Но все же на первом месте в причинах неуспеваемости стоит методика, которую осуществляет учитель. Многие учителя для индивидуальной работы с отстающими используют на уроках карточки со специальными заданиями, которые они сами заранее подготавливают. Однако употребление таких карточек, как правило, не носит систематического, целенаправленного характера, а преследует цель лишь облегчить ребенку выполнение задание с тем, чтобы поставить ему «хотя бы троечку». Согласно ответам учителей на вопрос: «Каково содержание дополнительной работы с отстающими учениками?», у большинства оно не отличается разнообразием. Это - повторное объяснение неусвоенного материала, дополнительные задания, диктанты, постоянное возвращение к пройденному материалу. При этом все без исключения учителя применяют по отношению к неуспевающим детям те же методические приемы, которые рассчитаны на успевающих. Дополнительные занятия с отстающими после уроков или за счет других предметов приносят мало пользы. Отстающие ученики, как правило, устают в большей степени, чем успевающие, и лишать их такой разрядки, как физкультура, нецелесообразно, а после уроков они и вовсе «плохо соображают». Кроме того, факт оставления после уроков травмирует детей, особенно в первом классе. Некоторые даже «плачут и порываются уйти домой вместе с другими детьми».
Рекомендации учителя родителям неуспевающих учеников сводятся к следующему: заставлять ребенка больше читать, проводить с ним диктанты, давать для решения дополнительные примеры и задачи. Однако, как отмечают многие учителя, некоторые родители, особенно из неблагополучных семей, даже после проведенных с ними бесед не занимаются с ребенком - нередко из-за неумения это делать.
Виды поведения учителя, связанные с преодолением неуспеваемости
у отдельных учеников класса, предложенные Ю.З. Гильбухом:
1. Сознательные попытки выяснить конкретные причины отставания в том или ином случае с тем, чтобы учитывать их при выборе коррекционных воздействий.
2. Попытки бороться лишь с проявлениями неуспеваемости.
3. Попытки преодоления неуспеваемости «внешним» путем (обвинение ученика в лености, применение указаний, жалобы родителям и др.).
4. Сознательное завышение оценок неуспевающим и «перетягивание» их из класса в класс.
При этом оказалось, что изолированно указанные тенденции в поведении учителей встречаются достаточно редко, обычно они сочетаются друг с другом.
Совокупность и взаимосвязь причинных факторов, могущих обусловливать общее отставание в учении у младших школьников.
Интересная, гибкая программа развивающего обучения имеет преимущества не только в том, что делает школьные занятия увлекательными. Например, мальчику с трудом давалось чтение и письмо в первых двух классах, где обучение велось по предметам. Он остался на второй год. В глубине души ему было стыдно за свою неудачу. Но он в этом не признавался, уверяя, что ненавидит школу. Даже до того, как начались его школьные неприятности, он плохо уживался со своими товарищами. Иными словами, мы имеем здесь дело с отчетливо выраженными внутрииндивидуальными различиями. При этом наблюдается три основных вида отклонений от индивидуального оптимизма учебной деятельности и, соответственно, выделяются три типа учащихся: 1) те, которые учатся удовлетворительно и хорошо, но ниже актуального уровня своих способностей (диссонирующий фактор - недостаточная сформированность мотивов учебной деятельности); 2) те, кто старается учиться лучше, чем позволяет актуальный уровень развития их способностей, но в результате учатся хуже в связи с эмоциональным стрессом (диссонирующий фактор - завышенный уровень притязаний); 3) те, которые учатся удовлетворительно или хорошо, но могли бы учиться лучше, если бы не имели отдельных недостатков в способностях и учебных умениях (гиперактивность, неустойчивость внимания, несформированность умений слушать учителя, рационально планировать и контролировать свою деятельность и т.п.).
Как ни велико значение коррекционной работы по преодолению уже обнаружившихся учебных неблагополучий, главным направлением их ликвидации должна стать профилактика. Самым же действенным профилактическим средством является поклассная и внутриклассная дифференциация, а также индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
Но можно с уверенностью сказать, что даже самые лучшие педагоги не в состоянии самостоятельно преодолеть все трудности воспитания ребенка. Им необходима помощь родителей. Для этого существуют родительские собрания и частные беседы, в которых учитель и родитель могут поделиться своими знаниями о ребенке, объяснить свои цели и взгляды на воспитание.
Причиной неуспеваемости также могут являться индивидуальные недостатки ребенка. Многие из них исправляются именно в труде, и, прежде всего в труде. Коллективная работа преодолевает эгоизм ребенка и его изолированность от коллектива, способствует росту его социального статуса и веры в себя, помогает найти свое место в коллективе, учит целесообразному взаимодействию с другими людьми.
Общее отставание в учении непосредственно обусловливается либо низкой интенсивностью, ибо низкой эффективностью учебной деятельности, либо пропуском большого количества занятий. Последняя из названных причин нередко взаимодействует с одной из первых двух (также влияющих друг на друга). Низкая эффективность учебной деятельности может в принципе обусловливаться одной или несколькими из следующих детерминант психологического уровня:
1) нарушениями в эмоционально-волевой сфере;
2) большими пробелами в знаниях по пройденному материалу;
3) несформированностью учебных умений и навыков;
4) недостаточным развитием познавательных способностей.
Каждый из этих факторов, в свою очередь, может быть следствием одной или нескольких причин. Например, нарушения в эмоционально-волевой сфере могут обусловливаться как отдельными причинами, действующими на нейрофизиологическом уровне, так и факторами педагогического уровня, относящимися к внеличностной (по отношению к ребенку) сфере.
И все же, что еще может сделать учитель?
Хороший учитель поощряет учеников принимать участие в планировании различных мероприятий, в обсуждении способов их осуществления, разрешает им самим распределять обязанности. Так дети учатся претворять планы в жизнь не только в школе, но и потом, в окружающем мире.
Опыт показал, что если учитель руководит каждым шагом своих учеников, они работают, пока он рядом, но стоит ему уйти, дети перестают работать и начинают шалить. Дети приходят к выводу, что занятия - это ответственность учителя, а не их, поэтому, как только учитель отвернется, они пользуются возможностью делать то, что им нравится. Но если дети сами выбирают и продумывают свою работу и выполняют ее совместно, всем коллективом, они работают с одинаковым усердием, как при учителе, так и в его отсутствие. Почему? А потому, что они знают цель своей работы и все ее этапы, которые им предстоит проделать. Они чувствуют, что это их работа, а не учителя. Каждый из ребят охотно выполняет порученную ему часть работы, потому что он гордится своей ролью уважаемого члена коллектива и чувствует свою ответственностью перед другими детьми.
Именно это поможет «слабому» ребенку принимать непосредственное участие в работе класса и быть наравне со всеми, так как он занят данным ему по силам делом.
Так же важно приобщение детей к труду в семье. Это воспитательный фактор, и, прежде всего фактор нравственный. Не ладится что-то у ребенка в школе, ему часто делают замечания, его часто ругают. А придет домой, сделает что-то полезное - тут же услышит доброе слово родителей. И увидит он, что не такой уж плохой, и легче станет на душе, и жизнь покажется лучше, и захочется сделать что-нибудь хорошее-хорошее, в том числе и исправить дела в школе.
Конечно, никто не может перечислить всех проблем, которые нужно будет решить совместно с ребенком, будь то учебная проблема, проблема взаимоотношений или проблема в семье. Но часть из них уже известна педагогам, которые, столкнувшись с ними, смогли оказать реальную поддержку. Некоторые из таких проблем описаны ниже. Методы, методики и приемы могут быть использованы при решении аналогичных задач.
Начнем с анализа трудностей, описанный в первом параграфе второй главы.
1. Основная трудность: ребенок плохо учится (неуспеваемость).
Учащиеся с трудом усваивают программу по основным предметам на протяжении длительного времени. При этом возникают сомнения, что они смогут учиться хорошо, даже если захотят. Для более удобного изображения, представим их в схеме:
Трудности в обучении (причины трудностей обозначены в соответствии с колонкой 2) | Наиболее вероятные психологические причины (предварительный диагноз) | Общие рекомендации | |
Ш Не выполняет самостоятельные задания или делает их немного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника. 3,6 Ш Безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу. 1,2,6. Ш Что не спросишь--говорит «не знаю» или вообще молчит. 3,4,5,6 Ш Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально. 3,4,5. | 1. Нарушение учебной мотивации | Ш Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности. Ш Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека | |
Ш | 2. Развитие ребенка по «игровому типу» | Ш Смотрите диагностическую таблицу «Развитие ребенка по игровому типу» | |
Ш | 3. Повышенная тревожность | Ш Поддержать доброжелательные взаимоотношения, Ш Найти и обеспечить сферу успеха; Ш Щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Снизить значимость сфер неуспеха. | |
4. Развитие по типу «Хронической неуспеваемости» | Ш Смотрите таблицу «Хроническая неуспеваемость» | ||
5. Нарушение отношений с учителем. | Ш Осознать причины напряженности в отношениях с учеником (неопрятность ребенка, антипатия по отношению к его родителям…) Ш Попытаться понять его проблемы и, если не в силах помочь, то постараться не усугублять их. | ||
Ш | 6. Задержка в психическом развитии (ЗПР). Для подтверждения диагноз требуется заключение медико-педагогической комиссии. | Желательно обучение в классе выравнивания. Ш Игровые формы обучения, репетиторство; Ш Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребенка с окружающим миром. Обязательна консультация со специалистами с целью определения методов спец. коррекции. | |
Другие причины, вызывающие неуспеваемость |
2. Основная трудность: ребенок ленится. Дети, которые, по мнению учителя, учатся хуже своих способностей:
Ш Равнодушие ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу. 1,3 Ш Халтурит, н е хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.п.) не выполняет задания. 1,2,3 Ш Утомленный вид, сонливость или наоборот чрезмерная возбудимость к концу занятия 1,4… Ш Делает все очень медленно, как бы нехотя. 1,2,5 | 1 . Нарушение учебной мотивации | Ш Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности. Ш Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека и т. д. | |
2. Повышенная тревожность | Ш Поддерживать доброжелательные взаимоотношения. Ш Найти и обеспечить сферу успеха. Ш Щадящий оценочный режим в сфере неуспеха. Ш Снизить значимость сфер неуспеха и т. п. | ||
3. Нарушение отношений с учителем | Ш Осознать основную причину зашей неприязни к ученику (его неопрятность, напряженность в отношениях с его родителями и др.) Ш Попытаться понять его проблемы, и если не в силах помочь, то хотя бы не усугублять их и т. п. | ||
4. Сниженная энергетика (требуется заключение психоневролога) | Ш Щадящее обучение (давать возможность отдыхать и доделывать задание дома и после урока, если не успел) Ш Приучать к умению эффективно постанавливать силы и следить за своей работоспособностью | ||
Общая замедленность темпа деятельности | Ш Не осуждать за медлительность. Ш По возможности снизить объем заданий, оценивать прежде всего за качество. |
3) Основная трудность: ребенок рассеян. Учащиеся проявляющие высокую учебную активность, но делают это неэффективно, так как результат активность низкий:
Ш Торопится, отвечает не подумав, старается сделать хорошо, но либо что-нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель; неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле. 1 , 4 Ш Невнимательность, часами сидит за уроками, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил. 1,2,3 | 1.Несформированность организации деятельности | Ш Формирование навыков самоконтроля. Ш Отработка навыков планирования и т. п. | |
2.Повышенная тревожность | Ш Поддерживать доброжелательные взаимоотношения. Ш Найти и обеспечить сферу успеха. Ш Щадящий оценочный режим. Снизить значимость сфер неуспеха и т. п | ||
3. Развитие по типу «Уход от деятельности» | Смотрите диагностическую таблицу «Уход от деятельности». | ||
4.Повышенная энергетика | Ш Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия. Ш Приучать внимательно относиться к инструкциям учителя. Ш Ненавязчивый контроль исполнительности | ||
Другие причины, вызывающие жалобы на рассеянность |
4) Основная трудность: неуправляемый учащийся. Такие дети не способны или не желают выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей и родителей связаны не столько со сферой учения, сколько с поведением:
Ш Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив 1,2,3 Ш Чрезмерная подвижность, суетливость, легкая возбудимость 5 Ш Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо. 1,4 | 1 . Избалованность | Установить тесный контакт с родителями ребенка. Без совместной работы с ними коррекция будет малоэффективна. | |
2.Развитие по «игровому» типу | См. диагностическую. таблицу «Развитие ребенка по игровому типу» | ||
3. Развитие по типу «негативистичная демонстративность» | См. диагностическую таблицу «Развитие ребенка по типу негативистической демонстративности». | ||
4. Повышенная энергетика | Ш Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия. Ш Направление энергии ребенка в социально-приемлемое русло. Ш Ненавязчивый контроль исполнительности (приучать доводить начатое дело до конца) и т. п. | ||
Двигательная расторможенность (требуется заключение психоневролога) | Ш Спокойный стиль взаимоотношений. Ш Порекомендовать родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр). Учитывая стереотипы в воспитании подобных советов, сделать это нужно как можно деликатнее. |
5) Диагностическая таблица «Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость». Главная черта таких учащихся: постоянный страх ошибаться, сделать что-то не так. Дети нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые еще больше дезориентируют их учебную деятельность и, таким образом, неудачи становятся хроническими:
Ш Учил, но не может хорошо ответить. Ш Сильно теряется у доски или вообще молчи, при этом письменные работы выполняет хорошо. Ш Контрольные работы пишет значительно хуже, чем обычные работы. Ш После неудачного ответа не может включиться в работу… | Ш Основная: личностная тревожность. Ш Факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность: 1. нарушение отношений с учителем; 2. завышенные ожидания взрослых; Первичные трудности с освоением школьной программы в результате низкого объема кратковременной памяти, слабого слуха или зрения, логопедические нарушения, слабое развитие мелкой моторики | Ш Поддерживать доброжелательные отношения; Ш Найти и обеспечить сферу успеха; Ш Щадящий оценочный режим в сфере неудач; Ш Снизить значимость сфер неуспеха; Ш Одновременно проводить работу по нейтрализации факторов, поддерживающих тревожность. В случае необходимости проконсультироваться с психологом или логопедом. |
6. Диагностическая таблица «Уход от действительности». Главная черта таких учащихся - склонность к фантазированию. Такие дети часто «витают в облаках» во время урока. Стремятся завладеть вниманием учителя: ведут разговоры на «взрослые» темы, задают вопросы, делают подарки, хвастаются, читают во время урока постороннюю литературу: