из школ, созданная Петром I называлась школой математических и навигацких наук. В ее учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. Дисциплина была строгой, например. За побег из школы полагалась смертная казнь. В 1715 году, на базе старших классов навигацкой школы в Петербурге была организована Морская академия, являющаяся военным учебным заведением. В Москве в 1712 году были открыты инженерная и артиллерийская школы, а в 1707 - хирургическая школа, в 1721 г. создавались горные училища при сибирских заводах. Школа повышенного типа с усиленным изучением иностранных языков (греческий, латинский, итальянский, французский, немецкий, шведский) была открыта в 1705 г., руководил ей пастор Эрнст Глюк. Однако к 1716 г. единственной школой с повышенным обучением была славяно-греко-латинская академия.

В 1714 г. вышел указ, обязывающий к элементарному обучению детей дворянства, дьяков и подьячих. Для осуществления этих обязательств были созданы элементарные математические школы - цифирные школы. Школы такого типа встретили активное сопротивление родителей потенциальных учеников, которые отдавали предпочтение архиерейским школам. К 1744 г. цифирные школы перестали существовать. Архиерейские школы отличались совокупностью религиозного и светского образования. Деятельность таких школ определялась «Духовным регламентом». Кроме этого в Регламенте предписывается открытие различных учебных заведений для духовенства, например академий с семинариумами. В них ученики должны были жить постоянно и первое время безвыходно.

В России начала XVIII в. обучение производилось на русском языке. Была усовершенствована русская азбука, проводился сравнительный анализ славянского, греческого и латинского языков. Создавались новые учебники по разным школьным предметам на русском языке.

Особенностью педагогического развития этого периода являются реформы Петра I в области образования, связанные с повышением роли государства не только в обучении, но и в воспитании. Недовольства народа этими реформами жестоко подавлялись. В ходе петровских реформ были созданы учебные заведения нового типа. Одним из них стала Академия наук, ставшая важным научно-просветительским центром государства. В состав академии входили университет и гимназия. Было открыто учебное заведение закрытого типа - кадетский корпус. В 1759 г. при императрице Елизавете было создано элитное учебное заведение - Пажеский корпус в Петербурге. Государство стремилось к повышению уровня образованности дворянства, что в конечном итоге привело к осознанию основной массой высшего сословия необходимости получения образования. Активными деятелями этого направления были Федор Салтыков, разработавший план создания академий в каждой губернии, Василий Никитич Татищев, открывший несколько горнозаводских школ, Феофан Прокопович - ярый сторонник светского образования по европейскому образцу, Иван Тихонович Посошков, сторонник классического образования и вместе с тем петровских реформ. К деятелям российского Просвещения можно отнести так же немецкого ученого и философа Г. В. Лейбница, разработавшего собственный проект школьной реформы, характеризующийся практической направленностью обучения. Особое значение в развитии русского образования и педагогики в целом имеет русский ученый энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Он первым стал читать лекции студентам на русском языке, настаивал на научности преподавания. Придерживался позиций сознательного, наглядного, последовательного и системного обучения. М. В. Ломоносов был одним из инициаторов создания Московского университета и определил его интеллектуальную основу, а так же направление развития.

Вторая половина XVIII века отличается повышенным интересом к вопросам образования. Во многом это определилось царствованием Екатерины II - европейски образованного человека. В этот период идут жаркие споры и дискуссии на педагогические темы, возникает множество сочинений с рассуждениями на темы воспитания и обучения. В общем, преобладает склонность к важности общественного воспитания, вступлении на путь европейского образования с сохранением русских традиций.

Теряет престиж славяно-греко-латинская академия, предлагающая классическое образование, и, поэтому, неактуальная в условиях рассматриваемого периода.

Московский университет в своей деятельности во многом опирался на потребности дворян в западноевропейском образовании и приобщении к культурным достижениям Европы. Тяга элиты общества к культуре и искусству подрывает механизм системного научного образования Московского и Петербургского университетов. Число учащихся резко сокращалось, профессора теряли интерес к преподаванию. Для возрождения университета и налаживания педагогического процесса в нем были приглашены иностранные и отечественные ученые. Ими создавались и переводились на русский язык пособия для обучения, учебники по многим предметам. В этот период важным становится гармоничное развитие личности, в которое входит физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание и совершенствование.

В 1766 г. был выпущен устав, модернизирующий программу обучения кадетского корпуса, теперь она делилась на три части: науки, руководствующие к познанию предметов, нужных гражданскому званию; полезные или художественные науки; науки «руководствующие к познанию прочих искусств».

Многие дворянские семьи отдавали своих детей на обучение в частные школы, высшее дворянство предпочитало воспитывать детей дома с привлечением воспитателей-гувернеров.

Екатерина в начале своего царствования живо интересовалась педагогическими достижениями различных государств, проводила активную политику развития и расширения образования в России. В 1763 году ее главным советником по вопросам образования стал Иван Иванович Бецкий (1704-1795). Бецкий создал немало трудов педагогической тематики и способствовал открытию множества учебных заведений для мальчиков и девушек, в числе которых первое женское учебное заведение среднего образования - Смольный институт. Программа института отличалась от программы для мальчиков дополнительными курсами домоводства и политеса.

Существовали многочисленные попытки развития образования для низших сословий в сельских и городских местностях. Однако в связи с отсутствием средств они не увенчались успехом.

Созданная Екатериной в 1782 г. «Комиссия по учреждению народных училищ», призванная работать на повышение общего уровня образования в России, издала в 1786 «Устав народным училищам Российской империи». Согласно этому документу в городах стали открываться малые и главные народные училища. Малые училища являлись школами элементарного базового образования, главные - предлагали изучение наук, в том числе - педагогику.

К концу жизни Екатерину больше стали заботить государственные политические вопросы, жертвами таких приоритетов стали выдающиеся русские просветители Николай Иванович Новиков (1744-1818) и Александр Николаевич Радищев (1749-1802). По этой же причине утратили свои позиции многие учебные заведения.

61. Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в

В начале XIX в. формируется национальная секуляризированная система образования. В этот период заметно повышается качество образования. Количественному развитию мешает нарастание общественного кризиса, выражающееся в крепостнических отношениях, сильном сословном расслоении, традиций обучения и воспитания. Вследствие всего этого формируется интеллектуальная элита, состоящая в основном из выходцев университетов. Среди интеллектуальной элиты общества получение образования воспринималось неотъемлемой частью формирования общественно адекватной личности человека.

О переустройстве общества, в том числе и в образовательной сфере, заботится возникшая в 1830-х гг. новая социальная группа - разночинцы. В период с 1830 по 1860 гг. наметилось два направления в развитии образования: официальное, построенное на авторитарности, национализме, клерикализме и демократическое.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать