Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо
з того же источника, откуда проистекает счастье, развивается и добродетель, которую Руссо понимает, как любовь к другим.

1) ibid., стр.34.

2) ibid., стр.54, 55, 58 и др.: "Понятие долга немыслимо в их годы".

3)"Эмиль", сир.47.

4)"Эмиль", стр.47, 52, 53 и др. "Знаете ли вы каков самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его не знать ни в чем отказа".

Раз у человека будет более сил, чем желаний, он будет расходовать свои силы на других. По Руссо, эгоистами, злыми делаются слабые люди, у которых все силы уходят на удовлетворение собственных желаний 1). Напротив, у сильного человека его первоначальное, природное чувство, - любовь к самому себе, себялюбие, естественно, переходит в любовь к другим. Он скоро удовлетворяет свои простые потребности и обращает свое внимание на других. В человеческих отношениях внимание к другим наиболее возбуждается видом страданий их. Здесь нет никакой зависти к положению ближнего, с одной стороны, а с другой, именно страдания их нуждаются в нашей помощи, в силах. Таким образом добродетель, как любовь к ближним, естественно вытекает из того же соотношения между силой и волей, из какого и счастье и проявляется прежде всего как сострадание. Но проявляясь, как сострадание, любовь к людям, однако, не расходится с ощущением счастья В противоположность обычному и поверхностному взгляду, Руссо утверждает, что принятые признаки счастья: "шумные забавы, буйная радость (зачастую) скрывают досаду и скуку", напротив, именно "умиление и слезы сопровождают самые сладкие радости". Сострадание нераздельно с счастьем. Если зрелище страданий и возбуждает в человеке сначала грусть, "зато, как только он углубится в самого себя, он ощутит удовольствие. Видя, от скольких зол он избавлен, он чувствует себя счастливее, нежели думал. Он разделяет огорчения своих ближних, но участие это добровольно и приятно. Он ощущает в себе тот избыток сил, благодаря которому мы переносимся от самих себя к внешнему миру и на него обращаем деятельность, которая не нужна для нашего существования" 2). Таким образом и у Руссо, как у Локка, счастье и добродетель, по существу, близки друг другу. Только у Локка человек, воспитываясь к добродетели, получает и наивысшее счастье. Тогда как, по мысли Руссо, воспитываясь в условиях счастья, в условиях развития сил и обуздывания желаний, человек достигает естественного перехода себялюбия в любовь и сострадание к другим.

1.4 Руководящие идеи педагогической системы Руссо

Воспитание должно быть индивидуальным, т.е. соответствовать природе воспитываемой личности.

1)"Эмиль", стр.34: "Гоббс назвал злого человека", - говорит Руссо, "сильным ребенком. Это совершенно ложно. Злость всегда порождается слабостью: ребенок только потому и зол, что слаб; сделайте его сильным, он будет добр; личность, которая могла бы всегда и все сделать, никогда не делала бы зла. Недаром все народы, признававшие существование двух начал, всегда считали злое начало слабее доброго".

2)"Эмиль", стр. 242.

Эта идея индивидуализма, уже ясно выраженная Локком, составляет основной, исходный пункт и в педагогической системе Руссо. Ею определяется вся постановка воспитания Эмиля. Она лежит в основе воспитания детей героини "Новой Элоизы", - Юлии. По мысли Руссо, совершенное воспитание должно быть воспитанием естественным: оно должно всецело отвечать природе воспитываемого; в нем не должно быть ничего наносного, привходящего извне, чуждого природе. Такое воспитание, по существу, должно совпадать с саморазвитием природы, с саморазвитием ребенка, не ускоряя, ни подавляя его. Руссо настойчиво, неоднократно указывает, что с ребенком надо обращаться бережно, соответственно его возрасту и имея в виду его личные особенности. "Уважайте детство", - говорит Руссо в "Эмиле", - "обращайтесь с ребенком сообразно его возрасту!" Не спешите применять шаблон в воспитании, ибо "каждый ум имеет свой собственный склад, сообразно которому и следует управлять им. Осторожный наставник должен долго наблюдать природу ребенка: хорошенько следит за ним, прежде чем скажет ему первое слово" 1). "Детство", - говорится в "Новой Элоизе", - "имеет ему одному свойственные: образ мыслей, чувства, взгляд на вещи. Нет ничего неразумнее стремления заменить их нашими". При этом каждое дитя, рождаясь, приносит с собою особенный темперамент, который определяет его способности и характер и который нужно не изменять или стеснять, а, напротив, развивать или совершенствовать". Руссо возмущается обычным. воспитанием, которое действует "всегда по одной и той же формуле, не обращая внимания на громадную разницу между умами", возмущается, что "мы стесняем со всех сторон природу, изглаживаем великие душевные качества, чтобы заменить их ничтожными и призрачными" 2). В результате, "после множества забот, истраченных на порчу истинных даров природы в детях, пустой и мишурный блеск, который был предпочтен этим дарам, быстро исчезает, а задавленная природа уже не возвращается больше: мы теряем вместе и то, что разрушили, и то, что сделали". ("Новая Элоиза" 3).

С этой основной идеей тесно связаны другие, более частные педагогические принципы. Индивидуальное, естественное воспитание должно давать широкое место самодеятельности питомца, - даже больше, - оно должно быть все построено на ней. "Все средства из себя", - вот девиз, который Руссо старается последовательно провести как в воспитании, так и в обучении Эмиля.

1) Жан-Жак Руссо, "Эмиль, или о воспитании", изд. Н.Л. Тиблена СПб., 1866 г., стр.60, 77 и др.

2)"Новая Элоиза", в том же издании.

3)"Новая Элоиза", стр.484 и др.

Эмиля не подталкивают ни в чем; ему не внедряют, собственно, ни нравственных, ни теоретических познаний. Он все добывает собственными силами и опытом. Деятельность воспитателя при воспитании Эмиля больше отрицательная, чем наставительно-положительная: "она состоит не в том, чтобы учить истине и добру, но в том, чтобы предохранят сердце от порока, а ум от заблуждений. Но и в этом последнем отношении (в предохранении) воспитание должно держаться "хорошо направленной свободы", а не насилия и принуждения, которые только извращают природу, или принижая и забивая ребенка, или озлобляя его против воспитателя. Руссо допускает одну принудительную дисциплину, - дисциплину естественной необходимости, вытекающую из самого положения вещей. Только эта дисциплина научает ребенка благоразумию, не возбуждая злости и досады 1). "Положим, что ваш ребенок портит все, до чего ни прикоснется: не сердитесь; удаляйте от его рук все, что он может испортить, Он ломает свою мебель, не спешите заменить ее новою: дайте ему почувствовать неприятность лишений. Он бьет окна своей комнаты: пусть ветер дует на него день и ночь; не бойтесь простуды, потому что пусть ребенок будет лучше с насморком, нежели безумным (безрассудным). Никогда не жалуйтесь на неудобства, которые он вам причиняет, но сделайте так, чтобы он первый почувствовал их" 2). Чуждое всякого искусственного побуждения со стороны воспитателя индивидуально-естественное воспитание должно быть медленным и строго постепенным Руссо против искусственной выгонки "скороспелых плодов", против воспитания, которое создает "юных докторов и старых детей". Руссо часто говорит, что он хотел бы задержать развитие ребенка, что самое полезное правило воспитания "заключается не в том, чтобы выигрывать время, а в том, чтобы его терять" 2). Итак, идеальное воспитание должно строго соответствовать природе воспитываемой личности, должности строиться на саморазвитии и самодеятельности этой личности, при условиях свободы и постепенности.

1)"Эмиль", стр. 57: "Достаточно одной узды необходимости, чтобы сковывать, Понуждать, удерживать его, не возбуждая в нем ропота; посредством одной силы вещей можно сделать его гибким и послушным, не давая повода к развитию в нем какого-либо порока". См. также стр.50-51: "Держите ребенка в зависимости от одних только внешних явлений, и вы будете идти естественным путем в деле воспитания. Противопоставляйте неразумным его желаниям только физические препятствия, или наказания, вытекающие из самых поступков".

2)"Эмиль", стр. 68.

3) ibid., стр. 59.

1.5 Обстановка воспитания Эмиля

Идея индивидуальности или естественности в воспитании обусловливает у Руссо и ту воспитательную обстановку, в какую он ставит своего Эмиля и какую, очевидно, считает лучшей. Раз воспитание должно совпадать с саморазвитием природы воспитываемой личности, то наилучшей обстановкой для него было бы уединение, жизнь с воспитателем вне общества, вдали от его влияний. Руссо стоит за "уединенное", отшельническое воспитание 1). Вот почему Эмиль воспитывается вне общества, в деревенском имении, в непосредственном общении только со своим воспитателем. Общество слишком ускоряет развитие: внушает природе ребенка несвойственные ей преждевременные, а следовательно, и дурные влечения, т.е. всегда, - будь оно дурное или хорошее, - искажает, извращает природу. Руссо не потому только воспитывает своего Эмиля вне общества, что относится отрицательно к его культуре (хотя он, действительно, так к ней относился). Для своего педагогического полуромана, полутрактата он мог бы создать идеальное общество и поместить в него Эмиля. В целях идеального, "естественного" воспитания Руссо против всякого общества, как и против всякой книги. Чтобы обеспечить воспитанию строго естественный, индивидуальный характер, он выбрасывает за борт все книги, за исключением одной, которую и то только допускает. Он с удовольствием бы, до поры до времени, выбросил и всякое общество - не исключая и общества детей, - если бы это было так просто и так возможно). Но от людей невозможно уйти, и потому Руссо воспитывает своего Эмиля в деревне 2) где опасность соприкосновения с простыми, занятыми крестьянами не так велика, и не так грозит извращением развития природы. Воспитание должно быть строго природосообразным и индивидуальным, должно все извлекать из природы самого воспитанника, и потому даже воздействия воспитателя должно быть крайне ограничены и осторожны.

1.6 Индивидуалистическая задача воспитания, по Руссо

Руссо воспитывает Эмиля без общества и, пожалуй, даже не для общества, по крайней мере, не для реального, сложившегося общества, с его искусственными (для отвлеченно-идеальной точки зрения) границами отдельных государств, с его неустойчивыми, зыбкими делениями людей на классы, по состояниям и роду занятий.

1) ibid., стр.75: "Уединенное воспитание было бы предпочтительнее уже по одному тому, что оно дает ребенку время созреть".

2)"Эмиль", стр.61: "Но куда же поместить ребенка?... На луну или на необитаемый остров? Удалить его от всех людей? Может ли он избегнуть встречи с другими детьми его возраста? Я понимаю эти трудности, я сознаю их, может быть, они непреодолимы; но, как бы то ни было, при старании они до известной степени преодолеваются".

3)"Вдали от этой сволочи, лакеев, самых недостойных из людей, после своих господ, вдали от грязных городских нравов, которые, вследствие лоска, прикрывающего их, делаются привлекательными и заразительными для детей. Между тем как пороки крестьян, высказывающиеся без прикрас и во всей своей наготе скорее могут отвратить, чем соблазнить ребенка". "Эмиль", стр. 62.

При воспитании для этого общества, пришлось бы сообразовать воспитание с положением, состоянием и кругом занятий, к которому предназначается питомец. Но, при изменчивости человеческих положений, пригодность такого, практически-общественного воспитания могла бы легко оказаться призрачной. Все может измениться для человека, но всегда останется неизменным для него то, что о н - человек, останется неизменным "общее для всех призвание - быть человеком. Поэтому и Эмиль воспитывается "быть человеком". Эта общая цель воспитания заключает в себе два момента: развитие полноты истинно человеческих сил и сохранение естественной простоты потребностей. Полнотой сил и простотой потребностей и обусловливается истинно-человеческое, верное счастье, которое Руссо полагает, как цель человеческой жизни. По Руссо, кто хорошо воспитан быть человеком (т.е. иметь полноту сил и простоту потребностей, - только истинно-человеческие и общечеловеческие потребности), "тот не может дурно выполнять и других должностей, которые выпадут ему на долю". Таким образом, индивидуалистическому, по обстановке, воспитанию Руссо ставит и индивидуалистическую задачу, - саморазвитие человека до сильной человеческой личности, которая бы "жила", "чувствовала" свою жизнь и свое счастье в полноте своих сил и потребностей 1).

1.7 Периоды воспитания или периоды саморазвития человеческой личности

Преследуя указанную задачу, воспитание должно быть крайне осторожно в отношении к силам развивающейся личности. Как, по идеям Коменского, должно идти постепенно обучение, так строгой постепенности должно держаться, по Руссо, и воспитание. Стадии этой постепенности, соответственные развитию ребенка, Руссо и намечает в своем "Эмиле". Первая стадия, - с рождения до образования речи, - стадия полной беспомощности или бессилия. Существование ребенка здесь мало чем отличается от существования его во чреве матери. У него нет даже физических сил, тем более нет никакой духовной жизни, - "едва-едва существуют ощущения, и то более в страдательной форме, как ощущения известных субъективных состояний (удовольствия или боли от впечатлений) 2). "Вторая стадия, - с развития речи до 12-ти лет, - стадия развития физических сил и начала духовной жизни.

1)"Эмиль", стр.7.

2)"Эмиль", кн.1-ая, стр.29, 43.

У ребенка нет еще ни рассудка, ни нравственных понятий, но, в связи с физическими силами и физической подвижностью, развивается и крепнет деятельность внешних чувств. Третья стадия, - от 12 до 15 лет, - стадия развития умственных сил и начала развития нравственного 1), "самое драгоценное время жизни, не повторяющееся и очень краткое", "время для работы, занятий, ученья". Наконец, четвертая стадия, - критический период юности, - стадия страстей и нравственного саморазвития, "когда человек, действительно, возрождается к жизни, и ничто человеческое ему не чуждо".

По этим четырем стадиям, соответственно их особенностям, изменяется и самое воспитание. На первой стадии оно представляет собой элементарное попечение о ребенке; на второй - воспитание физическое и воспитание внешних чувств; на третьей - воспитание умственное, и на четвертой - воспитание нравственное. Каждому воспитанию в "Эмиле" посвящена особая книга 2).

1.8 Вопросы

1. Кто в педагогике является оригинальным представителем французского просвещения 18-го века? Каковы были впечатления Руссо в доме отца? Вне дома, у аббата Ламберсье? В ученье у гравера - мастера? Чем характеризуется последующий период его жизни? Какое время здесь имело особенное значение для духовного развития Руссо? Когда начинается литературная деятельность Руссо? Когда был написан "Эмиль или о воспитании"? Как сложились последние годы жизни Руссо?

2. Как смотрит Руссо на духовную жизнь ребенка? Откуда она начинается? Почему Руссо называет детство "сном разума?" Есть ли в ребенке какие-либо нравственные понятия?

3. В чем цель человеческой жизни, по Руссо? Где лежит путь к человеческому счастью? Откуда развивается добродетель, по Руссо? Какое отношение добродетели к счастью?

4. Какая идея составляет основной пункт в педагогической системе Руссо? Какие другие педагогические принципы связаны с идеей естественности или индивидуализма в системе Руссо? В чем состоит деятельность воспитателя, по Руссо? Какого рода дисциплину допускает Руссо в воспитании?

5. Почему Эмиль у Руссо воспитывается вне общества?

6. В чем состоит цель воспитания Эмиля?

7. Сколько стадии Руссо указывает в развитии Эмиля? Чем характеризуется каждая стадия в психологическом отношении? Каково содержание воспитания на каждой стадии?

1) У него личные добродетели, но нет общественных, стр.216.

2) Пятая книга, в связи с выбором Эмилю подруги жизни, посвящена воспитанию женщины. Шестая трактует о пользе образовательных путешествий для юноши.

2. Жан-Жак Руссо. Его взгляды на первоначальное (физическое) воспитание (до 12-ти лет)

2.1 Кто должен воспитывать ребенка, по Руссо?

Приступая в первой книге к изложению правил воспитания, Руссо, в первую очередь, касается вопроса: кому воспитывать? Сам отказавшийся воспитывать своих детей, сам отдававший их в приют и никогда не знавший их, Руссо в "Эмиле" дает лучшее обоснование родительского долга воспитывать детей своих самим. Воспитание, естественно, лежит на родителях: те, кто дали ребенку жизнь, должны и научить ребенка "жить" ("искусству жить"), - в чем, как мы знаем, и состоит задача воспитания. "Тот, кто не может выполнить обязанностей отца", - говорит Руссо 1) - "не имеет права быть им. Никакая бедность, никакие занятия, никакое человеческое величие не избавляет его от обязанности кормить и самому воспитывать своих детей". Заботы первых лет, конечно, принадлежат матери. За исключением случаев болезненности, мать сама должна кормить своего ребенка. Руссо прекрасно выясняет все общественно-моральное значение материнских попечений о ребенке. "Нет матери, нет и ребенка. Между ними обязанности взаимные; и если одна сторона дурно выполняет эти обязанности, то другая будет так же ими пренебрегать. Ребенок должен любить мать прежде, чем сознает, что обязан любить ее. Если голос крови не подкрепляется привычкою и заботами, он заглушается в первых же годах, и сердце, так сказать, умирает прежде, нежели пробудится". Нет попечений матери, нет семьи, "Весь нравственный строй нарушается; привычка не скрепляет узы крови; нет более ни отцов, ни матерей, ни детей, ни братьев. ни сестер; все едва знакомы между собою: могут ли они любить друг друга? Каждый думает только о себе 2) По глубокой мысли Руссо, воспитание чужими не дает основных нравственных завязей, которые в ребенке создаются семьей. Дети, удаленные, разбросанные по пансионам, монастырям и коллегиям, утратят привязанность к родительскому дому, или, лучше сказать, приобретут привычку не чувствовать привязанности ни к чему". Но Руссо считается, однако, с трудностью и даже невозможностью обойтись без воспитателя.

1)"Эмиль", стр.15.

2)"Эмиль", стр.11.

Поэтому и надо знать, кому можно поручить воспитание ребенка и на каких условиях. Воспитатель Руссо своеобразно-идеален. Он - не наемник; он - бескорыстный друг питомца и семьи: "есть такие благородные занятия", - замечает Руссо, - "которым нельзя отдаваться за деньги, не выказывая себя, тем самым, недостойным их: таково занятие военного; таково занятие воспитателя". Помимо других общеизвестных качеств, воспитатель, по Руссо, "вопреки общепринятому взгляду, должен быть молод", "чтобы он мог сделаться товарищем своего ученика и вызвать его доверие, разделяя его забавы". При том Руссо хотел бы, чтобы у ребенка все время, с первых дней и до конца воспитания, был один воспитатель, и чтоб одновременно он был учителем и воспитателем. Словом, он хотел бы, чтобы у ребенка с колыбели был верный, чуткий и бессменный друг. Такому воспитателю он поручает своего Эмиля.

2.2 Первые заботы о ребенке: питание, закаливание ребенка и развитие речи

Первые заботы о ребенке почти исчерпываются физическим за ним уходом: его питанием, содержанием тела в чистоте, укреплением и проч. Руссо и делает по этому уходу указания. Пищей первых лет для ребенка служит молоко матери, но, если брать кормилицу, то надо брать с молодым, водянистым, молоком (легче переваривающимся) и здоровую, не только телом, но и душой: у раздражительных кормилиц легко портится молоко. К тому же раздражительность кормилицы отражается и на характере ребенка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать