Педагогическая поддержка в системе школьного начального образования
p align="left">Следующие трудности появляются вследствие ослабленности организма ребенка в связи с длительными болезнями.

Но все же на первом месте в причинах неуспеваемости стоит методика, которую осуществляет учитель. Многие учителя для индивидуальной работы с отстающими используют на уроках карточки со специальными заданиями, которые они сами заранее подготавливают. Однако употребление таких карточек, как правило, не носит систематического, целенаправленного характера, а преследует цель лишь облегчить ребенку выполнение задание с тем, чтобы поставить ему «хотя бы троечку». Согласно ответам учителей на вопрос: «Каково содержание дополнительной работы с отстающими учениками?», у большинства оно не отличается разнообразием. Это - повторное объяснение неусвоенного материала, дополнительные задания, диктанты, постоянное возвращение к пройденному материалу. При этом все без исключения учителя применяют по отношению к неуспевающим детям те же методические приемы, которые рассчитаны на успевающих. Дополнительные занятия с отстающими после уроков или за счет других предметов приносят мало пользы. Отстающие ученики, как правило, устают в большей степени, чем успевающие, и лишать их такой разрядки, как физкультура, нецелесообразно, а после уроков они и вовсе «плохо соображают». Кроме того, факт оставления после уроков травмирует детей, особенно в первом классе. Некоторые даже «плачут и порываются уйти домой вместе с другими детьми».

Рекомендации учителя родителям неуспевающих учеников сводятся к следующему: заставлять ребенка больше читать, проводить с ним диктанты, давать для решения дополнительные примеры и задачи. Однако, как отмечают многие учителя, некоторые родители, особенно из неблагополучных семей, даже после проведенных с ними бесед не занимаются с ребенком - нередко из-за неумения это делать.

Виды поведения учителя, связанные с преодолением неуспеваемости
у отдельных учеников класса, предложенные Ю.З. Гильбухом:

1. Сознательные попытки выяснить конкретные причины отставания в том или ином случае с тем, чтобы учитывать их при выборе коррекционных воздействий.

2. Попытки бороться лишь с проявлениями неуспеваемости.

3. Попытки преодоления неуспеваемости «внешним» путем (обвинение ученика в лености, применение указаний, жалобы родителям и др.).

4. Сознательное завышение оценок неуспевающим и «перетягивание» их из класса в класс.

При этом оказалось, что изолированно указанные тенденции в поведении учителей встречаются достаточно редко, обычно они сочетаются друг с другом.

Совокупность и взаимосвязь причинных факторов, могущих обусловливать общее отставание в учении у младших школьников.
Интересная, гибкая программа развивающего обучения имеет преимущества не только в том, что делает школьные занятия увлекательными. Например, мальчику с трудом давалось чтение и письмо в первых двух классах, где обучение велось по предметам. Он остался на второй год. В глубине души ему было стыдно за свою неудачу. Но он в этом не признавался, уверяя, что ненавидит школу. Даже до того, как начались его школьные неприятности, он плохо уживался со своими товарищами. Иными словами, мы имеем здесь дело с отчетливо выраженными внутрииндивидуальными различиями. При этом наблюдается три основных вида отклонений от индивидуального оптимизма учебной деятельности и, соответственно, выделяются три типа учащихся: 1) те, которые учатся удовлетворительно и хорошо, но ниже актуального уровня своих способностей (диссонирующий фактор - недостаточная сформированность мотивов учебной деятельности); 2) те, кто старается учиться лучше, чем позволяет актуальный уровень развития их способностей, но в результате учатся хуже в связи с эмоциональным стрессом (диссонирующий фактор - завышенный уровень притязаний); 3) те, которые учатся удовлетворительно или хорошо, но могли бы учиться лучше, если бы не имели отдельных недостатков в способностях и учебных умениях (гиперактивность, неустойчивость внимания, несформированность умений слушать учителя, рационально планировать и контролировать свою деятельность и т.п.).

Как ни велико значение коррекционной работы по преодолению уже обнаружившихся учебных неблагополучий, главным направлением их ликвидации должна стать профилактика. Самым же действенным профилактическим средством является поклассная и внутриклассная дифференциация, а также индивидуализация учебно-воспитательного процесса.

Но можно с уверенностью сказать, что даже самые лучшие педагоги не в состоянии самостоятельно преодолеть все трудности воспитания ребенка. Им необходима помощь родителей. Для этого существуют родительские собрания и частные беседы, в которых учитель и родитель могут поделиться своими знаниями о ребенке, объяснить свои цели и взгляды на воспитание.

Причиной неуспеваемости также могут являться индивидуальные недостатки ребенка. Многие из них исправляются именно в труде, и, прежде всего в труде. Коллективная работа преодолевает эгоизм ребенка и его изолированность от коллектива, способствует росту его социального статуса и веры в себя, помогает найти свое место в коллективе, учит целесообразному взаимодействию с другими людьми.

Общее отставание в учении непосредственно обусловливается либо низкой интенсивностью, ибо низкой эффективностью учебной деятельности, либо пропуском большого количества занятий. Последняя из названных причин нередко взаимодействует с одной из первых двух (также влияющих друг на друга). Низкая эффективность учебной деятельности может в принципе обусловливаться одной или несколькими из следующих детерминант психологического уровня:

1) нарушениями в эмоционально-волевой сфере;

2) большими пробелами в знаниях по пройденному материалу;

3) несформированностью учебных умений и навыков;

4) недостаточным развитием познавательных способностей.

Каждый из этих факторов, в свою очередь, может быть следствием одной или нескольких причин. Например, нарушения в эмоционально-волевой сфере могут обусловливаться как отдельными причинами, действующими на нейрофизиологическом уровне, так и факторами педагогического уровня, относящимися к внеличностной (по отношению к ребенку) сфере.

И все же, что еще может сделать учитель?

Хороший учитель поощряет учеников принимать участие в планировании различных мероприятий, в обсуждении способов их осуществления, разрешает им самим распределять обязанности. Так дети учатся претворять планы в жизнь не только в школе, но и потом, в окружающем мире.

Опыт показал, что если учитель руководит каждым шагом своих учеников, они работают, пока он рядом, но стоит ему уйти, дети перестают работать и начинают шалить. Дети приходят к выводу, что занятия - это ответственность учителя, а не их, поэтому, как только учитель отвернется, они пользуются возможностью делать то, что им нравится. Но если дети сами выбирают и продумывают свою работу и выполняют ее совместно, всем коллективом, они работают с одинаковым усердием, как при учителе, так и в его отсутствие. Почему? А потому, что они знают цель своей работы и все ее этапы, которые им предстоит проделать. Они чувствуют, что это их работа, а не учителя. Каждый из ребят охотно выполняет порученную ему часть работы, потому что он гордится своей ролью уважаемого члена коллектива и чувствует свою ответственностью перед другими детьми.

Именно это поможет «слабому» ребенку принимать непосредственное участие в работе класса и быть наравне со всеми, так как он занят данным ему по силам делом.

Так же важно приобщение детей к труду в семье. Это воспитательный фактор, и, прежде всего фактор нравственный. Не ладится что-то у ребенка в школе, ему часто делают замечания, его часто ругают. А придет домой, сделает что-то полезное - тут же услышит доброе слово родителей. И увидит он, что не такой уж плохой, и легче станет на душе, и жизнь покажется лучше, и захочется сделать что-нибудь хорошее-хорошее, в том числе и исправить дела в школе.

Конечно, никто не может перечислить всех проблем, которые нужно будет решить совместно с ребенком, будь то учебная проблема, проблема взаимоотношений или проблема в семье. Но часть из них уже известна педагогам, которые, столкнувшись с ними, смогли оказать реальную поддержку. Некоторые из таких проблем описаны ниже. Методы, методики и приемы могут быть использованы при решении аналогичных задач.

Начнем с анализа трудностей, описанный в первом параграфе второй главы.

1. Основная трудность: ребенок плохо учится (неуспеваемость).

Учащиеся с трудом усваивают программу по основным предметам на протяжении длительного времени. При этом возникают сомнения, что они смогут учиться хорошо, даже если захотят. Для более удобного изображения, представим их в схеме:

Трудности в обучении (причины трудностей обозначены в соответствии с колонкой 2)

Наиболее вероятные психологические причины (предварительный диагноз)

Общие рекомендации

Ш Не выполняет самостоятельные задания или делает их немного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника. 3,6

Ш Безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу. 1,2,6.

Ш Что не спросишь--говорит «не знаю» или вообще молчит. 3,4,5,6

Ш Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально. 3,4,5.

1. Нарушение учебной мотивации

Ш Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности.

Ш Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека

Ш

2. Развитие ребенка по «игровому типу»

Ш Смотрите диагностическую таблицу «Развитие ребенка по игровому типу»

Ш

3. Повышенная тревожность

Ш Поддержать доброжелательные взаимоотношения,

Ш Найти и обеспечить сферу успеха;

Ш Щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Снизить значимость сфер неуспеха.

4. Развитие по типу «Хронической неуспеваемости»

Ш Смотрите таблицу «Хроническая неуспеваемость»

5. Нарушение отношений с учителем.

Ш Осознать причины напряженности в отношениях с учеником (неопрятность ребенка, антипатия по отношению к его родителям…)

Ш Попытаться понять его проблемы и, если не в силах помочь, то постараться не усугублять их.

Ш

6. Задержка в психическом развитии (ЗПР). Для подтверждения диагноз требуется заключение медико-педагогической комиссии.

Желательно обучение в классе выравнивания.

Ш Игровые формы обучения, репетиторство;

Ш Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребенка с окружающим миром.

Обязательна консультация со специалистами с целью определения методов спец. коррекции.

Другие причины, вызывающие неуспеваемость

2. Основная трудность: ребенок ленится. Дети, которые, по мнению учителя, учатся хуже своих способностей:

Ш Равнодушие ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу. 1,3

Ш Халтурит, н е хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.п.) не выполняет задания. 1,2,3

Ш Утомленный вид, сонливость или наоборот чрезмерная возбудимость к концу занятия 1,4…

Ш Делает все очень медленно, как бы нехотя. 1,2,5

1 . Нарушение учебной мотивации

Ш Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности.

Ш Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека и т. д.

2. Повышенная тревожность

Ш Поддерживать доброжелательные взаимоотношения.

Ш Найти и обеспечить сферу успеха.

Ш Щадящий оценочный режим в сфере неуспеха.

Ш Снизить значимость сфер неуспеха и т. п.

3. Нарушение отношений с учителем

Ш Осознать основную причину зашей неприязни к ученику (его неопрятность, напряженность в отношениях с его родителями и др.)

Ш Попытаться понять его проблемы, и если не в силах помочь, то хотя бы не усугублять их и т. п.

4. Сниженная энергетика (требуется заключение психоневролога)

Ш Щадящее обучение (давать возможность отдыхать и доделывать задание дома и после урока, если не успел)

Ш Приучать к умению эффективно постанавливать силы и следить за своей работоспособностью

Общая замедленность темпа деятельности

Ш Не осуждать за медлительность.

Ш По возможности снизить объем заданий, оценивать прежде всего за качество.

3) Основная трудность: ребенок рассеян. Учащиеся проявляющие высокую учебную активность, но делают это неэффективно, так как результат активность низкий:

Ш Торопится, отвечает не подумав, старается сделать хорошо, но либо что-нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель; неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле. 1 , 4

Ш Невнимательность, часами сидит за уроками, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил. 1,2,3

1.Несформированность организации деятельности

Ш Формирование навыков самоконтроля.

Ш Отработка навыков планирования и т. п.

2.Повышенная тревожность

Ш Поддерживать доброжелательные взаимоотношения.

Ш Найти и обеспечить сферу успеха.

Ш Щадящий оценочный режим. Снизить значимость сфер неуспеха и т. п

3. Развитие по типу «Уход от деятельности»

Смотрите диагностическую таблицу «Уход от деятельности».

4.Повышенная энергетика

Ш Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия.

Ш Приучать внимательно относиться к инструкциям учителя.

Ш Ненавязчивый контроль исполнительности

Другие причины, вызывающие жалобы на рассеянность

4) Основная трудность: неуправляемый учащийся. Такие дети не способны или не желают выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей и родителей связаны не столько со сферой учения, сколько с поведением:

Ш Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив 1,2,3

Ш Чрезмерная подвижность, суетливость, легкая возбудимость 5

Ш Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо. 1,4

1 . Избалованность

Установить тесный контакт с родителями ребенка. Без совместной работы с ними коррекция будет малоэффективна.

2.Развитие по «игровому» типу

См. диагностическую. таблицу «Развитие ребенка по игровому типу»

3. Развитие по типу «негативистичная демонстративность»

См. диагностическую таблицу «Развитие ребенка по типу негативистической демонстративности».

4. Повышенная энергетика

Ш Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия.

Ш Направление энергии ребенка в социально-приемлемое русло.

Ш Ненавязчивый контроль исполнительности (приучать доводить начатое дело до конца) и т. п.

Двигательная расторможенность (требуется заключение психоневролога)

Ш Спокойный стиль взаимоотношений.

Ш Порекомендовать родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр). Учитывая стереотипы в воспитании подобных советов, сделать это нужно как можно деликатнее.

5) Диагностическая таблица «Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость». Главная черта таких учащихся: постоянный страх ошибаться, сделать что-то не так. Дети нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые еще больше дезориентируют их учебную деятельность и, таким образом, неудачи становятся хроническими:

Ш Учил, но не может хорошо ответить.

Ш Сильно теряется у доски или вообще молчи, при этом письменные работы выполняет хорошо.

Ш Контрольные работы пишет значительно хуже, чем обычные работы.

Ш После неудачного ответа не может включиться в работу…

Ш Основная: личностная тревожность.

Ш Факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность:

1. нарушение отношений с учителем;

2. завышенные ожидания взрослых;

Первичные трудности с освоением школьной программы в результате низкого объема кратковременной памяти, слабого слуха или зрения, логопедические нарушения, слабое развитие мелкой моторики

Ш Поддерживать доброжелательные отношения;

Ш Найти и обеспечить сферу успеха;

Ш Щадящий оценочный режим в сфере неудач;

Ш Снизить значимость сфер неуспеха;

Ш Одновременно проводить работу по нейтрализации факторов, поддерживающих тревожность.

В случае необходимости проконсультироваться с психологом или логопедом.

6. Диагностическая таблица «Уход от действительности». Главная черта таких учащихся - склонность к фантазированию. Такие дети часто «витают в облаках» во время урока. Стремятся завладеть вниманием учителя: ведут разговоры на «взрослые» темы, задают вопросы, делают подарки, хвастаются, читают во время урока постороннюю литературу:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать